Основные этапы и анализ учебно - воспитательной работы на ступенях "Старшеклассник", "Выпускник"
материал по теме
В материале представлен опыт работы классного руководителя по составлению анализа итогов учебно - воспитательной работы, который помогает устанавливать определенную преемственность между истекшим и новым учебными годами, позволяет сохранять традиции, стиль всей школьной жизни. Воспитательная программа классного руководителя составлена на основе "Программы воспитания школьника" Щурковой Н.Е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 322.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
Основные этапы и анализ учебно - воспитательной работы на ступенях "Старшеклассник", "Выпускник"
Коренюгина Лариса Владимировна классный руководитель 11 класса, учитель географии, краеведения, биологии
Введение
Воспитательная система - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива.
Системность воспитательной работы подразумевает владение, создание постоянной воспитательной среды, которая наполнена разнообразной предметной и духовной деятельностью детей, на осмысление наивысших ценностей жизни: «природа», «человек», «жизнь», «общество», «моё Я». Кто должен организовывать воспитательный процесс в школе? Директор школы – стратег воспитательной системой, знающий цель, задачи воспитательной деятельности. Заместитель директора по воспитательной работе - тактик воспитательного процесса. Учитель - реализующий воспитательный потенциал урока. Психолог, отслеживающий индивидуальные особенности развития ребёнка. Социальный педагог, определяющий социальную атмосферу в школе, в классе.
Моя роль как классного руководителя в организации воспитательной системы - обеспечить педагогическое сопровождение, педагогическую поддержку, педагогическое направление максимального развития индивидуальности.
1. Программа воспитательной системы
Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном, личностном и профессиональном становлении.
Ступень «Младший подросток» (5, 6 класс)
Цель: Способствовать формированию представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле.
Ключевая ценность - жизнь Человека, обретающего способность к самосознанию, признанию человека как носителя культуры, творца.
Задачи воспитания: Обеспечить ценностно-смысловой диалог развивающейся личности с социумом путем включения ее (на разных этапах развития) в процессы социализации (социальной адаптации, социального творчества) на основе принятия ею норм и ценностей этико-правовой и духовно-нравственной культуры;
Ступень «Старший подросток» (7, 8 класс)
Цель: Способствовать формированию отношений к социальному устройству человеческой жизни.
Ключевая ценность на этой ступени является жизнь Общества, отношение к социальной стороне жизни человека, к роли гражданина в обществе.
Задачи воспитания: Обеспечить взаимодействие подрастающей личности с миром человеческой культуры на основе освоения и приумножения общекультурного и национального наследия в процессе образования, творчества и социальной практики.
Ступень «Старшеклассник» (9, 10 класс)
Цель: Способствовать формированию образа жизни, достойного Человека.
Ключевая ценность - образ Жизни, конечный результат - формирование принципов добра, истины, красоты как принципов собственной жизни.
Задачи воспитания: Расширить спектр взаимодействия личности с миром природы с учетом признания ею ценностей здорового образа жизни, экологической безопасности окружающего мира, принятия норм толерантного поведения, культуры общения и
взаимодействия.
Ступень «Выпускник» - заключительный этап школьного воспитания, становление личностного внутреннего мира «Я».
Цель: Способствовать формированию жизненной позиции, развитию способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Ключевая ценность – Моя жизненная позиция. Выпускник - молодой человек, стоящий на рубеже новой жизни, способный решать проблемы и самостоятельно конструировать содержание собственной жизни. Задачи воспитания: Ориентировать личность на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию, профессиональное самоопределение.
Программа имеет богатый методический комплекс, позволяющий повышать образование, пробовать новые методики и технологии; легко отслеживать результаты, вести коррекционную работу.
Воспитательная система учитывает определяющие характеристики личности:
– потребности, интересы, ценности, идеалы, объединенные общей направленностью (по выражению С.Л. Рубинштейна, «Что человек хочет?»);
– способности, талант, опыт, умения и навыки, создаваемые генетическими предпосылками и реализацией возможностей в деятельности и общении («Что человек может?»);
– проявление типа нервной системы (темперамент), особенности эмоциональной реакции и динамики деятельности индивида («Как действует?»);
– характер, определяющий индивидуальную неповторимость всех личностных свойств («Что человек есть?») в качестве структурной интеграции отношений.
Воспитательная система предполагает создание воспитательного пространства, выделение основных ориентиров к которым формируются ценностные отношения (позиция личности) Человека как личности.
Основные ориентиры воспитательной программы | Конкретные позиции личности |
Природа; достижения искусства; внешний облик человека; его здоровье | эстетическая позиция личности |
Другой человек; Я сам; моральные нормы и правила взаимоотношений между людьми | нравственная позиция личности |
История Отечества; национальные традиции, обычаи; достижения национальной культуры | патриотическая позиция личности |
Общественное устройство страны | общественная позиция личности |
Государство - (внешняя и внутренняя политика) | политическая позиция личности |
Закон | правовая позиция личности |
Труд, его продукты, трудовой процесс; виды труда; профессия | деловая позиция личности |
Система основных направлений организации совместной деятельности классного коллектива.
Направления деятельности | Деятельность класса | Деятельность школы | Внешкольная деятельность |
Интеллектуальное | «Я и мои способности» | «Университет мудрости» | «Русский медвежонок», «Британский бульдог», предметные олимпиады (русский язык, английский язык, обществознание география, биология, физика) и др., |
Гражданско-патриотическое | «Я и моя Родина» | «Краевед» | Краеведческий музей (национальные особенности края, история родного края, земляки) |
Художественно-эстетическое | «Мир прекрасного» | «РАЦ» | ДШИ, РДК региональные конкурсы |
Спортивно-оздоровительное | «Я и моё здоровье» | «Спорт и Здоровье» | ДЮСШ |
Духовно – нравственное | «Я и мой досуг» | «Культура» | ДШИ, РДК, региональные конкурсы |
Трудовое | «Труд» | «Биржа труда» | Трудовые десанты, экскурсии на предприятия |
Организация деятельности подчиняется общему принципу индивидуальной склонности и свободного творчества. Следование такому принципу придает деятельности личностный смысл и позволяет выявить природную предрасположенность школьника к какому- то виду деятельности. Данная работа коллективом продолжается на уровне класса, общешкольных мероприятий, организованных «Центром Школьника» и внешкольных мероприятиях. Средства, методы, формы воспитательного процесса.
Средства | Сущность, формы, содержание средства | Методы | Формы |
Язык морали | Разум, быт, нравы, традиции, законы | методы игры и игрового тренинга: «Художественный образ поведения»; | Часы интересного общения (ЧИО)*, КТД, игры, опросники, анкеты, тренинги и конкурсы, выставки, экскурсии и т.д, |
Искусство | Литература, художественные образы, музыка, танец, речь, | ||
Наука | Закономерности, понятия, формулы, символы, знаки | ||
Персоналии | Выдающиеся личности, их поведение, образ, опыт | ||
Материальные ценности | Цена предмет, отношение к предмету, суть предмета |
2. Воспитательная система: ступень «Старшеклассник» - этот возраст один из самых благодатных для становления личности человека. Происходит осознание своей жизни в целом, осмысление общих законов мироздания. В этот период становления личности важно создавать условия для реализации собственных возможностей старшеклассников определять цели, выбирать, методы и направления для их реализации, выстраивать собственную жизнь все это под силу старшекласснику. Постановка цели и задач в новом учебном году 2012-2013 основаны на анализе воспитательной работы за предыдущий учебный год:
- В новом учебном году необходимо совместно с родителями и общественностью осуществить решение задач по профессиональному просвещению обучающихся;
- Необходимо вести систематическую работу по профилактике правонарушений, других негативных явлениях в обществе;
- Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. Своевременно сообщать родителям о пропусках и возможных проблемах ребенка в школе;
- В новом учебном году продолжать реализацию воспитательной программы на ступени «Старшеклассник». Способствовать развитию таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, ответственность.
Цель: Способствовать формированию образа жизни, достойного Человека.
Ключевая ценность - образ Жизни, конечный результат - формирование принципов добра, истины, красоты как принципов собственной жизни.
Задачи воспитания:
- Совершенствование работы по воспитанию патриотизма, гражданственности, духовности;
- Дальнейшее развитие познавательного интереса и повышение интеллектуального уровня учащихся;
- Активизация деятельности классного самоуправления на позициях инициативы самих учащихся;
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни;
Анализ воспитательной работы коллектива класса за 2012-2013 уч.гг.
Воспитательные задачи на 2012-2013 уч.г:
- Совершенствование работы по воспитанию патриотизма, гражданственности, духовности;
- Дальнейшее развитие познавательного интереса и повышение интеллектуального уровня учащихся;
- Активизация деятельности классного самоуправления на позициях инициативы самих учащихся;
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни;
- Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение её (семьи) к организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Общая оценка решения воспитательных задач на ступени «Старший подросток» складывается из результативности прохождения первого этапа (8 класс) и второго этапа (9 класс). Воспитательный процесс способствует формированию социально значимых качеств личности, ценностного отношения к Миру, обществу, государству, образованию, умственному и физическому труду, людям, своей семье, себе самому. По решению педагогического совета от 23 .05.2013, все обучающиеся допущены к итоговой аттестации. По итогам 2012-2013 уч. г в общешкольном соревновании коллектив 9 «А» класса занял первое место и получил звание «Лучший класс 2013 года». Приоритетные направления воспитательной работы:
Гражданско-патриотическое направление. Основная задача: воспитать гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества.
Духовно-нравственное направление. Основная задача: формировать у ребенка верное понимание этических ценностей, правильного видения основополагающей роли семьи в обществе, преданность идеалам добра, справедливости, милосердия и патриотизма.
Спортивно-оздоровительное направление. Основная задача: способствовать формированию безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения; пропагандировать здоровый образ жизни; привлечение обучающихся к активным занятиям физической культурой и спортом.
Экологическое воспитание обучающихся. Основная задача: способствовать формированию экологической грамотности и экологического поведения, обеспечивающего сохранения на Земле природы и человека, их взаимодействия.
Педагогическое исследование классного коллектива:
Сроки изучения | Предмет изучения | Методы и приемы изучения | Субъект изучения |
сентябрь | Индивидуальные особенности обучающихся прибывших в 9 а класс | Изучение личного дела, беседа, анкетирование | |
октябрь | Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой | Анкетирование | обучающиеся 9 а класса |
ноябрь | Тест "Предпринимательские способности" /тест позволяет оценить уровень собственных предпринимательских способностей ( Т. Матвеева)/ | Тестирование | обучающиеся 9 а класса |
декабрь | Определение типа будущей профессии | Тест | обучающиеся 9 а класса |
Февраль-март | Методика "Матрица выбора профессии" Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи | Анкетирование | обучающиеся 9 а класса |
апрель | Уровень воспитанности обучающиеся 9 а класса (по методике Н.П.Капустина и М.И. Шиловой) | Анкетирование | обучающиеся 9 а класса |
Результаты исследований:
Тема исследования | Цель | Результаты | Выводы и рекомендации |
Изучение отношения к учебным предметам | Выявить мотивы учебной деятельности обучающиеся 9 а класса | 9 обучающих определили свои стремления и желания учиться тем, что на уроках интересно; 4 обучающихся -учусь потому, что заставляют родитель; 5- учусь потому, что хочу получать хорошие оценки; 17- учусь потому, что хочу подготовится к будущей профессии; 9- учусь потому, что в наше время учатся все, и быть незнайкой нельзя; 2- хочу завоевать авторитет у товарищей; 10- стремлюсь узнавать новое; 6 обучающихся- люблю мыслить, думать, соображать | Таким образом, результаты анкетирование указывают на разнообразие мотивов учебной деятельности, которые определяют стремление и желания обучающихся; ведущим мотивом учебной деятельности является желание больше занять, чтобы лучше подготовится к будущей профессии (17/9); а так же мотивацией учебной деятельности является желание узнавать новое, симпатии к учителю (10/8). Следует обратить внимание на обучающихся, у которых отсутствует мотивация благополучия, которые показали мотивацию подавления (послушания). Необходимо повысить их собственную самооценку, оказать помощь в выборе предстоящих экзаменах |
Выбираю профессию 1 Игровой тренинг «Кадровый вопрос» | Знакомство с малоизвестными и традиционными профессиями; развитие навыков целеполагания и планирования | В ходе игрового тренинга обучающиеся знакомились с детализированной и общей характеристикой профессии: социальный работник, имиджмейкер, аудитор, водитель автомобиля и др. | В 3 и 4 четверти провести тематические классные час с целью ознакомления обучающихся с особенностями профессий на примере предприятий Варненского района |
Выполнение Программы воспитательной работы по направлениям:
Направления | Мероприятия |
Гражданско-патриотическое | 1.Классный час «Отечественная Война 1812»; 2. Родительское собрание № 2 «Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых»; 3. Классный час «Экстремизм России»; 4. Экскурсия на КХП; 5. Встреча с В.И. Артемьевым. Презентация книги «ООО ВАРНААГРОМАШ»; 6. Участие в подготовке и проведении муниципального торжественного мероприятия (митинг) ко Дню Великой Победы; 7. Классный час «Сталинградская битва» |
Правовое | 1.Акция «Образование всем детям»; 2. Родительское собрание №1 «Единые подходы семьи и школы к воспитанию детей» (или «Основы семейного воспитания») Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей; 3. Беседа. Знакомство с Уставом и правилами внутреннего распорядка школы; 4. Беседа «Информационная безопасность учащихся»; 5.Занятие № 1ПДД «Правовое воспитание участников дорожного движения»; 6. ПДД № 2 «Ошибки участников дорожного движения»; 7. Акция «Подросток»; 8. Занятие № 3ПДД «Дорожно-транспортный травматизм. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»; 9.Беседы с родителями «Чему должны научить детей родители в случаях возникновения опасных ситуациях»; Склонность и интересы подростков в выборе профессии; 10.Акции: «Дети улиц»; «Защита»; 11. Всероссийская акция «Минута телефона доверия» |
Экологическое | 1.Конкурс плакатов (общешкольное мероприятие) «Вредным привычкам –НЕТ!»; 2.Классный час «Чистая Планета» 15.04.-Международный день экологических знаний; 3.Беседа «Экспедиция С.С. Андреевского на Южный Урал» (из истории Челябинской области по борьбе с «сибирской язвой»); 4.Субботник. Уборка мусора по ул. Спартака; 5.Зеленый уголок на посту дежурства по школе; 6. Акция «Береги лес от пожара» |
Духовно-нравственное | 1.Классный час «Семья и семейные ценности»; 2. Фотоконкурс «Уютный дворик»; 3.Участие в праздничном концерте ко Дню учителя; 4. Экскурсия в музе имени Савина В.И Выставка кукол (автор А.Б. Давлетова); 5. «Мировая религия в борьбе за здоровый дух и образ жизни человека» посещение Мечети Нур и Храма Рождества Пресвятой Богородицы; 6. Классный час «Правила доверия»; 7. Работа по сбору информации о директорах учителях-ветеранах школы (службы: РАЦ, Краеведы); 8.Участие в конкурсе «Лучший читатель» |
Спортивно-оздоровительное | 1.Осенний кросс; 2.Олимпиада по шахматам; 3. Участие в муниципальных соревнованиях по волейболу, баскетболу; 4. Участие в Спартакиаде школьников по легкой атлетике в 2012-2013; 5. Участие в областной Спартакиаде детей по легкой атлетике (Челябинская область ИМПУЛЬС реабилитационный центр); 6. Греко-римская борьба турнир имени М.В. Ловчикова; 7. Акция «За здоровый образ жизни»; 8. Беседа «Иммунизация в жизни ребенка» |
Нравственно-психологический климат в классе: взаимоотношения обучающихся 9 а класса характеризуются как положительные. Классный коллектив функционирует как единое целое, детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями. Бывают споры, конфликты, которые решают самостоятельно и с участием классного руководителя, если есть необходимость, то обращаемся к социальному педагогу. Обучающиеся класса в целом проявляют ответственность в учении, выполняют учебные задания, активно принимают участие в предметных олимпиадах, переживают за успехи и неуспехи в учении; высоко оценивают мнение коллектива, проявляют уважение к учителям, прислушиваются к мнению родителей, выполняют их советы, рекомендации, требования.
Участие обучающихся класса в школьном самоуправлении, работе школьных кружков, секций других объединениях. Классный коллектив проявляет активность и инициативу в школьном самоуправлении, систематически участвует в КТД школы, успешно выступает в предметных олимпиадах, конкурсах, своевременно и полностью выполняет задания «Центра школьника».
Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя:
- Наибольший интерес у обучающихся, вызывали мероприятия, организованные их родителями (экскурсии, беседы, участие в классных часах), а так же мероприятия которые дети готовили самостоятельно (классные часы, экскурсии).
- В каких делах школьники участвовали с наибольшим удовольствием?
- оформление классного уголка;
- подготовка к новому году;
- трудовые десанты;
- экскурсии;
- тематические классные часы
- В каких проявили себя активными организаторами?
- КВН;
- КТД «Посвящение в старшеклассники»;
- КТД музыкальный новогодний номер «Стиляги»;
- Организация экскурсий
В каких были пассивными? Почему? Отношение к другим мероприятиям было менее активным, но рациональное планирование заданий, творческий подход, правильное распределение времени и поручений, своевременная помощь и контроль обеспечивали выполнение классных и школьных мероприятий.
- Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем году?
Все запланированные мероприятия были реализованы. Содержание, многообразие форм классных мероприятий учитывали возрастные особенности учащихся, были направлены на развитие качеств обучающихся, таких как: самооценка, саморегуляция, самообразование, самовоспитание.
- Какие методы воспитательного воздействия, формы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие и нравственное становлении обучающихся?
Прежде всего - это убеждение обучающегося или обучающихся в важности и целесообразности реализации запланированных мероприятий. Дальше необходимо предельно четко и точно поставить задачи, определить время, способы, средства необходимые для выполнения порученного дела. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать деятельность обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
Наиболее важные формы организации педагогического воздействия являются: уроки, внеклассные мероприятия, семейное воспитание, воспитательная деятельность
учреждений культуры, искусства и средств массовой информации.
Дополнительное образование
Тип учреждения | Название кружка, секции | Количество человек | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||
МОУ СОШ № 1 | волейбол | 1 | 1 |
Гимназия К.Орфа | волейбол | 1 | - |
ДШИ | гитара | 2 | 2 |
вокал | 2 | 1 | |
труба | 1 | 1 | |
фортепиано | 1 | 1 | |
РДК | хореография | 1 | 1 |
театральное искусство | 3 | 3 | |
ДЮСШ | греко-римская борьба | 1 | 1 |
тяжелая атлетика | 1 | 1 | |
легкая атлетика | 1 | - |
- Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду?
Наиболее актуальной для школьника 9 класса является потребность в самопознании, самооценке, самоопределении, самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса. Поэтому основной деятельностью в формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду является совместная коллективная деятельность.
- Какие мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в 2012-2013 учебном году, способствовали сплочению классного коллектива?
- Интеллектуальные конкурсы;
- Тематические классные часы: «Семья и семейные ценности», «Правила доверия», «Чистая Планета»;
- Экскурсии;
- КТД Участие в подготовке и проведении муниципального торжественного мероприятия (митинг) ко Дню Великой Победы;
- Осенний кросс
Достижения обучающихся
- Участие в «Русском медвежонке» (кол-во)- 7
- «Британский бульдог»- 5
- «Золотое руно» - 8
- Школьные олимпиады -11
- Районные олимпиады -5
- Областные олимпиады -1
- Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс
Родительские собрания: 4
( количество родителей в классе) – 36
Тематика родительских собраний
Тематика родительских собраний | Решаемые задачи | Количество родителей, присутствующих на собрании |
1.«Единые подходы семьи и школы к воспитанию детей» (или «Основы семейного воспитания») Учебно-воспитательная деятельность школы на 2012-2013гг Статистические материалы ГИА 2012 г. Учебный план в 9 классе. Подготовка к ГИА. | 1. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей. 2. Воспитательные возможности ОУ. Внеурочная деятельность в школе. Роль родительского комитета в развитии ОУ. 3. Социально-педагогические службы осуществляющие защиту прав ребенка. | 15 |
2. Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых. | 1. Проблемы поведения обучающихся в школе и дома. 2. Формирование у родителей понимания значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в девятом классе. | 18 |
3. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам | 1. Результаты успеваемости ребенка за год. 2. Подготовка родителей обучающихся к новой жизненной ситуации- сдаче их детьми экзаменов за курс базовой школы | 18 |
4. Склонность и интересы подростков в выборе профессии. Инструктаж ГИА. Права и обязанности обучающихся 9 класса | 1. Показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей девятиклассников. 2. Формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками | 22 |
Комплекс совместной работы с родительским коллективом: родительские собрания, родительский всеобуч, диалоги, тренинги, практикумы, проведение совместных мероприятий, экскурсионные поездки.
Участие родителей в делах класса и школы:
№ | дела | Количество родителей, принимавших участие в делах |
1. | Ремонт класса | 20 |
2. | ЧИО «Семья и семейные ценности» | 3 |
3. | Оформление уголка «НЛО»-9 | 2 |
4. | Фотоконкурс «Мой уютный дворик» | 1 |
5. | Установка ТСО в кабинете №11 | 22 |
6. | День Учителя | 20 |
7. | Участие в подготовке обучающийся к школьному, муниципальному, региональному этапам всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 | 13 9 1 |
8. | Конкурс «Русский медвежонок» | 7 |
9. | Новогодние мероприятия | 22 |
10. | Конкурс «Золотое руно» | 8 |
11. | Поздравления учителей с 23 февраля и к 8 марта | 22 |
12. | Экскурсия в музей имени Савина В.И Варненского муниципального района | 18 |
13. | Экскурсия КХП | 2 |
- Посещение внешкольных учреждений (музей, ДШИ, организации, экскурсии, походы)
№ | учреждение | название мероприятия | количество обучающихся, родителей |
1. | Гимназия К.Орфа | Семинар- презентация книги В. И. Артемьева «ООО ВАРНААГРОМАШ» | 4 |
2. | Варненский Краеведческий музей имени Савина В.И | Выставка кукол. Автор работ Алеся Борисовна Давлетова (с. Арчаглы- Аят) | 18 |
3. | Посещение мечети Нур | Беседа со служителем мечети «Мировая религия в борьбе за здоровый дух и образ жизни человека» | 18 |
4. | Посещение Храма Рождества Пресвятой Богородицы | Беседа со служителем храма «Мировая религия в борьбе за здоровый дух и образ жизни человека» | 18 |
5. | Экскурсия на Варненский комбинат хлебопродуктов | «История родного краю» к юбилею Варны | 18 (+2 -родителя) |
- Уровень воспитанности обучающихся 9 «А» класса за 2012/2013 уч. г
(Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.)
Результаты: Высокий уровень воспитанности учащихся (5баллов) =0; уровень воспитанности учащихся выше среднего (более 4.5 баллов) = 14 человек; средний уровень воспитанности учащихся (4 балла) = 5 человек; уровень воспитанности учащихся ниже среднего (более 3.97 баллов) = 4человек. Средний показатель уровня воспитанности 9 а класса средний = 4.43 балла
Таким образам, на протяжении четырех лет динамика уровня воспитанности обучающихся положительная. Уровень воспитанности класса характеризуется как средний. Классный коллектив самостоятельный, занимает активную общественную позицию. Воспитательная система способствует формированию положительного опыта и образа как коллектива в целом, так каждого ребенка в отдельности.
Вывод: Как и прежде работать с классным коллективом интересно, есть положительные результаты в образовательном и воспитательном процессе. Между родителями, школьниками и классным руководителем сложились партнерские, доверительные отношения. Под руководством родительского актива совместно с классным руководителем проходит благоустройство классной комнаты, организация поездок, экскурсий. В течение всего учебного года осуществлялся контроль за посещением учебных занятий, успеваемостью по каждому предмету. В конце каждого месяца составлялась ведомость оценок для каждого ученика, проходили беседы с учителями предметниками.
Цели и задачи на следующий год
«Старшеклассник» -10 класс
Цель: Способствовать формированию образа жизни, достойного Человека.
Ключевая ценность - образ Жизни, конечный результат - формирование принципов добра, истины, красоты как принципов собственной жизни.
Задачи воспитания: Расширить спектр взаимодействия личности с миром природы с учетом признания ею ценностей здорового образа жизни, экологической безопасности окружающего мира, принятия норм толерантного поведения, культуры общения и
взаимодействия.
«Старшеклассник» - этот возраст один из самых благодатных для становления личности человека. Происходит осознание своей жизни в целом, осмысление общих законов мироздания. В этот период становления личности важно создавать условия для реализации собственных возможностей старшеклассников определять цели, выбирать, методы и направления для их реализации, выстраивать собственную жизнь все это под силу старшекласснику. Постановка цели и задач в новом учебном году 2013-2014 основаны на анализе воспитательной работы за предыдущий учебный год:
- В новом учебном году необходимо совместно с родителями и общественностью осуществить решение задач по профессиональному просвещению обучающихся;
- Необходимо вести систематическую работу по профилактике правонарушений, других негативных явлениях в обществе;
- Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. Своевременно сообщать родителям о пропусках и возможных проблемах ребенка в школе;
- В новом учебном году продолжать реализацию воспитательной программы на ступени «Старшеклассник». Способствовать развитию таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, ответственность.
Аналитический отчет классного руководителя 10 класса Коренюгиной Ларисы Владимировны
по итогам организации воспитательной работы в классе за 2013-2014 учебный год
1. Методическое обеспечение воспитательного пространства:
- Наличие программы воспитания класса: Программа воспитание школьника. Ступень «Старшеклассник».
Цель работы на 2013-2014 учебный год: развитие личности создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правили норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Задачи воспитательной работы:
- Содействие актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащение их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути;
- Поиск и поддержка талантливых (одаренных) детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности;
- Продолжить формировать и развивать систему школьного самоуправления «Центр школьника»;
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни;
- Продолжать формировать и развивать систему работы с родителями и общественностью. Привлекать родителей к обсуждению вопросов воспитания детей, к активному участию в организации и проведении школьных дел.
В классе обучается 17 учащихся.
Для решения поставленных задач в классе проводились совместные (родители и дети) мероприятия:
- Оформление классного уголка «Просто Мы»;
- Фотоконкурс «Мой чистый и уютный дворик», «Наш огород», «Наш сад»;
- Содействие родителей в проведении конкурсов: «Русский медвежонок», «Британский бульдог», «Английский в школе», «Русский мир», «Золотое руно», «Ученик года-2014», «Государственная символика», «Школьная форма»;
- Содействие родителей в проведении муниципальных, региональных всероссийских предметных олимпиад;
- Организация поездки в город Троицк: посещение Уральской государственной академии ветеринарной медицины; авиационно-технического училища ТАТУ ГА; ледового катка;
- Подготовка информации «Выпускник - 1974» для вечера встречи выпускников.
- Поисковая работа «Наши выпускники - воины интернационалисты»;
- Конкурс «Левша, подковавший блоху»;
- Подготовка и проведение классного часа «Экологическое право»;
- Содействие родителей в проведении спортивных мероприятий муниципального уровня по легкой атлетике, футболу, баскетболу, волейболу, стриболу в зачет спартакиады школьников; регионального уровня - по легкой атлетике.
1.2. Наличие методической копилки материалов к родительским собраниям, классным вечерам: да
1.3. Диагностика (общешкольная, на уровне класса, индивидуальная):
Название | Цель |
общешкольная | |
Социальный паспорт 10 класса. | обновлению баз данных, получение всесторонней единообразной информации о каждом учащемся, классе, их социальной среды, условий жизни. |
Выявление уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения. | выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения, оценить эффективность организации воспитательного и образовательного процесса в образовательном учреждении |
на уровне класса | |
«Недописанный тезис». | определить соотношение ценностных ориентации старшеклассников, их отношения к окружающей действительности |
Определение уровня воспитанности учащихся. | продолжать исследования уровня воспитанности обучающихся 10 класса |
индивидуальная | |
Определение уровня воспитанности учащихся. | выявить уровень воспитанности и обученности вновь прибывших обучающихся в классный коллектив 10 класса |
2. Выполнение плана воспитательной работы:
Что было выполнено согласно плану ВР (названия внеклассных мероприятий)
| Что из запланированного не было выполнено | Причины, по которым мероприятия были не выполнены | |
направление | мероприятия | ||
Интеллектуально-познавательное |
| - | - |
Гражданско-патриотическое | 1. Классный час «20 лет Конституции России»; 2.Знакомство с Уставом и правилами внутреннего распорядка школы; 3. Конкурс на лучшее знание государственной символики; 4.«День народного единства. Гражданская позиция: истоки формирования»; 5.Классный час «Экстремизм в молодёжной среде»; 6. Тематический классный час к 70-летию Курской битвы в годы ВОВ; 7. Классный час «80 лет Челябинской области»; 8. Классный час «70-летие снятия блокады Ленинграда- Город живых»; 9. Классный час «Южноуральские спортсмены в Олимпийских зимних играх 2014»; 10. Поисковая работа «Наши выпускники – воины интернационалисты»; 11.Классный час и оформление буклета «Крым и Россия. Мы вместе!»; 12. Участие в проведении торжественной линейке посвященной 69 годовщине в ВОВ; 13. Участие в районном митинге празднования Победы в ВОВ; 14. Участие в конференции отцов. | Беседы по ПДД проводились в ознакомительном порядке. Не все темы пройдены. | Недостаточно материала, собственных знаний и особенно времени для основательной подготовки. |
Мир и гармония (нравственное и духовное) | 1.Оформление классного уголка «Просто Мы»; 2. Фотоконкурс «Мой чистый и уютный дворик», «Наш огород» «Наш сад»; 3. Участие в праздничном концерте ко Дню учителя «Успех учителя в успехе ученика»; 4.КТД «Мисс Осень – 2013»; 5.Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях встречи нового года; 6.Посещение концертных мероприятий в ДШИ: два концерта Бас Михаила; «Голубые береты»; 7.Моноспектакль «Прыжок провинциала или монолог о Есенине» (МОУ СОШ№1 с. Варна); 8. Участие в муниципальном и областном конкурсе «Ученик года – 2014»; 9. Подготовка информации для 6 класса «Нормы культурного поведения в общественных местах»; 10. Классный час «Говорим красиво и правильно»; 11. Конкурс «Левша, подковавший блоху»; 12.Конкурс плакатов «Говорим правильно и красиво», «Территория без сквернословия»; 13. Фотоконкурс «Мой толерантный мир». | - | - |
Трудовое профессиональное | 1.Субботник по благоустройству стадиона «Нива»; 2.Встреча с сотрудниками Уральской государственной академии ветеринарной медицины; 3.Встреча с сотрудниками авиационно-технического училища ТАТУ ГА; 4. Субботник по улице Спартака (май); 5. Субботник на территории школьного двора (май); 6. Дежурство на посту школы; 7. Генеральные уборки классной комнаты, уход за комнатными растениями. | - | - |
Спортивно-оздоровительное | 1. Осенний легкоатлетический кросс в рамках районной спартакиады школьников «Чем дружнее, тем быстрее»; 2. Первенство школы по футболу; 3. Фестиваль спортивных игр Спартакиада школьников «Золотой колос». (Покровка); 4. Участие в организации и проведении спортивно-интеллектуального конкурса в 7-8 классах; 5.Школьные игры по волейболу, баскетболу; 6.Муниципальные игры: волейбол, баскетбол, стритбол; 7. Легкая атлетика: четырехборье и эстафета (муниципальный уровень); 8. Военно-спортивная игра «Во славу Отечества»; 9.Акция «За здоровый образ жизни»; 10. Классный час «Диеты, лечебное питание, голодание, пост»; 11.Южноуральские спортсмены в Олимпийских зимних играх 2014; 12. Презентация «Пища будущего; 13. Легкая атлетика, греко-римская борьба (региональный уровень); 14. Областная спартакиада школьников по баскетболу (девушки). | - | - |
Экологическое, валеологическое образование | 1.Открытый классный час «Экологическое право»; 2.Имею право знать (классный час антинаркотической направленности); 3.СПИД: пути передачи и способы предупреждения; 4.Диеты, лечебное питание, голодание, пост; 5.Самостоятельность, саморегуляция настроения и поведения; 6.Юридическая моральная ответственность за употребление психоактивных веществ. | - | - |
2.1. Фиксируются ли цели и результаты воспитательных мероприятий, что удалось, что – нет:
да – на странице «Социальная активность класса» плана организации воспитательной деятельности.
2.2. Наличие тематического планирования классных часов на год: да
Классные часы, проведенные в учебном году (темы) |
|
2.3. Работа с органом детского самоуправления «Центр школьника»: учащиеся 10 класса, которые являлись членами «Центра школьника» своевременно и полностью выполняли задания «Центра школьника».
2.4. Развитие классного самоуправления строятся на основе принципов: самостоятельности, ответственности, равноправия, сотрудничества, коллективизма. Высшим органом самоуправления является классное собрание, которое проходит в начале учебного года и в конце учебного года. Для решения конкретных задач собираются советы, где каждый вправе внести свои предложения, идеи, принять участие в их реализации. Деятельность органов самоуправления класса не противоречат основным направлениям воспитательной работы образовательного учреждения. Анализ деятельности органов ученического самоуправления нашего класса показывает, что коллектив находится на заключительном этапе развития. В коллективе существуют свои традиции, система ценностей и взаимной ответственности, самосознание, самостоятельность.
3. Организация работы с родителями:
3.1. Наличие родительского комитета: да
3.2. Работа родительского комитета:
- участие представителей родительского комитета 10 класса в составление и утверждение плана работы общешкольного родительского комитета;
- обсуждение необходимой школе помощи, которую могут оказать родители;
- консультирование родителей учащихся по предотвращению возникновения школьных трудностей у детей;
- проведение «Родительских рейдов» с проверкой организации питания школьников;
- помощь в организации и проведении классных и общешкольных КТД, походов, поездок, экскурсий;
- отчет о работе общешкольного родительского комитета;
- контроль занятости учащихся школы в кружках и спортивных секциях, учреждениях дополнительного образования;
- контроль организации и проведения общешкольного субботника по уборке школьной территории;
- проведение собраний для родителей обучающихся по актуальным темам.
3.3. Проведение родительских собраний:
№ | Тема | Посещаемость | Ведутся ли протоколы (да, нет) |
1. | Единые подходы семьи и школы к воспитанию детей (или «Основы семейного воспитания») Учебно-воспитательная деятельность школы на 2013-2014гг. | 12 | да |
2. | «Мой толерантный мир». Закон и ответственность. Уровень правовой культуры учащихся. Возможности «Сетевого города». Что такое «Телешкола»? | 18 | да |
3. | Воспитание гражданина в семье. Вопросы первичной постановки на воинский учет. | 16 | да |
4. Организация совместных с родителями досуговых мероприятий: поездка в город Троицк, посещение Уральской государственной академии ветеринарной медицины, авиационно-технического училища ТАТУ ГА, ледового катка.
Рейтинг участия родителей в делах класса и школы
№ | Мероприятие | Количество родителей |
1. | Ремонт класса | 16 семей |
2. | Поездка в город Троицк | 15 семей |
3. | Оформление уголка «Просто МЫ» | 2 человека |
4. | Фотоконкурс «Мой уютный дворик» | 2 семья |
5. | День Учителя | 15 семей |
6. | Участие в подготовке обучающихся к школьному, муниципальному, региональному этапам всероссийской олимпиады школьников 2013-2014 | 3 семьи 2 семьи |
7. | Конкурс «Русский медвежонок» «Британский бульдог» «Английский в школе» | 4 семьи 4 семьи 2 семьи |
8. | Новогодние мероприятия | 15 семей |
9. | Конкурс «Золотое руно» | 9 семей |
10. | Поздравления учителей с 23 февраля и к 8 марта | 17 семей |
11. | Поисковая работа «Наши выпускники – воины интернационалисты» | 1 семья |
12. | Проект «Школьная форма» | 1 семья |
13. | Конкурс «Левша, подковавший блоху» | 1 семья |
5. Организация индивидуальной работы с учащимися:
5.1. Наличие социальной карты класса: да
5.2. Формы индивидуальном работы: (нужное подчеркнуть): беседы, тренинги, тестирование, привлечение школьного психолога, привлечение соцпедагога, привлечение администрации, привлечение родителей, привлечение ребенка в кружки и секции, разработка проектов, участие в конкурса.
6. Сотрудничество со школьными службами воспитания и профилактики:
Служба | Регулярность: постоянно, иногда, очень редко, никогда | Формы сотрудничества, взаимодействия: беседы, кл.часы, диагностики, род.собр. и т. д. |
Администрация | постоянно | беседы, консультации |
Соцпедагог | иногда | консультации |
Психолог | иногда | консультации |
Школьный библиотекарь | постоянно | беседы, консультации |
Учителя – предметники | постоянно | беседы, консультации, родительские собрания, организация проектов (буклеты, плакаты, участие в конкурсах) |
Совет профилактики | никогда | - |
Руководители кружков и секций | иногда | беседы, консультации |
7. Посещение уроков в классе: русский язык, история, математика(2), физика, физическая культура (2 четверть); обществознание, математика (3 четверть), всего 8 уроков (собственная нагрузка 30 часов).
8. Работа с социальными партнерами: ДШИ Еремеев В.Н.
8.1. Посещение внешкольных учреждений
учреждение | Мероприятие | Кол-во учащихся |
ДШИ | 1.Концерт Бас Михаила. | 16 |
2.Концерт Бас Михаила, выступление Калапкина Николая. | 7 | |
3.Голубые береты. | 16 | |
МОУ СОШ№1 с. Варна | Моноспектакль «Прыжок провинциала или монолог о Есенине». | 16 |
Уральская государственная академия ветеринарной медицины города Троицк; авиационно-техническое училище ТАТУ ГА; ледовый каток. | Экскурсия, спортивное развлечение. | 15 |
Гимназия К.Орфа | Интеллектуальная игра "Русский мир". | 3 |
9. Достигнутые успехи в работе с классом (какие проблемы удалось решить):
- призовые места во всероссийском конкурсе «Английский в школе»;
- 2 место (муниципальный уровень) в интеллектуальной игре "Русский мир» ;
- победы в школьных интеллектуальных играх;
- 100% участие учащихся 10 класса в школьном этапе всероссийской олимпиаде школьников;
- призовые места в муниципальном уровне ;
- участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников;
- победы в баскетболе, легкой атлетике в зачет спартакиады школьников (;
- 1 место во 2 и 3 турах интеллектуальной игры «Мельница»;
- 3 место в школьном легкоатлетическом кроссе «Золотая осень»;
- 3 место в первенстве школы по мини футболу среди учащихся 9-11 классов;
- 3 место в первенстве школы по волейболу среди учащихся 9-11 классов;
- Высокие результаты в школьных соревнованиях по итогам I, II, III четверти.
10. Основные проблемы класса (на основе диагностик, наблюдения, посещений семей, текущей работы, мероприятий), которые не удалось решить. Проблемы учебного характера: пропуски учебных занятий по субботам; опоздания на первый урок; низкая учебная мотивация и как следствие низкий уровень учебной деятельности (у некоторых учащихся). Решение проблем: контроль посещаемости учебных занятий классным руководителем, родителями, законными представителями; своевременное оповещение о пропусках учащихся их родителей, законных представителей; контроль за выполнением домашних работ по математике, русскому языку; индивидуальные консультации.
Выводы:
- Задачи, поставленные на учебный год, в целом реализованы, хотя достигнуть всего намеченного не удалось. Недостаточно проведено мероприятий по профессиональному самоопределению учащихся и обогащение их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути. В новом учебном году включить в план воспитательной работы мероприятия по профориентации старшеклассников;
- Наиболее удачными формами воспитательной деятельности остаются: тематические классные часы, выступление учащихся на родительских собраниях, классные праздники, трудовые дела, поездки, экскурсии, походы совместно с родителями.
Наибольший интерес у учащихся вызвали общешкольные мероприятия: предметные олимпиады; интеллектуальные конкурсы, спортивные мероприятия. Проложить работу по привлечению учащихся к участию в предметных неделях, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах разных уровней;
- Развитие классного самоуправления имеет положительную динамику развития. В новом учебном году следует больше проявить самостоятельности, творчества в работе школьного самоуправления «Центр школьника»;
- Классный коллектив активно принимал участие в спортивных мероприятиях разных уровней. Продолжить работу по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни;
- В целом работа родительского комитета, родителей, законных представителей учащихся на удовлетворительном уровне. Продолжать формировать и развивать систему работы с родителями и общественностью. Привлекать родителей к обсуждению вопросов воспитания детей, к активному участию в организации и проведении школьных дел.
Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью за период 2008-2014 г.г
(Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Е.Н. Степанова и А.А. Андреевой)
По результатам анкет выявлено, что степень удовлетворенности жизнедеятельностью школы вырос, в жизни общеобразовательного учреждения учащиеся ценят:
- атмосферу и традиции школы, класса;
- возможности проявить себя в школе и в классе;
- интересно участвовать в школьных делах;
- есть возможность выбора кружков, клубов, секций
Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Вывод: Для большинства детей воспитательная школьная жизнь определена средним и высоким уровнем удовлетворённости. Понижается процент низкой степени удовлетворенности.
Занятость учащихся в дополнительном образовании
Вывод: Анализ численности обучающихся в творческих объединениях за 2008-2014 гг. позволяет сделать вывод о росте и стабильном количественном составе учащихся.
Имеют постоянный состав и пользуются популярностью творческие объединения дополнительного образования: хореография, духовые инструменты, фортепиано, гитара; секция л/а (ДШИ), ДЮСШ, театр (РДК). Снижение показателя в 2011-2012 гг. объясняется тем, что двое обучающийся окончили образование по хореографии.
Участие родителей в жизни школы
(Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного
учреждения. Е.Н.Степанова)
Вывод: Отношение родителей к школе в целом положительное. Родители проявляют активную позицию в воспитании своего ребёнка, они заинтересованы в качественном образовании, готовы к сотрудничеству. Просвещение родителей в области современной образовательной политике, активизирует их на совместную деятельность, сотрудничество, партнерство. Как правило, наиболее образованные родители, занимающие активную жизненную позицию, осознают важность их общественного участия в образовательном процессе.
Литература
- Караковский В.А., Новикова Л.И. Воспитание. – М.: Новая школа, 1996.
- Крившенко Л.П. Педагогика. - М.: Проспект, 2005.
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1987.
- Коротов В.И. Воспитание как предмет педагогической теории. – М., 1997.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: Прометей, 1998.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1981.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Пед. соч.: В 8 т. – М., 1984. – Т. 4.
- Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 2000.
- Поляков С.Д. О новом воспитании. – М.: Знание, 1990.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М., 2005.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1986.
- Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: Новая школа, 1994.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики : методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ учебно-воспитательной работы школы за 2012-2013 учебный год
Анализ работы заместителя директора по учебно-воспитательной работе II, III ступени за 2012-2013 учебный год...
Анализ учебно-воспитательной работы за 2013-2014 учебный год
Контенгент школы, отчет успеваемости за год. Отчет недели родного языка....
Анализ учебно-воспитательной работы за 2013-2014 учебный год
Подготовленный к работе анализ работы вечерней школы при исправительном учреждении...
Анализ учебно-воспитательной работы за 2013-2014 учебный год
Подготовленный к работе анализ работы вечерней школы при исправительном учреждении...
анализ учебно-воспитательной работы за 2013-2014 учебный год
Анализ учебно-воспитательной работы представлен в сравнении с прошлым годом и по разделам:1.педкадры, аттестация2.результаты гиа3.трудоустройство выпускников4.успеваемость, качество успеваемости...
Анализ учебно-воспитательной работы школы за 2014-2015 учебный год
Анализ учебновоспитательной работы составлен на основании годового плана работы по УВР заместителями директора по УВР. В нем приведены аналитические справки по итогам года, результаты работы и анализ ...
Анализ учебно-воспитательной работы в 7 "Б" классе за 2016-2017 учебный год
Основные цели и задачи воспитательной работы включают в себя работу в нескольких сферах: Обеспечение жизни и здоровья учащихся; Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и ...