Анализ воспитательной работы в 9 классе
материал (9 класс) на тему
Современное образование в нашей стране определяет приоритет задач становления личности перед другими задачами основной общеобразовательной школы. Личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на возможности обучающегося, его интересы, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребёнка - основная тенденция современной школы.
В работе с классом основное внимание уделялось нравственному воспитанию: развитию самостоятельности, инициативы, ответственности и профилактике правонарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_vospitatelnoy_raboty_9.docx | 122.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ воспитательной работы классного руководителя 9 «В» класса Гвоздевой Е. А. за прошедший учебный год
Современное образование в нашей стране определяет приоритет задач становления личности перед другими задачами основной общеобразовательной школы. Личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на возможности обучающегося, его интересы, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребёнка - основная тенденция современной школы.
В работе с классом основное внимание уделялось нравственному воспитанию: развитию самостоятельности, инициативы, ответственности и профилактике правонарушений.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:
Приоритетными воспитательными задачами прошедшего года были:
1) Вовлечение каждого ученика класса в воспитательный процесс;
2) Развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества;
3) Развитие познавательной деятельности в системе урочно – внеурочной деятельности;
3) Развитие физически здоровой личности;
4) Развитие соуправления учеников;
5) Создание ситуации «успеха» для каждого ученика;
6) Выявление детских проблем, нахождение путей их решения;
7) Раскрытие и развитие детского творческого потенциала через классные мероприятия;
8) Формирование и развитие гражданской позиции.
Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям подростков.
За прошедший год было проведено 24 тематических классных часа по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданско-патриотическому воспитанию «20 лет конституции Российской Федерации», «к 70-летию Курской битвы», «Зоя Космодемьянская: Жизнь. Подвиг. Память…», «Битва под Москвой», «Блокадный Ленинград», « к открытию олимпиады в Сочи», «Урок Мужества»; гражданско-правовому воспитанию «Основной закон – Конституция», «Современный мир и терроризм», «Правила ГАИ- правила твои»; экологическому воспитанию «От заботы о природе, от полезных добрых дел – к человеческой культуре и духовной красоте» ; духовно-нравственному воспитанию «Великий просветитель, духовный наставник земли Русской – Сергий Радонежский», «Семь чудес России. Храм Христа Спасителя», «Пасха – любимый праздник на Руси»; занятия направленные на формирование здорового образа жизни «Мы на свет родились, чтобы радостно жить…», «Добро и зло», «Предупрежден — значит, защищен», «С чего начинается деградация личности», «Воспитай себя», «Я люблю тебя, жизнь». Много внимания уделялось культуре межнационального общения, в рамках которого воспитывалось толерантное отношение к людям других национальностей: «День народного единства», «Лица не русской национальности. Нужны ли нам мигранты?», «День толерантности», «Что такое толерантность?».
Перед выпускниками основной ступени ставится важная задача – сделать ответственный выбор, т.е. предварительный выбор профиля обучения и, в перспективе, будущей профессии. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего специалиста. Поэтому в воспитательные задачи на этот учебный год были включены следующие пункты:
1. Подготовить учащихся к осознанному выбору профиля обучения в течение всего учебного года.
2. Помочь учащимся в их самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями, способностями.
Для реализации этих задач в течение года были проведены классные часы и беседы по соответствующей тематике: «Найди себя», «Типы профессий», «Дорога в завтра»; «Хороший человек не профессия».
15-16 - летние подростки, как правило, ещё не обладают достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, имеющего решающее значение на всю их дальнейшую судьбу. У них не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора. Эффективную помощь в этом классному руководителю оказывает Кирсановский агропромышленный колледж на базе которого учащиеся знакомятся с рядом профессий посещая раз в неделю соответствующие профориентационные курсы «Мир дизайна» и «Поварское искусство». Основной целью этих курсов является формирование у учащихся личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению, т.е. выбору профиля обучения в старшем звене, а также выбору вида и уровня образования после окончания школы. Десять человек из класса кроме этого посещали занятия по программе «Младший воспитатель». С этой же целью были организованы встречи с работниками службы занятости, преподавателями техникума, работниками ОАО «Кристалл».
Многие учащиеся 9 класса полностью осознают, как важно хорошо подготовиться к ГИА и с высокими баллами поступить в 10 класс или выбранное учебное заведение. Все ребята посещали консультации по предметам, по которым им предстояло сдавать экзамены. В I полугодии прошли I и II этапы Всероссийской олимпиады школьников, на которых приняли участие и учащиеся 9 «В» класса. А Абрамова Яна приняла участие в областном конкурсе «Письмо губернотору по экологии». Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей.
В результате повышения среди учащихся количества правонарушений возникала необходимость корректировки воспитательных целей. Для решения возникших проблем дополнительно с детьми, допустившими правонарушения проводились профилактические беседы не только в присутствии родителей, но и в присутствии работников милиции, сотрудников ПДН. Проводились выездные заседания комиссии, дети вместе с родителями приглашались на совет по профилактике. Классный руководитель увеличила количество посещений таких учащихся на дому.
В результате поставленные перед коллективом в прошлом учебном году задачи, я считаю выполненными.
2. Анализ развития коллектива класса:
Класс как учебная единица является основной формой первичного коллектива школьников. Особенностью классного коллектива является личный контакт в нём учащихся, постоянное деловое и товарищеское общение между ними, и именно классный коллектив, в первую очередь, влияет на формирование морального облика каждого ученика. Эффективность этого влияния во многом зависит от сплочённости класса, от организации в нём разнообразной коллективной деятельности.
Учащиеся по своему характеру, по своим интересам и склонностям не одинаковы. Одни из них более подвижны, а другие медлительны, неповоротливы. Одни – смелые и решительные, другие - застенчивые и стеснительные. Одни отличаются организованностью и настойчивостью, другие не обладают этими качествами. Как правило, их характер, интересы, настроения и желания, их мотивы поведения, навыки и привычки - различны.
Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года анкетирование показало, что явных лидеров в коллективе нет. Тем не менее есть ребята (Абрамова Я., Ефремова П., Сапунов Д.) которые очень близки к лидерским позициям. В группу отверженных входили Потехина А. и Солдатенков С., общения с ними избегали все члены классного коллектива. К концу года к группе лидеров примкнули Коршун Д. и Шмакова Т., в явных аутсайдерах по прежнему была Потехина А. и к ней примкнул Николашин И. В начале года отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг к другу, начали помогать и общаться всем классом. Развились коммуникативные умения, появился дух товарищества и взаимопонимания. Таким образом, на конец учебного года в классном коллективе почти не наблюдалось агрессии, неприязни и отторжения. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными, некоторые учащиеся класса испытывают к противоположному полу симпатию. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий.
В классе сложились определённые традиции: фотографироваться на празднике 1-го звонка, ходить в поход по родному краю, проводить Уроки Мужества с приглашением ветеранов.
Большинство учащихся класса к учителям относятся с уважением, на уроках дисциплину не нарушают. Но некоторые учащиеся (Солдатенков С., Панков Д, Рыбинский Д., Губанов В.) могут разговаривать на уроках, играть в телефон, на замечания реагируют неадекватно. Учащиеся класса с любовью относятся к школе, с удовольствием участвуют в уборке территории, благоустройстве двора.
В жизни коллектива особых негативных явлений не замечено. Правда, Солдатенков С. И Рыбинский Д. часто любят пропускать уроки. С ними регулярно проводили беседу классный руководитель, представители отдела ПДН и представители правоохранительных органов. Посещали их на дому, неоднократно приглашали родителей в школу.
В этом году открытых конфликтов в классе не наблюдалось. Имели место небольшие конфликты, но как правило, они быстро решались иногда даже без участия классного руководителя.
Большинство учащихся активно вовлекались в жизнедеятельность класса, участвовали во всех внеклассных мероприятиях. В начале учебного года проводили анкетирование: «Какие интересные дела ты предложил бы в план работы класса?» Затем проводили собрание, выбирали наиболее интересные дела и включали их в план работы. В конце каждой четверти анализировали участие учеников в деятельности класса и выясняем, что удалось провести, а что – нет.
Организаторами классных дел выступали сами учащиеся. Они проявляли инициативность и самостоятельность, помогали классному руководителю в разработке внеклассных мероприятий. Заводилами всех классных дел обычно были следующие учащиеся: Коршун Д., Абрамова Я., Ефремова П..
3. Анализ здоровья и здорового образа жизни.
Оздоровление школьников – цель, которой мы постоянно стремимся, формируя потребность самовоспитанию морально-волевых качеств. Активная работа ведётся через классные часы и беседы в пропаганде здорового образа жизни, формировании осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре и стойкому убеждению в личной ответственности за состояние здоровья. Классным руководителем в рамках этой работы проведены следующие беседы и классные часы: «Мы на свет родились, чтобы радостно жить…», «Добро и зло», «Предупрежден — значит, защищен», «С чего начинается деградация личности», «Воспитай себя», «Я люблю тебя, жизнь». Вопросы, связанные с курением и употреблением алкогольных напитков, наркотических средств, поднимались не только на классных часах, но и на родительских собраниях. Проводилось анкетирование, показавшее, что дети негативно относятся к вредным привычкам, тянутся к спорту. В школе выработана программа «Здоровый образ жизни», помогающая целенаправленно вести оздоровительную работу. В рамках этой программы проводятся дни здоровья, спорта и туризма, учащиеся участвуют в спортивных соревнованиях различного уровня.
Несколько раз в год учащиеся проходят медосмотр у различных специалистов. Диагностические исследования показывают, что отрицательных сдвигов в состоянии здоровья не наблюдается, однако не наблюдается и снижение распространённости среди детей поведенческих факторов риска.
В школе соблюдается тепловой режим, что влияет на снижение количества инфекционных заболеваний. В классах всегда убрано, ежедневно проводится влажная уборка, помещения проветриваются. Вначале года в классе дежурили сами учащиеся, был составлен график дежурства, но со второго полугодия уборкой в классе занимается техперсонал школы. В большинстве классов соблюдаются нормативы освещённости, но в силу нехватки финансирования в отдельных классах эти нормы не соблюдаются, что может привести к снижению зрения у учащихся.
Учащиеся класса всегда приходят в школу в чистой школьной форме, соблюдают гигиенические нормы и правила. В целях снижения ДДТТ, учителем ОБЖ и классными руководителями ежемесячно проводятся беседы.
В целях профилактики сколиоза и формировании правильной осанки учителя-предметники правильно размещают учащихся при посадке, учитывая состояние здоровья и рост учащихся. В классах используется мебель, соответствующая росту учащихся.
Учителя и классный руководитель на своих уроках и внеклассных мероприятиях создают ситуации успеха, направленные на то, чтобы учащиеся чувствовали уверенность в своих силах, озвучивают цели урока, стараются создать деятельную благожелательную атмосферу.
В классе среди учащихся встречается как бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм в настроении, уверенность в успехе, так и у некоторых учащихся преобладает подавленное настроение, иногда наблюдается конфликтность, агрессивность, присутствует соперничество за лидерство в классе. Отдельные члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности. Но в большинстве своем в классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. Классному руководителю удалось выстроить определенные оптимальные отношения с обучающимися, позволяющих чувствовать себя защищенными. Она старается создать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность. При разработке мероприятий находит общие интересы, которые объединили бы детей класса,
привлекает ребят к совместному отдыху: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
Классный руководитель содействует созданию в классе обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося, а так же установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Она
осуществляет консультирование родителей по вопросам социальной адаптации,
способствует предоставлению ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности. Классный руководитель осуществляет комплексную профилактическую работу среди обучающихся класса по проблемам злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами, организует и применяет систему мер, направленных на социальное оздоровление детей «группы риска» и формирование их нравственно-правовой устойчивости, налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствовать психическому насилию над личностью ребенка.
4. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
В этом учебном году в связи с усиленной подготовкой учащихся к сдаче ОГЭ почти все учащиеся класса перестали посещать кружки и секции, за исключением Абрамовой Я.-художественная студия, Проскуриной А. и Щербининой Л. –лыжная секция. Музыкальную школу посещал Чикирев С.. Многие ходили к репетиторам, посещали дополнительные занятия в школе по подготовке к ГИА по русскому языку и математике. Кроме того 10 человек класса посещали занятия по подготовке младших воспитателей.
Однако это никак не повлияло на участие в классных и школьных мероприятиях. Учащиеся класса участвовали в проведение первого и последнего звонка, вечере встречи с выпускниками, концерте-встрече с ветеранами ВОВ, подготовке и проведении новогоднего праздника. В некоторых внутришкольных мероприятиях даже занимали призовые места. Так, в конкурсе «А ну-ка, парни» учащиеся класса заняли 3 место, а в «А ну-ка, девушки» -2.
5. Анализ работы органов самоуправления:
Цель классного самоуправления - организация жизнедеятельности коллектива, результатом которой должны стать желание и умение каждого ученика заниматься самовоспитанием.
Задачи самоуправления:
1. развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование жизненной позиции.
2. развитие отношений заботы друг о друге, уважения к старшим.
3. развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива.
В нашем классе действует ученическое самоуправление. Его деятельность направлена на приобщение учащихся к участию в решении вопросов организации жизни коллектива класса, достижение учащимися соответствующего образовательного и культурного уровня; воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.
Деятельность органов самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности и жизни учащихся: поддержание порядка и дисциплины в классе, организация учебного процесса; организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся - экскурсий, вечеров, походов, выездов, отдыха и развлечений.
Ежегодно в сентябре мы выбираем актив класса. В этом учебном году в актив класса вошли следующие ученики: староста – Сапунов Д., председатель – Абрамова Я., учком – Шмакова Т., культ массовик – Коршун Д ., Ефремова П., физорг – Солдатенков С..
Направления деятельности ученического самоуправления в 9 «В» классе:
Наименование | Решаемые задачи |
Учеба | Проведение предметных недель и олимпиад, интеллектуальных конкурсов, организация взаимопомощи в учёбе и т.д. |
Культура | Организация вечеров, праздников, экскурсий, встреч с интересными людьми. |
Спорт | Спортивные соревнования, «Дни здоровья», походы по изучению родного края, экскурсии. |
Труд | Трудовые десанты по уборке и облагораживанию территории |
Дисциплина | Изучение устава школы и его соблюдение |
Пресс-центр | Выпуск газет |
Актив класса мы выбираем обычно на один год. В течение года многим ученикам даём временные поручения. Участие в органах самоуправления влияет на воспитание и развитие личности учащихся. Они учатся самостоятельно составлять сценарии, презентации к различным праздникам, учатся доводить начатое дело до конца, планировать работу, экономно использовать свободное время. В учащихся вырабатываются организаторские способности.
6. Анализ развития учащихся класса:
В 2013-14 учебном году значительно повысились познавательные интересы и творческие способности некоторых учащихся в интеллектуальной, художественной, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности. Многие вовлечены в значимую для них деятельность, они серьёзно относятся к собственному саморазвитию и самовоспитанию, ответственны, на них всегда можно положиться. Они систематически готовятся к урокам, принимают активное участие в урочной и внеурочной деятельности, всегда доводят начатое дело до конца (Ефремова П., Шмакова Т.). Однако следует отметить, что ещё не у всех учащихся класса сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Не все учащиеся в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. В нашем классе есть такие учащиеся, которые агрессивно воспринимают критику со стороны как учителей ,так и своих сверстников, не признают своих ошибок, не реагируют на замечания окружающих.(Солдатенков С., Рыбинский Д, Панков Д., Николашин И.).
В социально культурном развитии нельзя однозначно сказать, что уровень воспитанности повысился. Так как некоторые учащиеся или же не изменили показатель воспитанности, или же он стал ниже (Солдатенков С., Рыбинский Д, Николашин И.). Отмечены положительные учащиеся у которых повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и со взрослыми(Ефремова П., Сапунов Д.) Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений положительно влиять на своих сверстников. В итоге начинает развиваться культура жизненного самоопределения. Также имеется группа учащихся ,у которых уровень воспитанности остался по прежнему высоким(Шмакова Т., Коршун Д.). В классе можно выделить учащихся из «группы риска»: Солдатенков С., Рыбинский Д, Панков Д.. Они часто без уважительных причин пропускали учебные занятия, не оставались на классные часы, вечерами подолгу гуляли на улице, не выполняли домашнюю работу по многим предметам, любили спорить с учителями. Эти учащиеся, легко поддаются воздействию со стороны (особенно Рыбинский Д.), склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Классным руководителем велась работа с этими детьми, проводились беседы с учениками, их родителями, представителями ПДН, работниками правоохранительных органов. Установлен контроль за их деятельностью и кругом общения, но, к сожалению, в этом году уровень правонарушений у этих учащихся повысился.
Большинство учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями, учащимися из других классов. У них сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям.
Если взять учебную деятельность в 9 «В» классе, по итогам 2013-14 учебного года неуспевающих нет, но по-прежнему нет и отличников. Зато в итоге окончания школы увеличилось число ударников, их стало четверо: Шмакова Т, Абрамова Я., Ефремова П., Сапунов Д.. Есть ученики у которых низкий уровень знаний по многим предметам. Это Губанов В., Панков Д., Солдатенков С., Чикирев С.. К сожалению Николашин И. в 9 классе стал «троечником». Таким образом качество знаний – 25%, процент успеваемости – 100%. Это значительно выше предыдущего показателя, который равен 12,5%. В прошедшем году изменилась мотивационно - потребностная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, проявилось желание участвовать не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.
Состав класса в течение года поменялся. В середине учебного года прибыла новая ученица Сальникова София. Она успешно интегрировалась в классном коллективе. В 9 «В» классе обучается 16 учащихся: 9 девочек и 7 мальчиков.
7. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе:
В работе с классом основное внимание уделялось нравственному воспитанию: развитию самостоятельности, инициативы, ответственности и профилактике правонарушений. В воспитательном процессе были использованы различные формы работы. Внутри каждого вида деятельности отмечалось достаточное разнообразие дел, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм.
Все эти формы работы соответствовали возрастным особенностям, интересам, запросам и потребностям учащихся.
Чувствовалась удовлетворенность школьников проведенными воспитательными мероприятиями. С наибольшим удовольствием 9-классники участвовали в спортивных мероприятиях, в классных интеллектуальных конкурсах, на классных часах, к которым были составлены презентации. Классные мероприятия были разбиты на блоки, последовательность которых чередовалась. Таким образом в каждой четверти были мероприятия из каждого блока, что позволяло разнообразить мероприятия, а не зацикливаться на какой-то одной теме.
В 2013-2014 учебном году в классе были апробированы новые формы работы: проведение классных часов о профессиях; проведение классных часов самими учащимися; использование презентации и проектной деятельности при подготовке и проведении внеклассных мероприятии. Детям больше нравится то, что исходит от них самих.
В этом учебном году было проведено много интересных мероприятий и коллективных творческих дел по плану. Они способствовали сплочению классного коллектива.
Проводились различные школьные мероприятия. Активисты класса сами же разрабатывали сценарий, придумывали интересные конкурсы. Наиболее активными в таких мероприятиях были Коршун Д., Ефремова П, Абрамова Я., Сапунов Д., Шмакова Т.. остальные учащиеся класса были более пассивны, участвовали в таких мероприятиях неохотно, особенно если они не несли развлекательный характер.
Много внимания уделялось учебной работе. На классном собрании обсуждали вопросы серьёзного отношения к учёбе, своевременного выполнения домашнего задания, добросовестного отношения к урокам, о подготовке к ГИА. После каждой четверти подводили итоги успеваемости, записывали количество отличников и ударников, троечников и тех, кто нуждается в дополнительных консультациях.
В классе все охвачены поручениями с учетом их интересов, о проделанной работе рассказывают на классных собраниях, все это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. Результат: чувствуется, что учащиеся меняются в лучшую сторону, стараются стать добрее, поведение их становится осознанным и сознательным.
Регулярно проводились родительские собрания. Но на эти собрания ходят одни и те же родители. Многих не волнуют школьные проблемы, интересы класса. Несмотря на то, что всем родителям было лично сообщено по телефону.
8. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:
В течение года велась работа с одаренными детьми (Абрамовой Я., Ефремовой П., Шмаковой Т., Сапуновым Д.). Готовили их к различным интеллектуальным конкурсам, участию в олимпиадах.
Велась работа и со слабоуспевающими и не проявляющими интереса к учебе (Губановым В., Панковым Д., Потехиной А., Проскуриной А., Рыбинским Д., Солдатенковым С., Чикиревым С.). К ним были прикреплены сильные учащиеся, которые помогали им разобраться в сложных вопросах. Дополнительные занятия проводили учителя-предметники.
Особая работа проводилась с «трудными» детьми. Классный руководитель постоянно контролировала пропуски занятий, проводила личные беседы, посещала учащихся на дому, организовывала встречи с работниками ПДН, приглашала родителей в школу на беседы. Она пыталась привлечь этих детей в кружки и секции, но обучающиеся подолгу нигде не задерживались и в итоге после окончания первой четверти они уже ничего не посещали. На особом контроле классного руководителя стояли следующие учащиеся: Губанов В., Панков Д., Рыбинский Д., Солдатенков С., Чикирев С. На каждого из них велся лист учета, в котором фиксировались пропуски по неуважительным причинам, уходы с уроков, неуспеваемость. На учете в школе стояло 3 человека: Панков Д., Солдатенков С. И Рыбинский Д., причем они же стояли и на учете в ПДН. В течение года их то снимали с учета, то вновь ставили.
Ф.И.О. обучающегося | Вид учета (ВШУ, КДН, ОДН) | Причина постановки на учет | характеристика использованных методов и приемов | занятость во второй половине дня | занятость в летний период |
Панков Данила | ВШУ | Неудовлетворительное поведение, пропуски занятий по неуважительным причинам, неуспеваемость. | Приемы индивидуального воздействия, условия действенности приемов (по Верцинской), дифференцирование — групповой подход в процессе обучения. | ______ | Временная подработка |
Солдатенков Сергей | Прекращение УД в связи с амнистией (ст. 214 УК РФ, 30.12.2013 г.) | Приемы индивидуального воздействия, условия действенности приемов (по Верцинской), дифференцирование — групповой подход в процессе обучения. | ______ | Временная подработка | |
Рыбинский Дмитрий | УДН | Пьянство и бродяжничество | Приемы индивидуального воздействия, условия действенности приемов (по Верцинской), дифференцирование — групповой подход в процессе обучения. | _____ | Временная подработка |
С Семьей Панкова Д. велась особая работа, так как семья считается неблагополучной. Не менее раза в четверть семья посещелась, с мамой велись постоянные беседы, профилактическая работа.
9. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с обучающимися класса:
Воспитательное взаимодействие класса осуществлялось при помощи классного руководителя, учителей предметников, администрации школы, медицинского работника, представителей ПДН и правоохранительных органов, работников средних специальных заведений.
Поддерживалась тесная связь с учителями-предметниками. Классным руководителем была организована серия посещений уроков, с целью выяснения уровня подготовки учащихся по различным предметам, а также наблюдения за отношениями учащихся и состоянием микроклимата в классе на уроках. Проводились беседы с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий.
Учителя-предметники не раз присутствовали на родительском собрании, с целью ознакомления родителей со своими требованиями по предмету и ГИА,а также решения проблемных ситуаций с некоторыми учащимися (индивидуальные беседы). В рамках проведения предметных недель проходили открытые уроки и внеклассные мероприятия, на которых учащиеся показывали хорошие знания и проявляли смекалку..
Эффективно на воспитательный процесс в классе влияет демократический стиль общения классного руководителя: дети охотно идут на контакт.
10. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
Воспитание происходит, прежде всего, в семье. Задача школы – поддерживать, сотрудничать и корректировать в случае необходимости становление личности. Работа с родителями проводилась с целью привлечь родителей стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.
В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами, поэтому стараюсь активно вовлекать их в жизнь класса и школы. Часто привлекаю членов семей учащихся к подготовке и проведению классных и школьных мероприятий.
Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье.
В основу работы были положены принципы:
• сотрудничество родителей и классного руководителя;
• ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей;
• взаимного доверия.
Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость.
Это предусматривает следующие направления деятельности:
• изучение семей учащихся;
• педагогическое просвещение родителей;
• обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
• педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
• индивидуальная работа с родителями;
• информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Сотрудничество класса и семьи осуществляется в формах:
• родительских собраний
• родительских консультаций
• общешкольного родительского комитета
• общешкольных коллективно - творческих дел
• индивидуальных встреч
• совместных походов и экскурсий.
В течение года было проведено 7 родительских собраний (протоколы)
09.09. 2013 г. «Знакомство с нормативно-правовыми актами и процедурой проведения ГИА», с графиком дополнительных занятий для подготовки к ГИА, с Уставом школы, обсуждение прав и обязанностей учащихся и родителей. Изменения внутреннего распорядка школы: введение формы; режим питания; участие в кружках и секциях. Выбор родительского комитета. Обсуждение выпускного вечера.
25.10.2013г. Итоги 1 четверти. Наши успехи и неудачи. Беседа-презентация: «У сильного всегда бессильный виноват».
25.12.2013 г. Итоги 2 четверти. Наши успехи и неудачи. Беседы-презентация: «Авторитет родителей и его влияние на личность ребенка» и «Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в 2014 году»».
19.02.2014 г. Итоги репетиционного экзамена по русскому языку и математике. Особенности учебного процесса в рамках подготовки учащихся к ГИА. Психологическое сопровождение государственной итоговой аттестации. О предупреждении детского травматизма и соблюдении детьми комендантского часа.
17.03.2014 г. Итоги 3 четверти. Проблемы воспитания правовой культуры у подростков. Беседа-презентация: «Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей)». Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования выпускников 9 классов в 2014 году.
05.05.2014 г. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускников IХ классов в новой форме на территории Тамбовской области в 2014 году. Беседа: «Склонности и интересы подростка в выборе профессии».
20.05.2014 г. Предварительные итоги четверти и года. Планы на будущее.
Проведение последнего звонка и выпускного.
В течение учебного года проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы, а также родители оказывали посильную помощь в благоустройстве класса.
Существует ряд проблем, связанных с взаимодействием с родителями. Хотя в этом году посещаемость родителями родительских собраний повысилась с 30% до 60-90% , но отдельные родители по-прежнему не всегда их посещают
( Проскурина О. П., Потехина А. Е., Солдатенкова И. А., Яичникова М. А.). Кроме того эти родители практически не оказывают влияния на воспитательный процесс в классе, полагая, что это исключительно прерогатива школы, хотя личный контакт налажен со всеми родителями класса.
Активное участие в классных и школьных делах принимают следующие родители: Сапунова С. В., Коршун О. В., Ефремова Т. В..
Учащиеся избегают проведения различных мероприятий совместно с родителями, что обусловлено особенностями подросткового возраста.
11. Выводы:
1. Главное достижение классного коллектива за прошедший год- это повышение уровня самостоятельности, появление зачатков умений положительно влиять на своих сверстников, развитие культуры жизненного самоопределения, повышение качества знаний. Я считаю, что этого удалось добиться благодаря накопленному положительному опыту и тесной взаимосвязи с родителями, учителями-предметниками, представителями других инфраструктур.
2. Есть и негативные моменты. Так в связи с возрастными особенностями и неприятностями в семье ухудшилась дисциплина у Солдатенкова С., он перестал учиться, стал более агрессивным. В силу своих природных особенностей и умения влиять на опекуна осложнилась негативная ситуация у Рыбинского Д.. Он начал шантажировать опекуна, убегать из дома, если не выполнялись его капризы.
3. К сожалению, не удалось воплотить в жизнь некоторые задумки классного руководителя, в связи с низкой активностью родителей, их нежеланием участвовать в жизни класса, необязятельностью.
12. Приложения:
В 9 «В» классе обучается 16 человек, из них: 7 юношей и 9 девушек. В целом класс сплочен, но до сих пор существует несколько группировок. Дети очень подвижны, энергичны, поэтому на уроках по-прежнему возникают проблемы с дисциплиной. По характеру дети доброжелательны, являются хорошими помощниками классного руководителя, активно участвуют во всех делах класса и школы.
В классе есть ребята, которые все эти годы добросовестно относятся к учебе, по многим предметам показывают глубокие прочные знания. Это Ефремова Полина и Шмакова Татьяна. Эти девочки являются примером для остальных учащихся класса, к ним многие обращаются за помощью.
Есть в классе слабые учащиеся: Губанов Владислав, Рыбинский Дмитрий, Панков Данила, Коршун Диана, Солдатенков Сергей, Чикирев Сергей. Данные учащиеся часто получают двойки, у некоторых даже есть четвертные двойки. У большинства из этих учащихся есть проблемы с дисциплиной и посещаемостью. Поэтому за ними установлен постоянный контроль со стороны классного руководителя, проводятся индивидуальные беседы, поддерживается тесная связь с родителями.
Есть в классе учащиеся, требующие особого внимания к себе со стороны классного руководителя и администрации. Это Губанов Владислав, Рыбинский Дмитрий, Панков Данила, Солдатенков Сергей, Чикирев Сергей, которые стоят на школьном учете за пропуски занятий, нарушения дисциплины и успеваемость. Эти учащиеся курят, многие из них замечены в пьянстве, лгут, часто прогуливают уроки по неуважительным причинам, могут опаздывать на уроки. К учению они относятся не добросовестно, могут прийти с невыученными уроками, на занятиях не активны, чаще всего не работают, а занимаются своими делами. Их родители являются частыми посетителями школы. Двое из этих учащихся Солдатенков Сергей и Рыбинский Дмитрий стоят еще и на городском учете. Рыбинский Дмитрий- за нахождение в нетрезвом состоянии, бродяжничество и антиобщественное поведение. Солдатенков Сергей- за участие в грабеже, нахождение на улице в комендантский час, роспись подъездов. С эими двумя учащимися постоянно проводятся беседы, с родителями поддерживается тесный контакт, им почти ежеднено сообщается о пропусках их детей, поведении, нарушениях дисциплины, антиобщественном поведении
В целом класс очень слабый. В нем никогда не было отличников. Особенно снизилась успеваемость в этом учебном году. Так из пяти ударников осталось только двое. Скорее всего это связано с физиологическим взрослением учащихся. Я надеюсь, что к концу года, многие из учащихся снизивших свою успеваемость возьмутся за ум, ведь им предстоит сдавать ГИА, а это потребует серьезного отношения к урокам
Спектр увлечений в классе стал в этом году низким, т.к. большое количество времени учащиеся заняты подготовкой к предстоящим экзаменам и им просто не хватает времени. Однако некоторые ребята успевают и посещать дополнительные занятия , и посещать секции и кружки. Это Абрамова Яна, Коршун Диана, Проскурина Анастасия, Щербинина Людмила, Чикирев Сергей.
Подводя итог хочется сказать, что класс очень тяжелый, требующий постоянного контроля со стороны классного руководителя. Поэтому продолжается работа по сплочению классного коллектива, налаживанию дисциплины, посещаемости, устранению вредных привычек
2. Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов.
1. Занятость во второй половине дня: занятия в кружках, секциях общественные поручения учащихся 9 «В» класса
2013/2014 учебный год
N п/п | Фамилия, имя учащегося | Занятость во второй половине дня | Поручения |
1. | Абрамова Яна | «Хужожественнол-прикладное искусство» - Школа искусств | Актив класса, председатель |
2. | Губанов Владислав | Ремонтная бригада | |
3. | Ефремова Полина | Актив класса культ массовик | |
4. | Коршун Диана | Танцевальный кружек- Школа искусств | Актив класса культ массовик |
5. | Николашин Илья | ||
6. | Панков Даниил | Ремонтная бригада | |
7. | Пичугина Светлана | Редколлегия | |
8. | Потехина Арина | Библиотекарь | |
9. | Проскурина Анастасия | Лыжная секция- МБОУ ООШ | Отв. за дежурство по классу |
10. | Рыбинский Дмитрий | ||
11. | Сальникова София | Отв. за посещаемость | |
12. | Сапунов Дмитрий | Староста | |
13. | Солдатенков Сергей | Физорг | |
14 | Чикирев Сергей | Музыкальная школа- баян | Цветовод |
15. | Шмакова Татьяна | Учком | |
16. | Щербинина Людмила | Лыжная секция- МБОУ ООШ | Актив школы |
Всего в классе 16 обучающихся:
- 89% имеет поручения,
- 11% учащихся пока не нашли себе занятий по душе.
31% занимаются в кружках, музыкальной школе и секциях:
13% - в спортивных секциях
13% - в кружках по интересам
6% - в музыкальной школе
68% не определились в выборе кружков и секций.
2. Диагностика мотивационной сферы учащихся А. К. Марковой.
Содержание тест-опросника.
Инструкция: Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
верно – (+ +);
пожалуй, верно – (+);
пожалуй, неверно – (–);
неверно – (– –).
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
1. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
2. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
3. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
4. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
5. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
6. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
7. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
8. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
9. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
9. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
10. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
11. Подсказывают и помогают.
12. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
13. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
14. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
15. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
16. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
17. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
18. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
19. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Результат опроса:
3. «Скорая помощь при выборе профессии».
Вопросы к анкете:
1. Выбрал(а) ли ты профессию?
2. Что тебе мешает выбрать профессию?
3. Что ты знаешь о своей будущей профессии?
4. Какой предмет труда тебя привлекает?
5. Если выбрал профессию, то какую?
6. Какой вид деятельности тебя привлекает?
Справка о степени профессионального самоопределения показала, что задумываются о выборе своей будущей профессии только 43,8% опрошенных учащихся, из них;
автомеханик – 1 чел., парикмахер -2 чел, электрик- 3 чел, психолог -1 чел. Остальные ребята 56,2%, ещё не задумывались о своём будущем.
4. Социометрическая анкета для учащихся учебного заведения
Цель: выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».
С кем из одноклассников я предпочитаю сидеть за одной партой?
1. __________., потому что _____________________________________
2. __________., потому что ______________________________________
3. __________., потому что ______________________________________
С кем из одноклассников я не хотел бы сидеть за одной партой?
1. __________., потому что _____________________________________
2. __________., потому что ______________________________________
3. __________., потому что ______________________________________
С кем из одноклассников я предпочитаю учиться вместе?
1. __________., потому что ______________________________________
2. __________., потому что ______________________________________
3. __________., потому что ______________________________________
С кем из одноклассников я не хотел бы учиться вместе?
1. __________., потому что ______________________________________
2. __________., потому что ______________________________________
3. __________., потому что ______________________________________
С кем из одноклассников я предпочитаю гулять на прогулке вместе?
1. __________., потому что _____________________________________
2. __________., потому что _____________________________________
3. __________., потому что _____________________________________
С кем из одноклассников я не хотел бы гулять на прогулке вместе?
1. __________., потому что _____________________________________
2. __________., потому что _____________________________________
3. __________., потому что _____________________________________
С кем из одноклассников я хотел бы проводить свободное время?
1. __________., потому что ____________________________________
2. __________., потому что ____________________________________
3. __________., потому что ____________________________________
С кем из одноклассников я не хотел бы проводить свободное время?
1. __________., потому что ______________________________________
2. __________., потому что ______________________________________
3. __________., потому что ______________________________________
Выявленный круг лидеров и аутсайдеров помогает выявлять и решать множество вопросов по различным направлениям воспитательной работы.
Анализ анкетирования:
Явные лидеры—нет
Популярные члены группы: 4 чел. (Абрамова Я., Ефремова П., Сапунов Д., Шмакова Т.).
Отверженные члены группы: 2 чел. (Потехина А., Солдатенков С.).
Социометрия, проведенная в классе выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
Можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Абрамовой Я. И Ефремовой П.).
В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, влюбленность, другие причины выступают как второстепенные.
Среди популярных членов группы можно выделить: Абрамову Я., Ефремову П., Сапунова Д., Шмакову Т..
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Потехину А., Солдатенкова С.). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
5. Анализ изучения социализированности личности (по М. Н. Рожкову)
№ п/п | Ф. И. О. учащегося | Социальная адаптированность | Автономность | Социальная активность | Нравственность |
1 | Абрамова Я. | 2,8 | 2,2 | 3,4 | 4 |
2 | Губанов В. | 2 | 3,2 | 3,4 | 3,8 |
3 | Ефремова П. | 2,4 | 2,8 | 3,2 | 3,2 |
4 | Коршун Д. | 3,2 | 3 | 3,2 | 4 |
5 | Николашин И. | 2,2 | 2,4 | 3,4 | 2,4 |
6 | Панков Д. | 2 | 2 | 3,4 | 2,6 |
7 | Пичугина С. | 2,8 | 2,2 | 3,2 | 3,8 |
8 | Потехина А. | 2,6 | 2,4 | 2,8 | 3 |
9 | Проскурина А. | 2,6 | 2 | 3,4 | 3,6 |
10 | Рыбинский Д. | 3 | 3,6 | 3,8 | 2,6 |
11 | Сапунов Д. | 3 | 3,2 | 3,4 | 4 |
12 | Солдатенков С. | 2,6 | 2,2 | 2 | 1,8 |
13 | Чикирев С. | 3 | 3 | 3 | 2,8 |
14 | Шмакова Т. | 2,4 | 2,6 | 2,8 | 3,8 |
15 | Щербинина Л. | 3 | 3 | 3,6 | 3 |
При анализе установлено, что высокий уровень социальной адаптивности показали Коршун Д., Рыбинский Д., Сапунов Д., Чикирев С. и Щербинина Л., у остальных учащихся низкий уровень.
Анализируя автономность выяснила, что высокий уровень показали Губанов В., Коршун Д., Рыбинский Д., Сапунов Д., Чикирев С. и Щербинина Л., у остальных учащихся низкий уровень.
Анализ социальной активности показал, что в основном у детей высокий уровень кроме Потехиной А,, Солдатенкова С. И Шмаковой Т.
Анализ нравственности показал, что у половины учащихся уровень высокий и только такие учащиеся как Николашин И., Панков Д., Рыбинский Д., Солдатенков С. И Чикирев С. Показали низкий уровень.
Такие учащиеся как Коршун Д., Сапунов Д. и Щербинина Л. Показали высокие уровни по всем показателям, а Солдатенков С. Наоборот показал низкий уровень по всем показателям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы 5б класса
Данный материал будет полезен классным руководителям 5 классов!...
анализ воспитательной работы в классе
Коллективная деятельность была направлена на достижение конкретных задач и поручений не только классного коллектива, но и на достижение общественных задач и перспектив....
Анализ воспитательной работы в классе
В помощь классному руководителю...
Анализ воспитательной работы с классом
Анализ воспитательной работы с классом: целеполагание, развитие учащихся, динамика социальной ситуации, развитие коллектива, организация воспитательного процесса, участие учащихся в жизнедеятельности ...
Анализ воспитательной работы 8б класса за 2011/12 учебный год.
Данный анализ работы классного руководителя и классного коллектива показывает мою работу с классом, все наши успехи и неудачи в этом учебном году....
Примерная программ анализа воспитательной работы в классе
Примерная программа анализа воспитательной работы классе в таблицах...
Анализ воспитательной работы 6 класса за 2011-2012 учебный год
Анализ воспитательной работы 6 класса коррекционной школы VIII вида за 2011-2012 учебный год...