Брейн - ринг ко Дню народного единства
классный час (9 класс) на тему
Цели: воспитывать любовь к Родине; прививать интерес к изучению истории родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Брейн - ринг ко Дню народного единства | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Брейн - ринг ко Дню народного единства
Цели: воспитывать любовь к Родине; прививать интерес к изучению истории родного края.
Правила игры: каждая из трех команд отвечает только на четыре вопроса брейн-ринга поочередно. Если ответ команды не совсем правильный, право отвечать переходит другой команде.
Ход мероприятия
- Вступительная часть
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Ведущий. Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи. Нас не покидает чувство гордости за свою могучую и свободолюбивую родину, за ее славный народ. 4 ноября в России отмечается День народного единства. Это праздник стойкости, силы и непобедимости нашего государства. Именно в единстве, единении народа - сила России. Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории!
Историк. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, не нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII в.
- Вопросы брейн-ринга
1. Какими сословиями было представлено население России в XVII в.? (Князья, бояре, купцы, духовенство, посадский люд, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воеводы.)
2. Какие события послужили причиной Смуты в России начала XVII в.? (Примерный ответ. Со смертью царя Федора Ивановича пресеклась не только династия Рюриковичей, но и кончилась целая эпоха, когда на престол всходили «прирожденные государи». Царствование Бориса Годунова обещало быть счастливым. Он пытался облегчить положение посадских людей, а во внешней политике делал ставку на сближение с Западом. Но эти надежды не оправдались. Вслед за непогодой начался неурожай и голод, унесший тысячи человеческих жизней. Наконец случилось самое страшное - кто-то стал распространять слухи о том, что голод - это кара Божья за несправедливость Бориса, захватившего трон коварством и хитростью. И начались бунты...)
3. Кто такой Лжедмитрий? (Примерный ответ. Бежавший в 1602 г. в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян. Он выдавал себя за царевича Дмитрия, погибшего в детстве, и утверждал, что настоящий царевич жив.)
4. Как Лжедмитрий расчистил для себя путь к трону? (Примерный ответ. В октябре 1604 г. Лжедмитрий с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Как истинный царевич, он щедро раздавал золото верным слугам, щадил плененных стрельцов. К нему стали стекаться доверчивые люди. Все же в январе 1605 г. правительственным войскам удалось разбить самозванца. Но сила последнего была не в армии. Народ верил в то, что он настоящий наследник престола. После смерти Бориса Годунова, спровоцировав в Москве мятеж, Лжедмитрий торжественно въехал в столицу. Путь к трону был открыт.)
5. Почему царствование Лжедмитрия оказалось коротким и закончилось трагически? (Примерный ответ. Завоевать царский трон помогла Лжедмитрию Римская курия, искавшая пути обращения Московского государства в католичество. В обмен на эту поддержку Лжедмитрий обещал польскому королю Сигизмунду передать Смоленск и Северную землю, а также перевести российскую паству в католичество. Но, воссев на трон, Лжедмитрий забыл свои обещания, поэтому группа заговорщиков ворвалась в палаты нового царя и объявила его самозванцем. Тот бежал к стрельцам, но они под давлением боярских угроз выдали беглеца, и он был застрелен. Тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в сторону Запада.)
6. Как разворачивалась борьба за российский трон после гибели самозванца? (Примерный ответ. На трон взошел Василий Шуйский. Но снова подули буйные ветры. Слухи о том, что «несчастному царю удалось спастись», не обещали скорого мира. В Новгороде-Северском на юго-западной окраине России объявился «посланник царя» - Иван Болотников, который осенью 1606 г. поднял восстание, охватившее не только юго-запад, но и юг России, Среднее и Нижнее Поволжье. С большим трудом через год войско «посланника» удалось разбить. Но в августе 1607 г. начался исход из Польши Лжедмитрия II. Видимо, «производство» самозванцев там было поставлено на широкую ногу. Весной 1608 г. Лжедмитрий II подошел к Москве. В столице обострилась борьба за власть: Василий Голицын и Ляпунов пытались поднять народ против царя. Василий Шуйский был низложен московским боярством в июле 1610г. Король Сигизмунд III, так и не дождавшись падения России от внутренних смут, объявил ей войну. Это была уже неприкрытая интервенция, возникла опасность появления на русском троне польского королевича Владислава.)
7. Кто такой Кузьма Минин? Какую роль сыграл он в освобождении России от польских интервентов? (Примерный ответ. Кузьма Минин (1578-1642) , нижегородский гражданин, продавец мяса и рыбы, земский староста, считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за «честность и мудрый смысл». Подробности его жизни известны только с 1611 г., когда прибыла в город грамота Патриарха Гермогена, призывавшего всех «встать за веру». Страстные слова Минина: «Не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником», - быстро облетели город. Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги. Минин смело развивал свои планы. С каждым днем росло его влияние; нижегородцы, наконец, решили образовать ополчение. По советам Минина, они жертвовали «третью деньгу», т. е. третью часть имущества, и выбрали вождем князя Д.М. Пожарского, лечившегося от ран в своем имении. К нижегородцам скоро примкнули другие города, поднятые окружной грамотой. В начале апреля 1612 г. в Ярославле уже стояло огромное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. В августе была одержана победа над поляками, и в октябре Москва была очищена от оккупантов.)
8. Почему ополченцы выбрали своим предводителем князя Пожарского? (Примерный ответ. Князь Дмитрий Пожарский, русский полководец, участвовал в сражении с поляками, храбро сражался и был ранен в бою. Настоящий патриот, он поклялся отдать свою жизнь за свободу родины. Став во главе ополчения, Пожарский принял всю власть над Русской землей, но остался скромен и прост в обращении. Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события.)
9. Почему подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина называют символом верности Родине? (Примерный ответ. В 1613 г. Москва присягнула новому царю. Но в это время чуть было не случилась новая страшная беда. Михаил Федорович, еще 16-летний юноша, жил тогда с матерью в своем родовом имении близ Костромы. Шайка поляков, которые в то время всюду рыскали по русской земле, пробралась в Костромской уезд, разыскивая Михаила. Поляки хотели убить молодого царя, а на русский трон посадить польского царевича. Тут попался в руки полякам костромской крестьянин Иван Сусанин. Узнав о коварных замыслах врагов, он послал своего зятя в усадьбу известить Михаила о грозящей беде, а сам повел врагов в противоположную сторону. Долго вел он их разными лесными трущобами, глухими тропинками и вывел наконец в болотистое село Юсупово. Здесь-то враги все и поняли. Рассвирепевшие поляки в ярости сначала мучили Сусанина разными пытками, а затем изрубили его на мелкие куски. Юный царь тем временем успел укрыться в Ипатьевском монастыре. Иван Сусанин, не задумываясь, отдал свою жизнь за царя, за свободу своей Родины.)
10. Каким оружием пользовались ополченцы? (Ружье, сабля, шестопер, кистень, боевой топор, бердыш, булава, винтовка.)
11. Какие слова начертаны на постаменте памятника Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади? («Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».)
12. Как отблагодарил новый монарх Михаил Федорович Романов патриотов, спасших Россию от краха? (Новый монарх пожаловал Пожарскому чин боярина, а Мининудумного дворянина. Посадский житель получил право заседать в Боярской думе.)
Знакомство с былиной
Историк. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» не раз кидались ополченцы на врагов. В этом крике соединились все сердца, все души и мысли, все желания русских. Но тщетно... Вражеский гарнизон был силен. Вдруг Минин, вдохновленный какой-то мыслью, отобрал 300 воинов и смело бросился с ними в самую гущу неприятеля. Неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, и ополченцы воспользовались этим беспорядком... Сей славный бой произошел 24 августа. Вот каким воином был новгородский гражданин Кузьма Минин!
Ведущий. Вот настоящие герои! Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за Родину, ее счастье и свободу. Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской! И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну. За это благодарная Россия помнит своих героев. Народ сохранил благодарную память о подвиге героев освободительной борьбы в песнях и былинах.
Чтец 1.
Как во старом то было городе,
Во славном и богатом Нижнем,
Как уж жил тут, поживал богатый
Мещанин,
Богатый мещанин Козьма
Сухорукий сын,
Он собрал-то себе войско
Из удалых молодцов.
Из удалых молодцов –
Нижегородских купцов.
Чтец 2.
Собравши их, он речь им взговорил:
«Ой вы гой еси, товарищи,
Нижегородские купцы!
Оставляйте вы свои домы,
Покидайте ваших жен, детей,
Вы продайте все ваше
Злато-серебро,
Накупите себе вострых копиев,
Вострых копиев, булатных ножей,
Выбирайте себе из князей и бояр
Удалого молодца,
Удалого молодца, воеводушку.
Пойдем-ка мы сражатися
За матушку за родну землю,
За родну землю, за славный
Город Москву...
Чтец 3.
Уж как выбрали себе молодые ратнички,
Молодые ратнички,
Нижегородские купцы.
Выбрали себе удалого молодца, воеводушку.
Из славного княжеского роду –
Князя Димитрия, по прозванию
Пожарского.
Уж повел их славный князь
Пожарский
За славный Москву-город сражатися,
С поляками войной бранитися.
VI. Завершающая часть
Историк. День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить Родину и помогать друг другу, уметь искренне прощать.
Ведущий. В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем:
Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горячим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В единстве наша сила.(к дню Народного единства)
Данный урок проводится в рамках модуля «Основы православной культуры». Это заключительный урок изученного курса. На уроке предполагается дать представление о могуществе и единстве нашего н...
классный час ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. БРЕЙН-РИНГ
классный час для 9 класса...
Классный час на тему «Единство – это сила!» (Устный журнал, посвящённый Дню народного единства), 6 класс
Цели: дать детям представление о событиях Смутного времени начала XVII в.; развивать интерес к изучению истории; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как бескорыстие, самопожер...
"Брейн-ринг" - Год народного творчества на Дону
Народные ремесла и промыслы Дона.Обряды и праздники донских казаков....
Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"
Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"...
Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»
Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»Цель мероприятия:1. Учить детей выразительно читать стихотворения, интонационно разноо...
Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства.
Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства....