Классный час: "Мои родные люди"
классный час на тему
Материалы к классному часу, посвященному Дню пожилых людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_moi_rodnye_lyudi.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «День пожилых людей. Мои родные люди.»
ЦЕЛЬ: формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; учить доброму и бережному отношению к своим близким.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Сегодня мы будем говорить о семье, о своём роде.
Мой род – это дерево весной в цветах,
Семья – это ветка осенью в плодах,
Мой сад - это жизнь моих родных детей,
Они продолжают жизнь моих корней.
Есть мудрое выражение: «Где одному не справиться, там род поддержит». Что эти слова означают для каждого из нас? Замечали ли вы, что в трудные периоды нашей жизни, часто возникает желание ощутить, что я не один на белом свете, хочется позвонить родственникам или собраться всем вместе?
- А как вы понимаете, что такое «семья», «род»?
Разграничим понятия «семья» и «родня». Семья, по С. Ожегову, — это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети, будут роднёй.
Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это близкие люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
КОНКУРС «Давайте познакомимся»
Загадки о домочадцах.
• Кто на свете
Всех мудрее и добрее?
Руки чьи всегда в работе?
Седина в чьих волосах?
Кто, забыв дела, заботы,
Приходил к нам на днях? (бабушка)
• Кто в очках сидит с газетой,
Всё читает: то и это?
Кто в субботу спозаранку
Уезжает на рыбалку?
Домино кто обожает
И политиков ругает? (дедушка)
• В гараже кто пропадает,
Меры времени не знает?
Говорит: «Приду сейчас!»
Ждём его четвёртый час!
Кто зарплату в дом приносит?
Мусор раз в году выносит? (папа)
• Кто с утра всегда пораньше
Гладит, вяжет, моет, шьёт?
Кто рукой в окно помашет?
Кто от радости поёт?
В парикмахерскую мчится
Этот кто-то иногда.
А в глазах родных лучится
Нежность и любовь всегда. (мама)
• У кого друзья повсюду,
Телевизор тоже друг?
Кто не любит мыть посуду,
Чистить вредный, едкий лук?
Кто, на улице гуляя,
Счёт минутам не ведёт?
Кто параграфа не зная,
Смело на урок идёт? (сын)
• У кого всегда в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Маме кто всегда поможет?
Кто бельё в комоде сложит?
Кто польёт в горшках цветы?
С телефоном кто на «ты»? (дочь)
КОНКУРС «Портрет дружной семьи»
За 1 минуту нарисовать собирательный портрет дружной семьи. Делать это нужно одновременно, не договариваясь, кто что рисует.
-А вы знаете, какой уклад был у семей в давние времена?
Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.
Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним.
Детей воспитывали в строгости. Помнили: «Засиженное яйцо всегда болтун, заласканный сын — шатун». Дети почитали родителей на протяжении всей их жизни. Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу.
Обычно делами сыновей занимался отец, делами дочерей — мать. Власть родителей на дочерей распространялась до их выхода замуж. Ни дочь, ни сын не могли покинуть родительский дом по своему желанию. Особое значение всегда придавалось родительскому благословению, знали: родительское слово на ветер не молвится. Родительское благословение давали перед свадьбой, перед отъездом в дальнюю дорогу, перед смертью отца или матери (на всю оставшуюся жизнь детей). Его получали и перед каким-либо ответственным делом (закладка дома, первый выезд в поле и др.). Народная мудрость поучала: «Живы родители — почитай, умерли — поминай».
Существует множество пословиц и поговорок о доме, о семье. А какие вы помните?
КОНКУРС «Собери пословицу»
Каков род, таков и приплод.
Каково деревце, таково и яблочко.
Каков корень, таков и отпрыск.
Каков батюшка, таковы у него и детки.
Бел лицом, да худ отцом.
Когда семья вместе, и сердце на месте.
На что и клад, коли в семье лад
Дитя хоть и хило, да отцу с матерью мило
Семья в куче – не страшны и тучи.
Хорошо в гостях, а дома лучше.
Мой дом – моя крепость.
С семьёй разобрались, а что же такое род? Какие однокоренные слова вы можете подобрать к этому слову? Род в русском языке — корень самых главных в жизни человека взаимосвязанных понятий: родители, рождать, родня, родина, народ, природа, родник, урожай, плодородие…
Род — это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие-то устойчивые черты характера («он родом таков»).
Многие века на Руси было принято при первом знакомстве вопрошать: «Чей ты, какого роду?» В русских сказках и былинах обращаются к молодцу: «Ты скажись, молодец, родом-племенем».
А знаете ли вы своих родственников? Кто кем кому приходится?
Да и взрослые тоже не могут похвалиться хорошим знанием своих корней. Поэт В. Чурсин с горечью писал:
Мы предками вряд ли гордимся
Своими —
Не помним глубинных,
Исконных корней:
О прадеде знаю
Одно только имя —
Илья,
Да ещё,
Что имел шесть детей.
Нередко мы становимся в тупик при определении названий родственных связей.
Постараемся разобраться в степенях родства.
Тесть – это отец жены.
Теща – мать жены.
Свекор – это отец мужа.
Свекровь – мать мужа.
3ять – муж дочери.
Сноха, она же невестка, – жена сына по отношению к родителям сына.
Тетка (тетя, тетушка) – сестра отца или матери.
Дядя – брат отца или матери.
Шурин, он же шуряк, шуряга – родной брат жены.
Деверь – брат мужа.
Золовка – сестра мужа.
Свояченица – сестра жены, а муж ее – свояк.
Кум, Кума – крестные отец и мать.
КОНКУРС «Семейный кроссворд»
1 м
2 о
3 я
4 с
5 е
6 м
7 ь
8 я
и
9 Я!
1. Тёща – это … жены. (мама)
2. Сестра мужа. (золовка)
3. Муж дочери. (зять)
4. Отец жены. (тесть)
5. Брат мужа. (деверь)
6. Дочь брата или сестры. (племянница)
7. Мать мужа. (свекровь)
8. Сестра жены. (свояченица)
9. Сестра мамы или отца. (тётя)
КОНКУРС «Отгадай загадки»
• Шуринов племянник как зятю родня? (сын)
• Шли по дороге две матери, две дочери да бабушка с внучкой - а сколько их всего человек? (3)
• Шли теща с зятем, муж с женой, бабка с внучкой, мать с дочкой да дочь с отцом. Сколько их всего было? (4)
• Сын моего отца, а мне не брат - кто это? (я сам)
• Шли муж с женой, да брат с сестрой, да шурин с зятем. Сколько их всего было?(3)
Учитель: - Молодцы! Если подумать, ещё много можно вспомнить родственников. И ко всем нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша семья. Семейная жизнь – необыкновенный труд. Иногда, сами того не желая, мы, дети, становимся неуправляемыми, где-то дерзкими и часто своим поведением или словом огорчаем родителей. Я думаю, наша встреча заставила многих ребят задуматься, по-другому посмотреть на себя и переосмыслить своё поведение по отношению к близким людям. Я хочу каждому подарить памятку «Правила заботливого и любящего сына (дочери)»
«Правила заботливого и любящего сына (дочери)»
1. Настоящие сын и дочь берегут покой родителей.
2. Настоящие сын и дочь заботятся о благе своей семьи.
3. Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
4. Не вступайте в пререкания со старшими.
5. Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.
6. Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.
7. Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на их глазах, ни где-либо ещё.
8. Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.
9. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё никого нет, кроме тебя.
Всё начинается в семьи.
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть –
Всё начинается с семьи.
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
И только не сдаваться!
Всё начинается с семьи.
На этом наша встреча заканчивается. Берегите свою семью! Сделайте своих близких счастливыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"
Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...
Классный час по теме"Люди, творившие историю"
Для классных руководителей ....
Классный час "Как понравиться людям"
В работе приводится содержание классного часа по теме "Как понравиться людям". В ходе классного часа ребята получают ряд советов по тому, как понравиться людям....
Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. - Сфор...
Классный час "Я среди людей, люди вокруг меня"
Классный час напрвлен на формирование умения общаться с окружающими людьми....
ПОЛОЖЕНИЕ о региональной научно - практической конференции «Мой край родной. Люди, события, факты»
Региональная научно – практическая конференция проводится в рамках мероприятий Года науки и технологий и празднования 800- летия Нижнего Новгорода. Цель НПК:Формировать патриотическо...
Проект" «Математика в профессиях моих близких и родных людей»
Математика - царица наук, основы которой, были заложены не год, не два и даже не сто лет назад. Математика с нами уже несколько тысяч лет.Нам часто говорят, математика нужна всем людям на свете. С пом...