Классный час по теме"Люди, творившие историю"
классный час (история, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час, проведенный в рамках кустового конкурса «Учитель года – 2012»
на тему: «Люди, творившие историю »
Цель: Воспитание гражданско-патриотического чувства.
Задачи:
1)Формировать представление учащихся о долге, мужестве , героизме как главных качеств патриота
2)Познакомить с понятием герой, героический, составит портрет героя
3)Воспитывать чувства уважения , признательности к людям, совершающим героические поступки.
Оборудование: презентация (компьютер, проектор, экран), песня из кинофильма «Кандагар», ватман, маркеры, клей и бумага
Эпиграф: « Героями не рождаются, а становятся…» М.М.Пришвин.
Ход мероприятия.
1.Организационный момент.
Слайд 1 -Несмотря на то, что на улице морозно, погода нас не балует, у каждого из нас есть своя погода, погода нашей души. Давайте посмотрим, какой прогноз на сегодняшний день
у нас. Если на душе солнечно и без осадков, то улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу.
Посмотрите, вы все улыбаетесь, значит, в данную минуту вы счастливы, спокойны, веселы .
Чья в этом заслуга?
( обсуждение: родители , учителя , армия. полиция т.д.) – тех, кто нас защищает.
Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас и послушаем хорошую песню, которая раскроет тему нашей встречи. (Учащиеся сидят полукругом, это позволяет им легко общаться друг с другом).
2.Переход к изучение темы
слайд №2. Песня из кинофильма « Кандагар» .
Какими словами заканчивается песня? ( Героями не рождаются, а становятся…)
О чем мы сегодня будем говорить? Как вы думаете, почему мы слушали эту песню?
Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой - кто он? Какие люди могут творить историю? А также составим словесный портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига, и на примерах проследим, как рассматривается данный образ в литературе, истории, фольклоре. По ходу нашего занятия мы зафиксируем наши мысли на цветной бумаге и приклеим на ватман.
Но кто он - герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы рождались герои? Может, это люди особой профессии? Как вы думаете?
Слайд 3 Героями не рождаются, а становятся.
Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как объясняется данное понятие толковом словаре русского языка Ожегова. Прочитаем текст.
Слайд 4 Герой .
1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
2.Действующее лицо литературного произведения.
3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
4.Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
- Приведите примеры героев к каждому значению…
Слайд 5. Действующее лицо литературного произведения.
Давайте вспомним мифы Греции. Назовите героев Эллады
Из русской литературы…. Му –му – Тургенев,
«Алые Паруса» из повести А. Грина «Ассоль и Грей»
Слайд 6 Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
Посмотрите на Александра Македонского, на Трех Богатырей и на Архимеда. Попробуем перечислить характерные черты эпох, когда они жили. Опишем то время.
Александра Македонского – Время было грозное, шли войны. Нужны были сильные, отважные полководцы, как он.
Три Богатыря – Русь во времена набегов варваров. Русь нуждалась в богатырях-защитниках. О них слагались былины и сказания…
Архимед – Развитие науки, техники в древней Греции.
Слайд 7 Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
-Ребята! Есть ли у вас кумиры?
На кого вы хотите быть похожим из современных людей?
Чем они вас привлекают?
Слайд 8
Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
Узнаёте ли вы, кому посвящены эти памятники?
Чем они отличились?
Слайд 9
А вы знаете героев нашего района?
Как они стали героями?
Давайте вернемся к началу нашей встречи… Кто он? Почему о нем снят этот фильм «Кандагар»?
Слайд 10. Газинур Хайруллин
Слайд 11. Хайруллин Газинур Гарифзянович – наш земляк. Родился в10 сентября 1961 года семье Хайруллиных Гарифзяна Хаернасовича и скромной учительницы биологии Насыхи Ахатовны. Скромный и трудолюбивый деревенский мальчик с детства отличался среди друзей честностью, порядочностью. Учился Стародрожжановской средней школе, окончил Балашовское военное воздушное училище проходил службу в военно-транспортной авиации помощником командира корабля Ил-76 (1983—1987), командиром корабля (по 1992).
С 1994 по 2008 год работал в авиакомпаниях гражданской авиации Российской Федерации вторым пилотом и командиром воздушного судна. C 2008 по 2009 гг. работал генеральным директором ОАО «Авиакомпания Татарстан».
Слайд 12.
3 августа 1995 года самолёт Ил-76, принадлежащий компании «Аэростан» (Казань), был принудительно посажен на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане. Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов. Хайруллин Газинур был вторым пилотом. Экипаж самолёта попал в плен. Экипаж находился в плену свыше года, 378 суток. В тяжелых условиях плена вёли себя мужественно. Экипаж разработал дерзкий план побега. В августе 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег из плена.
Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
В фильме «Кандагар» роль Хайруллина сыграл Владимир Машков (в фильме второго пилота звали Сергеем)
Газинур Гарифзянович кто он такой ?
- Какое из перечисленных значений подходит к нашему герою?
( 4 –е значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).
- Как мы понимаем слово «подвиг»?
Слайд 14
( Мнения учащихся)
- А вот такое определение даётся в словаре Ожегова
Слайд 15 Подвиг – это героический поступок человека, сильная воля, готовность пожертвовать своей жизнью ради людей и родины.
Учитель: А теперь давайте попробуем составить портрет героя . Вот здесь вам понадобятся цветная бумага, маркеры клей и ватман.
Слайд 15 Обсуждение по вопросам:
Герои – это люди особой профессии?
С какого возраста человек способен совершать героический поступок, подвиг?
Может, герои – это люди, воспитанные особым образом?
Герои рождаются в каком-то особом месте?
Каким внешне должен быть герой?
Какими особыми качествами характера герои должны обладать ?
( Мнения учащихся работающих с ватманом)
Слайд 16 Ватман повесить на доску и еще раз прочитать полученный портрет героя.
Как вы могли заметить конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
5. Рефлексия
Слайд 17 Однажды Эмирсон сказал такие слова: «Герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше» Кто сможет объяснить , что имел в виду Эмирсон?
6. Итоги мероприятия
Слайд 18 .Ребята, а вы готовы совершать подвиги, стать героями? (ответ должен быть положительный).
Тогда мы верим, что из вас вырастут творцы нашей истории.
Учитель:
Благодарю вас за общение, мне приятно было вести беседу с вами. Спасибо.
«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» . от всего сердца желаю вам оставаться человеком с большой буквой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "День Науки. История праздника"
Презентация к классному часу на тему: "День Науки. История праздника"...
Классный час на тему "Добро и зло творить всегда во власти всех людей..."
Классный час посвящён теме добра и зла.В результате занятия учащиеся смогут дать нравственную оценку жестоким поступкам; раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности; оценить человеческ...
Классный час на тему : «Твори добро другим во благо»
Классный час на тему :«Твори добро другим во благо»...
2018 г. Классный час на тему: "Доброта творит чудеса"
2018 г. Классный час на тему: "Доброта творит чудеса"...
Классный час по теме "Тайны космоса: история космонавтики"
На классном часе учащиеся узнают о картинах мира, о древнегреческих философах и великих ученых, внесших большой вклад в развитие космоса, о космических аппаратах и космонавтах, побывавших ...
Разработка классного часа по теме: «Я творю добро»
Особое место в учебно-воспитательном процессе занимает классный час, на котором формируются морально-нравственные качества личности, гражданская позиция, студенты учатся взаимопониманию, умению ...
Классный час на тему «Люди дождя. Кто они?» 8 класс
сценарий на тему аутизма....