Тематический классный час ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЦЕННО
классный час на тему

Цыганкова Инна Анатольевна

Самое трудное познать себя. Известная мысль древнего философа Фалеса особенно актуальна для современной школы. Обязательные школьные программы перенасыщены всякого рода информацией и не всегда дают возможность ребенку приобретать практические навыки самопознания и самоопределения. Между тем, такие навыки являются основой для формирования личностных смыслов, социального опыта ребенка. Классный час компенсирует этот недостаток, поскольку он направлен на активное формирование собственных жизненных ориентиров самими учащимися. Важным акцентом воспитательного часа является работа над умением «строить» понятия, раскрывать причинно-следственные связи.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

—  что такое жизненные ценности?

—  от чего зависят ценности жизни?

—  почему у людей различные ценности жизни?

—  какие ценности есть у тебя?

—  что ценно в твоей семье?

Основные понятия:

Жизненные ценности — важные, имеющие определяющее положительное значение жизненные ориентиры, лежащие в основе деятельности людей. Такими ориентирами могут выступать различные продукты материальной и духовной деятельности людей, а также явления, способные удовлетворять потребности людей.

Потребность — необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения; то, без чего человек не может жить и существовать. Обычно выделяют духовные, материальные, социальные, физические потребности людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_dlya_menya_tsenno.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЦЕННО?»

Самое трудное познать себя. Известная мысль древнего философа Фалеса особенно актуальна для современной школы. Обязательные школьные программы перенасыщены всякого рода информацией и не всегда дают возможность ребенку приобретать практические навыки самопознания и самоопределения. Между тем, такие навыки являются основой для формирования личностных смыслов, социального опыта ребенка. Классный час компенсирует этот недостаток, поскольку он направлен на активное формирование собственных жизненных ориентиров самими учащимися. Важным акцентом воспитательного часа является работа над умением «строить» понятия, раскрывать причинно-следственные связи.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

  • что такое жизненные ценности?
  • от чего зависят ценности жизни?
  • почему у людей различные ценности жизни?
  • какие ценности есть у тебя?
  • что ценно в твоей семье?

Основные понятия:

Жизненные ценности — важные, имеющие определяющее положительное значение жизненные ориентиры, лежащие в основе деятельности людей. Такими ориентирами могут выступать различные продукты материальной и духовной деятельности людей, а также явления, способные удовлетворять потребности людей.

Потребность — необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения; то, без чего человек не может жить и существовать. Обычно выделяют духовные, материальные, социальные, физические потребности людей.

Подготовительный этап:

1. Оформление доски.

На доску прикрепляется картонное солнышко или ромашка. В центре — слово «мы». Готовятся лучи (лепестки) — 10—12 шт. На них предполагается записывать последовательно ответы учеников на вопрос «Что для меня ценно?». Можно приготовить возможные варианты заранее. Продумать, как прикреплять лучи.

  1. Выставка рисунков «Самое значительное событие моей жизни». Такие рисунки готовятся детьми дома по предварительному заданию.
  2. Рисунок маяка.

Алгоритм деятельности:

1. Классный руководитель обращает внимание детей на выставку рисунков и делает краткое обобщение. Можно предложить выступить авторам наиболее интересных работ с комментариями. Затем учитель задает вопрос: «Как вы думаете, почему эти события являются наиболее значимыми для вас?» Дети этого возраста обычно рисуют день рождения, празднование Нового года, поездку к морю, рождение ребенка в семье, переезд на новое место жительства и другие события, связанные с семьей. Как правило, это радостные события. Поэтому учитель организует работу над понятием «ценности»  через ценности семьи. Полезно обратить внимание на то, что такие события могут быть не всегда радостными. Этот этап важен тем, что позволяет оценивать собственные жизненные ситуации. Здесь также начинается работа с понятием «ценности».

Основной вывод этого этапа:

— ценно то, что имеет положительное значение для человека (в данном случае: внимание взрослых и друзей, общение с родителями, любовь и т. п.).

2. Учитель организует обсуждение на тему «что для нас ценно».

—        Вы дали оценку только одному событию своей жизни. На самом деле того, что является для нас ценным, очень много. Предлагаю подумать, что ценно для большинства людей. Говорят, что человек счастлив тогда, когда его жизнь наполнена разнообразными ценностями, которые позволяют ему творить достойную жизнь. Что необходимо для такой жизни? Вы будете предлагать свои варианты, а я — прикреплять лучи к нашему солнышку.

(Возможные варианты, называемые детьми: семья, дом, друзья, здоровье, работа, животные, жизнь, одежда, природа, золото, Родина, деньги, книги, еда и т. п.). Задача учителя на этом этапе — организовать дискуссию, главными выводами которой могут стать следующие:

  • ценностью может быть все, что имеет для человека положительное значение;
  • ценностей может быть бесчисленное множество;
  • ценности могут включать в себя то, что связано с потребностями, нуждой человека;
  • среди ценностей есть самые дорогие, значимые, ради которых человек может идти на жертвы и даже смерть;
  • ценности имеют жизненное значение, они усиливают жизненный потенциал человека, заставляют выживать его в самых тяжелых условиях и ситуациях;
  • у людей могут быть разные ценности; хорошо, если у человека имеется система ценностей;
  • у духовно развитых людей гармоничная система ценностей.

3,        Ученикам предлагается из перечисленных общими усилиями класса ценностей самостоятельно выбрать наиболее значимые для себя (например,6—8). Для этого на листах бумаги дети рисуют солнышко, в центре которого написано слово «я», и рисуют лучи с надписями.

Учитель поощряет самостоятельность детей словами:

— Сейчас самый важный момент классного часа — вы будете один на один с самим собой. Говорят, что человек наедине с собой всегда такой, какой он есть настоящий. Послушайте себя. Прошу вас быть очень внимательными и искренними. Это не так просто. Поэтому никто не должен мешать друг другу, в классе должно быть очень тихо.

Скорее всего, этот этап будет заключительным. Можно попросить ребят обсудить свои записи с родителями. Еще один вариант — готовые листы вывешиваются на доску.

4.        Если останется время, можно спросить ребят: "Почему на доске в качестве символа занятия изображен маяк?» (Подобно маяку, указывающему своим светом путь морским путешественникам, ценности являются жизненными ориентирами человека. Человек, осознающий свою систему ценностей и ее значимость, будет уважительно относиться к личным и общественным ценностям, строить свои отношения на их основе.)

Если времени не осталось, можно попросить ребят написать свое мнение об этом дома с обратной стороны листа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час общения "Что для меня ценно"

Час общения в 7 классе представляет собой мастерскую творческого общения и  преследует цель - самоопределение и самопознание учащихся. Школьная программа в перенасыщена всякого рода информацией, ...

презентация "Что для меня ценно"

Презентация создана к мастерской творческого общения в 7 классе на тему "Что для меня ценно". ...

Классный час "Я- гражданин России.Что для меня ценно?"

Классный час  Тема:  Я - гражданин России. Что для меня ценно?...

Тематический классный час ЭТИКЕТ ДЛЯ МЕНЯ

«Все начинается с детства». Как необходимо вовремя повлиять на формирование лучших качеств души ребенка и помочь родителям воспитать доброго, отзывчивого, чуткого и честного человека, сохраняющего при...

Классный час "Какой у меня интеллект?"

На этом занятии вводится понятие " интеллектуальное развитие", " коэффициент интеллекта". Задача- привлечь внимание детей к вопросам самовоспитания, саморазвития, усилить мотивацию к учебе....

Классный час "Что для меня ценно?"

В конспекте классного часа предложены задания, которые постепенно раскрывают для каждого ученика настоящие жизненные ценности....

Воспитательный час: «Что для меня ценно». 25.11.2021 год

Цель: формирование ценностного отношения учащихся к жизни.Ценность – что это такое? Как вы понимаете?- примерные ответы (ценные вещи, деньги, драгоценности, золото, серебро, квартира, дорогие ве...