Час общения "Что для меня ценно"
классный час (7 класс) по теме

Олейникова Марина Александровна

Час общения в 7 классе представляет собой мастерскую творческого общения и  преследует цель - самоопределение и самопознание учащихся. Школьная программа в перенасыщена всякого рода информацией, а научить практически ребят самопознанию и формированию ценностного отношения к своей личности пока не в состоянии. Мастерская включает в себя психологические игры, тренинги, вопросы, помогающие формированию собственных жизненных ориентиров уч-ся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_dlya_menya_cenno.docx521.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19

для учащихся 7-х классов

Подготовила: Олейникова М.А. 

г. Пятигорск, 2012 г.

Цель общения: 

  1. Ценностное самоопределение, самопознание своего внутреннего мира;
  2. Создание условий для формирования собственных жизненных ориентиров;
  3. Способствование сплочению классного коллектива.

Оборудование: мультимедиа, презентация, фломастеры, «Солнышки» для индивидуальной работы, коробка с отверстиями, клубок ниток, микрофон.

Учащиеся рассаживаются в группы по 4-5 человек.

ХОД  МАСТЕРСКОЙ.

1. Приветствие. Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята. Сегодня мне бы хотелось вас пригласить в мастерскую творческого общения, в которой мы попытаемся ответить на вопрос, на мой взгляд, волнующий многих: «Что для меня ценно?».

Еще древние говорили, что са мый загадочный сфинкс на Земле - это человек. А философы тысячелетиями пыта лись разгадать феномен своего «Я».

Слайд № 2.

Я думаю, вы согласитесь с высказыванием Фалеса: «Самое трудное – познать себя». Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то мы по лучим разные ответы, и все вы по-своему будете правы, потому что каждый из нас особен, индивидуален и неповторим.

«Чаще заглядывай в самого себя» - предлагает Рене Декарт.

Слайд № 3.

Цель нашего сегодняшнего общения: активное формирование собственных жизненных ориентиров.

И чтобы совершить первый шаг на пути к себе, я предлагаю начать наше общение с игровой ситуации.

2. Игра «Волшебная коробка».

Перед вами коробка с отверстиями с разных сторон. Внутри неё - предмет, посмотрите в отверстие и попробуйте описать только то, что вы видите, не называя самого предмета. Я приглашаю трёх желающих... (Описания учащихся.) Совпадают ли ваши мнения? Почему ваши мнения не совпадают? Ведь предмет-то один? (Рассуждения учащихся.) 

Давайте проведем аналогию с человеком. Можно ли только по одному мнению, по взгляду только с одной стороны, судить о человеке? (Высказывания учащихся.)

Вывод: чтобы иметь целостное представление о человеке, нужно увидеть его с разных сторон, услышать о нём разные точки зрения.

Слайд № 4.

Посмотрим, как об этом рассуждал Н.А. Бердяев: «Нам легко видеть вещи с нашей собственной точки зрения, принимать во внимание взгляды других людей гораздо труднее, и уж совсем сложно - увидеть всю картину в целом».

3. Упражнение «Интервью».

Предлагаю провести социологический опрос. Кто будет журналистом? Оператором? Я подготовила ряд вопросов, на которые вам необходимо дать быстрый ответ, не задумываясь, так, как будто интервью берут у вас прямо на улице. Готовы?

  1. Назовите самое значительное событие вашей жизни? А вам?
  2. Что важного произошло в вашей жизни в ушедшем году?
  3. Какое важное событие запомнилось за время учёбы в нашей школе?
  4. Какое  значимое событие детства вам запомнилось?

Как вы думаете, почему эти события являются наиболее значимыми для вас? 

Вывод:  это радостные события, имеющие определённую ценность для каждого человека, ценно то, что имеет положительное значение.

Слайд № 5.

(Самое  значительное событие моей жизни)

Слайд № 6.

(раскрытие понятия «ценность»)

Слайд № 7.

(раскрытие понятия «потребности»)

4. Социолизация.

        Предлагаю подумать, что ценно для большинства людей. Говорят, что человек счастлив тогда, когда его жизнь наполнена разнообразными ценностями, кото рые позволяют ему творить достойную жизнь. Что необходимо для такой жизни? Вы будете предлагать свои варианты, а я — прикреплять лучи к нашему солнышку.

Я

(Возможные варианты, называемые детьми: се мья, дом, друзья, здоровье, работа, животные, жизнь, одежда, природа, золото, Родина, деньги, книги, еда и т. п.).

Задача учителя на этом этапе — организовать дискуссию, главными выводами ко торой могут стать следующие:

— ценностью может быть все, что имеет для че ловека положительное значение;

— ценностей может быть бесчисленное множе ство;

— ценности могут включать в себя то, что связа но с потребностями, нуждой человека;

— среди ценностей есть самые дорогие, значимые, ради которых человек может идти на жертвы и даже смерть;

— ценности имеют жизненное значение, они уси ливают жизненный потенциал человека, за ставляют выживать его в самых тяжелых ус ловиях и ситуациях;

— у людей могут быть разные ценности; хоро шо, если у человека имеется система ценнос тей;

— у духовно развитых людей гармоничная сис тема ценностей.

Слайд № 8.

Как вы понимаете слово «потребность»?

Слайд № 9 (какие бывают потребности?).

  1. Физические         
  2. Духовные
  3. Материальные  
  4. Социальные

Давайте прокомментируем названные потребности.

Слайд № 10

5. Чтение притчи.

Позвольте мне рассказать одну небольшую историю.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязная и порванная. Она под бирала какие-то предметы и складывала их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от этой старушки. Когда она проходила мимо, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Я думаю, вы согласитесь, что не всегда внешний вид человека или видимое его поведение отражают его истинную сущность.

Совершая  выбор, мы так или иначе оцениваем предмет, ситуацию, человека. И делая выбор, мы ориентируемся на значимость и ценность этого для себя.

Слайд № 11.

6. Социоконструкция. 

Я предлагаю из перечисленных ценностей самостоятельно выбрать наиболее значимые для вас (например, 6—8) и записать их на лучах солнышка (в центре написано слово «я»).

Сейчас самый важный момент — вы будете один на один с самим собой. Говорят, что человек наедине с собой всегда такой, какой он есть настоящий. Послушайте себя. Прошу вас быть очень внимательными и искренними. Это не так просто. Поэтому ни кто не должен мешать друг другу, в классе должно быть очень тихо. (По окончании работы, дети зачитывают надписи и прикрепляют солнышки на доску)

Слайд № 12.

И всегда в любых жизненных ситуациях оставаться самим собой.

Если надо за правду - бей!

Если влюбишься - не робей!

Если заперта дверь - стучи!

Если трусы молчат - кричи!

Если ветер в лицо - не гнись!

Если радость на сердце - пой!

Но всегда будь самим собой.

Роберт Рождественский

9. Рефлексия. Игра «ПАУТИНКА».

Я думаю, что сегодня между нами протянулась нить взаимопонимания, и чтобы эта связь не оборвалась, закрепим её добрыми пожеланиями друг другу. Я приглашаю вас всех в круг. (Передавая соседу клубок ниток, участник говорит ему доброе пожелание)

Посмотрите, как мы все друг другу нужны, поднимите эту нить, посмотрите, она ещё хрупка и непрочна. И только от нас зависит, сделаем ли мы основу для прочного ковра взаимопонимания. Запомните этот миг.

Спасибо за общение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Что для меня ценно"

Презентация создана к мастерской творческого общения в 7 классе на тему "Что для меня ценно". ...

Классный час "Я- гражданин России.Что для меня ценно?"

Классный час  Тема:  Я - гражданин России. Что для меня ценно?...

Тематический классный час ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЦЕННО

Самое трудное познать себя. Известная мысль древнего философа Фалеса особенно актуальна для современной школы. Обязательные школьные программы перенасыщены всякого рода информацией и не всегда дают во...

Психологическое занятие для подростков "Самое ценное, что у меня есть....жизнь" для 8-11 классов

Цель занятия: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу."Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет ник...

Психологическое занятие для подростков «Самое ценное, что у меня есть…

laquo;Самое ценное, что у меня есть…»Возрастная категория: 8-11 классыЦель: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную ос...

Классный час "Что для меня ценно?"

В конспекте классного часа предложены задания, которые постепенно раскрывают для каждого ученика настоящие жизненные ценности....

Воспитательный час: «Что для меня ценно». 25.11.2021 год

Цель: формирование ценностного отношения учащихся к жизни.Ценность – что это такое? Как вы понимаете?- примерные ответы (ценные вещи, деньги, драгоценности, золото, серебро, квартира, дорогие ве...