«Я – гражданин России» (5 класс)
классный час (5 класс) на тему

Захарова Лариса Николаевна

Материал классного часа " Я - гражданин России"предназначен для учащихся 5-6 классов.Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям «Родина», «Отечество»; ознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России. Задачи: - воспитывать чувство гордости за свою страну; - определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; - формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству; -воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности; -раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_1.docx286.4 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

Классный час «Я – гражданин России»

(5 класс)

Подготовила:

Захарова Лариса Николаевна

учитель технологии

2014

Классный час «Я – гражданин России»

Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям «Родина», «Отечество»; ознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России.

Задачи:

- воспитывать чувство гордости за свою страну;

- определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»;

- формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;

-воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности;

-раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия.

 

Оформление:

  1. Школьная доска с темой классного часа.
  2.  Презентация к классному часу.

План:

ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

ЗНАКОМСТВО С ПРЕЗИДЕНТОМ

ВИКТОРИНА

Ход классного часа:

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Н. А. Некрасов.

Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

Какие понятия включает в себя слово «гражданин»? (Ответы учащихся выписываются на доске).

Патриотизм

Боль за родную природу

Высокая нравственность

Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Учитель:

Тема нашего классного часа: «Я гражданин Росси»

Основная часть.

– Что такое Родина?

Родина! Это слово с детства знает каждый родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

Родина мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми заботится о них, приходит на помощь, придает силы.

Послушайте одну историю.

Жил – был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал: «Не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».

По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», – решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут»

– Давайте подумаем: когда так говорят?

– Почему же Человек заскучал?

Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему, когда-то дороги.

Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись, домой открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина». Такое состояние называется – ностальгия. Ностальгия – это тоска по Родине.

Есть пословица о Родине – «Одна у человека мать, одна у него и родина».

Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают.

Вы родились в России .

Какие ассоциации у вас с этим словом?

На каждую букву из слова Россия назовите ассоциацию.

Р – родина

О – особенная одна огромная

С – славная сильная

С – смелая свободная

И – искусная историческая идеальная

Я – ясная яркая я.

Россия – самая большая страна на свете. так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступила ночь. Ни одного государство не имеет такой большой территории более 17 млн. кв. км и такой длинной границы, которая проходит и по суше и по воде.

На свете много разных стран, но есть одна страна: от белых льдов до теплых рек раскинулась она.

На карте России много голубого цвета. Это реки моря и озера. Есть реки – большие, многоводные: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Это пять из 22 главных рек земного шара. Европейской части протекает самая длинная река Европе – это Волга.

С помощью математических расчетов узнайте ее длину. Наименьшее четырехзначное число увеличьте в 3 раза, прибавьте сумму чисел 190 и 340

Ответы учащихся:

3530 км

Учитель:

Назовите самое большое озеро в мире?

Ответы учащихся:

 Каспийское

Учитель:

 Назовите самое – глубокое в мире?

Ответы учащихся:

Байкал.

Учитель:

В России растет самый большой лес на земле – это четвертая часть всех лесных запасов планеты.

Стих С. Васильева «Россия»

Читает наизусть ученик:

… люблю тебя моя Россия,

за ясный свет твоих очей,

за ум за подвиги святые,

за голос звонкий как ручей …

люблю твои луга и нивы,

прозрачный звон твоих равнин,

к воде склонившиеся ивы,

верха пылающих рябин.

люблю тебя с твоей тайгою,

с воспетым трижды камышом,

с великой Волгою – рекою.

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

Одним широким словом «Русь»!

Учитель:

Назовите самое главное богатство страны?

Ответы учащихся:

Народ

Учитель:

Население составляет более 145 миллионов человек. Проживают более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и др.  Наш народ широк душой и долготерпеливый.

Как называют жителей нашей страны?

Ответы учащихся:

Россияне

Учитель:

Каждый человек с рождения является гражданином своей страны.

 Как понимаете пословицу «Мы – сто тысяч « Я»»?

Ответы учащихся:  …

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сообщение ученика:

Конституция Российской Федерации – это основной закон страны. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.

Что сказано в Конституции Российской Федерации?

В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство. Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что - нельзя. Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно - гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей

12 декабря Россия отмечает День Конституции — Основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу и являющегося фундаментом законодательства.

В этот день в 1993 году по результатам всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, по которой страна живет и сегодня.

Политические изменения в стране и в мире требовали появления принципиально нового «верховного закона» государства, каким и является Конституция. С той поры, россияне стали отмечать 12 декабря, как День Конституции Российской Федерации.

У Конституции России богатая история - она претерпела глубокие изменения, отражая особенности каждой эпохи развития государства.

Конституция 1993 года является пятой по счету из всех когда-либо действующих конституций на территории нашей страны.

17 октября 1905 г. Николай II издал разработанный министром С.Ю.Витте

Манифест «Об усовершенствовании Государственного порядка»

10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов была принята Конституция РСФСР.

В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.

 Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства.  Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой  и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

Текст нынешней Конституции РФ был впервые опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 года.

Термин Конституция происходит от латинского слова constitution «установление, устройство», которым в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императоров. Конституция – это основной закон государства, который определяет порядок.

Конституция страны является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека.

А знаете, с чего начинается Конституция?

На первой странице Конституции – гимн нашей страны.

Учитель:

Как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права?

Выступление ученика:

Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.

Учитель:

Когда человек подрастает, какие еще у него появляются права?

Ответы учащихся:

Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

Учитель:

А человек только правами обладает?

Ответы учащихся:

Нет. Есть и обязанности.                                                

Учитель:

Какая наша главная обязанность?

Ответы учащихся:

Соблюдать законы. Для этого и существует Конституция.

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности.

Учитель:

Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право?

Ответы учащихся:

Выбрать профессию. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.

Учитель:

Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине?

Ответы учащихся:  

Учитель:

Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет?

Ответы учащихся:

Каждый. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

Сообщение ученика:

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Русский язык - национальное достояние всех народов Российской Федерации. Но наше государство гордится каждым из языков, на которых говорят его граждане, стремится сохранить их. По результатам последней переписи сегодня в России проживают представители свыше 160 национальностей, и у каждой из них - свой язык, не похожий на остальные. И как трудно было бы им понимать друг друга, если бы на помощь не пришел русский язык!

Только тот, кто хочет стать государственным деятелем или государственным служащим в Российской Федерации, обязан знать русский язык. Государство на всей своей территории всем своим гражданам предоставляет такую возможность.
Но русский язык - это не только возможность быть услышанным и понятым в любом, самом дальнем, уголке нашей страны. Это ещё и прекрасные песни, замечательные книги, потрясающие стихи на русском языке. Очень обидно всё это не слышать, не читать и не знать.

Российская Федерация гарантирует всем своим народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения!

ДОЛЖЕН знать ее государственные символы

Учитель: 

Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности. Сегодня нашу встречу освещает солнышко. И  это не случайно.  

Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей страны?

Ответы учащихся:

Солнце дает жизнь всему живому.

Учитель: 

И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.

Беседа о ценностях человека

Учитель: 

Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

Ответы учащихся:

 (Учитель прикрепляет на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ

Сообщение ученика:

Флаг - прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой, официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции.

Герб - эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Гимн - торжественная песня, принятая как символ государ-ственного или социального единства.

ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.

Прослушав сообщение, ответьте на вопросы:

ИЗ ИСТОРИИ ГЕРБА РОССИИ

В качестве государственного герба двуглавый орел появился на Руси в 1472 (правление Ивана III) году на правах престолонаследия. В петровское время государственный герб России был дополнен изображением цепи со знаком ордена святого Андрея Первозванного вокруг щита на груди орла.      Изменилась раскраска герба - орел становится черным, а фон - желтым. На груди орла был щит с изображением всадника (древнейший герб Москвы). С 1730 года всадника стали называть Святым Георгием Победоносцем, поражающим змия - символом борьбы добра со злом. Вместе с тем этот символ указывает, что Москва - сердце Руси.

       В XVII веке окончательно утверждается тип герба - золотой двуглавый орел на красном поле с тремя коронами, скипетром и державой. Скипетр - первоначально - это булава, ударное оружие, символ защиты суверенитета. Держава (в виде шара) - символ единства, целостности государства. Красный (пурпурный) цвет считался императорским, царским цветом, золотой - символом вечности. Герб РСФСР впервые описан в Конституции РСФСР 1918 года. Его прообразом была эмблема Красной Армии - красная пятиконечная звезда со скрещенным плугом и молотом в центре. В июле 1920 года Гознак подготовил образец герба РСФСР в том виде, в котором с небольшими изменениями он дошел до 1993 года. Герб состоял из изображения золотых серпа и молота на красном фоне в золотых лучах солнца и обрамлении золотых колосьев. Надписи РСФСР и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» воспроизведены черными буквами на красном фоне.

30 ноября 1993 года президент Российской Федерации подписал указ, в котором дается описание нового герба.

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации;     в    лапах  -  скипетр   и   держава,    олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

1. Когда в качестве государственного герба впервые стал использоваться двуглавый орел?

2. Что такое скипетр и держава?

3. Герб какого города изображен на груди орла?

4. Как зовут всадника с копьем? Что он символизирует?

ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сообщение ученика:

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов.

Официально бело-сине-красный флаг был утвержден как официальный (государственный) флаг России только накануне коронации Николая II в 1896 г. Тогда красный цвет означал державность, синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, белый – цвет свободы и независимости. Существует и еще одна «державная»   трактовка   значений   цветов    флага,  которая  означает единство трех братских восточно-славянских народов: белый - цвет Белой Руси (Белоруссии), синий - Малороссии (Украины), красный - Великороссии.

В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сообщение ученика:

Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110. Первая официальная попытка создать официальный российский гимн датируется 1833 годом, когда Николай I повелел сочинить его группе поэтов и композиторов. До этого торжественные события сопровождались церковными песнопениями, а при Петре Великом - военными маршами. Уже в конце царствования первого императора, а затем в правление его дочери Елизаветы Петровны начинает использоваться мелодия английского гимна «Боже, храни короля». В конце XVIII века с ней начинает соперничать торжественная песня композитора Дмитрия Бортнянского «Славься», и такое двойственное положение сохраняется до времен Николая.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учитель:

Владимир Владимирович Путин принял присягу 7 мая 2004 года

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Присяга Президента России

Полномочия президента - это вся сила и власть, которую дали президенту граждане Российской Федерации, выбрав его главой своего государства.

Что же обещает президент?

Уважать и охранять - Президент обещает, что не будет нарушать сам и не позволит никому другому нарушать...Что?

Права и свободы человека и гражданина - это значит, что Президент обещает уважать и охранять н во всём мире права и свободы любого человека.

Соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации - то есть, Президент обещает, что ни один закон принятый в нашей стране, ни одно правило висящее, где-нибудь на стене в школе нашей страны не будет противоречить Конституции.

Защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства - это значит, что президент обещает заботиться о том, чтобы у других государств не появилась возможность как-нибудь обижать наше. Например, возможность приказывать нашему государству, что ему делать или чего не делать. Или возможность отнять у нашего государства какой-нибудь город.

И самое последнее обещание в присяге:

Верно служить народу - то есть Президент обещает выполнять свою клятву. е только права и свободы граждан нашего государства,  но  и   общепризнанные

СИМВОЛЫ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ

Указом Президента Российской Федерации от 5 августа 1996 года № 1138 установлено, что специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции России является официальным символом президентской власти.

При вступлении вновь избранного Президента России в должность Президент России приносит присягу на специальном экземпляре текста Конституции.

Cпециальный экземпляр текста Конституции России вместе с Штандартом (флагом) Президента России и Знаком Президента России передается вновь избранному Президенту России во время процедуры вступления в должность Президента России после принесения им присяги на специальном экземпляре текста Конституции.

ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ПОЛК

У Президента России есть свой полк. Президентский (кремлевский) полк - уникальная воинская часть. Она призвана обеспечивать безопасность первых лиц государства и сохранность кремлевских ценностей.

Президентский оркестр – главный музыкальный коллектив при проведении официальных мероприятий государственного значения.

ВИКТОРИНА (на доске)

1. Символами государства являются

(выбери правильный ответ):

а) флаг, герб, конституция;

б) флаг, герб, гимн.

2. Укажи флаг России:

а)

б)

3. На груди орла на гербе Российской Федерации расположен:

а) герб Новгорода;

б) герб Москвы.

На груди орла расположен щит с изображением всадника (древнейший герб Москвы). С 1730 года всадника стали называть Святым Георгием Победоносцем, поражающим змия - символом борьбы добра со злом. Вместе с тем этот символ указывает, что Москва - сердце Руси. 

Подведение  итогов

Учитель: 

Молодцы! Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатство. Будьте достойны нашей великой страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к курсу по выбору "Я - Гражданин России"-7 класс

Рабочая программа к курсу по выбору для 7 класса расчитана на 10 часов и включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, содержание , календарно-тематическое планирование.Список испо...

Тест к параграфу "Гражданин России". 5 класс. фгос

Текущий тест к уроку обществознания в 5 классе....

Классный час «Я-гражданин России» (8 класс)

создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения школьников...

Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»

Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности. Задачи программы:- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностн...

Я -гражданин России 8 класс

Внеурочная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по общекультурному направлению на тему: «Я-гражданин России»_9 класс

Внеурочная работа по патриотическому воспитанию является важнейшей составной частью воспитательной и способствует развитию и совершенствованию психологических качеств личности учащихся: любознательнос...

Рабочая программа "Я-гражданин России", 8 класс.

Рабочая прорамма по внеурочной деятельности по направлению "Я-гражданин России", 8 класс....