«Я – гражданин России» (5 класс)
классный час (5 класс) на тему
Материал классного часа " Я - гражданин России"предназначен для учащихся 5-6 классов.Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям «Родина», «Отечество»; ознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России. Задачи: - воспитывать чувство гордости за свою страну; - определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; - формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству; -воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности; -раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_1.docx | 286.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
Классный час «Я – гражданин России»
(5 класс)
Подготовила:
Захарова Лариса Николаевна
учитель технологии
2014
Классный час «Я – гражданин России»
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям «Родина», «Отечество»; ознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России.
Задачи:
- воспитывать чувство гордости за свою страну;
- определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»;
- формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;
-воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности;
-раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия.
Оформление:
- Школьная доска с темой классного часа.
- Презентация к классному часу.
План:
ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
ЗНАКОМСТВО С ПРЕЗИДЕНТОМ
ВИКТОРИНА
Ход классного часа:
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н. А. Некрасов.
Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Какие понятия включает в себя слово «гражданин»? (Ответы учащихся выписываются на доске).
Патриотизм
Боль за родную природу
Высокая нравственность
Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Учитель:
Тема нашего классного часа: «Я гражданин Росси»
Основная часть.
– Что такое Родина?
Родина! Это слово с детства знает каждый родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.
Родина мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
Послушайте одну историю.
Жил – был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал: «Не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», – решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут»
– Давайте подумаем: когда так говорят?
– Почему же Человек заскучал?
Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему, когда-то дороги.
Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись, домой открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина». Такое состояние называется – ностальгия. Ностальгия – это тоска по Родине.
Есть пословица о Родине – «Одна у человека мать, одна у него и родина».
Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают.
Вы родились в России .
Какие ассоциации у вас с этим словом?
На каждую букву из слова Россия назовите ассоциацию.
Р – родина
О – особенная одна огромная
С – славная сильная
С – смелая свободная
И – искусная историческая идеальная
Я – ясная яркая я.
Россия – самая большая страна на свете. так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступила ночь. Ни одного государство не имеет такой большой территории более 17 млн. кв. км и такой длинной границы, которая проходит и по суше и по воде.
На свете много разных стран, но есть одна страна: от белых льдов до теплых рек раскинулась она.
На карте России много голубого цвета. Это реки моря и озера. Есть реки – большие, многоводные: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Это пять из 22 главных рек земного шара. Европейской части протекает самая длинная река Европе – это Волга.
С помощью математических расчетов узнайте ее длину. Наименьшее четырехзначное число увеличьте в 3 раза, прибавьте сумму чисел 190 и 340
Ответы учащихся:
3530 км
Учитель:
Назовите самое большое озеро в мире?
Ответы учащихся:
Каспийское
Учитель:
Назовите самое – глубокое в мире?
Ответы учащихся:
Байкал.
Учитель:
В России растет самый большой лес на земле – это четвертая часть всех лесных запасов планеты.
Стих С. Васильева «Россия»
Читает наизусть ученик:
… люблю тебя моя Россия,
за ясный свет твоих очей,
за ум за подвиги святые,
за голос звонкий как ручей …
люблю твои луга и нивы,
прозрачный звон твоих равнин,
к воде склонившиеся ивы,
верха пылающих рябин.
люблю тебя с твоей тайгою,
с воспетым трижды камышом,
с великой Волгою – рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»!
Учитель:
Назовите самое главное богатство страны?
Ответы учащихся:
Народ
Учитель:
Население составляет более 145 миллионов человек. Проживают более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и др. Наш народ широк душой и долготерпеливый.
Как называют жителей нашей страны?
Ответы учащихся:
Россияне
Учитель:
Каждый человек с рождения является гражданином своей страны.
Как понимаете пословицу «Мы – сто тысяч « Я»»?
Ответы учащихся: …
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сообщение ученика:
Конституция Российской Федерации – это основной закон страны. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
Что сказано в Конституции Российской Федерации?
В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство. Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.
В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что - нельзя. Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно - гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей
12 декабря Россия отмечает День Конституции — Основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу и являющегося фундаментом законодательства.
В этот день в 1993 году по результатам всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, по которой страна живет и сегодня.
Политические изменения в стране и в мире требовали появления принципиально нового «верховного закона» государства, каким и является Конституция. С той поры, россияне стали отмечать 12 декабря, как День Конституции Российской Федерации.
У Конституции России богатая история - она претерпела глубокие изменения, отражая особенности каждой эпохи развития государства.
Конституция 1993 года является пятой по счету из всех когда-либо действующих конституций на территории нашей страны.
17 октября 1905 г. Николай II издал разработанный министром С.Ю.Витте
Манифест «Об усовершенствовании Государственного порядка»
10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов была принята Конституция РСФСР.
В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.
Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства. Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.
Текст нынешней Конституции РФ был впервые опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 года.
Термин Конституция происходит от латинского слова constitution «установление, устройство», которым в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императоров. Конституция – это основной закон государства, который определяет порядок.
Конституция страны является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека.
А знаете, с чего начинается Конституция?
На первой странице Конституции – гимн нашей страны.
Учитель:
Как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права?
Выступление ученика:
Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.
Учитель:
Когда человек подрастает, какие еще у него появляются права?
Ответы учащихся:
Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.
Учитель:
А человек только правами обладает?
Ответы учащихся:
Нет. Есть и обязанности.
Учитель:
Какая наша главная обязанность?
Ответы учащихся:
Соблюдать законы. Для этого и существует Конституция.
Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности.
Учитель:
Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право?
Ответы учащихся:
Выбрать профессию. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.
Учитель:
Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине?
Ответы учащихся:
…
Учитель:
Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.
Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет?
Ответы учащихся:
Каждый. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК
Сообщение ученика:
Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Русский язык - национальное достояние всех народов Российской Федерации. Но наше государство гордится каждым из языков, на которых говорят его граждане, стремится сохранить их. По результатам последней переписи сегодня в России проживают представители свыше 160 национальностей, и у каждой из них - свой язык, не похожий на остальные. И как трудно было бы им понимать друг друга, если бы на помощь не пришел русский язык!
Только тот, кто хочет стать государственным деятелем или государственным служащим в Российской Федерации, обязан знать русский язык. Государство на всей своей территории всем своим гражданам предоставляет такую возможность.
Но русский язык - это не только возможность быть услышанным и понятым в любом, самом дальнем, уголке нашей страны. Это ещё и прекрасные песни, замечательные книги, потрясающие стихи на русском языке. Очень обидно всё это не слышать, не читать и не знать.
Российская Федерация гарантирует всем своим народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения!
ДОЛЖЕН знать ее государственные символы
Учитель:
Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности. Сегодня нашу встречу освещает солнышко. И это не случайно.
Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей страны?
Ответы учащихся:
Солнце дает жизнь всему живому.
Учитель:
И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.
Беседа о ценностях человека
…
Учитель:
Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?
Ответы учащихся:
…
(Учитель прикрепляет на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ
Сообщение ученика:
Флаг - прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой, официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции.
Герб - эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
Гимн - торжественная песня, принятая как символ государ-ственного или социального единства.
ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.
Прослушав сообщение, ответьте на вопросы:
ИЗ ИСТОРИИ ГЕРБА РОССИИ
В качестве государственного герба двуглавый орел появился на Руси в 1472 (правление Ивана III) году на правах престолонаследия. В петровское время государственный герб России был дополнен изображением цепи со знаком ордена святого Андрея Первозванного вокруг щита на груди орла. Изменилась раскраска герба - орел становится черным, а фон - желтым. На груди орла был щит с изображением всадника (древнейший герб Москвы). С 1730 года всадника стали называть Святым Георгием Победоносцем, поражающим змия - символом борьбы добра со злом. Вместе с тем этот символ указывает, что Москва - сердце Руси.
В XVII веке окончательно утверждается тип герба - золотой двуглавый орел на красном поле с тремя коронами, скипетром и державой. Скипетр - первоначально - это булава, ударное оружие, символ защиты суверенитета. Держава (в виде шара) - символ единства, целостности государства. Красный (пурпурный) цвет считался императорским, царским цветом, золотой - символом вечности. Герб РСФСР впервые описан в Конституции РСФСР 1918 года. Его прообразом была эмблема Красной Армии - красная пятиконечная звезда со скрещенным плугом и молотом в центре. В июле 1920 года Гознак подготовил образец герба РСФСР в том виде, в котором с небольшими изменениями он дошел до 1993 года. Герб состоял из изображения золотых серпа и молота на красном фоне в золотых лучах солнца и обрамлении золотых колосьев. Надписи РСФСР и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» воспроизведены черными буквами на красном фоне.
30 ноября 1993 года президент Российской Федерации подписал указ, в котором дается описание нового герба.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.
1. Когда в качестве государственного герба впервые стал использоваться двуглавый орел?
2. Что такое скипетр и держава?
3. Герб какого города изображен на груди орла?
4. Как зовут всадника с копьем? Что он символизирует?
ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сообщение ученика:
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов.
Официально бело-сине-красный флаг был утвержден как официальный (государственный) флаг России только накануне коронации Николая II в 1896 г. Тогда красный цвет означал державность, синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, белый – цвет свободы и независимости. Существует и еще одна «державная» трактовка значений цветов флага, которая означает единство трех братских восточно-славянских народов: белый - цвет Белой Руси (Белоруссии), синий - Малороссии (Украины), красный - Великороссии.
В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сообщение ученика:
Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110. Первая официальная попытка создать официальный российский гимн датируется 1833 годом, когда Николай I повелел сочинить его группе поэтов и композиторов. До этого торжественные события сопровождались церковными песнопениями, а при Петре Великом - военными маршами. Уже в конце царствования первого императора, а затем в правление его дочери Елизаветы Петровны начинает использоваться мелодия английского гимна «Боже, храни короля». В конце XVIII века с ней начинает соперничать торжественная песня композитора Дмитрия Бортнянского «Славься», и такое двойственное положение сохраняется до времен Николая.
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учитель:
Владимир Владимирович Путин принял присягу 7 мая 2004 года
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
Присяга Президента России
Полномочия президента - это вся сила и власть, которую дали президенту граждане Российской Федерации, выбрав его главой своего государства.
Что же обещает президент?
Уважать и охранять - Президент обещает, что не будет нарушать сам и не позволит никому другому нарушать...Что?
Права и свободы человека и гражданина - это значит, что Президент обещает уважать и охранять н во всём мире права и свободы любого человека.
Соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации - то есть, Президент обещает, что ни один закон принятый в нашей стране, ни одно правило висящее, где-нибудь на стене в школе нашей страны не будет противоречить Конституции.
Защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства - это значит, что президент обещает заботиться о том, чтобы у других государств не появилась возможность как-нибудь обижать наше. Например, возможность приказывать нашему государству, что ему делать или чего не делать. Или возможность отнять у нашего государства какой-нибудь город.
И самое последнее обещание в присяге:
Верно служить народу - то есть Президент обещает выполнять свою клятву. е только права и свободы граждан нашего государства, но и общепризнанные
СИМВОЛЫ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ
Указом Президента Российской Федерации от 5 августа 1996 года № 1138 установлено, что специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции России является официальным символом президентской власти.
При вступлении вновь избранного Президента России в должность Президент России приносит присягу на специальном экземпляре текста Конституции.
Cпециальный экземпляр текста Конституции России вместе с Штандартом (флагом) Президента России и Знаком Президента России передается вновь избранному Президенту России во время процедуры вступления в должность Президента России после принесения им присяги на специальном экземпляре текста Конституции.
ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ПОЛК
У Президента России есть свой полк. Президентский (кремлевский) полк - уникальная воинская часть. Она призвана обеспечивать безопасность первых лиц государства и сохранность кремлевских ценностей.
Президентский оркестр – главный музыкальный коллектив при проведении официальных мероприятий государственного значения.
ВИКТОРИНА (на доске)
1. Символами государства являются
(выбери правильный ответ):
а) флаг, герб, конституция;
б) флаг, герб, гимн.
2. Укажи флаг России:
а) | б) |
3. На груди орла на гербе Российской Федерации расположен:
а) герб Новгорода;
б) герб Москвы.
На груди орла расположен щит с изображением всадника (древнейший герб Москвы). С 1730 года всадника стали называть Святым Георгием Победоносцем, поражающим змия - символом борьбы добра со злом. Вместе с тем этот символ указывает, что Москва - сердце Руси.
Подведение итогов
Учитель:
Молодцы! Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатство. Будьте достойны нашей великой страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к курсу по выбору "Я - Гражданин России"-7 класс
Рабочая программа к курсу по выбору для 7 класса расчитана на 10 часов и включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, содержание , календарно-тематическое планирование.Список испо...
Тест к параграфу "Гражданин России". 5 класс. фгос
Текущий тест к уроку обществознания в 5 классе....
Классный час «Я-гражданин России» (8 класс)
создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения школьников...
Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»
Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности. Задачи программы:- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностн...
Я -гражданин России 8 класс
Внеурочная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по общекультурному направлению на тему: «Я-гражданин России»_9 класс
Внеурочная работа по патриотическому воспитанию является важнейшей составной частью воспитательной и способствует развитию и совершенствованию психологических качеств личности учащихся: любознательнос...
Рабочая программа "Я-гражданин России", 8 класс.
Рабочая прорамма по внеурочной деятельности по направлению "Я-гражданин России", 8 класс....