Классный час "Безконфликтное общение"
классный час (8 класс) на тему
Классный час " Конфликты и как их избежать"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klchas_beskonfliktnoe_obshchenie.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Бесконфликтное общение»
Цель: Определить место агрессии и конфликта в жизни человека и общества.
Оформление и оборудование: плакаты с изречениями, чистые листы, карандаши, обработанные анкеты.
Ход мероприятия
(На доску вывешивается плакат)
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно.
Омар Хайям
1. «Вхождение» 1 слайд (Приложение 1)
Обсуждение вопроса: Как вы понимаете слова Омара Хайяма?
2. Инсценированный конфликт (ссора двух друзей) 2 слайд
Обсуждение вопроса
Почему произошёл данный конфликт. Как его разрешить?
3. Вопрос к аудитории: Что такое «Агрессия»? 3 слайд
Выслушиваются ответы 4-5 человек, затем дается определение агрессии
Существует несколько определений «агрессии»: 4 слайд
1. По-латински «агрессия» означает «нападаю». Под этим словом понимается индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.
2. Агрессия - это эмоция, которая выполняет функции адаптации, то есть приспособления к окружающей среде.
4. Вопрос к аудитории: «Агрессия — это положительное или отрицательное качество?» 5 слайд
Выслушиваются ответы 4-5 человек, потом представляются па обсуждение данные научных исследований.
В современной психологической науке выделяется два типа агрессии: 6 слайд
ситуативная, которая считается в пределах нормы,
надситуативная, то есть отрицательная, выходящая за пределы нормы
Надситуатпвная агрессия часто проявляется привычной формой поведения, в то время как ситуативная агрессия проявляется лишь как ответив, реакция па определенную ситуацию.
Рассмотреть примеры агрессий животных, представлены на картинках: собака, защищающая своих щенков и агрессия кошки при виде чужих.
5. Пример: ссора детей в песочнице 7 слайд
Кто из ребят проявляет А +, а кто А-? Приведите свои примеры положительной и отрицательной агрессии.
6. Вопрос к аудитории: «Агрессивность - качество, присущее всем или нет?» 8 слайд
Выслушиваются ответы 4—5 человек
7. Но пред тем как я отвечу на поставленный вопрос, давайте проведем мини-игру. 9 слайд
На столах у учащихся лежат приготовленные листочки и карандаши.
Мини-игра: придумать и нарисовать несуществующее животное.
Каждый ученик рисует своего животного.
После чего обратить внимание на такие элементы: как рога, острые зубы и когти, яркие линии, сильную штриховку, множество острых углов, длинные передние конечности. Все они являются показателем степени агрессивности, присущей данному человеку. Некоторые работы, по желанию учащихся, можно показать классу.
Всем людям в топ или иной форме присуще агрессивное поведение, и многие воспринимают агрессию как достойный способ отношении с другими людьми Подростки либо не осознают некоторые формы агрессии в отношениях с другими людьми, либо, в силу требований взрослых и норм воспитания, подавляют ее в себе. Поэтому важно, во-первых, научиться распознавать и регулировать некоторые формы своего поведения, а во-вторых, разряжать подавленную агрессию в приемлемых формах. Агрессия присуща, всем людям без исключения, так как она есть результат гормональных реакций организма и естественная защитная реакция. Поэтому проявлять агрессию очень легко, а преодолевать и заменять ее другими формами поведения гораздо сложнее. Следует понимать, что словесная агрессия возможна как в интенсивно выраженных формах (ругань, оскорбления, унижение), так и в менее интенсивных, но столь же обидных: обзывания, «подначки», упреки и др.
8. Вопрос к аудитории: «В каких ситуациях я чаще проявляю агрессию и почему? Кто чаще всего проявляет агрессию ко мне, и как я себя при этом чувствую?» 10 и 11 слайды
9. Вопросы для обсуждения в кругу: 12 слайд
Выслушиваются ответы на вопросы и обсуждаются меры защиты от агрессии с помощью таблицы:
• Чем же можно заменить агрессию в уже перечисленных ситуациях?
• Как не стать асессором?
• Как не стать жертвой агрессии?
Переменные | Пассивная форма | Активная форма |
1. Отстранение агрессора | Удаление себя (уход) | Удаление агрессора (изгнание, уничтожение) |
2. Контроль характера воздействия | Блокировка (выставление препон, барьера, поиск укрытия) | Контрагрессия (контроль над агрессором, подчинение, управление агрессором) |
3. Блокировка информации | Маскировка, замирание | Игнорирование агрессора, отрицание агрессора |
10. После ответов на вопросы, следует вернуться, к примеру, о ссоре детей в песочнице. И рассмотреть все возможные варианты мер защиты, от агрессии используя таблицу. 13 слайд
11. Стратегии поведения в конфликтной ситуации 14 слайд
Настойчивость
Приспособление
Компромисс
Избегание
Сотрудничество
1. Настойчивость – («несмотря не на что, активно отстаиваю собственную позицию») слайд 15
Тот, кто придерживается подобной стратегии в конфликте, не интересуется мнениями остальных и старается настоять на своем во что бы то ни стало. Внешне такое поведение часто выглядит агрессивным. Для достижения успеха при такой позиции необходимо иметь власть, в противном случае единственным следствием подобного поведения будет ухудшение взаимоотношений. Данная стратегия максимально эффективна в случае реальной внешней угрозы группе людей - в этом случае человек, настойчиво защищающий ее интересы, воспринимается как лидер и повышает свой статус.
2. Приспособление («я всегда стараюсь идти навстречу другому») слайд 16
Такой человек готов отказаться от собственных интересов, принеся их в жертву другому. Подобная стратегия, как правило, не используется «фигурами власти» (лидерами и руководителями), за исключением достаточно редкой ситуации. Когда предмет разногласий, оказывается, менее значим, чем сохранение отношений с партнером. Или когда, соответственно, данный «тактический проигрыш» ведет к итоговому «стратегическому выигрышу».
3. Компромисс «я стараюсь искать решение, основанное на взаимных уступках» слайд 17
Такой человек готов принять точку зрения другого, но лишь до определенной степени. Подобная стратегия поведения в конфликте обычно высоко ценится окружающими, так как уменьшает враждебность и агрессию конфликтующих, а также позволяет довольно быстро найти решение. Однако если прибегать к ней долгое время, можно прослыть «беспринципным соглашателем».
4. Избегание (« я стараюсь уклониться от участия в конфликте») слайд 18
Человек, придерживающийся этой позиции, делает вид, что конфликта для него не существует. Эта позиция эффективна в трех случаях:
1) если предмет разногласий не представляется человеку важным;
2) если ситуация может разрешиться сама собой;
3) если в настоящий момент нет условий для разрешения конфликта, но в будущем они могут появиться.
Также эта стратегия достаточно эффективна в случае эмоционального конфликта (но, к сожалению, редко встречается).
5. Сотрудничество («я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы всех») слайд 19
Иными словами, эту стратегию поведения можно назвать как «стратегию решения проблем». Этот стиль основан на убеждении в том, что расхождение во взглядах есть неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При таком поведении человек не старается добиться своей цели за счет других, а пытается проанализировать причины разногласий и найти выход. Кратко выразить эту позицию можно было бы так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».
12. В классе была проведена анкета, Были получены следующие результаты: слайд 20
Наиболее предпочитаемая форма своего поведения в ситуации
➢ Настойчивость 4 человека
➢ Приспособление 3 человека
➢ Компромисс 1 человек
➢ Избегание 3 человека
Сотрудничество 1 человек все качества набрали одинаковое количество ответов
Опросить каждого ученика, согласен он или нет с результатами анкеты. Если нет то, ему надо выбрать другой вариант стратегий поведения в конфликтной ситуации слайд 20 второй щелчок
13. Слова учителя: - Обратите еще раз внимание на слова Омара Хайяма, записанные на доске. Как вы их понимаете сейчас?
Выслушиваются ответы учеников
- А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся избегать конфликтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Общение - искусство"
Внеклассное групповое занятиедля учащихся 8 классов развивает коммуникативную компетентность учащихся, ребята учатся не только эмоционально и грамотно говорить, но и отстаивать собственное мнени...
классный час общение
классный час общение для 10 класса....
Классный час "Общение в жизни человека"
Классный час с ипользованием активных форм работы....
Классное собрание "Общение родителей с ребёнком"
Общение родителей с ребенком - материал для родительского собрания...
Классный час."Общения. Правила общения"
для классных руководителей...
Классный час «Общение: Онлайн или…?»
Классный час «Общение: Онлайн или…?»...
Конкурсный классный час "Общение"
Конкурсный классный час "Общение"...