Интерактивная экскурсия "История России в предметах быта россиян"
методическая разработка на тему

В разработке представлен материал для проведения интерактивной экскурсии учениками средней школы для ребят  начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnaya_ekskursiya.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная экскурсия «История России в предметах быта».

Цель: создание условий для воспитания патриотизма и гражданина своей страны, творческой личности на основе пробуждения интереса к событиям и традициям своего нарда через старинные предметы быта.

Задачи:

1.Продолжать знакомить с предметами быта россиян.

2.Расширить  знания об истории России.

3.Активизировать поисковую деятельность.

4.Развивать коммуникативные навыки, внимание, память.

Предметы быта: лапти, самовар, коромысло, ухват, утюг.

Ход занятия:

     Ведущий приглашает гостей в зал, где оформлен интерьер «русской избы», закличкой:

                    Заходите, гости дорогие!

                    Мы гостей своих встречаем,

                   Хлебом, солью привечаем (угощаем).

                   Хлеб – батюшка, соль – матушка,

                    А избе нашей – хозяин да хозяюшка!

     Проходите, гости дорогие, присаживайтесь, да рассказ наш интересный послушайте…про Россию нашу матушку (так её с любовью называли наши предки), про народ наш замечательный, добрый да трудолюбивый, умеющий и трудиться и веселиться. Трудолюбивыми наших предков называли не напрасно. Посмотрите - всё, что им было необходимо для жизни, они делали своими руками (гости рассматривают экспонаты на столах).

     - Что из этих вещей вам знакомо по рассказам, сказкам, картинкам? Как эти предметы называются? (ответы детей). Для чего они предназначены? (ответы детей).

     - А теперь послушайте рассказы про некоторые из этих вещей подробные и занимательные.

Первый рассказчик:

     - Я расскажу вам о коромысле (демонстрирует свой экспонат – картинка на экране, экспонат в руках).

Рассказ о коромысле с вёдрами:

     Коромысло (коромысел) – приспособление для переноски воды. Его изготавливали из деревьев, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью, упругостью. В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. Наибольшее распространение получили гнутые коромысла. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его рукой. Вёдра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.

                    Несение воды на коромысле – целый ритуал!

     Когда идёшь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло в правой, и, уж,  конечно, разговоры у колодца. Бывает, десятками минут могут женщины разговаривать, держа при этом на плечах коромысло с полными вёдрами. У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом держать равновесие. Можно сразу забросить на плечо коромысло с вёдрами. Уверяем вас, что это не так трудно, как кажется на первый взгляд.           Коромысло – приспособление, очень удобное для переноски воды, вёдра, надетые на него, кажутся женщинам более лёгкими, вода остаётся чистой, так как в приподнятые над землёй вёдра не попадает пыль, головки цветов, семена трав. Зимой вёдра не задевают снежных сугробов.

Ведущий предлагает детям – гостям подойти и попробовать надеть коромысло с вёдрами, пронести их одним из выбранных способов.

     Ведущий:

     - Следующий экспонат, который мы вам представляем – это ухват (спросить, для чего он нужен). На экране появляется картинка, второй рассказчик показывает присутствующим новый предмет.

Второй рассказчик:

     Ухват – приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов – железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти(для чего нужны горшки и чугуны спросить у детей).

Пословицы и поговорки: Говорят

- с ухватом баба – хоть на медведя;

- бабы через улицу из окна в окно горшки ухватом передают (о слишком узких улицах).

     Пользоваться ухватом не сложно: рогаткой подхватывается горшок, чугунок и ставится в печь или вынимается из неё. Показывает, как работать ухватом, предлагает сделать это присутствующим.

Ведущий благодарит рассказчика и обращает внимание присутствующих на следующий слайд с изображением утюга, представляет следующего рассказчика.

     История утюга и его разновидности.

     К утюгу мы привыкли современному – лёгкому, из пластика, но раньше утюги были совсем другими. Существовало много приспособлений для глажения, с которыми мы в повседневной жизни не сталкиваемся. Первым устройством для глажения белья, скорее всего,  был плоский тяжёлый камень. Одежду расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху камнем и оставляли на время под этим прессом. Утюг с горящими внутри углями появился лишь в 18 веке. До этого одежду гладили инструментом, очень похожим на большую сковородку. Самым близким предшественником современного утюга была жаровня с углями. На смену жаровне с ручкой пришёл паровой утюг. Угли в нём помещались внутрь корпуса и закрывались крышкой, а сверху для лучшей тяги пристраивали трубу. Этот «утюг» не отличался удобством и безопасностью: работать с его помощью было неловко, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки. В начале 20 века появились спиртовые утюги, более удобные и безопасные, только стоили они очень дорого.

     Перед вами обыкновенный чугунный утюг, которым пользовались наши бабушки. Он разогревался на печи, хорошо держал тепло и разглаживал одежду. Чем больше и тяжелее был утюг, тем дольше он работал (предложить детям подержать утюг в руках). Электрический утюг был изобретён в 1882 году американцем Генри Сили. Форма утюга оказалась самой удачной и поэтому она почти не изменилась до наших дней. Изменялись электрические элементы и материал, из которого делали подошвы утюгов, ручки, корпуса, добавлялись водоиспарители. Всё это значительно облегчило процесс глажения.

Ведущий благодарит выступавшего рассказчика и приглашает экскурсантов к следующему экспонату (на экране появляется картинка лаптей).

Ведущий:

     Ребята, посмотрите на экран. Как называется этот предмет? Для чего они были нужны? Из чего их делали? (Ответы детей).

Ведущий представляет нового рассказчика.

Рассказ о лаптях:

     Лапти – обувь из лыка, которую носили на протяжении многих веков простые крестьяне. Плели лапти из коры деревьев: липы, берёзы, вяза, дуба, ракиты их даже называли по материалу – берестяники, дубовики, ракитники. Самые прочные лапти и очень мягкие были лыковые из липы. Чтобы они держались на ногах, в них проплетали верёвки, украшали тесьмой разного цвета. В них можно было ходить летом. Лапти для зимы плели в несколько слоёв, для прочности пришивали кожаную подмётку.

     Техника плетения была тоже разной – их плели косой или прямой решёткой. Обратите внимание на эти лапти. Каким способом они сплетены? Прямой решёткой. Начинали плести лапти либо с пятки, либо с носка. Плетение лаптей считалось несложной работой, но требовало особой сноровки и навыков. (Предлагает желающим примерить лапти и пройтись в них по дорожкам 1 – 2 человекам).

Лапти просуществовали не одно столетие и до сих пор считаются символом русской деревни и доброй памятью о наших славных предках.

Ведущий:

     Я хочу прочитать вам величальную русским лаптям Руси: стихи В.Заломова, муз. О.Евдокимова.

                              Сотни вёрст прошли по бездорожью,

                              Отплясали в праздничной пыли,

                              Потрудились вдоволь в поле с рожью,

                              Отстояли честь родной земли…

               Припев:     Лапти Руси век не сносить

                                 Символ великих традиций.

                                 Лапти Руси бог оросил

                                Чистой святою водицей.

                            В переплёте липовом родные

                            Канувшие в лету времена,

                            Но осталась в памяти доныне

                            Лапотная гордая страна.

                Припев.

                            В мудрости людей не шитых лыком

                            Кроется один простой секрет, -

                            В малом ты узнаешь о великом,

                            Чтобы свой оставить добрый след.

                Припев.

     Вот такие замечательные слова посвящены простым русским лаптям, которые носил великий народ.

Ведущий благодарит рассказчика и обращается к гостя со словами:

     Что-то наш народ невесел, низко голову повесил,

     Знаю я, нужна игра, распотешиться пора!

А первая наша игра называется «лапотная черта». Вызывает ассистентов, которые помогают её провести.  Для игры приглашаются два игрока, которые встают у края полотняной дорожки и по очереди кидают лапоть. Выигрывает тот, кто кинет дальше. Играют 3- 4 пары. Победителей сразу награждают.

Вторая игра – эстафета «ухвати и донеси». Приглашаются две команды из желающих принять участие в игре по 4 человека в команде. На столах, стоящих напротив команд, стоят чугунки и лежат ухваты. По команде надо подхватить чугун ухватом и перенести его на другой стол, вернуться с ухватом, передать его товарищу по команде, который возвращает чугунок на прежнее место, передав ухват следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее вернёт чугунок на место. Победители награждаются сразу после игры.

Ведущий обращает внимание экскурсантов на экран с изображением самовара.

     Ребята, что за предмет перед вами? Для чего он нужен? Почему он так называется? Как разогревают воду сейчас? Как это делали раньше? Послушайте о нём рассказ.

История самовара:

Самовар в России начали изготавливать в середине 18 века на Урале, но первый самовар, который зафиксирован документом, был сделан в городе Тула в 1778г. в мастерской оружейника Фёдора Лисицына. Сначала их  изготовляли кустари в небольших мастерских, а потом на демидовских заводах большими партиями, но столицей самоваров до сих пор считается Тула, где и в наше время выпускают самовары, но уже с современным электрическим подогревом. Самовары по форме были очень разные: в виде бочонков, ваз с чеканкой и гравировкой, яйцевидные с кранами в виде дельфинов и петлеобразными ручками, сделаны были из латуни, меди, серебра. Топились самовары древесным углем, щепками, сосновыми шишками, которые помещались внутрь трубы, поджигались лучинкой или толстой длинной спичкой, угли раздували при помощи сапога, надетого на трубу. Угли разгорались и нагревали воду, залитую в самовар. Вода закипала и долго оставалась горячей. Со временем самовары стали усовершенствоваться; появились керосиновые, спиртовые, электрические самовары, но самыми распространёнными остались «жаровые или дровяные», как этот, что стоит перед вами. Самовар и сейчас символ доброго русского гостеприимства, круг родных и друзей, тёплый и сердечный покой и уют в доме.

Ведущий благодарит рассказчика и обращается к гостям:  А ещё у меня есть замечательная шкатулка, а в ней полно загадок разных. Кто загадку отгадает, тот подарок получает. А загадки о том, что вы сегодня видели и о чём узнали.

Коромысло, ведро:

1. Две галочки – на одной палочке.

2. Два братца хотят подраться, да руки коротки.

3. Три братца пошил купаться, двое купаются, а третий на берегу валяется, искупались, вышли на третьем повисли.

Ухват:

1. Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. Что схватит – отдаёт, сам в угол идёт.

2. Из русской печи кашу тащи, чугунок очень рад, что схватил его …

3. Книзу узок, верх широк, не кастрюля - … (чугунок).

4. Всех кормлю с охотою, а сама - безротая (ложка).

5. Накормишь – живёт, напоишь – умрёт (огонь).

Лапти:

1. Летели две сороки, у них четыре хвоста.

2. Привяжешь – пойдут, отвяжешь – останутся.

Утюг:

В полотняной стране, по реке простыне плывёт пароход, то взад, то вперёд…

А за ним такая гладь, ни морщинки не видать!

Самовар:

Мой старинный друг-приятель, в чйном трсте председатель

Всё семейство вечерком угощает он чайком.

Парень дюжий он и крепкий, без труда глотает щепки,

Хоть и ростом не велик, а пыхтит как паровик.

Вон стоит наш толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит.

     А чтобы было вам вкусно пить чай, мы угощаем вас вот этими связками сушек да баранок, потому что изба наша русская красна не только углами, но ещё и вкусными пирогами да бубликами.

 Ну, что, ребята, интересно вам было сегодня у нас в гостях? Вам понравились наши рассказы и истории? Приходите к нам ещё. Вас ждёт ещё много увлекательного. До следующей встречи в нашей гостеприимной русской избе.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Дизайн предметов быта" 9 класс

Авторская программа злективного курса для 9 класса...

Социальный проект "Изготовление текстильных предметов быта"

Выполнение этого проекта - один из шагов пути к социализации детей - сирот с ОВЗ. Социальный проект "Изготовление текстильных предметов быта" помог обучающимся представить себя в реальных условиях сам...

Конструкция и декор предметов быта

Знакомство с народными предметами быта....

Интерактивный тренажёр "Россия в 1725-1762 г." Часть 2: Внутрення и внешняя политика эпохи дворцовых переворотов, 7 класс. Разработка для интерактивной доски Elite Panaboard

Ссылка "Россия в 1725-1762 г." Часть 2: Внутренняя и внешняя политика эпохи дворцовых переворотовРазработка урока в ПО Easi Teach Next Generatio...

Интерактивная семейная игра "Легко ли быть мамой".

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Матери,  проводится вместе с родителями учащихся....

"Декорирование предметов быта" мастер-класс

Обычные предмета домашнего обихода легко можно превратить в произведение искусства, которое украсит ваш интерьер, послужит прекрасным сувениром или подарком.Вашему вниманию предлагается мастер-класс п...

Открытый урок по предмету «Рисунок» в 1 классе ДХШ «Натюрморт из двух предметов быта».

Тип занятия: комбинированный.Время: 12 академических часов.На первом занятии повторяем теорию и выполняем компоновку натюрморта, анализ формы предметов, находим пропорциональные отношения.На втором за...