Родительское собрание "Участие родителей в воспитании у подростков положительного отношения к труду"
материал (5 класс) по теме
Собрание посвящено трудовому воспитанию школьников, на котором были расмотрены следующие вопросы:
1.Выдающиеся педагоги о трудовом воспитании школьников.
2.Трудовое воспитание в школе.
3.Трудовое воспитание в семье.
4,Анализ анкетирования родителей и школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ с. Новокуровка м.р. Хворостянский Самарской области
Родительское собрание «Участие родителей в воспитании у подростков
положительного отношения к труду»
(Подготовила и провела Тютерева С.В., классный руководитель 5 класса)
Труд является фундаментом воспитания. Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд. Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии. С помощью трудовой деятельности дети познают окружающий мир в действительности, применяют теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях. Труд оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.
Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли и уделяют внимание многие представители педагогики. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогических трудов А.С.Макаренко.
Педагогика А. С. Макаренко гениальна, прежде всего, тем, что она современна всегда, так как жизненно ориентирована и нацелена на развитие личности в единстве с обществом и природой. Воспитание должно подготавливать человека к трем главным жизненным ролям – гражданина, семьянина, работника. Именно поэтому центральное место в своей педагогической системе Антон Семенович отводил трудовому воспитанию
Великий педагог считал, что способность к труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем. При этом труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно творческим, сознательным, радостным процессом и раскрывать потенциал личности. Важно переключать детей с одного вида труда на другой, тогда развитие будет разносторонним.
В практике образования два вопроса – обучение и труд идут рядом. Они существуют и могут существовать независимо друг от друга.
Главное в жизни человека это труд. Именно отношение к работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность человека. Если не воспитана привычка к труду, если нет умения и желания трудиться, гражданские убеждения останутся не реализованными на практике, не воплотятся в конкретных делах.
В какой бы сложный или простой вид труда ни вовлекали мы детей, важно, чтобы этот труд был, как говорится, в радость, — это непременное условие благотворного влияния его на становление человека-труженика. Ясно, что без увлечения трудом не воспитаешь трудолюбия. Но вот как воспитать увлеченность трудом?
Вспомним стихи Некрасова — 5—6-летнему ребенку отец говорит: «Довольно, Ванюша! Гулял ты немало, пора за работу, родной!» С чего отец начинает приучать сына к труду? Отец делает так, что «труд обернется сначала к Ванюше нарядной своей стороной». Нарядной, обратим внимание! После того как Ванюша почувствовал эту «нарядную» сторону, ему показывают другую — «труд — не забава»...
В своей книге «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский рассказывает о том, как шестилетки с увлечением выращивают цветы и 8 Марта дарят их мамам, бабушкам, воспитательницам. Это и самим приносит радость и вселяет веру в то, что и они способны радовать других.
К. Д. Ушинский как-то поставил вопрос: какова лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям? Может быть, деньги и вещи? Нет, решительно отвечал педагог. Деньги развращают наследников. Тогда, может быть, образование? И да, и нет, рассуждал Ушинский. Да — если образование воспитывает трудолюбие. Нет — если оно трудолюбия не воспитывает. Воспитание у детей безграничного трудолюбия — вот лучшая форма наследия. И одно из важнейших условий счастья наследников.
Труд
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.
Трудовое воспитание в школе.
Как же школа занимается трудовым воспитанием молодого поколения? Широкое применение в школе находит трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Прежде всего это уроки, на которых надо сидеть , внимательно слушать, писать, читать, отвечать, выполнять самостоятельные и контрольные работы. Начиная с первого класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, гербариев, коллекций, простейших моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьники создают различные механизмы, действующие модели, стенды и т.д. При изучении природоведения и биологии учащиеся работают на пришкольном участке, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, организуют работу по подкормке птиц.
Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах.
Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов, ремонт книг в школьной библиотеке.
Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.
Уважаемые родители, что бы вы хотели еще добавить в этот список, а что вычеркнуть?
Как вы считаете, уборка кабинета и благоустройство школьной территории важны в трудовом воспитании школьников?
Итак, начиная с первого класса, в школе проводится большая образовательная и воспитательная работа, направленная на то, чтобы сделать детей сознательными тружениками. У школьников в процессе обучения и внеклассной работы воспитываются глубокое уважение к людям труда, к результатам их деятельности, бережливость, умение самим посильно принимать участие в общественном труде, серьёзная ответственность перед взрослыми и коллективом за свой труд (может быть и небольшой труд). Для воспитания учащихся сознательными тружениками необходимо, чтобы каждый из них имел трудовые обязанности, как в школе, так и дома, за выполнение которых надо регулярно спрашивать.
К сожалению, в некоторых семьях существует неправильное мнение о том, что в детстве школьников надо беречь от труда. Родители нередко ссылаются на собственный трудный жизненный путь и стремятся облегчить жизнь ребёнка, охраняя его от сравнительно тяжёлых и неприятных трудовых обязанностей. "Нам было тяжело, мы рано начали работать – пусть детям будет легче" – это довольно распространенное рассуждение взрослых является глубоко ошибочным и влечёт за собой пагубные последствия, прежде всего для детей и самих родителей. Есть родители, в том числе и матери, которые считают, что домашний труд – это удел женщины, и поэтому приучают к нему только девочек. В результате мальчики начинают стыдиться " девчачьих дел", отказываться от их выполнения. Родители должны быть убеждены в том, что мальчиков и девочек надо наравне приучать ко всем видам домашнего труда, к самообслуживанию. При этом, конечно, следует учитывать их возраст и возможности. Различия следует делать в некоторых случаях: за водой, за дровами ходит мальчик, т. к. это более тяжёлая работа, а вышивает и шьёт девочка.
Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду играет пример отца. Если отец никогда не помогает матери, вслух высказывается – то или иное дело женское и недостойно мужчины, то сыновья, естественно, начнут стыдиться домашней работы, отказываться от неё.
Те родители, которые берегут детей от труда, строго с них не спрашивают за выполнение необходимых обязанностей по дому, пусть не очень интересных, подчас утомительных и однообразных, делают детей несчастными. Освобождённые от домашнего труда, дети вырастают, с одной стороны, просто неумелыми, а с другой – неуважительно относящимися к труду. Родителям надо напомнить слова А. С. Макаренко, который писал: "Мы хорошо знаем насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые... не умеют обслужить сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно".
Давайте разберем с вами две ситуации.
1.Мать, молодая женщина, жалуется учительнице, что, когда она заболела и не могла встать с постели, ей пришлось очень тяжело еще и от того, что некому было прибрать в комнате, сходить за хлебом, за молоком, некому разогреть и подать пищу. «Но ведь у вас уже большой сын?»-говорит учительница. «Да разве он что может, ведь маленький совсем, во II классе учится»,-отвечает женщина. – Что вы можете сказать по данной ситуации? (Приучать детей к домашнему труду надо постепенно. Эта мать не только недооценивает своего сына как помощника, но и воспитывает из него белоручку и беспомощного человека.)
2. Впоследствии под влиянием учителя, желая исправить ошибку, допущенную в воспитании сына, мать попыталась включить ребенка в общие семейные заботы и для начала привлечь его к уборке комнаты. Уходя из дома, она распорядилась: «Прибери в комнате, вытри везде пыль и протри мокрой тряпкой пол». Искренне желая все делать как можно лучше, мальчик все же не смог выполнить поручения. (Во-первых, он не знал, что значит «везде» вытереть пыль. Кроме того, он не умел пользоваться тряпкой и водой, и так налил в комнате, что матери пришлось потратить немало времени и усилий, чтобы восстановить в комнате порядок. «Ну, разве он сможет быть помощником? Я же говорила, что рано ему еще», — волновалась мать при встрече с учителем.)
В чем же ошибка этой матери? Она не учла, что ее сын никогда не принимал участия в уборке комнаты и не имел никакого опыта в этой работе. А ведь его надо было постепенно приучать к домашним делам, тогда многие поручения не были бы для него непосильными. Такой ребенок и в школе чувствует себя неуютно: он не может выполнить обязанностей дежурного, из-за него звездочка не справляется с заданиями.
Постепенно приучать ребёнка к выполнению того или иного вида работы можно с помощью организации совместного труда родителей и детей. Сначала в труде основную роль играют родители, а дети выполняют отдельные операции, отдельные поручения. В чем же ошибка этой матери? Она не учла, что ее сын никогда не принимал участия в уборке комнаты и не имел никакого опыта в этой работе. А ведь его надо было постепенно приучать к домашним делам, тогда многие поручения не были бы для него непосильными. Такой ребенок и в школе чувствует себя неуютно: он не может выполнить обязанностей дежурного, из-за него звездочка не справляется с заданиями.
Когда ребёнок освоит ту или иную работу и начнёт свободно с ней справляться, ему следует давать самостоятельные задания.
А теперь давайте обсудим анкетирование родителей и детей.
Анкета для родителей
1. Любит ли Ваш ребенок трудиться?
2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?
3. Как он относится к выполнению своих обязанностей?
4. Поощряете ли вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?
5. Наказываете ли вы ребенка, если он не выполняет своих обязанностей?
6. Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе?
8. Контролируете ли Вы выполнение ребенком домашней работы?
9. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?
10. Какой труд вы считаете предпочтительным для вашего ребенка?
11. Интересуетесь ли Вы трудовым участием ребенка в жизни класса?
12. Считаете ли Вы необходимым трудовое участие Вашего ребенка в жизни класса и школы?
Анкета для школьников
1. С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
2. Есть ли у тебя постоянная обязанность в семье? Какая?
3. Охотно ли ты ее выполняешь?
4. Что тебе не нравится делать по дому?
5. Наказывают ли тебя родители, если ты не выполняешь порученное дело?
6. Часто ли ты выполняешь какую-либо работу вместе со своими родителями?
7. Нравится ли тебе работать вместе с родителями? Почему?
8. Помогаешь ли ты бабушке и дедушке?
9. Как ты думаешь, домашние дела - это трудная работа?
10. какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
11. Профессию кого из своих родителей ты бы хотел освоить в будущем?
Анкета для родителей №2
Я знаю, что мой ребенок в школе | Мой ребенок дома |
- дежурит по классу; - дежурит в столовой; - имеет временные трудовые поручения (какие?) - участвует в трудовых делах класса (каких?) - занимается в кружке …
- занимается в секции … | - выносит мусор; - моет посуду; - подметает во дворе; - убирает свою комнату; - убирает в квартире; - делает покупки; - стирает личные вещи; А еще?
|
Анкета для учащихся №2
Дома я | всегда | часто | иногда | никогда |
- убираю свою постель - убираю свою комнату - мою посуду - хожу в магазин - стираю мелкие вещи - помогаю в уборке квартиры - ухаживаю за младшими - умею кое-что готовить - помогаю родителям по их просьбе во всех делах - помогаю родителям в саду и в огороде |
Заключение
Одно из главных условий в воспитании трудолюбия – серьёзный интерес родителей к труду детей – учебному, домашнему, общественно полезному. Родители постоянно должны проявлять ярко выраженную заинтересованность к трудовой деятельности своего сына или дочери, в её результатах.
Участие ребёнка в домашнем труде приучает выполнять свой первый долг сына, дочери, члена семьи перед родителями и близкими, отсюда вырастает потом естественная потребность в выполнении общественного долга взрослого гражданина.
Полезные советы
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребёнку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите ребёнка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своёй работе и работе своих друзей.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребёнка. Каждый совет педагог дополняет разъяснениями о том, как правильно их выполнять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое обучение как средство обеспечения профессионального самоопределения через формирование положительного отношения к труду в специальной (коррекционной) школе
Представленный опыт работы является актуальным в области специального образования. Список ИПМ: ИПМ 1. Теоретическая интерпретация (обоснование) ИПМ 2. Основные компоненты системы работы. ИПМ-3. Органи...
«Формирование положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся в УДОД».
Организация процесса формирования положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся в системе дополнительного образования детей. В статье представлены факторы, мотивы,формы занят...
Рекомендации родителям по развитию у детей положительного отношения к школе.
Как привить любовь к школе у ребенка и развить положительное отношение к ней....
«Формирование положительного отношения к труду через занятия творчеством»
Тема по самообразованию: «Формирование положительного отношения к труду через занятия творчеством»...
Доклад. Воспитание положительного отношения к труду у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Доклад подготовлен к выступлению на Методическом Объединении учителей профессионально-трудового обучения....
Рекомендации для родителей по воспитанию "трудных" подростков
А данном материале кратко изложены основные и часто встречающиеся проблемы в воспитании подростков, а также методы их решения....
МО "Развитие положительного отношения к труду через занятия творчеством"
Развитие положительного отношения к труду через творчество-важное средство всестороннего развитя личности ребенка....