Родительское собрание "Участие родителей в воспитании у подростков положительного отношения к труду"
материал (5 класс) по теме

Тютерева Светлана Владимировна

Собрание посвящено трудовому воспитанию школьников, на котором были расмотрены следующие вопросы:

1.Выдающиеся педагоги о трудовом воспитании школьников.

2.Трудовое воспитание в школе.

3.Трудовое воспитание в семье.

4,Анализ анкетирования родителей и школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Новокуровка м.р. Хворостянский Самарской области

Родительское собрание «Участие родителей в воспитании у подростков

положительного отношения к труду»

(Подготовила и провела Тютерева С.В., классный руководитель 5 класса)

     Труд является фундаментом воспитания. Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд. Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии. С помощью трудовой деятельности дети познают окружающий мир в действительности, применяют теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях. Труд оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.

     Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли и уделяют внимание многие представители педагогики. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогических трудов А.С.Макаренко.

   Педагогика А. С. Макаренко гениальна, прежде всего, тем, что она современна всегда, так как жизненно ориентирована и нацелена на развитие личности в единстве с обществом и природой. Воспитание должно подготавливать человека к трем главным жизненным ролям – гражданина, семьянина, работника. Именно поэтому центральное место в своей педагогической системе Антон Семенович отводил трудовому воспитанию

    Великий педагог считал, что способность к труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем. При этом труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно творческим, сознательным, радостным процессом и раскрывать потенциал личности. Важно переключать детей с одного вида труда на другой, тогда развитие будет разносторонним.

    В практике образования два вопроса – обучение и труд идут рядом. Они существуют и могут существовать независимо друг от друга.

    Главное в жизни человека это труд. Именно отношение к работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность человека. Если не воспитана привычка к труду, если нет умения и желания трудиться, гражданские убеждения останутся не реализованными на практике, не воплотятся в конкретных делах.

    В какой бы сложный или простой вид труда ни вовлекали мы детей, важно, чтобы этот труд был, как говорится, в радость, — это непременное условие благотворного влияния его на становление человека-труженика. Ясно, что без увлечения трудом не воспитаешь трудолюбия. Но вот как воспитать увлеченность трудом?

    Вспомним стихи Некрасова — 5—6-летнему ребенку отец говорит: «Довольно, Ванюша! Гулял ты немало, пора за работу, родной!» С чего отец начинает приучать сына к труду? Отец делает так, что «труд обернется сначала к Ванюше нарядной своей стороной». Нарядной, обратим внимание! После того как Ванюша почувствовал эту «нарядную» сторону, ему показывают другую — «труд — не забава»...

     В своей книге «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский рассказывает о том, как шестилетки с увлечением выращивают цветы и 8 Марта дарят их мамам, бабушкам, воспитательницам. Это и самим приносит радость и вселяет веру в то, что и они способны радовать других.

     К. Д. Ушинский как-то поставил вопрос: какова лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям? Может быть, деньги и вещи? Нет, решительно отвечал педагог. Деньги развращают наследников. Тогда, может быть, образование? И да, и нет, рассуждал Ушинский. Да — если образование воспитывает трудолюбие. Нет — если оно трудолюбия не воспитывает. Воспитание у детей безграничного трудолюбия — вот лучшая форма наследия. И одно из важнейших условий счастья наследников.

Труд

 Стол, за которым ты сидишь,

 Кровать, в которой ты уснёшь,

 Тетрадь, ботинки, пара лыж,

 Тарелка, вилка, ложка, нож,

 И каждый гвоздь,

 И каждый дом,

 И каждый ломтик хлеба –

 Всё это создано трудом,

 А не свалилось с неба!

 За всё, что создано для нас,

 Мы благодарны людям,

 Придёт пора, настанет час –

 И мы трудиться будем.

Трудовое воспитание в школе.

Как же школа занимается трудовым воспитанием молодого поколения? Широкое применение в школе находит  трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями.  Прежде всего это уроки, на которых надо сидеть , внимательно слушать, писать, читать, отвечать, выполнять самостоятельные и контрольные работы.  Начиная с первого класса,  учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин,  гербариев, коллекций, простейших моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьники создают различные механизмы, действующие модели, стенды и т.д.  При изучении природоведения и биологии учащиеся работают на пришкольном  участке,  занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, организуют работу по подкормке птиц.

   Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах.

   Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов, ремонт книг в школьной библиотеке.

    Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.

Уважаемые родители, что бы вы хотели еще добавить в этот список, а что вычеркнуть?

    Как вы считаете, уборка кабинета и благоустройство школьной территории важны в трудовом воспитании школьников?

    Итак, начиная с первого класса, в школе проводится большая образовательная и воспитательная работа, направленная на то, чтобы сделать детей сознательными тружениками. У школьников в процессе обучения и внеклассной работы воспитываются глубокое уважение к людям труда, к результатам их деятельности, бережливость, умение самим посильно принимать участие в общественном труде, серьёзная ответственность перед взрослыми и коллективом за свой труд (может быть и небольшой труд). Для воспитания учащихся сознательными тружениками необходимо, чтобы каждый из них имел трудовые обязанности, как в школе, так и дома, за выполнение которых надо регулярно спрашивать.

    К сожалению, в некоторых семьях существует неправильное мнение о том, что в детстве школьников надо беречь от труда. Родители нередко ссылаются на собственный трудный жизненный путь и стремятся облегчить жизнь ребёнка, охраняя его от сравнительно тяжёлых и неприятных трудовых обязанностей. "Нам было тяжело, мы рано начали работать – пусть детям будет легче" – это довольно распространенное рассуждение взрослых является глубоко ошибочным и влечёт за собой пагубные последствия, прежде всего для детей и самих родителей. Есть родители, в том числе и матери, которые считают, что домашний труд – это удел женщины, и поэтому приучают к нему только девочек. В результате мальчики начинают стыдиться " девчачьих дел", отказываться от их выполнения. Родители должны быть убеждены в том, что мальчиков и девочек надо наравне приучать ко всем видам домашнего труда, к самообслуживанию. При этом, конечно, следует учитывать их возраст и возможности. Различия следует делать в некоторых случаях: за водой, за дровами ходит мальчик, т. к. это более тяжёлая работа, а вышивает и шьёт девочка.

     Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду играет пример отца. Если отец никогда не помогает матери, вслух высказывается – то или иное дело женское и недостойно мужчины, то сыновья, естественно, начнут стыдиться домашней работы, отказываться от неё.

     Те родители, которые берегут детей от труда, строго с них не спрашивают за выполнение необходимых обязанностей по дому, пусть не очень интересных, подчас утомительных и однообразных, делают детей несчастными. Освобождённые от домашнего труда, дети вырастают, с одной стороны, просто неумелыми, а с другой – неуважительно относящимися к труду. Родителям надо напомнить слова А. С. Макаренко, который писал: "Мы хорошо знаем насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые... не умеют обслужить сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно".

Давайте разберем с вами две ситуации.

1.Мать, молодая женщина, жалуется учительнице, что, когда она заболела и не могла встать с постели, ей пришлось очень тяжело еще и от того, что некому было прибрать в комнате, сходить за хлебом, за молоком, некому разогреть и подать пищу. «Но ведь у вас уже большой сын?»-говорит учительница. «Да разве он что может, ведь маленький совсем, во II классе учится»,-отвечает женщина. – Что вы можете сказать по данной ситуации?  (Приучать детей к домашнему труду надо постепенно. Эта мать не только недооценивает своего сына как помощника, но и воспитывает из него белоручку и беспомощного человека.)

2.  Впоследствии под влиянием учителя, желая исправить ошибку, допущенную в воспитании сына, мать попыталась включить ребенка в общие семейные заботы и для начала привлечь его к уборке комнаты. Уходя из дома, она распорядилась: «Прибери в комнате, вытри везде пыль и протри мокрой тряпкой пол». Искренне желая все делать как можно лучше, мальчик все же не смог выполнить поручения. (Во-первых, он не знал, что значит «везде» вытереть пыль. Кроме того, он не умел пользоваться тряпкой и водой, и так налил в комнате, что матери пришлось потратить немало времени и усилий, чтобы восстановить в комнате порядок. «Ну, разве он сможет быть помощником? Я же говорила, что рано ему еще», — волновалась мать при встрече с учителем.)

    В чем же ошибка этой матери? Она не учла, что ее сын никогда не принимал участия в уборке комнаты и не имел никакого опыта в этой работе. А ведь его надо было постепенно приучать к домашним делам, тогда многие поручения не были бы для него непосильными. Такой ребенок и в школе чувствует себя неуютно: он не может выполнить обязанностей дежурного, из-за него звездочка не справляется с заданиями.

    Постепенно приучать ребёнка к выполнению того или иного вида работы можно с помощью организации совместного труда родителей и детей. Сначала в труде основную роль играют родители, а дети выполняют отдельные операции, отдельные поручения. В чем же ошибка этой матери? Она не учла, что ее сын никогда не принимал участия в уборке комнаты и не имел никакого опыта в этой работе. А ведь его надо было постепенно приучать к домашним делам, тогда многие поручения не были бы для него непосильными. Такой ребенок и в школе чувствует себя неуютно: он не может выполнить обязанностей дежурного, из-за него звездочка не справляется с заданиями.

     Когда ребёнок освоит ту или иную работу и начнёт свободно с ней справляться, ему следует давать самостоятельные задания.

А теперь давайте обсудим анкетирование родителей и детей.

Анкета для родителей

 1. Любит ли Ваш ребенок трудиться?                        

2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?

3. Как он относится к выполнению своих обязанностей?

4. Поощряете ли вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?

5. Наказываете ли вы ребенка, если он не выполняет своих обязанностей?

6. Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе?

8. Контролируете ли Вы выполнение ребенком домашней работы?

9. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?

10. Какой труд вы считаете предпочтительным для вашего ребенка?    

11. Интересуетесь ли Вы трудовым участием ребенка в жизни класса?    

12. Считаете ли Вы необходимым трудовое участие  Вашего ребенка в жизни класса и школы?

Анкета для школьников

 1. С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?      

2. Есть ли у тебя постоянная обязанность в семье? Какая?

3. Охотно ли ты ее выполняешь?

4. Что тебе не нравится делать по дому?                                              

5. Наказывают ли тебя родители, если ты не выполняешь порученное дело?

6. Часто ли ты выполняешь какую-либо работу вместе со своими родителями?

7. Нравится ли тебе работать вместе с родителями? Почему?  

8. Помогаешь ли ты бабушке и дедушке?  

9. Как ты думаешь, домашние дела - это трудная работа?

10. какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?

11. Профессию кого из своих родителей ты бы хотел освоить в будущем?

Анкета для родителей №2

Я знаю, что мой ребенок в школе

Мой ребенок дома

- дежурит по классу;  

                                                                                 - дежурит в столовой;                                                        - имеет временные трудовые поручения (какие?)  

- участвует в трудовых делах класса (каких?)

- занимается в кружке …

 

- занимается в секции …

- выносит мусор;  

- моет посуду;    

- подметает во дворе;

- убирает свою комнату;

- убирает в квартире;  

- делает покупки;  

- стирает личные вещи;

А еще?

 

Анкета для учащихся №2

Дома я

всегда

часто

иногда

никогда

- убираю свою постель          

 - убираю свою комнату        

  - мою посуду                            - хожу в магазин                      - стираю мелкие вещи          

 - помогаю в уборке квартиры                  

- ухаживаю за  младшими                                - умею кое-что готовить    

 - помогаю родителям по их просьбе во всех  делах            

- помогаю родителям в саду и в огороде                    

Заключение

Одно из главных условий в воспитании трудолюбия – серьёзный интерес родителей к труду детей – учебному, домашнему, общественно полезному. Родители постоянно должны проявлять ярко выраженную заинтересованность к трудовой деятельности своего сына или дочери, в её результатах.

  Участие ребёнка в домашнем труде приучает выполнять свой первый долг сына, дочери, члена семьи перед родителями и близкими, отсюда вырастает потом естественная потребность в выполнении общественного долга взрослого гражданина.

Полезные советы

 1. Будьте последовательны в своих требованиях.

 2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

 3. Прежде чем поручить что-либо ребёнку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

 4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

 5. Учите ребёнка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своёй работе и работе своих друзей.

 6. Тактично оценивайте результаты труда ребёнка. Каждый совет педагог дополняет разъяснениями о том, как правильно их выполнять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое обучение как средство обеспечения профессионального самоопределения через формирование положительного отношения к труду в специальной (коррекционной) школе

Представленный опыт работы является актуальным в области специального образования. Список ИПМ: ИПМ 1. Теоретическая интерпретация (обоснование) ИПМ 2. Основные компоненты системы работы. ИПМ-3. Органи...

«Формирование положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся в УДОД».

Организация  процесса формирования положительного отношения к труду и творчеству у  обучающихся в системе дополнительного образования детей. В статье представлены факторы, мотивы,формы занят...

Рекомендации родителям по развитию у детей положительного отношения к школе.

Как привить любовь к школе у ребенка и развить положительное отношение к ней....

«Формирование положительного отношения к труду через занятия творчеством»

Тема по самообразованию: «Формирование положительного отношения к труду через занятия творчеством»...

Доклад. Воспитание положительного отношения к труду у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад подготовлен к выступлению на Методическом Объединении учителей профессионально-трудового обучения....

Рекомендации для родителей по воспитанию "трудных" подростков

А данном материале кратко изложены основные и часто встречающиеся проблемы в воспитании подростков, а также методы их решения....

МО "Развитие положительного отношения к труду через занятия творчеством"

Развитие положительного отношения к труду через творчество-важное средство всестороннего развитя личности ребенка....