Классный час «Толерантность».
Цели и задачи классного часа:
1. Познакомить учащихся с проблематикой нетерпимости и враждебности в обществе, а также с последствиями интолерантных поступков.
2. Закрепить ценности толерантности, ненасилия, прав человека.
3. Сформировать навыки противостояния ксенофобии и этнической вражде в повседневном общении.
4. Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
Классный руководитель: Сегодняшняя наша встреча посвящена тому, чтобы научиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие вы есть, понимать друг друга.
В нашей жизни порой встречаются люди, которые неприятны нам по тем или иным причинам. Очень часто мы совсем не прочь осудить человека, чем-то отличающегося от других. Давайте подумаем вместе: какие группы людей вызывают у вас негативные чувства.
Далее классный руководитель называет группу людей в порядке их расположения в таблице и просит поднять руки тех, кто к ним плохо относится, и записывает количество поднятых рук в соответствующую графу.
Классный руководитель: Кто считает, что эти люди заслужили такое отношение?
Количество поднятых рук также записывается в соответствующую графу.
Классный руководитель: А кто считает, что эти люди не заслужили плохого отношения?
Количество поднятых рук записывается.
(На основании этой таблицы делаются выводы о группах, по отношению к которым учащиеся проявляют нетерпимость).
Заполненная таблица остается на доске до конца классного часа.
Группы людей Я отношусь к ним плохо, эти люди мне неприятны Они заслужили плохое отношение Они не заслужили плохого отношения
1 2 3 4
1. Те, кто иначе выглядит, иначе одевается.
2. Люди, нарушающие нормы приличия, нормы морали.
3.Нищие, бездомные, просящие милостыню.
4. Очень богатые люди.
5. Люди бедные, нуждающиеся.
6. Те, кто поселился здесь недавно.
7. Психически больные.
8. Люди старые, немощные.
9. Инвалиды, люди с ограниченными возможностями.
10. Люди иной веры, иной религии
11. Представители других стран
12. Люди какой-либо национальности
13. Представитель определенных профессий
14. Люди другого цвета кожи (негры, мулаты, китайцы)
15. Те, кто нарушает закон (ворует, угрожает, хулиганит и т.д.)
Классный руководитель:
Определения на разных языках в целом совпадают: снисходительность, великодушие, умение терпеть.
Быть толерантным, терпимым – значит принимать людей такими, какие они есть, с уважением относиться к позициям и ценностям других людей, уметь прощать, принимать чужое мнение, быть снисходительным к поступкам других людей. Соответственно, человек, который этими качествами не обладает, будет интолерантным, нетерпимым. Если сверяться с таблицей, интолерантность в нашем классе присутствует.
Конечно, у вас возникнет возражение, а как же те, кто нарушает закон? Получается, надо любить и вора, и мошенника? Так? Нет, не так. Толерантный человек не приемлет никакого проявления зла (и постарается воспрепятствовать ему), но при этом он понимает, что любой человек, даже совершивший зло, достоин сочувствия и, может быть, жалости. Конечно, мы не одобряем того, что они делают. И было бы лучше всем, если бы они вели себя иначе. Но эти несчастные упорно губят свою личность, и причиняют вред другим. Нет смысла их осуждать, есть смысл от них защищаться.
Но вот что совсем непонятно – когда человека презирают, преследуют, ненавидят только за то, что он – просто другой. А ведь чего только не услышишь порой: «Понаехали тут! Убить вас мало!» Какие жестокие слова! Согласитесь, от человека не зависит, родиться ли ему в России или в Африке, в бедной семье или в богатой, с белым цветом кожи или с черным, русским или евреем, в семье с православными или с мусульманскими традициями.
Таким образом, чувство преимущества строится только на том, что вам удалось родиться именно здесь и именно с этими данными. Так чем же тут гордиться? А если заглянуть в себя поглубже, то и откроются истинные чувства: зависть, страх, может быть, еще что-то? Если вы – человек личностно зрелый, вы, прежде всего, воззовете к своему разуму.
Учащийся: Все мы разные, а живем на одной планете Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе со¬трудничества. НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ!