Самоуправление в классном коллективе.
статья на тему

Поликарпова Елена Евгеньевна

Выступление на ШМО кл. руководителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО классных руководителей.                        

Дата: 06.11.2014 г.

Тема: Организация самоуправления в классе.

Кл. руководитель: Поликарпова Е.Е.

                                                                                                                     

                                                                                                                            Только там, где есть общественная жизнь,

                                                                                                            есть потребность и возможность самоуправления,

                                                                                                                     где ее нет, всякое самоуправление выродится

                                                                                                                                                                          в фикцию или игру.

                                                                                                                                                                                          С.И.Гессен

№ слайда

1,2,3

В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

4

Самоуправление – право на внутреннее управление своими силами право решать вопросы внутреннего характера по собственным законам и правилам.

5

Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.

6

Сущность ученического самоуправления – самостоятельное решение

школьниками тех вопросов жизни класса и школы, которые они готовы и могут решать.

7

Принципы организации  самоуправления:

  1. Открытость и доступность- работа органов самоуправления должна

быть открыта для всех учащихся. Все школьники могут принимать участие в делах по своему усмотрению.

  1. Добровольность и творчество. Каждый ученик имеет свободу выбора содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей.
  2. Равенство и сотрудничество  -  все должны иметь  право решающего  голоса при принятии того или иного решения, взаимоотношения в коллективе строятся на основе равноправного партнерства.
  3. Непрерывность и перспективность . Учащиеся могут создавать и  участвовать в постоянных и временных группах.

8

Сотрудничество классного руководителя и обучающихся класса является важным условием развития  ученического самоуправления.

9

Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах класса.

Проявляется в:

  • планировании и организации деятельности класса,
  • анализе работы,
  • подведении итогов сделанного
  • принятии соответствующих решений.

10

Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом:

  • В учебной работе:  организация коллективной познавательной деятельности учащихся, взаимопомощь в учёбе.
  • В воспитательной работе: развитие лидерских качеств, воспитание самостоятельности, коллективизма, ответственности.
  • В  трудовой деятельности  -самообслуживание.
  • В досуговой деятельности: подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий.

11

Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.

12

Какова роль классного руководителя  в детском самоуправлении?  сотрудничество и воодушевление,  сплочение и поддержка, организация и вдохновение.

13

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив.

Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив класса

Ученика воспитывает дух коллектива.

14

Развитие самоуправления в классном коллективе осуществляется постепенно и включает в себя насколько этапов:

  • Диагностирование школьного, классного пространства.
  • Проектирование школьного, классного самоуправления.
  • Становление самоуправления как основного принципа жизни школы, класса.
  • Функционирование в оптимальном режиме.
  • Обновление и перестройка.

18

Классный руководитель в своей работе с классом:

  • Воспитывает самостоятельность, ответственность, предприимчивость;
  • Учит умению отстаивать свои права и права коллектива класса;
  • Учит умению делать выбор;
  • Формирует политическую культуру.
  • Использует интеллектуальный и физический потенциал учащихся в решении практических и хозяйственных проблем класса и школы.

19

При планировании воспитательной работы в классе

мы используем разнообразные формы, методы и приемы педагогической деятельности.

Мы должны хорошо знать своих воспитанников и четко представлять себе, что именно хотим смоделировать.

20

Высшим органом самоуправления является классное собрание, на котором анализируется работа, планируется совместная деятельность, избирается староста, совет класса, распределяются общественные поручения.

Разбившись на группы, решаем:

  • На каком этапе развития коллектива находится наш класс и почему?
  • Что мешает нам подняться на ступеньку выше?
  • Что поможет  нам стать более сплоченным классным коллективом?

В этом случае можно получить информацию о состоянии взаимоотношений в классе, видении учащимися перспектив развития.

21

Структура органов самоуправления в классе гибкая и вариативная (в течение года возможны изменения в совете класса), включает в себя различные сектора, обеспечивающие каждому ученику право участия в жизнедеятельности коллектива.

Наряду с постоянными в классе могут действовать и временные советы дела, создание которых определяется конкретной задачей.

22

Наладить работу каждого органа самоуправления самим ученикам не под силу                             им нужна поддержка классного руководителя.

Свою задачу как классный руководитель вижу в оказании помощи ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности; помогать каждому при подготовке любого дела; выстраивать доверительные отношения с детьми;

23

Распределение обязанностей.

Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом, 
Будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть капитаном,
Кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдётся работа на корабле жизни,
Только найди своё дело.
Если ты не можешь быть солнцем, 
Будь звездой на небе,
Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.

(Дуглас Меллох)

24

Мои педагогические принципы поддержки развития инициативы и самостоятельности учащихся:

● познай себя – это интересно;

● сотвори себя – это необходимо;

● утверди себя – это возможно.

Это помогает занять мне целесообразную позицию в работе с классом, так как моя педагогическая цель – научить ребёнка верить в свои силы и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях.

Самоуправление дает возможность учащимся осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед одноклассниками.

И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.

Рекомендуемая литература

  1. Инновационные подходы к организации школьного самоуправления/Авт.-сост. И.Д.Демакова, Н.Л.Селиванова. – М., 2004.
  2. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика. – Мн., 1999.
  3. Классному руководителю о самоуправлении в классе/Авт.-сост. М.А.Александрова, Е.И.Баранова и др. – М., 2005.
  4. Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. – М., 1959-1960.
  5. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М., 2004.
  6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001.
  7. Самоуправление в школе/Сост. В.В.Вавуло, О.В.Крючкова, О.А.Хаткевич. – М., 2002.
  8. №8, 2006г. Классный руководитель. – М., 2006г.
  9. №8, 2003г. Классный руководитель. – М., 2003г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль классного руководителя в организации ученического самоуправления классного коллектива. Из опыта работы

Слайд 2

Актуальная проблема современного образования и зона особого внимания в системе воспитательной работы классного руководителя – формирование самоуправления в классе .

Слайд 3

Самоуправление – о дна из форм управления коллективом, когда предпочтение отдается демократическому, стимулирующему типу взаимоотношений .

Слайд 4

-это право на внутреннее управление в классе своими силами. - это право решать вопросы внутреннего характера по собственным законам и правилам. Самоуправление

Слайд 5

Правовые основы самоуправления отражены в федеральном законе «Об образовании». Основанием для деятельности органов ученического самоуправления являются : Конвенция о правах ребёнка, Устав МОУ «СОШ №9».

Слайд 6

Сущность ученического самоуправления – самостоятельное решение школьниками тех вопросов жизни класса и школы, которые они готовы и могут решать

Слайд 7

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОУПРАВЛЕНИЯ Открытость и доступность . (максимальное освещение всех мероприятий) Добровольность (свободный выбор содержания деятельности,форм работы для достижения личных и коллективных целей.) Равенство и сотрудничество (взаимоотношения на основе равноправного партнерства.) Непрерывность и перспективность (создание постоянных и временных объединений.)

Слайд 8

Благоприятной средой для развития самоуправления является сотрудничество педагогов и учащихся Это дает возможность определить зону ближайшего развития ребенка

Слайд 9

выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах класса. Проявляется в: планировании и организации деятельности класса, анализе работы, подведении итогов сделанного принятии соответствующих решений. Самоуправление

Слайд 10

Воспитательная - формирование лидерских качеств, воспитание самостоятельности, коллективизма , ответственности Учебная - организация коллективной познавательной деятельности учащихся, взаимопомощь в учёбе Трудовая – самообслуживание, благоустройство территории Досуговая – подготовка и проведение культурно-массовых предприятий Цели:

Слайд 11

Задачи самоуправления в классе: Приобщение к общечеловеческим ценностям, усвоение социальных норм через участие в общественной жизни класса и школы Создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности Развитие творчества и инициативы Создание условий для развития отношений, заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых

Слайд 12

сотрудничество и воодушевление, сплочение и поддержка, организация и вдохновение Какова роль классного руководителя в детском самоуправлении?

Слайд 13

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив класса Ученика воспитывает дух коллектива

Слайд 14

Развитие самоуправления в классном коллективе осуществляется постепенно и включает в себя насколько этапов: Диагностирование школьного, классного пространства. Проектирование школьного, классного самоуправления. Становление самоуправления как основного принципа жизни школы, класса. Функционирование в оптимальном режиме. Обновление и перестройка.

Слайд 15

То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством , завтра он способен выполнять самостоятельно . Исследуя, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня Выготский Л. С.

Слайд 16

Классный руководитель в своей работе с классом: Воспитывает самостоятельность, ответственность, предприимчивость Учит умению отстаивать свои права и права коллектива класса Учит у мению делать выбор Формирует политическую культуру Использует интеллектуальный и физический потенциал учащихся в решении практических и хозяйственных проблем класса и школы

Слайд 17

При планировании воспитательной работы в классе мы используем разнообразные формы, методы и приемы педагогической деятельности . Мы должны хорошо знать своих воспитанников и четко представлять себе, что именно хотим смоделировать.

Слайд 18

Наиболее важные вопросы мы решаем на классном собрании. Классное собрание: определяет перспективы развития и основные направления классной жизни осуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает необходимые решения

Слайд 19

Высшим органом самоуправления является классное собрание Организационные вопросы мы всегда решаем в самом начале года. В начале этого учебного года мы обсуждали в классе следующие вопросы: Каждому дело – по душе Законы школьной жизни Дисциплина – свобода или необходимость Свободное время – простор для развития способностей Роль коллектива в формировании личности

Слайд 20

Разбившись на группы, решаем: На каком этапе развития коллектива находится наш класс и почему? Что мешает нам подняться на ступеньку выше? Что поможет нам стать более сплоченным классным коллективом? В этом случае можно получить информацию о состоянии взаимоотношений в классе, видении учащимися перспектив развития .

Слайд 21

Наладить работу каждого органа самоуправления самим ученикам не под силу им нужна поддержка классного руководителя.

Слайд 22

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма, Будь маленьким деревцем в долине. Но только самым лучшим деревцем. Будь кустиком, если не можешь быть деревом. Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику, Если не можешь быть кустиком. Если ты не можешь быть китом, Будь самым красивым окунем в озере! Если ты не можешь быть капитаном, Кто-то должен быть и матросом. Для всех найдётся работа на корабле жизни, Только найди своё дело. Если ты не можешь быть солнцем, Будь звездой на небе, Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.

Слайд 23

Самоуправление дает возможность учащимся осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед одноклассниками.

Слайд 24

Удачи вам, уважаемые коллеги, творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Наука и образование

 Змеев Даниил

Юдин Юрий

Досуг

Шилина Анжел

Сучилина Наталья 

Пресс-центр

Спорт и здоровье

Юдин Юрий

Скуфлинский Олег

Труд и правопорядок

Моргунов Андрей

 Сурков Михаил

Основные принципы просты и стары как мир:

Успешно        Честно      Интересно       Целесообразно

Ново     Современно       Понятно      Красиво

Мы делаем погоду, мы берем на себя смелость определять мир, в котором комфортно жить и интересно учиться и созидать.

Если ты не можешь быть

сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай

отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом,
Будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть капитаном,
Кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдётся работа на корабле жизни,
Только найди своё дело.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе,
Только найди своё дело

и старайся стать самым лучшим.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена.

Из опыта работы классного руководителя....

Модель самоуправления в классном коллективе

Презентация "Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена"...

Организация самоуправления в классном коллективе

Организация самоуправления   Особенности системы определили своеобразие модели ученического самоуправления «НИИ "Росток"». В названии заложены желаемые качества классного коллектива и его ч...

Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"

«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...

Самоуправление в классном коллективе

Структура самоуправления в 6 классе...

Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена

В статье идет речь об организации самоуправления в классном коллективе...

Самоуправление в классном коллективе

Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, складывающиеся со сверстниками, в результате которых формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализаци...