Классный час
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Лутна
Клетнянского муниципального района Брянской области
Классный час в 10 классе по теме:
«Конфликты и пути их решения в жизни».
Провела:
классный руководитель 10 класса
Гапонова Л. В.
2013-2014 год
Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.
Задачи:
- определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация».
- Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.
- Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.
- Самоанализ уч-ся «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Возрастная группа: 15-16 лет
1.Орг. момент:
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема конфликтов стала предметом изучения многих наук. В настоящее время конфликтология преобретает все большее практическое значение.Человек понимает,что нельзя избавиться от конфликтов вообще.
Сегодня мы продолжаем с вами серию классных часов о правилах поведения человека в социуме. (Слайд 1) Итак, «Конфликты и пути их решения»
2.Вступительная часть:
Чтение притчи «Коробочка». (Слайды № 2 – 3)
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.
3.Беседа: (Слайд 4)
-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?
-Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?
-Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.
4.Постановка задач: (Слайд 5) Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.
5.Работа над темой занятия:
Определение понятия «конфликт».(Слайд 6)
-Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?
Ученики: Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.
Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.
Рассмотрим,что же необходимо для возникновения конфликта.
(Слайд 7) Модель конфликта. (Слайд 8) Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели , интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. (Слайд 9) Инцидент- это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.
И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Конфликт начинает жить своей жизнью.
Последний этап- это спад конфликта и его разрешение (Слайд 10)
В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным. Разрешение конфликта.
(Слайд 11)
- конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
- деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений)
-Хотелось бы , чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. (Слайд 12)
(Слайд 13) Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.
(Слайд 14) Негативные функции:социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления.
Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться , чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.
Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того ,в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.
(Слайд 15) Причины конфликтов в подростковой среде: борьба за лидерство, психологическая несовместимость, неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.
(Слайд 16) Проанализируйте ситуации!
(Слайд 17) Разновидности конфликтов. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.
Самый распространённый - неуправляемый конфликт.
Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).
Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
В чём же вред таких конфликтов? (Слайды 18-19)
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты.
Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"
Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.
Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
Способы и правила предупреждения конфликтов:(слайд 20)
Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.
Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.
Ситуация. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
Примерные фразы: Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.
У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?
Примерные фразы: Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может попросишь у родителей такую.
Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
Правила (Слайд 20)
- Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,
- Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
- Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать» на его место.
- Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.
- Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
Вы многое сегодня услышали, многое проанализировали. Посмотрите вокруг, сделайте мир добрее. Напишите свои пожелания тем одноклассникам, которых вы чаще других замечаете в конфликтных ситуациях. Подарите им частичку своего сердца.
А я, в свою очередь, хотела бы вам преподнести несколько добрых советов, которые помогут вам прожить без конфликтов.
(Слайд 21)Копилка добрых советов.
(Слайд 22) А сейчас каждый из вас выполнит тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Уважаемые ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?» Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.
(Слайды 23, 24)
(Слайды 25 - 29) ХАРАКТЕР
6.Заключительное слово:
Надеюсь, что сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…
(Е.Евтушенко)
-И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами.
Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка». Она поможет нам вести разговор на последующих классных часах, а, возможно, кому–то пригодится и в жизни.
(Слайд 30) Памятка.
7.Подведение итогов.
-Что нового вы узнали для себя сегодня?
- Как называлась тема нашего классного часа (Конфликты и пути их устранения)
- Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)
- Что же положительного есть в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.)
- Могут ли люди обходиться без конфликтов?
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия
8. Эпилог. (Слайд 31)
Наш классный час мне хочется закончить такими словами:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
(Слайд 32) Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...