Проект по толерантности
проект на тему

Олеся Александровна Акулова

описание проекта и презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Курежская основная общеобразовательная школа

ПРОЕКТ

«Формирование толерантного воспитания у учащихся»

(материалы для проекта взяты из программы А. М. Килиной)

Составитель: социальный педагог

                                                                                                   МКОУ Курежской ООШ

                                                                                                           Акулова Олеся Александровна

                                                                                                             Рабочий телефон: 8 (39135)77223

с. Куреж, 2012

Актуальность

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Однако в воспитании толерантности как специфического качества личности проявляется специфический феномен дуальности: отношение человека к представителям другого этноса, социальной и возрастной группы, носителей иных политических воззрений, с одной стороны, находит весьма интенсивное выражение на уровне бытового поведения, проявляясь в ксенофобии, неприятии, экстремизме, и с другой – принадлежит к числу наиболее скрытых глубинных структур личности, которые закладываются на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения. Этим обстоятельством может объясняться низкая эффективность реализуемых программ по формированию толерантности, которые рассчитаны на категории населения, имеющие, как правило, уже сложившиеся стереотипы, сформировавшееся отношение к представителям других этносов, культур, политических взглядов и пр.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.

        Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника. Культурно-досуговая сфера рассматривается в исследовании как пространство толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы социально-культурной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.

Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между:

– потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста;

– потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений;

– необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.

Результаты социологического исследования

 в МКОУ Курежской ООШ

  • В школе обучаются дети 3 национальностей (с разными культурами, мировоззрением, религией)
  • Существует напряженность во взаимоотношениях между обеспеченными и малообеспеченными детьми
  • Конфликты между детьми с девиантным поведением и обычными школьниками
  • Выявлена ограниченность и замкнутость образовательного пространства школы (недостаточность возможностей для самореализации учащихся и педагогов)

Объект проекта – образовательная среда МКОУ Курежская ООШ

Предмет проекта – толерантные качества личности выпускника МКОУ Курежской ООШ

Гипотеза проекта:

Создание благоприятных толерантных качеств личности выпускника школы

Социальные компетентности выпускника (с позиции толерантности)

  • Система общечеловеческих ценностей и толерантное мышление
  • Широта взглядов на мир в целом (мировоззренческие горизонты), на другие культуры и традиции
  • Способность принимать решения, нести ответственность за них
  • Принятие идеи сообщества, принципов сотрудничества
  • Развитие чувства принадлежности и причастности к значимым явлениям современного общества
  • Способность признавать права и свободы других людей, уважение человеческого достоинства.

Цель проекта:

создание педагогических условий для развития толерантных качеств личности учащегося, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое отношение к окружающим и самому себе

Задачи проекта:

  • Изучить теорию и педагогическую практику по проблеме толерантности в системе образования
  • Исследовать «уровень толерантности»  образовательного пространства школы
  • Выявить «очаги нетерпимости» (элементы негативного отношения участников образовательного процесса к социальным явлениям)
  • Создать «центры толерантности» (объединения педагогов и учащихся по сферам реализации проекта) для более эффективного управления проектом

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Разработать:

  • Программу факультативного курса «Конфликты и их разрешение»
  • Систему мероприятий по развитию толерантных качеств личности учащихся

Создать:

  • Систему мониторинга для выявления толерантных качеств образовательной среды
  • Эффективную модель взаимодействия школы и общества в аспекте толерантности
  • Систему повышения квалификации для педагогов по проблеме толерантности
  • Уголок национальных культур в школе

Провести:

  • Коррекцию образовательных программ  по отбору  содержания образования с позиции толерантности
  • Семинар педагогов по правовому воспитанию для обмена опытом по проекту

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Организационно-методический (1 этап)

  • Разработка плана реализации проекта, определение списка необходимых мероприятий.
  • Создание «центров толерантности» по направлениям деятельности проекта, определение целей, задач и планируемого результата работы каждого центра.
  • Коррекция образовательных программ с учетом «компонента толерантности».
  • Проведение научно-практической конференции «Толерантность – дорога к будущему».
  • Комплексное социологическое исследование состояния образовательной среды в аспекте толерантности.

Практический
(2 этап)

  • Установление взаимоотношений между субъектами образовательного пространства с учетом уровня толерантности
  • Проведение развивающих семинаров и тренингов для педагогов и родителей
  • Стимулирование исследовательской и социальной активности школьников через участие в научно-практических конференциях, публикациях, выступлениях.
  • Проведение «круглого стола» с руководителями школьных методических объединений по результатам работы над коррекцией образовательных программ в аспекте толерантности.
  • Проведение научно-практической конференции «Конфликты современного общества и проблема толерантности».
  • Мониторинг происходящих изменений при помощи качественных социологических замеров.

Аналитический
(3 этап)

  • Разработка и проведение серии классных часов и открытых уроков (1-9 класс) по проблеме толерантности в современном обществе.
  • Комплексное социологическое исследование изменений толерантных качеств среды, соотнесение реального положения вещей с планируемым результатом.
  • Обмен опытом с педагогами города посредством проведения городского семинара заместителей директоров по правовому воспитанию и воспитательной работе на тему «Формирование толерантного сознания учащихся».
  • Подведение итогов и анализ результатов деятельности «Центров толерантности».

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИНИЦИАТИВЫ

  • Система мероприятий по развитию толерантных качеств личности поможет повысить исследовательскую и творческую активность учащихся, уровень их воспитанности, а также будет способствовать решению межличностных,  психологических и социальных конфликтов в школе, семье, между сверстниками
  • Система мониторинга толерантных качеств образовательной среды (комплекс социологических исследований) поможет руководителю образовательного учреждения адекватно и своевременно получать информацию о характере изменений в пространстве школы, обеспечить субъектов образовательного процесса необходимыми ресурсами для решения возникающих проблем во взаимоотношениях
  • Система развивающих тренингов и семинаров для учащихся по проблеме толерантности поможет им установить дружеские и доверительные отношения между собой, будет мотивировать их к сотрудничеству.
  • Коррекция образовательных программ по отбору содержания образования с позиции толерантности обеспечит переход на новый качественный уровень в  преподавании школьных дисциплин, будет способствовать адекватному пониманию учащимися процессов в современном обществе и культуре

Литература

1. Абетова В.А. Толерантность и мир этнического // Мысль. — Алматы. — 2007. — № 7. — С. 29—35.

2. Артемьев А.И., Цепкова И.Б., Маульшариф М.М. Этноконфессиональная толерантность в Казахстане. — Алматы: Гылым, 2009. — 428 с.

3. Арынгазин К.М. Введение в смысловую педагогику. — Караганда: Изд-во КРУ, 2005. — 410 с.

4. Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Флинта, 1998. — 432 с.

5. Григоренко А.Ю. Проблема толерантности сквозь призму культурной антропологии и социологии // Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения / Сост. и общ. ред. А.А. Красикова и Е.С.Токаревой. — М.: Academia, 2006. — С. 64—72.

6. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. — М.: Изд-во Эдиториал УРСС, 1999. — 208 с.

7. Эверс К. О природе толерантности. — Алматы: Конфликтологический центр, 2001. — 39 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Радуга толерантности"

Проект "Радуга толерантности" направлен на создание условий, обеспечивающих формированию толерантной культуры обучающихся школы. В рамках проекта предусмотрено проведение различных мероприятий - фести...

Проект о толерантности выполнен Федынской Татьяной, ученицей 5 "а" класса

Проект по теме "Что такое толерантность?" выполнен Федынской Татьяной, ученицей 5 "а" класса ГБОУ СОШ № 2038....

Творческий проект по толерантности "Жизнь в многоликом мире"

Традиции народностей, культура, обычаи и совместная деятельность педагога и семьи....

Проект "Школа толерантности"

Проблема формирования толерантности, несомненно, относится к важным задачам современной школы и является   одним из  основных направлений поликультурного воспитания.       ...

Проект "Остров толерантности"

31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. Проблемы межкультурного общения  и толерантнос...

[8] п. 2.4 Проект: «Воспитание толерантности в многонациональном детском коллективе».

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития. О...

Проект Школа -толерантная страна

Проект Школа -толерантная страна...