Проект по толерантности
проект на тему
описание проекта и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_tolerantnosti.docx | 30.14 КБ |
formirovanie_tolerantnogo_sozdaniya_u_uchashchikhsya.ppt | 204.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Курежская основная общеобразовательная школа
ПРОЕКТ
«Формирование толерантного воспитания у учащихся»
(материалы для проекта взяты из программы А. М. Килиной)
Составитель: социальный педагог
МКОУ Курежской ООШ
Акулова Олеся Александровна
Рабочий телефон: 8 (39135)77223
с. Куреж, 2012
Актуальность
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Однако в воспитании толерантности как специфического качества личности проявляется специфический феномен дуальности: отношение человека к представителям другого этноса, социальной и возрастной группы, носителей иных политических воззрений, с одной стороны, находит весьма интенсивное выражение на уровне бытового поведения, проявляясь в ксенофобии, неприятии, экстремизме, и с другой – принадлежит к числу наиболее скрытых глубинных структур личности, которые закладываются на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения. Этим обстоятельством может объясняться низкая эффективность реализуемых программ по формированию толерантности, которые рассчитаны на категории населения, имеющие, как правило, уже сложившиеся стереотипы, сформировавшееся отношение к представителям других этносов, культур, политических взглядов и пр.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.
Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника. Культурно-досуговая сфера рассматривается в исследовании как пространство толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы социально-культурной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.
Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между:
– потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста;
– потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений;
– необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.
Результаты социологического исследования
в МКОУ Курежской ООШ
- В школе обучаются дети 3 национальностей (с разными культурами, мировоззрением, религией)
- Существует напряженность во взаимоотношениях между обеспеченными и малообеспеченными детьми
- Конфликты между детьми с девиантным поведением и обычными школьниками
- Выявлена ограниченность и замкнутость образовательного пространства школы (недостаточность возможностей для самореализации учащихся и педагогов)
Объект проекта – образовательная среда МКОУ Курежская ООШ
Предмет проекта – толерантные качества личности выпускника МКОУ Курежской ООШ
Гипотеза проекта:
Создание благоприятных толерантных качеств личности выпускника школы
Социальные компетентности выпускника (с позиции толерантности)
- Система общечеловеческих ценностей и толерантное мышление
- Широта взглядов на мир в целом (мировоззренческие горизонты), на другие культуры и традиции
- Способность принимать решения, нести ответственность за них
- Принятие идеи сообщества, принципов сотрудничества
- Развитие чувства принадлежности и причастности к значимым явлениям современного общества
- Способность признавать права и свободы других людей, уважение человеческого достоинства.
Цель проекта:
создание педагогических условий для развития толерантных качеств личности учащегося, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое отношение к окружающим и самому себе
Задачи проекта:
- Изучить теорию и педагогическую практику по проблеме толерантности в системе образования
- Исследовать «уровень толерантности» образовательного пространства школы
- Выявить «очаги нетерпимости» (элементы негативного отношения участников образовательного процесса к социальным явлениям)
- Создать «центры толерантности» (объединения педагогов и учащихся по сферам реализации проекта) для более эффективного управления проектом
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Разработать:
- Программу факультативного курса «Конфликты и их разрешение»
- Систему мероприятий по развитию толерантных качеств личности учащихся
Создать:
- Систему мониторинга для выявления толерантных качеств образовательной среды
- Эффективную модель взаимодействия школы и общества в аспекте толерантности
- Систему повышения квалификации для педагогов по проблеме толерантности
- Уголок национальных культур в школе
Провести:
- Коррекцию образовательных программ по отбору содержания образования с позиции толерантности
- Семинар педагогов по правовому воспитанию для обмена опытом по проекту
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Организационно-методический (1 этап)
- Разработка плана реализации проекта, определение списка необходимых мероприятий.
- Создание «центров толерантности» по направлениям деятельности проекта, определение целей, задач и планируемого результата работы каждого центра.
- Коррекция образовательных программ с учетом «компонента толерантности».
- Проведение научно-практической конференции «Толерантность – дорога к будущему».
- Комплексное социологическое исследование состояния образовательной среды в аспекте толерантности.
Практический
(2 этап)
- Установление взаимоотношений между субъектами образовательного пространства с учетом уровня толерантности
- Проведение развивающих семинаров и тренингов для педагогов и родителей
- Стимулирование исследовательской и социальной активности школьников через участие в научно-практических конференциях, публикациях, выступлениях.
- Проведение «круглого стола» с руководителями школьных методических объединений по результатам работы над коррекцией образовательных программ в аспекте толерантности.
- Проведение научно-практической конференции «Конфликты современного общества и проблема толерантности».
- Мониторинг происходящих изменений при помощи качественных социологических замеров.
Аналитический
(3 этап)
- Разработка и проведение серии классных часов и открытых уроков (1-9 класс) по проблеме толерантности в современном обществе.
- Комплексное социологическое исследование изменений толерантных качеств среды, соотнесение реального положения вещей с планируемым результатом.
- Обмен опытом с педагогами города посредством проведения городского семинара заместителей директоров по правовому воспитанию и воспитательной работе на тему «Формирование толерантного сознания учащихся».
- Подведение итогов и анализ результатов деятельности «Центров толерантности».
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИНИЦИАТИВЫ
- Система мероприятий по развитию толерантных качеств личности поможет повысить исследовательскую и творческую активность учащихся, уровень их воспитанности, а также будет способствовать решению межличностных, психологических и социальных конфликтов в школе, семье, между сверстниками
- Система мониторинга толерантных качеств образовательной среды (комплекс социологических исследований) поможет руководителю образовательного учреждения адекватно и своевременно получать информацию о характере изменений в пространстве школы, обеспечить субъектов образовательного процесса необходимыми ресурсами для решения возникающих проблем во взаимоотношениях
- Система развивающих тренингов и семинаров для учащихся по проблеме толерантности поможет им установить дружеские и доверительные отношения между собой, будет мотивировать их к сотрудничеству.
- Коррекция образовательных программ по отбору содержания образования с позиции толерантности обеспечит переход на новый качественный уровень в преподавании школьных дисциплин, будет способствовать адекватному пониманию учащимися процессов в современном обществе и культуре
Литература
1. Абетова В.А. Толерантность и мир этнического // Мысль. — Алматы. — 2007. — № 7. — С. 29—35.
2. Артемьев А.И., Цепкова И.Б., Маульшариф М.М. Этноконфессиональная толерантность в Казахстане. — Алматы: Гылым, 2009. — 428 с.
3. Арынгазин К.М. Введение в смысловую педагогику. — Караганда: Изд-во КРУ, 2005. — 410 с.
4. Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Флинта, 1998. — 432 с.
5. Григоренко А.Ю. Проблема толерантности сквозь призму культурной антропологии и социологии // Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения / Сост. и общ. ред. А.А. Красикова и Е.С.Токаревой. — М.: Academia, 2006. — С. 64—72.
6. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. — М.: Изд-во Эдиториал УРСС, 1999. — 208 с.
7. Эверс К. О природе толерантности. — Алматы: Конфликтологический центр, 2001. — 39 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Радуга толерантности"
Проект "Радуга толерантности" направлен на создание условий, обеспечивающих формированию толерантной культуры обучающихся школы. В рамках проекта предусмотрено проведение различных мероприятий - фести...
Проект о толерантности выполнен Федынской Татьяной, ученицей 5 "а" класса
Проект по теме "Что такое толерантность?" выполнен Федынской Татьяной, ученицей 5 "а" класса ГБОУ СОШ № 2038....
Творческий проект по толерантности "Жизнь в многоликом мире"
Традиции народностей, культура, обычаи и совместная деятельность педагога и семьи....
Проект "Школа толерантности"
Проблема формирования толерантности, несомненно, относится к важным задачам современной школы и является одним из основных направлений поликультурного воспитания. ...
Проект "Остров толерантности"
31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. Проблемы межкультурного общения и толерантнос...
[8] п. 2.4 Проект: «Воспитание толерантности в многонациональном детском коллективе».
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития. О...
Проект Школа -толерантная страна
Проект Школа -толерантная страна...