[8] п. 2.4 Проект: «Воспитание толерантности в многонациональном детском коллективе».
проект по физкультуре по теме

Богданова (Сулимович) Линда Богдановна

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития. Основы толерантности закладываются у детей в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, внеурочной деятельности. Тем самым обусловили выбор темы проекта: «Воспитание толерантности в многонациональном детском коллективе». Цель проекта - создание условий для воспитания толерантности в многонациональном детском коллективе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Утверждаю:

                                                                                 Директор МБУ ДО СДЮСШОР

                                                                          «Югория» им. А.А. Пилояна

                                                                               ______________А.Ш.Горковец

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«Воспитание толерантности в многонациональном

 детском коллективе»

     

                                               Выполнила:

                                                                 Тренер-преподаватель

отделения спортивной аэробики

                                                     Л.Б. Богданова

г.Сургут, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение                                                                                                                 3
  2. Актуальность выбранной темы                                                                            3
  3. Цели и задачи проекта                                                                                          4
  4. Педагогические принципы и формы организации воспитательной работы   5
  5. Учет индивидуальных и половозрастных особенностей                                  6
  6. Принципы воспитания толерантности в многонациональном

детском коллективе                                                                                               6

  1. Этапы реализации проекта                                                                                   10
  2. Практическая значимость проекта                                                                      11  
  3. Планируемые результаты                                                                                     12  
  4. Список используемой литературы                                                                    13
  5. Приложения                                                                                                         14                                                                                                                                  

 Введение

В последнее время стали очень много говорить о толерантности. Особенно это понятие актуально для России, где живут представители огромного количества народов и народностей, исповедующие все мировые религии. Если не научится относиться с уважением к людям, исповедующим другие взгляды на жизнь, имеющим свои особые традиции и поверия, то страну будут постоянно потрясать разного рода конфликты.

Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности.

          Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Спорт, являющийся своеобразным универсальным языком человеческого общения способен стать мощным средством укрепления мира, толерантности и взаимопонимания. Благодаря своей способности объединять людей, невзирая на границы, культуры и религии, он может способствовать терпимости и примирению. Очередным доказательством того, что спорт способствует развитию этнической толерантности, является возможность спортсменов разных национальностей возвысить статус своего народа, своей страны на мировой арене. Заслуги отдельных выдающихся спортсменов и спортивных команд становятся не только знаменательными событиями в жизни их стран и регионов, но и делают их, в определенной степени, знаковыми фигурами в судьбе народов и этнических групп. Такие спортсмены при жизни становятся символами национальной гордости своих народов, кумирами целых поколений зрителей и болельщиков.

Актуальность темы проекта

    В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития.

     Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, спортивных и культурных учреждениях, да и в обществе в целом. Основы толерантности закладываются у детей в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, внеурочной деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов, тренеров, родителей. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у спортсменов является взаимодействие тренеров и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками тренера в решении этой проблемы.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у спортсменов была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов их деятельности.

Необходимость разрешения выявленных проблем в системе образования обусловили выбор темы проекта: «Воспитание толерантности в многонациональном детском коллективе».

Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей и разработать систему мероприятий с родителями в данном направлении.

В результате реализации данного проекта в СДЮСШОР «Югории» будет создана среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.

     Новизна заключается в воспитании толерантности у спортсменов через организацию различных мероприятий в группе (команде); организации специально разработанного цикла познавательных занятий, бесед, праздников и других мероприятий по теме.

     Цель проекта – создание условий для воспитания толерантности в многонациональном детском коллективе.

     Задачи проекта:

  1. Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения;
  2. воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
  3. воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
  4. воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
  5. формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
  6. формирование традиций команды;
  7. развитие навыков общения со взрослыми, свертсниками.

    Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети +тренер». Таким образом, семья в формировании толерантности у обучающихся имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

  В ходе целенаправленной воспитательной работы создаются условия для формирования у обучающихся толерантного сознания, толерантных отношений.

  Смысл деятельности тренера в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности обучающихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность представляет собой новую основу педагогического общения тренера и воспитанника, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Участники: тренера -преподаватели, специалисты СДЮСШОР «Югории», родители, дети.

Время реализации проекта: учебный год.

Тип проекта: долгосрочный, информационно-практический, социально-просветительский, познавательно-творческий.

   Проект основывается на следующих педагогических принципах:

  • доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема предлагаемого материала с уровнем развития, подготовленности детей;
  • непрерывность. Сформировать у подрастающего поколения интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа;
  • научность;
  • системность. Принцип системного подхода.

   

    Для успешной реализации программы предлагается сочетание различных форм организации воспитательной работы:

- тематические беседы, праздники;

- участие в конкурсах, акциях, фестивалях;

- издание групповых тематических стенгазет и плакатов;

- проведение тренингов;

- экскурсии, походы, поездки по религиозным центрам (посещение мечети, синагоги, храма, костела);

- посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок.

    Основные формы в работе с родителями воспитанников СДЮСШОР «Югории»

     Сотрудничество СДЮСШОР с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у спортсменов, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

1. Проведение родительского собрания с участием детей «Толерантность-путь к миру».

2. Круглый стол.

3. Выпуск тематических групповых газет, по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.

4. Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.

Работа родителей с детьми

1.Совместно с детьми изготовить атрибуты костюмов дома сшить костюм для куклы;

2. Изготовление генеалогических дерев;

3. Конкурс совместных рисунков.

Формы работы с тренерами-преподавателями

1.Изучение психолого-педагогической литературы (теоретический анализ проблемы);

2. Проведение семинара-тренинга с воспитателями «Особенности проявления толерантности в структуре деятельности тренера»

3. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;

4. Консультирование тренеров по проблеме воспитания толерантности.

     Привлечение педагогов, психологов, работников культуры, правоохранительных органов, представителей различных религиозных структур, общин и диаспор помогут нам повысить уровень знаний о национальных культурах и поднять уровень толерантности у детей, занимающихся в спортивном учреждении.

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

    Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому? На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

    Воспитание толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.

Правила:

  1. тщательное изучение особенностей личности воспитанника;
  2. организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);
  3. определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием.

Принципы воспитания толерантности в многонациональном детском коллективе

Принцип целенаправленности

      Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Формирование данного качества, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей тренера и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

Правила:

  1. развитие интереса к проблеме толерантности;
  2. развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности;
  3. четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;
  4. постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей обучающихся;

Принцип культуросообразности

       В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуре народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Правила:

  1. опираться на положительный опыт взаимодействия ребенка с миром;
  2. учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья);
  3. отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;
  4. использовать потенциал культуры мира.

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

      Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Правила:

  1. подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;
  2. демонстрация последствий толерантности и интолерантности;
  3. поиск способов решения, сотрудничество и диалог;
  4. возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантные действия).

Принцип уважительного отношения к личности

      Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Правило: организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах.

Принцип опоры на положительное в ребенке

     Воспитывая толерантность, необходимо поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Правила:

  1. выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;
  2. создание ситуации успеха.

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

      Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем меньше толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Правила:

  1. изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды;
  2. опираться на возможности и уровень социальной среды;
  3. интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности.

Принцип единства знания и поведения

    Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и на поведенческом, составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Правила:

  1. соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности;
  2. перевод толерантности из области знания в область действия.

Принцип диалогичности и сотрудничества

     Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: воспитанник-воспитанник, воспитанник-тренер, воспитанник-тренер-среда, воспитанник-тренер-культура.

Правила:

  1. актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности;
  2. организация активных форм и методов воспитания толерантности.

Принцип воспитывающей рефлексии

     Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

Правило: побуждать обучающихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.

Таким образом, учитывая все принципы и правила воспитания толерантности в группе (команде), можно организовать воспитательную работу, добиваясь высоких результатов.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный (сентябрь)

Задачи этапа:

  • Разработать план работы МБУ ДО СДЮСШО «Югория» по воспитанию толерантности на учебный год;
  • продумать и подготовить систему мероприятий для воспитания толерантности;
  • вовлечь родителей в образовательный процесс, в подготовку групповых мероприятий по теме толерантности;
  • разработать темы родительских собраний;
  • сформировать картотеку игр и упражнений на тему толерантности;
  1. Организационный (октябрь – апрель)

Разработка плана мероприятий по формированию основ и воспитанию толерантности у детей, занимающихся в СДЮСШОР Югории».

  1. Результативный (май)

Задача – выявление результаты работы по теме проекта, перспективности.

Реализация проекта

Организационный этап

Дата

Темы

Мероприятия

октябрь

Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса

1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста.

2.Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.

3.Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей.

Ноябрь

«Игры народов мира»

Семинар для тренеров-преподавателей

1.Спортивное развлечение для спортсменов разных отделений.

2. Семинар – тренинг по теме «Особенности проявления толерантности в структуре деятельности тренера-преподавателя»

Декабрь

«Новогодние обычаи стран и народов мира»

1.Настольные и напольные игры, сюжетные игры;

2.Конкурс рисунков по теме

Январь

«Русские народные праздники и традиции»

1.Рассматривание альбомов

неделя зимних игр и забав

2.Танцы различных народов

Февраль

«Национальные костюмы разных народов»

1.Мультимедийная презентация «Национальные костюмы разных народов»

2. Спортивные игры народов мира.

Март

1.Родительское собрание, посвященное дню толерантности;

2.  Развлечение «Дружба народов» 

1. Родительское собрание, посвященное дню толерантности «Толерантность - путь к миру»

2. Подвижные национальные игры

Апрель

«День Земли»

1.Спортивные эстафеты с применением традиционных игр разных стран.

2.Выставка детского рисунка «Мы – дети планеты Земля»

Май

«День Победы»

1.Беседы с детьми о том, что завоевывали победу люди разных национальностей;

2. Конкурс рисунков и стихов ко Дню победы.

 Май

Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста

1. Анкетирование родителей и педагогов по выявлению уровня сформированности толерантного отношения;

2. Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у детей, родителей.

3. Отчет тренера о проделанной работе

Заключительный этап

1.Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей, занимающихся спортом В СДЮСШОР «Югории»

2. Презентация проекта на собрании тренеров.

Оценка результатов

    Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.  

    Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.        

     

Практическая значимость проекта

     Данный проект был разработан для участников образовательного процесса в МБУ ДО СДЮСШОР «Югория» имени А.А. Пилояна (спортсмены, тренеры-преподаватели, специалисты, родители), с целью создания условий для воспитания толерантности у детей, занимающихся спортом.

      Данный опыт работы может быть интересен тренерам-преподавателям спортивных учреждений и родителям, заинтересованным в воспитании толерантности своих детей.

 Планируемые результаты

     После реализации данного проекта в СДЮСШОР «Югориии» ожидаются следующие результаты:

1.Пополнение современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений; появятся картотеки подвижных игр, сценарии спортивного праздника, досуги с родителями.

2.Созданий благоприятных условий для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.

3.Разработка специальных мероприятий по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей.

     При правильной организации коллективная творческая деятельность позволит ребенку:                

  1. Стать более общительный, владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  2.  Свободно вступать в диалог (начинать, продолжать, поддержать, заканчивать диалог, беседу). Владеть и правильно пользоваться выразительностью речи, заинтересовать слушателей, логически строить свои высказывания.
  3. Договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность, которая так нужна в работе с командой.
  4. Управлять своим поведением, планировать свои действия, соблюдать правила поведения в обществе.
  5. Уважать своих товарищей по команде.

   

Итоги дальнейшего развития проекта

   Проект «воспитание толерантности в многонациональном детском коллективе» рассчитан на реализацию в течение всего времени, пока ребенок тренируется в этом учреждении, и предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию. 

    Реализация проекта способствует улучшению микроклимата в спортивной школе, развитию отношений между воспитанниками, взрослыми и тренером-преподавателем, решению многих повседневных проблем. Привлечение педагогов, психологов, работников культуры, правоохранительных органов, представителей различных религиозных структур, общин и диаспор помогут нам повысить уровень знаний о национальных культурах и поднять уровень толерантности у детей, занимающихся в спортивном учреждении. 

Список используемой литературы

  1. Арушанова А. Детские диалоги// Обруч – 1999. - №5. – с.20-27
  2. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с.40-43
  3. Воспитание индивидуальности .Учебно-методическое пособие под ред.Степанова Е.Н. // Москва . Творческий центр. 2005г.
  4. Всеобщей декларации прав человека ООН 1995.
  5. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
  6. Закон «Об образовании» 2013 г.
  7. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. // М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.
  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению», Ярославль  
  9. “Ознакомление дошкольников с историей родного края” Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений
  10. Панфилова М.А. Игротерапия общения // Москва , 2001 г.
  11. Сборник упражнений в рамках программы «Образование 21 века: Толерантная среда», Ижевск, 2008
  12. Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
  13. Эльконин Б.Д. Психология развития // учебное пособие для студентов Вузов. Москва. Издательский центр «Академия» 2001,144с

Электронные ресурсы

  1. Ганенкина Е.Н. Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий с здоровьесберегающими технологиями www.nerungri.edu.ru
  2. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире his.1september.ru
  3. Материалы интернет-ресурса www.tolerance.ru

Приложение 1

АНКЕТА НА ВЫЯЛЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ

В какой степени каждое из перечисленных ниже качеств присуще вам?

Критерии нравственной воспитанности

Присуще в большей степени

Присуще в некоторой степени

Не пресуще

1

Уважение к другим людям

2

Терпимость к представителям другой национальности

3

Агрессивность по отношению к представителям другой национальности

4

Справедливое отношение ко всем людям

5

Сострадание

6

Конфликтность

7

Ответственность

8

Свобода в принятии решений

9

Честность

10

Самоуважение

11

Гражданская сознательность

12

Участие в общественно-полезном труде

     Каждый пункт анкеты содержит три варианта ответов. Необходимо выбрать тот вариант, который наиболее точно отражает вашу позицию.

     За каждый ответ «очень» запишите 4 балла;

«не особенно» - по 1 баллу;

«ни в коем случае» - 0 баллов.

     Более 50 баллов. Вас не отнесешь к числу спокойных и уравновешенных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это расшатывает нервную систему, от чего страдают и окружающие вас люди.

     От 12 до 49 баллов. Вас можно отнести к самой распространенной категории людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.

    11 баллов и менее. Вы весьма уравновешенный человек, реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий, и ваши наиболее уязвимые стороны в нем не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого легко вывести из равновесия.

МЕТОДИКА «ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ» (Ф. Фидлер)

   Одной из самых известных методик для оценки психологического климата в коллективе – методика Ф. Фидлера. В таблице приводится10 пар слов, противоположных по смыслу, например: дружелюбие – враждебность, согласие – несогласие. Ответ по каждой из 10 характеристик оценивается по шкале от 1 до 8 баллов. Сотрудники отмечают в таблице, какой балл соответствует каждой характеристике. Например, для первой характеристики 1 балл будет соответствовать крайней степени дружелюбия в коллективе, а 8 – напротив, крайней враждебности. Баллы, полученные по всем 10 характеристикам, суммируются. Итоговый показатель колеблется в пределах от 10 баллов (положительная оценка) до 80 баллов (отрицательная оценка) и характеризует степень благоприятности и неблагоприятности атмосферы в коллективе.

Характеристика атмосферы в коллективе

Баллы

Характеристика атмосферы в коллективе

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Дружелюбие

Враждебность

2

Согласие

Несогласие

3

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

4

Продуктивность

Непродуктивность

5

Теплота

Холодность

6

Сотрудничество

Рассогласованность

7

Взаимоподдержка

Недоброжелательность

8

Увлеченность

Равнодушие

9

Занимательность

Скука

10

Успешность

Безуспешность

Приложение  2

                    ИГРЫ НА ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Игра «Словесный портрет»

     Участники игры должны за определенное отведенное время составить словесный портрет, например, толерантного человека. Какой он? Что для него характерно, чем он живет, что его особенно интересует? Может быть, следует привести примеры таких людей из реальной жизни или литературных произведений.

    Целесообразно подчеркнуть основные психологические черты этого человека, может быть поставив их в определенный ранг, то есть по степени значимости. На первое место ставится самая значимая, с точки зрения толерантности, черта, затем — вторая его отличительная черта, далее третья и до тех пор, пока не будут расставлены все его психологические характеристики.

     Педагогу следует дать определенный алгоритм составления словесного портрета, с тем, чтобы все участники (или группы участников) были в равных условиях и ничего не забыли при составлении такого предмета.

    Примерный алгоритм:

1. Название черты, которая присуща толерантному человеку.

2. Основные признаки указанной черты: внешние признаки, которые видят окружающие, внутренние признаки, которые видит только сам человек.

3. Обоснование указанной черты как толерантной с демонстрацией примеров.

4. Возможные последствия преобладания указанной черты для самого человека, его семьи, общества в целом: положительные последствия наличия указанной черты, отрицательные последствия наличия указанной черты.

5. Предполагаемые действия со стороны самого человека, а также со стороны общества и государства.

Игра «Совет мудрейших, или Что было бы, если...»

    Тренер предлагает ребятам, объединившись в группы по 4 — 5 человек, подумать над определенной темой и ответить на вопрос: «Что было бы, если ...». Например, «Что было бы, если люди перестали вести войны?»

     Каждая группа должна в течение 3-4 мин. постараться ответить на предложенный вопрос, указывая конкретные возможные варианты развития событий при наступлении указанных в вопросе обстоятельств. Результат размышлений группы может быть оформлен в виде простого текста выступления, с которым должен будет выступить кто — то из членов группы, или в виде рисунка с названием, или в виде небольшой театральной сценки, которую группа должна сразу представить всему классу. Вполне возможна и индивидуальная работа над вопросом, который педагог предлагает обучающимся для размышления. В качестве примера приведем содержание ответов ребят, рассматривавших вопрос о возможных последствиях ликвидации всеми государствами своих вооруженных сил:

• «Преступность чудовищно возрастет»;

• «Оружие перейдет в руки преступников»;

• «Оружие будет уничтожить очень трудно, да и проконтролировать нельзя»;

• «С одной стороны, будет лучше, а с другой — будет много безработных»;

• «В странах, где была наемная армия, появится много безработных, которые умеют только стрелять»;

• «Может начаться гражданская война».

     Примечание. Целесообразно провести предварительную подготовку данной игры, попросив ребят самих сформулировать вопросы, на которые они хотели бы получить подробные ответы. Для этого за несколько дней до проведения игры педагог обращается к ребятам с просьбой подумать над вопросами, которые их волнуют, и записать их именно в такой форме. «Я хотел(а) бы узнать, что было бы, если ...?»

    Затем во время самой игры педагог может передать группам именно те вопросы, которые были сформулированы самими ребятами. В этом случае игра идет более активно и заинтересованно.

Игра «Аргументы и факты»

     Цель игры — формирование умений видеть в процессах и явлениях социальной жизни как положительные, так и отрицательные стороны, то есть противоречия, и, основываясь на их анализе, делать определенные выводы.

     Содержание игры. Обучающиеся делятся на две примерно равные группы, каждая из которых в ходе игры будет выполнять одну из ролей:

а) сторонники — люди, принимающие и поддерживающие то ил и иное явление, которое будет рассматриваться в ходе игры,

б) противники — люди, активно выражающие сомнение в нужности, полезности того же самого явления.

   Задача каждой группы привести как можно больше убедительных аргументов в пользу своей позиции. Причем обязательно выдерживать корректный стиль общения во время обсуждения доводов и аргументов другой группы.

   Комментарий. Основная задача педагога — настроить учащихся на глубокие и серьезные размышления о природе социальных процессов, на анализ положительных и отрицательных сторон рассматриваемых явлений.

   Примерные темы, которые могут стать объектом пристального анализа учащихся во время этой игры:

• «Нужна ли профессиональная армия государству, которое официально ведет миролюбивую политику?»;

• «Могут ли все народы жить в мире, если одни из них богатые, а другие постоянно бедные?»

• «Нужно ли соблюдать права человека, который совершил серьезное умышленное преступление?»

      Возможные варианты игры.

1. Команда делится не на две, а на четыре группы. В этом случае две группы играют роль сторонников, а две других — противников.

    Введение индивидуального этапа, во время которого учащиеся самостоятельно записывают свои аргументы «за» и «против», а затем проводится коллективное обсуждение этих аргументов в группах «сторонников» и «противников». Каждая группа должна принять коллективное решение простым большинством голосов. После проведения группового обсуждения и принятия решений от имени группы выступает один из ее представителей, зачитывая общегрупповые аргументы, которые тренер может записывать на листке.

ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ МИРА

Россия:

Ручеек. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка"... И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.

Чехарда. Встаньте друг за другом с промежутками до пяти шагов.
Голову пригните и сами присядьте, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разгибается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры.

Волки во рву. Старинная игра может прекрасно развлечь вас на перемене в школьном дворе. На площадке чертится коридор шириной до одного метра. Ров можно начертить и зигзагообразно - где уже, где шире. Во рву располагаются водящие - «волки » - два, три и больше: это уж как вам захочется. Все остальные играющие - «зайцы» - стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться запятнанными. Если «зайца» запятнали, он выбывает из игры. "Волки" могут пятнать "зайцев", только находясь во рву. "Зайцы" ров не перебегают, а перепрыгивают. Вот и все правила. А варианты придумывайте сами...

Достань камешек. Для игры требуется крепкая веревка длиной в два-три метра и два небольших камешка. Двое соревнующихся берутся за концы веревки и расходятся, натягивая ее. На одинаковом расстоянии от каждого игрока кладется камешек. По сигналу каждый старается, перетянув противника, достать свой камешек.

Аист и Лягушка. (Япония) В эту японскую игру могут играть 4 человека и более. Для этого необходимо нарисовать на асфальте большое озеро с бухтами, островами и мысами.
Три человека становятся "лягушками" и сидят в «воде», не имея права выбраться на «сушу». «Аист» должен ходить по берегу и пытаться поймать "лягушку". "Аист" имеет право прыгать с "острова" на "остров", но не может заходить в "воду". Последняя пойманная «лягушка» - становится "аистом".

«Акса-таук».  (Туркмения) Количество игроков в данной игре неограниченно (от 10 человек).
Участники должны разделиться на две равные по количеству команды, выбрать капитана. Затем команды встают на площадке длиной в 50 м друг напротив друга. Капитан должен направить одного человека в разведку. Разведчик в свою очередь должен дойти до линии соперников, быстро коснуться одного из них и бежать обратно. Если убегающий ушел от преследования, то он возвращается в свою команду. Если соперник успел до него дотронуться, разведчик становится пленником противоположной команды, и наоборот.
Игра подходит к концу, когда в одной из команд останется меньше половины участников.

Гнездо черепахи. ( Малайзия) "Черепаха" (водящий) кладет "яйца" - камешки в центр круга, образованного игроками и зрителями. Игроки пытаются украсть "яйца" и при этом не попасться "черепахе". Пойманный становится "черепахой" и занимает место водящего.

Укради знамя. (Италия) Две команды размещаются каждая у своей черты на некотором расстоянии друг от друга, посредине стоит ведущий. Он держит косынку и выкрикивает номера. Игроки, чьи номера он назвал, бегут к нему. Тот, кто выхватит у ведущего косынку и первым вернется на свое место, зарабатывает очко.

«Баг-Чал».  (Непал) В эту игру могут играть 2 или 4 человека. В качестве инвентаря используются игровое поле, 4 одинаковые фишки, которые будут "тиграми", и 20 других фишек - "коз".

     Играть следует, встав друг напротив друга. Один игрок играет "тиграми", другой - "козами". Для начала следует выставить на игровое поле "тигров".     После этого можно сделать ход "козой". "Тигр" имеет право ходить вдоль линий на одну площадку дальше. "Козы" двигаются только в том случае, если на игровой площадке остается одна "коза". Если площадка за "козой" свободна, "тигр" имеет право перепрыгивать через нее. В данном случае он убивает "козу", и ее следует убрать с поля. Также "тигр" может убить всех "коз" за один ход, если перепрыгнет через них. Игра заканчивается в пользу "тигра", если он убьет семь "коз". "Козы" могут победить в том случае, если расстановка на игровом поле такова, что "тигры" не могут сделать ни одного хода.

Игра "Прятки по-американски". Прятки по-американски очень отличаются от нашей игры: один прячется, а все остальные ищут. Тот, кто его находит, должен спрятаться вместе с ним. Надо потихоньку пробраться в укромное местечко и сидеть тихо-тихо, чтобы не быть обнаруженным. Когда последний игрок понимает, что остался в одиночестве, то прячется сам. Все отправляются искать его, и игра начинается снова.

«Балтени». (Латвия) Количество участников этой игры - от 5 и более. Для игры потребуется хорошо обтесанная деревянная палка.

     Сначала необходимо выбрать ведущего. Затем все игроки должны лечь на траву лицом вниз, а ведущий - закинуть палку в кусты с тем расчетом, чтобы игроки нашли ее не сразу. По команде все лежащие вскакивают и бегут искать палку. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее всех. Победитель становится ведущим.

Беляк.  (Белоруссия)  В этой игре могут участвовать 5 или более человек.
Играть в "Беляка" можно только зимой. Для этого участникам надо скатать из снега крупный шар (диаметр - 1м) и встать вокруг него, держась при этом за руки. После каждый участник должен стараться за руки перетянуть кого-нибудь в середину круга, чтобы тот коснулся телом шара. Если прикосновение действительно было, участник выбывает из игры. Оставшиеся снова берутся за руки и продолжают игру. Выигрывает тот, кто заставит последнего соперника коснуться шара.

«Калабаса!» что в переводе значит «по домам». ( Перу) Игроки чертят себе домики-круги, а водящий остается "бездомным". Все хором кричат "Калабаса!" (По домам!) и разбегаются по своим кругам. "Бездомный" обращается к одному из игроков: "Ты продаешь яйца?" Тот отвечает: "Я - нет, а он, может быть, продает" и указывает на товарища, к которому и направляется "бездомный". Тем временем игроки должны поменяться местами. Если водящий успевает занять чужой дом, то он становится его хозяином, а оставшийся вне круга водит.

Бег с платком.  (Канада) В этой игре могут участвовать от 10 человек и более. Сначала среди играющих необходимо выбрать ведущего. После этого игроки встают в круг, а ведущий с платком оббегает его 2 раза, дотрагивается до чьей-нибудь спины, кладет платок за его спиной и продолжает бежать. Суть игры заключается в том, что игрок, до которого дотронулся ведущий, должен поднять платок, обогнать ведущего и вернуться на свое место. В этом случае он побеждает. Если игрок не успеет обогнать ведущего, он проигрывает и занимает его место.

Дай платочек. (Азербайджан) Играют дети младшего и среднего школьного возраста, от 6 до 40 человек. Для игры требуются два маленьких платка. Играющие делятся на две равные по численности команды и выстраиваются шеренгами одна против другой вдоль противоположных сторон площадки на расстоянии 10 - 15м друг от друга. Руки держат за спиной. Выбранные капитаны команд, получив по платку, обходят свои шеренги сзади и незаметно кладут платки в руки кому-нибудь из участников, стоящих в шеренге, таким образом, чтобы остальные не заметили, кому отдан платок. Затем руководитель игры (вожак) говорит: "Дай платок!" Те, у кого находятся платки, стремительно выбегают и передают их руководителю, который стоит посредине у боковой линии. Кто из выбежавших участников первым передаст платок, тот получает 1 очко для своей команды. Выигрывает команда, у которой больше очков. Два раза одному и тому же игроку выбегать нельзя, то есть один и тот же игрок не должен получать платок более 1 раза. Без команды руководителя выбегать из шеренги не разрешается.

Белая палочка. (Таджикистан) В "Белую палочку" могут играть более 10 человек. Участники должны выбрать по считалке ведущего, разделиться на 2 равные команды и выбрать место для белой палочки. Затем ведущий должен незаметно спрятать палочку, а игроки - искать ее. Нашедший палочку несет ее в выбранное место, а в это время игроки другой команды пытаются ему помешать. Палочку можно передавать участникам своей команды.

"Пунипуни".  (Новая Зеландия) Это игра маори, в которую играют двое. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии около 2м. Один вытягивает руку в направлении другого, а тот с закрытыми глазами пытается найти руку товарища, дотянуться до нее и скрестить пальцы. При этом оба не должны сходить с места.

«Биляша». (Республика Марий Эл). В книгах прошлого века эта игра упоминается как одна из оригинальных черемисских (марийских) или тюркских игр. В нее и сейчас играют подростки, а также молодежь. Количество участников - от 8 до 30 человек.

     Чертятся две параллельные линии на расстоянии 4 м одна от другой. Игроки делятся на две команды и становятся шеренгами лицом друг к другу за параллельными линиями. Вызвавшийся по собственному желанию игрок от одной из команд с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший, схватив кого-нибудь за руку, старается перетянуть соперника через площадку за свою линию. Если он перетянет его, то делает своим «пленником», ставя позади себя. Если не перетянет, а сам окажется за чертой другой команды, то становится (как «пленник») за спиной своего победителя. Затем игрока высылает другая команда. Он тоже хватает за руку соперника, которого надеется перетянуть за свою линию. Особенно стремятся перетягивать того, у кого есть «пленник», чтобы в случае победы освободить его.

     Так команды по очереди высылают своих игроков. Игра кончается тем, что одна команда постепенно перетягивает к себе всех соперников.
Во время игры команды подбадривают своих игроков, скандируя их имена.
Правила. 1). для перетягивания можно выбирать любого игрока противоположной команды! никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. 2). Перетягивать можно лишь одной рукой, не помогая второй. 3). Освобожденный «пленник» возвращается на свое место в команде.

Рыбки в неводе.  (Новая Гвинея) Игроки разбиваются на две группы, и одна становится кольцом вокруг другой. Внутри находятся "рыбки" - игроки, которые должны выскользнуть из "невода". По правилам игры, сделать это можно, лишь проползая между ног своих товарищей. Когда кому-то это удается, играющие меняются ролями. В эту игру можно играть и в воде

«Бирки». (Польша) Количество участников в этой игре неограниченно (от 2 человек). Перед игрой необходимо заготовить 10 бирок - 8-саниметровых дощечек, выпиленных из древесины.

Бирки образуют пары: император и императрица, король и королева, принц и принцесса, крестьянин и крестьянка (2 пары).

      В процессе игры первый участник должен взять все бирки в руки, подкинуть их и стараться поймать их на ладони с выпрямленными пальцами. Пойманными считаются только совпавшие пары. За императорскую бирку дается 12 баллов, за королевскую - 7, за принца и принцессу 4, за крестьян - 1 балл. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество баллов за определенное количество бросков.

«Больная» кошка. (Бразилия) В данной игре могут принимать участие от 5 человек. Из игроков выбирается один, который будет "здоровой кошкой" и задача которого - поймать и запятнать остальных участников. Запятнанные участники должны помогать "здоровой кошке», держась одной рукой за то место, до которого она дотронулась. Пятнать оставшихся участников "больные кошки" могут только свободной рукой. Оставшийся незапятнанным участник становится «здоровой кошкой" в следующем туре игры.

«Булава". (Азербайджан) Играть могут 10 человек и более. Для начала участники должны выбрать ведущего, разделиться на две команды, встать друг напротив друга в ряды и рассчитаться по номерам. Затем перед каждой из команд необходимо прочертить штрафную линию, а между ними - круг. В центр круга следует поставить булаву. Далее ведущий должен назвать номера двух участников из обеих команд, а те в свою очередь бежать в центр игрового поля и стараться схватить булаву. Тот участник, который возьмет булаву первым, должен быстро возвратиться к своей команде, а проигравший пытается догнать его и дотронуться (запятнать). В том случае, если проигравший участник догонит и запятнает выигравшего, команде проигравших засчитывается очко. Если участник, взявший булаву, сумеет донести ее до своей команды незапятнанным, очко присуждается им. Дотронуться до выигравшего игрока можно в том случае, если он еще не добежал до своей штрафной линии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по географии: "Воспитание толерантности у школьников в условиях многонациональной России"

Важное направление деятельности педагогического коллектива  школы - реализация социально -значимого проекта "Гражданско-правовое образование в школе".Главная задача: создание образовательного про...

Воспитание интеллектуальной и толерантной личности в классном коллективе образовательного пространства гимназии

    Рыночные преобразования социальных, производственных, аграрных отношений в нашей стране, базирующиеся на изменении политической структуры общества, отношений к собственности...

Воспитание интеллектуальной и толерантной личности в классном коллективе образовательного пространства гимназии

Современный человек стоит перед необходимостью строить жизнь по собственному сценарию, управлять ею и нести ответственность за свой успех в жизни, справляться с возможными неудачами. Он призван ...

«Воспитание толерантности подростков в условиях многонационального окружения»

Когда же и с чего начинать воспитание толерантности? Как научить детей быть толерантными? Считаю, чем раньше учитель (воспитатель, родитель) поможет ребёнку осознать неповторимость своей личности, а т...

Статья "Воспитание толерантности в студенческом коллективе"

По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века объявлено «десятилетием мира и ненасилия в интересах всех детей планеты». Новый век должен стать веком достоинства каждого живущего на Зем...

Творческий проект "Книга памяти" обучающихся образцового детского коллектива Театральной студии "Непоседы"

В преддверии празднования 75-летия Великой Победыв Образцовом детском коллективе Театральной студии «Непоседы» создан проект «Книга памяти»В этой «Книге памяти»...