Проект "Школа толерантности"
проект (10 класс) по теме

Светлана Валерьевна Шелковникова

Проблема формирования толерантности, несомненно, относится к важным задачам современной школы и является   одним из  основных направлений поликультурного воспитания.               Новизна проекта состоит в   создании модели интеграции учебной и внеучебной деятельности в условиях  НОУ СОШ №38 ОАО  «РЖД»; создании  и апробации программы « Мы разные, мы вместе»; разработке пособий  для педагогов по толерантному воспитанию.  Проект  включает в себя три блока: 1. работа с учителями школы; 2. работа с учащимися; 3. работа с родителями. При реализации проекта предлагается использование широкого спектра форм работы  от классических (беседы, викторины, научно-практические конференции, тематические линейки) до нетрадиционных (ток-шоу, гражданские форумы, заседание родительского клуба, ролевые и деловые игры, мини-презентации, тренинги, дискуссии, диалоги, диспуты, заседания круглого стола).

                                                                                                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_shkola_tolerantnosti._shelkovnikova_s.v.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    ШКОЛА №38 ОАО «РЖД»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ШКОЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ»

                                                     АВТОР: ШЕЛКОВНИКОВА СВЕТЛАНА

                                                     ВАЛЕРЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И

                                                     ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

2013 ГОД

  1. Актуальность и новизна проекта

Проблема формирования толерантности, несомненно, относится к важным задачам современной школы и является   одним из  основных направлений поликультурного воспитания.                                                                                                                                                      На сегодняшний день эта проблема  является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального поведения.

         Объективным выражением  такого  подхода к воспитанию у детей толерантности в современном обществе стали следующие   документы: 

Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании»; Закон РФ «О языках народов РФ»; Концепция государственной национальной политики РФ;

Национальная доктрина образования в РФ (на период до 2025 года); Концепция развития поликультурного образования; Комплексная программа развития поликультурного образования; ФГОС начального общего и основного общего образования; Программа поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО «РЖД».

Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания,  готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Достаточно сложно признать, что все люди разные, и что они имеют право на свою позицию. Ещё сложнее жить в этом многообразии и научиться достойно отстаивать собственную  точку зрения, защищать свои ценности, не ущемляя права и ценности  других. 

            Однако, в настоящее время педагогическая практика, пытаясь решить задачи воспитания толерантной личности, испытывает следующие затруднения:

  • дефицит дидактических и методических разработок и опыта в повседневной практике урочной и внеурочной деятельности по налаживанию межличностного толерантного взаимодействия учащихся в разновозрастных группах;
  • отсутствие  системности в урочной и внеурочной деятельности учащихся в контексте толерантности воспитания личности;
  • недостаток опыта проектирования и моделирования толерантной среды посредством оптимизации комплексов педагогических средств урочной и внеурочной деятельности для воспитания толерантности в условиях национально, социально и интеллектуально неоднородной средней общеобразовательной школы.

Новизна проекта состоит в следующем: создание модели интеграции учебной и внеучебной деятельности в условиях  НОУ СОШ №38 ОАО  «РЖД»; создание  и апробация программы « Мы разные, мы вместе»; разработка пособий  для педагогов по толерантному воспитанию.

        Данный проект актуален и значим для нашего учебного заведения, так как полностью соответствует Программе поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО «РЖД». Он позволит: объединить усилия педагогов школы  в решении проблем  поликультурного воспитания; разработать методическое обеспечение урочной и внеурочной деятельности по формированию культуры толерантности; разработать и апробировать программы мониторинговых исследований и психолого-педагогического сопровождения в процессе толерантного воспитания.

Толерантность призвана смягчить и нейтрализовать урон, который несёт делу воспитания детей и молодёжи коммерциализация современных СМИ с её рекламой, пропагандой агрессивности, распространением образцов девиантного поведения. Отсюда следует, что решение этой педагогической задачи может быть достигнуто только на основе комплексного, системного подхода, в который вовлечены и учащиеся, и родители, и педагоги. Именно эти принципы положены в основу проекта «Школа толерантности».

Данный проект предусматривает целенаправленную деятельность по формированию у обучающихся качеств и ценностных ориентиров толерантной личности, которые постоянно определяют её поведение. Проект  включает в себя три блока: 1. работа с учителями школы; 2. работа с учащимися; 3. работа с родителями.

 Реализация содержательной деятельности каждого блока даёт практический опыт деятельности и способствует систематизации положительного опыта формирования установок толерантного сознания учащихся, их родителей и педагогических работников школы.

При реализации проекта предлагается использование широкого спектра форм работы  от классических (беседы, викторины, научно-практические конференции, тематические линейки) до нетрадиционных (ток-шоу, гражданские форумы, заседание родительского клуба, ролевые и деловые игры, мини-презентации, тренинги, дискуссии, диалоги, диспуты, заседания круглого стола).

  1. Цели и задачи проекта.

Стратегическая цель проекта: разработка и реализация программы,  обеспечивающей условия  для формирования у   обучающихся толерантности, как в учебной, так и во внеурочной  деятельности.

Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей  толерантной культурой,  способной жить в поликультурном пространстве современной России.

Образовательная цель –  создание модели интеграции учебной и внеучебной деятельности  для  реализации индивидуальной образовательной стратегии развития обучающихся.

Развивающая цель – развитие способностей  обучающихся к включению в социально-значимую  деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, Юго-Восточной железной дороги, страны и самой личности.

Задачи:

  • разработать и  апробировать  программу  «Мы разные, мы вместе»   по формированию основ толерантности у обучающихся НОУ СОШ №38 ОАО «РЖД»;
  • сформировать информационный, научно-методический фонд, обеспечивающий реализацию проекта;
  • разработать критерии и показатели  диагностических материалов для мониторинговых исследований обучающихся;
  • организовать педагогическое просвещение родителей  по вопросам воспитания у детей основ толерантности;
  • обеспечить  единое социопсихологопедагогическое пространство формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: учитель – ребёнок – родитель;
  • создать благоприятную  образовательную среду и дополнительное образовательное пространство для насыщенного и безопасного существования ребёнка в школе  и в семье на основе социально-педагогического подхода.

Этапы осуществления проекта

Данный педагогический проект долговременный, рассчитан на  три года осуществления и состоит из  трёх  этапов.

I этап –  диагностический (2013-2014  учебный год). На этом этапе осуществляется аналитико-диагностическая работа  по определению уровня развития толерантности у обучающихся школы, их родителей, учителей:  изучение результатов  мониторинга уровня воспитанности обучающихся и уровня сформированности качеств толерантности у обучающихся, родителей, педагогов; разработка авторской программы «Мы разные, мы вместе»; координация деятельности работы ШМО учителей – предметников и классных руководителей по внедрению в образовательный процесс передовых педагогических технологий, способствующих формированию опыта и навыков толерантного поведения учащихся; изучение  литературы, публикаций по  толерантности, методических рекомендаций; организация мероприятий по обмену информацией  по данной проблеме; анализ ситуации в классе, школе;  анкетирование; помощь детям в разрешении конфликтных ситуаций с друзьями, родителями, учителями; разработка и внедрение методов прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений в образовательной среде школы, обучение неконфликтному поведению в среде сверстников; создание ресурсных лабораторий и  проектных групп учителей, педагогов дополнительного образования для  реализации основных направлений проекта.

Результатом работы на этом этапе является  создание  информационного, научно-методического  фонда, обеспечивающего  реализацию проекта; разработка  критериев  и показателей  диагностических материалов для мониторинговых исследований обучающихся, их родителей, педагогов; создание благоприятных условий для адаптации ребенка в коллективе и установления правильных взаимоотношений в коллективе детей и взрослых.

II этап –    организационно – деятельностный (2014-2015 учебный год). Именно на этом этапе осуществляется целенаправленная работа по формированию толерантной культуры обучающихся: внедрение  и апробация программы «Мы разные, мы вместе» в учебно-воспитательный процесс; применение качественно новых подходов обучения и воспитания с использованием методов активной педагогики, рекомендаций ФГОСа; апробация форм и методов, способствующих развитию  толерантности; качественное проведение мероприятий в соответствии с планом проекта;  изучение нравственно-психологического климата  в школе, определение уровня   толерантности  учащихся; проведение диагностики, анализ инновационной деятельности.

Мероприятия по реализации проекта

                       Первый блок. Работа с педагогами школы

 – Школа толерантности – «ликбез» учителей (постоянно действующие семинары в рамках работы   ШМО учителей-предметников  и  классных руководителей; проведение методической Недели толерантности)

– Проведение обучающих психологических тренингов для учителей («Трудные ситуации на уроках и способы их разрешения», «Как разрешить конфликт» и др.)

 – Планирование учебной и внеурочной деятельности учителя, выявление профессиональных проблем, элементов опыта учителя по формированию толерантности

– Методические разработки «Уроков толерантности»

                    Второй блок. Работа с обучающимися

  • Включение школьников в исследовательскую деятельность в рамках ШНО «Поиск»:

-   конкурс социальных  проектов «Азбука толерантности»;

- конференция для обучающихся 9-11 классов, посвящённая Международному дню толерантности.

  • Включение обучающихся в  социально-значимую деятельность:

- акция «Доброе сердце», посвящённая Дню пожилого человека и  Дню людей с ограниченными возможностями;

- месячник толерантности;

- гражданский форум, посвящённый Международному дню борьбы против фашизма и антисемитизма;

- конкурс  интерактивных газет, посвящённых Международному дню толерантности;

- общешкольная линейка «Международный день памяти жертв Холокоста»;

- ток-шоу, посвящённое Международному дню родного языка; 

- праздник «День единения народов»;

- вахта памяти, посвящённая Дню Победы;

- ролевые игры «Портрет», «Голубоглазые и кареглазые»;

- тренинги   «Размышляя о самом себе», «Я – толерантный человек», «Говорим гадости», «Узкий мост»;

- конкурс мини-проектов «Давайте познакомимся»;

- видеомост с представителями   школ ОАО «РЖД» из разных железных  дорог;

- встречи с представителями различных национальностей и  культур в рамках работы Межрегиональной Школы диалога культур «МОСТ»

           - творческая выставка "Мир глазами детей"

              Третий блок. Работа с родителями

 –Проведение родительского собрания «Формирование толерантности – важнейшее направление поликультурного воспитания»

– Просвещение родителей, их обучение в рамках заседаний родительского клуба

 – Конкурс семейного плаката, посвящённый Международному дню толерантности

 – Праздник, посвящённый Дню Матери

– Масленица

 – День семьи

 – Праздник «Секреты бабушкиного сундука» (традиции различных народов)

 – Фотовыставка «Россия – наш общий дом»

Примерная тематика занятий и бесед с родителями

 (на заседаниях родительского клуба):

  • Роль общения в жизни ребенка
  • Причины возникновения конфликтов у детей
  • Как научить ребенка понимать других людей?
  • Воспитание у детей чуткости и внимательности
  • Воспитание терпимого отношения к людям других наций и вероисповедания

Примерные вопросы для дискуссий:

  • Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?
  • Есть ли грань терпимости? В чем (где) она?
  • Нужно ли быть самим собой?
  • Возможно ли жить без конфликтов?

               Возможные ситуации для обсуждения:

1.Вы присутствуете в компании. Ваши соседи ведут разговор на непонятном вам языке. Каково Ваше отношение к этому? Каковы Ваши действия?

2.В  классе обучается новый ученик из другой республики, плохо говорит по-русски. Ваш ребенок пренебрежительно (оскорбительно) высказался в его адрес. Каковы Ваши действия?

3.Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет. Что вы ответите?

4.Ваш ребенок ударил одноклассника, который: а) обидно его обозвал; б) унизил, оскорбил девушку; в) постоянно издевается над одноклассниками, которые его слабее. Каковы Ваши действия.
Ситуации для обсуждения лучше брать из жизни класса, школы, не указывая имен.

Результатом работы на этом этапе является повышение уровня толерантности в поведении, межличностных взаимоотношениях воспитанников  в классах, работающих  над проектом;   наличие методического обеспечения и сопровождения   программы  «Мы  разные, мы вместе»; наличие апробированного диагностического материала в рамках проекта; создание базы методических материалов по формированию основ толерантной культуры.

III этап – завершающий (2015-2016 учебный год)

На этом этапе осуществляется анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшей работы  над проектом.

 – Анализ выполнения плана реализации проекта, итоги апробации программы «Мы разные, мы вместе», диагностические, мониторинговые и другие исследования, подготовка итогового отчета

 – Обобщение созданных положительных образовательных практик и их закрепление в локальных нормативных актах ШМО  учителей -  предметников и классных руководителей

– Презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности

Мониторинг реализации проекта

                           Контроль результативности проекта будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований,  диагностики обучающихся и их   родителей. Исследования будут проводиться в три этапа (начало, середина,   окончание) по следующим направлениям: изучение личностных особенностей обучающихся (тест школьной тревожности Филипса; самооценка по шкале Дембо – Рубинштейна); изучение уровня воспитанности обучающихся (тест Н.Е. Щурковой   «Размышление о жизненном опыте»; Д. Карпова «Методика ценностно-ориентационного единства коллектива»);  изучение востребованности работы над проектом у обучающихся и их родителей (методики А.А. Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся и родителей школьной жизнью»).

Диагностика будет проводиться педагогом-психологом, классными руководителями, заместителем директора по ВР.

Ожидаемые результаты:

 Реализация проекта «Школа толерантности» предусматривает достижение  трех уровней результатов:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных традициях и традициях других народов, проживающих в социуме детей; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру,   умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть; формирование активной жизненной позиции у учащихся; знание своих прав и свобод  и признание права другого человека на такие же права; уменьшение проявлений межличностных разногласий; снижение агрессивности и конфликтности в классах; развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием; повышения уровня благополучия взаимоотношений в классах, работавших над проектом.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми,    опыт   социально –  значимой  деятельности; раскрытие творческого потенциала учащихся.

Отслеживание результатов

Подведение   рекомендуется организовывать с помощью психолого - педагогического сопровождения в форме:

-            диагностики,  проводимые путем психолого-педагогического              мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии (Айзенка, Веймера и др.)

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного  проекта;
  • создания презентаций -  представлений  по изученной теме;
  • конкурсов  исследовательских работ-соревнований;
  • участия в конференциях разного уровня.

Список использованной литературы

  1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания [текст] / Г. Г.  Абдулкаримов: Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
  2. Авакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании [текст] / И.В. Авакумова: Вопросы психологии. – 2003. –  № 3.
  3. Волшебный кристалл (игры на развитие толерантности). –  Издательский дом: “Первое сентября”. –   2002. –  № 39.
  4. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
  5. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов[текст]/ Максимова М.:  Директор школы. – 2002. – № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности

Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...