"Первая мировая война: незабытая война"
классный час (10 класс) на тему
Классный час для старшего звена. Рассчитан на проведение у группы учащихся, имеющих определённые знания по данному материалу. Предполагаемые формы работы - беседа или круглый стол с аргументацией собственной точки зрения при анализе предлагаемой цитаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_1_mirovaya_voyna.docx | 475.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Интересные факты о первой мировой войне
Напомним, что в Первой мировой войне 1914-1918 годов участвовало 38 государств с населением свыше 1,5 миллиарда человек - т. е. 75% от всего населения Земли. Общая численность армий доходила до 70 миллионов человек. Причем страны-участницы потеряли более 10 миллионов человек солдат, около 12 миллионов мирных жителей, а еще около 55 миллионов гражданского населения получили ранения. В результате Первой мировой войны прекратили своё существование четыре империи - Австро-Венгерская, Германская, Османская и Российская.
Четыре года продолжалась. Первая мировая война. Вот её основные характеристики (данные записаны на доске):
-продолжительность – 1554 дня;
-число стран-участниц – 38;
-состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран: Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;
-число государств, на территории которого походили военные действия –14;
-численность населения стран-участниц войны- 1050 млн. человек (62% населения планеты).
-погиб каждый шестой из воюющих
-4 империи прекратили свое существование (Российская, Австро-Венгерская, Османская, Германская).
-Германия закончили выплату репараций(???) только в 2010 году.
Сто лет назад Германия объявила Российской империи войну. Так наша страна вступила в один из самых масштабных и кровавых вооруженных конфликтов в истории человечества — Первую мировую. Впрочем, это название появилось лишь в 1939 году. Современники эту «мясорубку» называли «Великой войной». Наши соотечественники также прозвали ее «Второй Отечественной» или, попросту, «германской», а еще - "войной химиков". Есть и еще одно название этого события, но о нем мы узнаем в конце классного часа.
Первая мировая война послужила очень серьезным толчком для развития военных технологий.
Впервые применили отравляющие вещества, появилась авиация, огнеметы, первые танки. Кстати, своим названием бронетехника косвенно обязана России. При отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила «пулю», что российское правительство заказало у Англии партию цистерн для питьевой воды. Под видом цистерн (tank) первые танки отправили по железной дороге, название прижилось. В России термин сначала перевели на родной язык. Боевые машины первое время называли «лоханями».
Конструкторы танков в то время тяготели к гигантомании. Машины времен Первой мировой значительно больше их потомков времен Второй мировой. Исключением не стали и наши соотечественники. В частности, инженер Лебеденко сконструировал и построил боевую машину с колесами диаметром 9 метров, вооруженную пулеметами и пушками. Позднее ее прозвали царь-танк. Из-за дефектов в конструкции участия в боевых действиях машина не принимала. Маленький задний управляемый каток мгновенно вяз в грунте. До 1917 царь-танк стоял под охраной на месте испытаний, потом о машине забыли, и в 1923 разобрали на металлолом.
Первая мировая сделала авиацию полноценным родом войск. Появились первые самолеты-разведчики, истребители и бомбардировщики. Настоящей легендой «германской» войны стал «Илья Муромец» — российский тяжелый самолет. Немцы не могли его сбить в течение полутора лет. Такая живучесть породила легенду о супер-броне, покрывающей «Муромца». В роли разрушителей мифов выступили сами немцы. В конце 1916 группа немецких истребителей атаковала одинокого «Илюшу». Бой длился более часа. Сбить его немцы так и не смогли, но в конце-концов русский самолет совершил вынужденную посадку. Кончились боеприпасы не только в пулеметных лентах, но даже патроны в штатных маузерах. Вышли из строя 3 из 4 двигателей. Осмотрев самолет немцы поняли, что причина «стойкости» самолета — удачная конструкция, а не чудо-броня. В корпусе «Муромца» они насчитали более 300 пробоин.
Тогда же первые шаги начал делать подводный флот. К началу Первой мировой Россия имела 22 подлодки. Впрочем, эффекта от использования подводного флота Россия не получила никакого. Ни одна из подлодок не потопила даже рыбацкого челна, при этом во время эксплуатации субмарин погибли десятки подводников. Одна из имперских лодок — «Пантера» — поставила своеобразный рекорд. Это — единственная в мире подлодка, участвовавшая в трех войнах: Первой мировой, гражданской и Великой Отечественной.
Помимо удачных функциональных разработок в армиях появлялись и курьезные на сегодняшний взгляд образцы. Несмотря на явную бредовость, все они попадали на страницы прессы, становясь инструментом пропаганды. Лыжи для пересечения водных преград, боевые катамараны и немецкие латы-трансформеры практически не использовались.
На службу в армию отправлялись не только механизмы. Делались первые попытки по боевой дрессуре животных. Знаменитый дрессировщик Владимир Дуров в 1915 году предложил использовать тюленей для поиска мин. Всего он успел обучить 20 животных, но в один прекрасный день все они оказались отравленными. По мнению современников, операцию по уничтожению саперов-подводников провела немецкая разведка.
Газовые атаки войны.
Применение ядовитых газов в Первой мировой войне было крупной военной инновацией. Диапазон действия отравляющих веществ шёл от просто вредоносных (таких, как слезоточивый газ) до смертельно ядовитых, как хлор и фосген. Химическое оружие является одним из основных в Первой мировой войне и в общей сложности на всём протяжении XX века. Смертельный потенциал газа был ограничен — лишь 4 % смертей от общего количества поражённых. Тем не менее, доля не смертельных случаев была высокой, а газ оставался одной из главных опасностей для солдат.
22 апреля 1915 года немецкая армия распылила 168 тонн хлора около реки Ипр. В 17:00 подул слабый восточный ветер и газ начали распылять, он двигался в сторону французских позиций, образуя облака желтовато-зелёного цвета.
Фосген, как боевой газ, превосходил хлор большей, по сравнению с последним, токсичностью. Потенциальным недостатком фосгена считалось то, что симптомы отравления им иногда наступали лишь через 24 часа после вдыхания. Это давало возможность солдатам, отравленным фосгеном, продолжать некоторое время вести боевые действия. С другой стороны, на следующий день эти солдаты умирали или становились инвалидами.
12 июля 1917 года, у бельгийского города Ипр англо-французские войска были обстреляны минами, содержавшими маслянистую жидкость. Так, впервые Германией был применён иприт.
Средства защиты: вода , моча, ватно-марлевые повязки, хлопковые респираторы, противо газы.
Удивительно, но о такой масштабной войне наши современники почти ничего не знают. В лучшем случае вспомнят Брусиловский прорыв и Франца Фердинанда. Быть может ситуацию поможет исправить столетний юбилей.
В декабре прошлого года президент подписал поправку к ФЗ «О днях воинской славы России…». Первое августа теперь День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914–1918 годов, которую зачастую называют неизвестной.
Поработайте с цитатой «Я считаю, что 20 век начался именно в 1914 г. Эта война заложила основы современной цивилизации» (немецкий историк В. Дайест.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...
Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».
Предмет – историяКласс – 11Цель урока- создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...
Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")
Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию начала Первой мировой войны ...
К 100- летию Первой мировой войны. Из истории авиации. Первый русский авиатор.
Материал основан на данных историко- краеведческого музея, архивных данных и подробно рассказывает о жизненом пути Ткачева В.М....
Классный час, посвящённый 100-летию начала Первой мировой войны «Забытая война»
Цель: привлечь внимание учащихся к одному из крупнейших вооружённых конфликтов России — Первой мировой войне; сформировать общее представление о героических страницах истории нашей страны и русского н...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны
Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...
Классный час, посвящённый началу Первой мировой войны "Забытая война".
Классный час, посвящённый началу Первой мировой войны "Забытая война"....