Моя педагогическая философия
статья на тему

Лапоногова Елена Борисовна

Моя педагогическая философия. Размышления учителя и классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon моя педагогическая философия33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

        «Все мы родом из детства»… Эта фраза приходит на ум, когда я думаю, почему  стала учителем. Не археологом (о чём мечтала в детстве, представляя себя в пустыне среди гор черепков разных эпох), не экономистом (пробовала поступить «за компанию» с подругой и вовремя одумалась – не моё это), не кем-то другим, а именно учителем! И скорее всего это понимание пришло совершенно неожиданно: мне в руки попал дневник моей бабушки Ширшовой Аполлинарии Измайловны «О прошлом и настоящем…», учителя русского языка и литературы, педагога от Бога, человека, которого я любила и буду любить всегда всей душой.

        Сложное военное время, полуголодные и полураздетые деревенские ученики, их матери, в постоянном страхе ожидавшие вестей с фронта, и тяжёлый, но какой благородный учительский труд! Незатейливо, но очень уважительно называли двадцатидвухлетнюю учительницу и директора сельской школы «учителкой», кланяясь в пояс при встрече. Чем же заслужила молодая учительница такое уважение? Натопить печи, чтобы детям было тепло, вовремя получить хлеб и молоко, чтобы школьникам было не голодно, навестить заболевшего ребёнка, пусть даже на другом конце деревни, и самое главное – обучая тому, что любишь, воспитывать Человека, способного дарить окружающим  добро и тепло. И в этом ответе я нашла понимание предназначения учительского труда, того ответственного дела, которое  выбрала. Важно не просто научить ребёнка основам наук, вложить в его голову правила, определения, необходимые знания, гораздо важней воспитать его человеком.  Мы, сами бывшие ученики, помним по именам хороших учителей, а любим и навещаем других, учителей особой категории – талантливых, педагогов по зову души и сердца, своим примером, словом воспитывающих нас, бывших, настоящих и будущих учеников. Позже мне встретились слова  Р.Киплинга, который говорил, что «каждый ничтожный (в моём понимании малый) поступок повседневности создает или разрушает личность». Как же хочется, чтобы разрушенных личностей было меньше в наше непростое время!

       Учитель русского языка и литературы не может состояться без особой любви – любви к книгам. Моя первая, сто раз прочитанная «коричневая» (как я её называла в детстве) книга русских народных сказок явилась тем волшебным клубком, который показал мне дорогу в прекрасную страну чтения. Книги, прочитанные в детстве и юности, - это те знания, которые стараюсь передать своим ученикам. Работая по системе «Школа 2100», пришла к выводу, что уроки литературы – моё возвращение в страну детства, в страну прекрасных литературных произведений. Для меня уроки литературы  не просто чтение и анализ, это прежде всего творческая мастерская. Письма литературным героям, ролевые игры и многие другие формы работы помогают воспитывать ребёнка творчески думающего, живущего, ребёнка – созидателя, а не разрушителя.

       Многие  педагоги жалуются на отсутствие духовной близости со стороны детей. А ведь решение проблемы в нас самих. Не забывайте, что мы все родом из детства, все мы когда-то были детьми, учениками.  Поставьте себя на их место, и любая проблема решится сама собой. Очень приятно было читать строки из сочинения одной из моих учениц:  «Когда Елена Борисовна приводит примеры из   своего школьного детства, я вижу себя на её месте и знаю, как мне поступить сейчас». Не бойтесь всколыхнуть в себе эти воспоминания – вы обязательно станете ближе к своим ученикам.

         А ещё я – классный руководитель, многодетная мама 26 детей. «Классным быть – классно! Это ощущение счастья пришло не сразу, не тогда, когда 1 сентября 7 лет назад в класс зашли незнакомые пятиклашки – маленькие, осторожные, внимательно смотревшие на меня тридцатью парами глаз. Они – мои первые! Мои! Да и я смотрела так же внимательно и осторожно, пытаясь понять, какие они, эти маленькие люди.

   Прошло 7 лет… Сейчас это красавицы – девушки и забасившие вчерашние мальчишки. Уже выпускники, которые вылетели из школы, потому что я «научила их летать» (так сказала моя выпускница). Я люблю их всем сердцем, люблю их разных: весёлых и сдержанных, послушных и озорных, умных и поумневших, артистов, спортсменов, художников и музыкантов, талантливых и увлечённых – люблю такими, какие они есть.

    Для меня мои выпускники – всё ещё дети, уже повзрослевшие дети: смеются взахлёб над удачной шуткой, иногда блеснут предательской слезинкой от какой-то детской обиды, до сих пор угощают весь класс конфетами в свой день рождения и любят подурачиться на переменках. А себе говорю: «Остановись, мгновенье! Ты уже никогда не повторишься!»

Я сейчас в сентябре я снова классный руководитель только пятиклассников. Всё начинается сначала….

    Я – одна из них, не по возрасту, по мироощущению. Вместе с ними я переживаю и радуюсь, огорчаюсь и восхищаюсь – вместе с ними я ещё раз в своей жизни переживаю счастливую пору детства и взрослею!

    Без ложной скромности могу сказать, что я им нужна, а они мне – вдвойне нужнее. Для меня самый важный показатель успешности воспитания, моей работы – счастливые улыбающиеся лица  и светящиеся глаза детей! Детей, которым  я отдаю своё сердце и душу!

  15 лет работы в школе: много это или мало? Что я успела сделать и что  хочу сделать? Чего достигла к своим годам?  Время покажет, мне же сложно говорить о своих достижениях. Наши учительские успехи – успехи наших учеников, слова благодарности родителей, уважение коллег.

     Хочется закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других, их надо любить. И в этом, на мой взгляд, главное предназначение профессии Учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...