Разработка классного часа на тему "семья и ее ценности".
классный час (5 класс) на тему
Предлагаю вашему вниманию конспект внеклассного занятия для учеников 5 класса, который способствует развитию познавательных процессов учащихся: внимания, памяти, воображения. Задания носят творческий характер, а занятие построено в форме беседы с элементами игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya._razrabotka_kl._chasa._tumgoeva_z.a.docx | 28.2 КБ |
semya._kl._chas.pptx | 398.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Семья и семейные ценности»
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект внеклассного занятия для учеников 5 класса, который способствует развитию познавательных процессов учащихся: внимания, памяти, воображения. Задания носят творческий характер, а занятие построено в форме беседы с элементами игры.
В разработку входят конспект и презентация. В содержание классного входят загадки, вопросы для беседы, игра с пословицами, строительство «счастливого дома», викторина «И в шутку и всерьёз».
Данная разработка может быть применена при проведении классных часов как в младших начальных, так и для учеников 5-6-х классов. Мероприятие способствует сплочению детей в коллективе и творческому развитию каждого ребёнка. Ребята-пятиклассники горячо откликаются на творческие задания, проявляют инициативность, находчивость, артистизм, стремятся выделиться и заработать одобрение всех присутствующих. Сценарий мероприятия даёт каждому ребёнку почувствовать себя значимым в коллективе, проявить свои таланты.
Актуальность:
В настоящих условиях становление системы семейного и гражданско-патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия администрации школы, детской организации и родительской общественности, как основу семейного и гражданско-патриотического воспитания школьников.
Главная задача сотрудничества школы и семьи заключается не в насильственном исправлении «неудобных» родителей, а именно в оказании им психолого-педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей. Семьи, из которых приходят в школу ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток и культурный уровень. Это влияет на здоровье ребенка, его психику, на его отношение к учению. Поэтому осуществлять воспитательную работу без сотрудничества с семьей невозможно, и когда процесс воспитания ребенка в школе идет вне сотрудничества с семьей, это приводит к печальным результатам.
Цель всех мероприятий – привлечение семей учащихся к заинтересованному активному участию в жизни класса, школы и в воспитательном процессе.
Классный час одна из традиционных форм проведения внеклассных мероприятий, но в то же время это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия.
Данная разработка
Цель:
Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
Задачи:
- Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;
- Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
- Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
- Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
- Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Оборудование: компьютер; мультимедиа презентация «Семья и семейные ценности»; аудиозаписи песни «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз.В. Шаинского); эскиз дома, «кирпичики» - карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями; колокольчик; стихи о школе; пословицы; загадки; викторина «И в шутку и всерьёз»; высказывания В. Сухомлинского о семье; памятки.
Ход:
Ученик (заранее подготовленный): (2 слайд)
Каждый год звонок веселый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.
Пусть нам лета жаль немного -
Мы грустить не будем зря.
Здравствуй, к знаниям дорога!
Здравствуй, праздник сентября!
(В. Степанов)
Учитель: По загадкам прошу отгадать тему нашего классного часа. (4-5 слайд)
1.Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт?(бабушка)
2.С кем же я ходил на пруд?
Там у нас рыбалка,
Только рыбы не клюют,
Что, конечно, жалко!
Дня четыре или пять
Не приносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
«И на том спасибо»! (дедушка)
3.Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
Кто заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз? (мама)
4.Он всё может, всё умеет,
Всех храбрее и сильнее,
Штанга для него как вата,
Ну, конечно, это - …(папа)
5. Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).
Учитель: Кто догадался: о чём пойдёт речь?
- (тема урока : «Семья»).
Учитель: Наш сегодняшний урок на тему – «Семья и семейные ценности».
(на слайде появляются слова В.А.Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро»).
Учитель: Прочитайте слова великого педагога В. Сухомлинского. (7 слайд)
- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (мнения детей)
- Нам с вами предстоит ответить на вопросы: (8 слайд)
- Что такое семья?
- Какая семья называется счастливой?
- Что такое семейные ценности?
- А для начала мне бы хотелось узнать, как вы провели каникулы: как отдохнули, где побывали и с кем?
(рассказы учащихся о летнем отдыхе).
Учитель: По вашим рассказам каникулы вы провели замечательно, отлично отдохнули, окрепли.
- Кто из вас был самым внимательным во время рассказов детей о своём отдыхе и сможет ответить на вопрос: какие слова вы употребляли чаще других?
Ученики: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя.
Учитель: А кто это?
Ученики: Это члены семьи.
Учитель: Так что же такое семья?
Ученики: высказывают мнения
«Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». «Семья – это родные друг другу люди». «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».
Учитель: Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (9 слайд)
«Семья – группа живущих вместе близких родственников».
Учитель: Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо?», «Что плохо?», «Что можно?», «Что нельзя?», приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.
Учитель: Ребята, как же появилась дружная семья? (заслушиваю мнения детей).
- Я вам расскажу одну легенду:
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…».
Учитель: Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья? И почему некоторые семьи крепкие, дружные, сплоченные, и просто счастливые, а другие словно случайно образовались из абсолютно незнакомых друг другу людей?
- (высказывания детей)
Учитель: Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока. (10 слайд)
Учитель: Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
-Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.
«Какой хороший вечер» (Золтана Зелка)
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет.
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню.
Глаза мои закрылись
Раскрыть бы их пошире.
Глядеть бы удивлённо.
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез. Лишь мама
Посередине мира.
И я уже уснувший
У мамы на коленях.
- Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (высказывания детей).
- Выберите слова, которые «живут» в такой семье? (11 слайд)
(на слайде слова: уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие, грубость).
Учитель: предлагает детям закончить пословицу о семье: (12 слайд)
Где любовь да совет, там и горя … (нет)
Где мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший клад, когда в семье … (лад)
В гостях хорошо, а дома … (лучше)
В своём доме и стены … (помогают)
В семье разлад, так и дому … (не рад)
Доброе братство лучше … (богатства)
Вся семья вместе, … (так и душа на месте)
- (предлагаю ученикам вспомнить пословицы о семье, которые они знают).
Учитель: Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?
(ученики: высказывают свои мнения).
Учитель: Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.
Учитель: В современной песне поётся:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей, надёжный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?
Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады (учащиеся распределяются).
- При строительстве дома необходимо соблюдать ряд требований:
* Начало и конец работы по звонку;
* Согласие и несогласие движением руки.
- Правила понятны?
Учитель: Есть такая традиция перед началом строительства скрепить бригады общим символическим рукопожатием.
(учащиеся выполняют рукопожатие).
(Учитель распределяет между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба).
Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».
- «Дом» – это… .
Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это….
Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.
Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»…
(на подготовку 5 - 10 минут)
Учитель: Все бригады готовы, осталось только построить дом. (13 слайд)
Учитель: Строительство дома начинается с фундамента.I бригада готова.
Ученики: «Прораб» зачитывает ответы: Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).
Учитель: Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.
Ученики II бригады: «Прораб» зачитывает ответы: Семья – это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).
Учитель: Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.
- Что нужно для крепости семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» III бригады.
Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.
Учитель: IV бригада расскажет нам «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .
Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.
Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.
Учитель: Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души. А наша семья – это наш 5 «Д» класс!
Учитель: Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и всерьёз». (14-16 слайд)
1. Какое выражение стало символом большой семьи:
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
2. Есть буквенная семья, в которой согласно многочисленным стихам,
«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)
3. Цветок – символ семьи (ромашка).
4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)
5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?
(о матрёшке)
6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»).
7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме)
8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).
Итог урока
Учитель: Наш классный час подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:
- Интересно вам было строить дом?
- Работать в строительной бригаде?
- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?
Что на свете всего дороже? (17 слайд)
Семья.
А что значит семья?
Это – семь я.
Без чего не может быть она?
Без папы, мамы и меня.
А чем же скреплена она?
Любовью, заботой и теплом.
Ведь все мы связаны семьёй.
Ученик (заранее подготовленный): (18 слайд)
Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека
Задачи: Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»; Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях; Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности; Воспитывать уважительное отношение к родным и близким.
Отгадай загадку
Кто на кухне с поварёшкой У плиты всегда стоит, Кто нам штопает одёжку, Пылесосом кто гудит? Кто на свете всех вкуснее Пирожки всегда печёт, Даже папы кто главнее И кому в семье почёт? (бабушка) С кем же я ходил на пруд? Там у нас рыбалка, Только рыбы не клюют, Что, конечно, жалко! Дня четыре или пять Не приносим рыбы… Скажет бабушка опять: «И на том спасибо»! (дедушка)
Кто любовью согревает, Всё на свете успевает, Даже поиграть чуток? Кто тебя всегда утешет, И умоет, и причешет, Кто заботится о вас, Hе смыкая ночью глаз? мама Он всё может, всё умеет, Всех храбрее и сильнее, Штанга для него как вата, Ну, конечно, это - … папа Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… ребёнок
В. Сухомлинский "Семья - это та среда, где человек должен учиться творить добро"
Что такое семья? Какая семья называется счастливой? Что такое семейные ценности?
Что такое семья? « Семья – группа живущих вместе близких родственников ». (Толковый словарь С.И . Ожегова и Н.Ю. Шведовой)
Что такое семейные ценности? Это общие интересы всей семьи: это любовь, верность, доверие, уважение, понимание, дом, дети. Семейные ценности не передаются по наследству; их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.
Уют Спокойствие Вражда Здоровье Болезнь Любовь Ненависть Чистота Добро С частье Ссора Дружба Согласие Грубость Выбери семейные ценности
Закончи пословицу Где любовь да совет, там и горя … Где мир и лад, не нужен и … Лучший клад, когда в семье … В гостях хорошо, а дома … В своём доме и стены … В семье разлад, так и дому … Доброе братство лучше … Вся семья вместе, … нет клад лад лучше помогают не рад богатства так и душа на месте
любить свою семью быть внимательным заботливым помогать огорчать ругаться предавать грубить Б А Б У Ш К А начало начал очаг кров причал крепость Д Е Д У Ш К А С Е С Т Р А Б Р А Т М М А А Я П А П А любовь доверие понимание
И в шутку и всерьёз 1. Какое выражение стало символом большой семьи: а) Трое в лодке; б) Четверо за компьютером; в) Пятеро в ванной; г) Семеро по лавкам . 2 . Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам , « 33 родных сестрицы ». Что это за семья? алфавит
3. Цветок – символ семьи. 4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? 5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? ромашка мать-и-мачеха о матрёшке
6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? 7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? 8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? «Яблоко от яблони недалеко падает» в доме это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться
Что на свете всего дороже? Семья. А что значит семья? Это – семь я. Без чего не может быть она? Без папы, мамы и меня. А чем же скреплена она? Любовью, заботой и теплом. Ведь все мы связаны семьёй.
Пусть всё это только игра, Но ею сказать мы хотели: Великое чудо семья! Нет в жизни важнее цели! Храните её! Берегите!
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа "Роль семьи и семейных ценностей"
В данном материале представлен сценарий классного часа "Роль семьи и семейных ценностей" с элементами игры-викторины....
Методическая разработка классного часа Тема: « семья и семейные ценности»
Семейные ценности личности представляют собой традиционные духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве наивысшей человеческой ценности и главного идеала в жизни людей. Они являются самой осн...
Методическая разработка классного часа на тему "Семья и семейные ценности"
Методическая разработка классного часа на тему "Семья и семейные ценности" для 5-11 классов....
Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности»
Выбор темы классного часа «Семья и семейные ценности» обусловлен тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в Российской Федерации. Семья я...
Методическая разработка классного часа "ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ"
Классный час: ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИЦель урока:ознакомить учащихся с понятием «толерантность»;стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности...
Разработка классного часа "О человеческих ценностях"
Методическая разработка для проведения классного часа в 10 классе...
Методическая разработка классного часа "Дела семейные Ценность брака в современном мире"
классный час "Дела семейные Ценность брака в современном мире"...