классный час для 7 класса по теме "Моя малая Родина"
классный час (7 класс) на тему
единый классный час "Моя малая Родина", посвящённый истории ст. Урухской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_teme.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по теме «Моя малая Родина»
Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Коррекционная: коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.
Ход занятия.
Эпиграф:
«Вдоль Золки-реченьки полоской узкою,
Подобно девичьей косе,
Ты протянулася, моя Урухская,
Станица милая, во всей красе.»
Учитель: Дорогие ребята! Мы много раз с вами говорили о нашей великой России. Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордится нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.
Каждый из вас с гордостью может сказать, что является гражданином Российской Федерации. По одному из определений патриотизм - (от лат. pater - отец) – это благородная любовь к Родине как к месту рождения или же как к стране, принявшей человека и признаваемой им самим в качестве таковой согласно своему внутреннему чувству принадлежности. С чего же зарождается любовь к Родине? С отчего дома со своими традициями, улицы на которой прошло счастливое детство, школы в которой учился, станицы в которой живёшь? Любовь к Родине начинается с любви к малой родине.
- А что каждый из вас считает своей малой родиной?
- Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
для нас малая родина – это прежде всего наша станица.
Учитель:
- Ребята а кто знает почему наша станица называется Урухская?
- От названия реки Урух.
- В каком году была основана наша станица? (1873)
- Кто является основателем нашей станицы? (А.П. Ляпин)
(читают сообщение о Ляпине А.П)
- Какой сегодня мы видим нашу станицу?
Станица Урухская является центром муниципального образования, в который входит и поселок Нижнезольский. Станица имеет развитую инфраструктуру. На территории работает ООО «Агро-Смета», ООО «Намыс», Шамяновское сельпо. Создано муниципальное унитарное предприятие «Коммунальщик». Среди общеобразовательных учреждений на территории станицы расположены детский сад № 20 «Ромашка» и МБОУ СОШ № 18 им.А.П. Ляпина.
Поправить свое здоровье жители станицы могут в хорошо оборудованной амбулатории. В станице возрождаются традиции казачества. В состав Урухского казачьего хуторского общества входят более 25 членов. Атаман — Безгин С.В.
Замечательные люди жили и живут на Урухской земле, они внесли неоценимый вклад в процветание станицы. Мы гордимся своими ветеранами ВОВ. Их осталось совсем немного. Совет ветеранов станицы Урухской, во главе с Высочиным А.М. делают все возможное, чтобы ветераны ни в чем не нуждались.
Много лет своей жизни отдала сбору исторического материала о станице Урухской Прыткова Н. А.– краевед не по специальности, а по зову своего сердца. Нина Алексеевна 15 лет занимала пост председателя Совета ветеранов ст. Урухской. Награждена государственными наградами. Благодаря её работе в станице Урухской создан музей, в котором хранятся документы, относящиеся к истории создания станицы, становления, развития, преобразования. Она смогла организовать поисковую работу по сбору материала о погибших танкистах, освобождавших станицу в 1943 году. Благодаря ее энтузиазму начата работа по созданию книги об истории станицы Урухской.
Сейчас в ст. Урухской стабильно работает общество с ограниченной ответственностью «Агро-Смета». Основной трудовой костяк ООО «Агро-Смета» остается неизменен на протяжении многих лет: директор Папушоя С.В.(награждён в 2008 году Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства РФ), главный бухгалтер Слизская А.И. (награждёна в 2006 году Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства РФ) агроном (с 2011 г. заведующий мехтоком) Чурилов Ф. В. .(награждён в 2011 году Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства РФ), главный агроном Полянкина А.Ф. (в 1999 году получившая почетное звание «Заслуженный агроном Российской Федерации»), бригадир Голокозов Р.В., трактаристы-машинисты Тарасенко И.Н., Шаталов А. В.. Водители Прокудин В.Е., Рыдзилев Ю.А. Достойная смена ветеранам – это молодые механизаторы Пелихов И.В.,…
Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим нашу станицу.
В нашей станице не только люди замечательные, но и места прекрасные, которые известны за пределами Ставропольского края.
Более подробную информацию об истории нашей станицы, людях прославивших её и многое другое можно найти в книге, выпущенной к 140-летию станицы Урухской «Урухская станица - России частица».
Говорят, все пути ведут к дому,
Говорят, он начало начал.
Человек, как никто, По-любому
Тосковал по нему и скучал.
Человек здесь на свет появился.
И отсюда пойдет он вперед,
Только где бы он не поселился,
Дом родной его вновь позовёт.
И порой невозможно вернуться
Нам туда, где пол жизни прошло.
Дом далёк, и года всё несутся,
Но лишь там нам светло и тепло.
Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»
Инструкция: выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
1. Знаю все о своих родителях
2. Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
3. Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
4. Затрудняюсь ответить
5.Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным жителем станицы (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
1. Не знаю
2. Знаю (укажите)_______________________________________________
4.Знаете ли Вы историю своей станицы?
1. Когда была основана
2. Кем была основана
3. Историю развития станицы
4. Другое
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.
Итог:
Спасибо всем. С заданием вы справились достойно.
Учитель: закончить классный час мне бы хотелось стихотворением о станице Урухской, написанным нашим поэтом и композитором В.В. Бакшеевым.
Урухские холмы, заря по небосклону.
Там росы пьет чабрец да горькая полынь,
А утренний туман плывет над прудом сонным,
И первый солнца луч пронизывает синь.
Урухские холмы нам многое напомнят
О славе казаков в их доблестном бою.
Когда врагов они громили беспощадно
И проливали кровь за Родину свою.
Душою мы слились с цветным степным простором,
С журчаньем родников и золотом полей,
А если песнь казачью заводили хором,
То каждый пел её как звонкий соловей.
Ушли былые дни, пришло иное время,
Но не привык казак подолгу унывать,
А в помощь ему Бог и молодое племя
И Родины свободу он защитит опять.
Казачья станица, родимые лица...
Все кровное с детства любя,
Урухское солнце, свети нам в оконце.
Как трудно прожить без тебя.
Ляпин Андрей Павлович
Андрей Павлович родился 3 октября 1841 г. в семье подполковника Терского казачьего войска Ляпина Павла. Вероисповедание — православный, сословие — дворянское, но родового поместья не имел, воспитывался и обучался в родительском доме, всю свою жизнь посвятил военному делу — защите Отечества и царя.
Был дважды женат. Первая жена из рода Ворожбиевых последние годы жила в ст. Урухской, их дом находился на месте памятника воинам, погибшим при освобождении станицы от фашистов. Вторая жена — вдова хорунжего — Соколова Маргарита Макаровна. Приказом Правительственного Сената Андрей Павлович усыновил ее сына, Михаила.
18-и лет Андрей Павлович поступил на службу во Владикавказский казачий полк, а через год, в 1860 г., был произведен в урядники.
В 1864 г. за отличие в делах с горцами, был награжден орденом Святого Георгия IV степени. В 1874 г. был произведен в хорунжие в Кизляро- Гребенской полк.
За отличие в делах при взятии г. Ловчи был произведен в есаулы, а при взятии укреплений Горный Дубиян и Тилиша - был награжден орденом Святого Станислава II степени с мечами и бантом. За успешные дела при переходе через Балканы был награждён орденом Святого Станислава II степени с мечами.
В 1882 г. за отличия в делах по службе был произведен в старшины и назначен командующим второй сотней Второго Сунженского Владикавказского льготного полка.
В 1887 г. был назначен председателем полкового суда.
В 1889 г., за отличие по службе, был награжден орденом Святой Анны II степени. При производстве офицерской стрельбы показал отличные результаты и получил денежный приз.
Собранием офицеров полка был избран в члены суда общества офицеров и председателем комиссии по заведованию офицерским капиталом.
В 1825 г. был командирован в состав депутации от строевых частей для принесения всеподданнейшего поздравления Государю Императору Николаю Александровичу и Государыне Императрице Александре Фёдоровне по случаю бракосочетания Их Высочеств.
В 1896 г. было разрешено принять и носить Бухарский Золотой орден Восходящей Звезды II степени.
За отличие в делах против турок под Плевной в 1877 г. был награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью: «За храбрость».
За 25-летие беспорочной службы в офицерских чинах был награжден орденом Святого Владимира IV степени с бантом.
2 марта 1901 г. был уволен в запас с производством в генерал-майоры с мундиром и пенсией.
В жизни нашей станицы Андрей Павлович оставил большой след:
- в составе Сунженского полка воевал с Шамилем на высотах Лисинка, Лохматка;
- принимал активное участие в хлопотах по переселению станицы с р. Урух (в Осетии) на р. Золку;
- большое внимание уделял школе, воспитанию детей, для особо одаренных детей назначил стипендию с похвальным листом по окончании нашей школы и определении их (совместно с заведующим школы Собачкиным Гавриилом Семеновичем) во Владикавказскую казачью гимназию.
Дата смерти Андрея Павловича точно не установлена, умер, примерно 1911 — 1914 гг. Похоронен по его завещанию, на Урухском кладбище. Урухчане с большим почетом проводили Андрея Павловича к месту захоронения.
В 30-х годах склеп из кирпича был разрушен, кирпич куда-то исчез, а в 1937 г. была варварски разрушена и могила, её сравняли с землёй. Следы её постоянно зарастали травой, засыпались землёй так, что следы её было найти трудно.
В 90-х годах с помощью старожилов место захоронения было установлено, ученики школы привели в порядок место захоронения, заботами сельского совета была поставлена гробница. В настоящее время за могилой ухаживают ученики и казаки станицы.
На новом месте
Получив разрешение на переселение, комиссия в составе атамана Бочарова Андрея, подполковника Ляпина Андрея Павловича, лекаря Правдина и нескольких уважаемых стариков-казаков, отправились осмотреть новое место для станицы.
Место всем очень понравилось: могучие дубы и белолистки, полноводная река Золка, ровная долина, защищенная с востока и запада возвышенностями, умеренный климат. Ляпин А. П. сделал планировку будущей станицы: определил место площади, указал направление улиц (с востока на запад и с севера на юг), определил место расположения церкви, станичного управления, школы, дома священника.
Для определения места кладбища комиссия поднялась на возвышенность с западной стороны и, увидев сверху всю открывшуюся перед ними красоту, Ляпин А. П., не сдержав своего восторга, воскликнул: «Прошу, где бы я ни жил, где бы ни умер, похоронить меня на этом кладбище!»
Умер Андрей Павлович во Владикавказе примерно в 1911-1914 годах. Жена выполнила его завещание, похоронили его при большом стечении станичников, над могилой был построен склеп из кирпича и поставлен крест из известняка. В 1930 году склеп разобрали на какие-то нужды, а в 1937 году ночью могилу варварски разрыли и останки выбросили. Утром, люди увидев такое кощунство, зарыли останки. Долгое время не могли потом установить место захоронения. В 70-х годах, благодаря воспоминаниям старожилов: профессора медицины Василенко Ф. Д., станичного историка Власенко И. Ф., учителя русского языка Урухского школы Поповой А. С., правнучатого племянника Ляпина А. П. - Попова Д. Ф. и многих других, место захоронения было установлено. Учащиеся школы привели место захоронения в порядок, сельский совет поставил гробницу. А в последние годы могилу Ляпина А. П. взяли под свой присмотр Урухские казаки.
Андрей Павлович большое внимание уделял школе, одаренным ученикам, а заведующий (директор) школы определял их в войсковую бесплатную гимназию во Владикавказе.
Андрей Павлович положил в Георгиевский коммерческий банк 100 рублей (золотом) с тем условием, что лучшему выпускнику школы будут каждый раз выдаваться процентные (10 руб) деньги — стипендия.
- 1-ую такую стипендию в 1911 г получил Алпатов Гавриил, погибший в годы ВОВ;
- 2-ую — получил Пугачев Игнат, закончив войсковую гимназию, он работал учителем в одной из школ района. Во время гражданской войны был порубан белыми шашками. В станице проживают его родственники: дяди, племянники, внуки.
- 3-ю стипендию получил Василенко Филипп. Закончив гимназию, он поступил на рабфак (уже в советское время), потом учился в Ленинграде в мединституте. Был направлен в аспирантуру, успешно закончил, получил звание профессора, доктора медицинских наук. Был знаком с нашим замечательным физиологом Павловым И. П. В годы Великой Отечественной Войны воевал на Ленинградском фронте в звании майора, имел награды. Умер в Москве на 96 году жизни, похоронен на кладбище «Ракитки».
- 4-ю стипендию (в 1916 г) получил Василенко Яков. Закончил
железнодорожное учебное заведение, работал всю жизнь на железной дороге инженером.
В советское время стипендии уже не выдавали, а лучшие ученики, получив серебряные медали, получали высшее образование, многие возвращались в родную станицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе "Якутия - моя малая родина"
Урок-педагогическая мастерская. Проводится в рамках национально-регионального компонента. Цель: научить ребят элементам творческой работы , выработать умение самостоятельно мыслить, работать с моделя...
Программа курса по выбору учащихся 5- 6–х классов «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма» (историческое краеведение)
Представленная программа «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма» реализует запросы современного общества по формированию знаний об истории родного края, ее р...
Внеклассная работа по географии, 7 класс «Знай свою малую Родину. Река Имиз».
Данный материал является примером внеклассной работы по географии для 7 класса. Работа зключается в изучении и описании бассейна рек на конкретном примере - реке Имиз....
Классный час на тему : «Большая и Малая родина»
Каждый человек должен знать о историю родного края. О людях живущих в ней....
Классный час на 1 сентября «Моя малая Родина», 5 класс
Первый классный час, посвященный Дню знаний и юбилею родного города, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса»....
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...
Классный час на тему: "Россия - моя малая Родина"
Данный материал способствует расширению и углублению знаний обучающихся об истории родного села, способствует формированию потребности в сохранении исторических и культурных памятников и природы родно...