"Кладовая педагогического мастерства". Программа воспитательной работы
методическая разработка (5 класс) на тему

Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив — единый организм, где каждый школьник — яркая индивидуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kladovaya_pedagogicheskogo_masterstva.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мне нужно  только одно,

 чтобы совместная деятельность

доставляла ребенку удовольствие,

была бы его потребностью.

                                                                                                           С.Соловейчик.

         Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив — единый организм, где каждый школьник — яркая индивидуальность.

Совершенно очевидно, что на вопрос, только ли семья может обеспечить воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, ответ однозначен – «нет».

Семья и общеобразовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.

Три года назад я выпустила свой первый класс, и в прошлом году  вновь стала классным руководителем  5 класса. Пройдя первый раз нелегкий путь длиною в 5 лет и анализируя свою педагогическую деятельность, я решила, что работу в данном классе я буду строить совершенно по-иному.

Анализируя свою деятельность классного руководителя предыдущего состава учащихся, я пришла к выводу, что основная ошибка в организации воспитательного процесса состояла в том, что вся деятельность носила хаотический характер. Конечно, были КТД, походы, праздничные мероприятия, были и трудовые десанты, и помощь ветеранам и многое другое. Но все вышеперечисленное было бессистемным. Каждое дело было отдельным островком, а сплоченной “гряды” мне создать не удалось. Нельзя сказать, что прошедшие годы не оставили никакого следа в судьбах моих воспитанников. Мы и сейчас встречаемся с ними, общаемся, вспоминаем время их учёбы, смеёмся над неудачами, которые были, и представляем, как бы мы организовали то или иное начинание сейчас. Именно эти встречи и фантазии моих бывших воспитанников послужили для меня толчком к новому подходу в воспитании своих нынешних учеников.

Воспитание успешно, если оно системно.

Тему для работы с классным коллективом определила следующую:   «Сотрудничество семьи и школы – путь к формированию свободной личности ребёнка», так как результативность учебно-воспитательного процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы.

Классный руководитель, родители, обучающиеся являются основными компонентами школы как  воспитательной системы.

Характер взаимоотношений между субъектами основан на доверии, взаимной ответственности, сотрудничестве. Именно поэтому,  проект развития классного коллектива “Ступени успеха” под девизом “Любое достижение когда-то казалось невозможным” я разрабатывала вместе с родителями и учениками.

 Идея, которая легла в основу данного проекта, - создание условий, способствующих определению воспитанниками своего пути движения к успеху в коллективе.

В данном проекте были выделены следующие направления:

Самопознание “Учитель открывает двери, войти ты должен сам”;

Гражданская позиция “А что такое гражданин? Отечества достойный сын ”;

Коллективная деятельность КТД “Мы все сотворены для взаимодействия”;

Здоровый образ жизни;

Трудовая деятельность;

Я культурный человек.

Цель проекта:

создание условий для развития школьников через организацию сотрудничества семьи и школы.

Из выше указанной цели вытекают следующие задачи:

1.     Психолого-педагогическое изучение каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей  в процессах самопознания и управления саморазвитием: “Каждый человек – автор своей собственной жизни”

 2.    Создание детско-взрослой общности с целью социализации ученика: “Мы все сотворены для взаимодействия”, “Являюсь ли я толерантной личностью”.

 3.   Целенаправленное обучение коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей: “Учимся работать в команде”, “Вместе мы сила”, “Будь предан трем вещам: слову, делу и друзьям” и др.

 4.     Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, села.

 5.   Воспитание патриотических убеждений и привитие общегражданских ценностей через связь поколений: “Гражданином быть обязан”, “Без прошлого нет настоящего и будущего”.

6. Знакомство учащихся с практическими и теоретическими знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья.

Приоритетными  становятся  следующие принципы:

 - работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей, учителей-предметников, общественных организаций;

- ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа;

- принцип гуманизации  воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости;

 - принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных,    социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, селе, стране;        

 - принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).

Основные положения:

- индивидуальный подход в воспитании и обучении;

            - творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией;

            - системность в работе.

Разработанный проект развития свободной личности в коллективе позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня  как классного руководителя, обеспечивая СОРАЗВИТИЕ в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность  в решении  общих проблем воспитания и образования  учащихся.

Модель воспитательной системы классного коллектива.   Рисунок 1.

Самопознание

Я культурный человек         Здоровый образ жизни.

  Гражданская позиция                                                 Трудовая деятельность  

                                                Деятельность классного коллектива (КТД)

В работе над проектом были определены три этапа, каждый из которых я условно обозначила.

1 этап: “ Исследование развития личности учащегося и ученического коллектива”.  Этот (диагностический) этап начинается с первого дня моего знакомства с учениками. Основной период длится в течение года, именно этого времени достаточно, чтобы получить необходимую в работе информацию. Но “открывать” личность ребенка и развитие коллектива необходимо и на дальнейших этапах. Именно поэтому, приемы, применяемые на данном этапе, целесообразно использовать и в дальнейшем.

Задачи данного этапа:

 - изучить личностные особенности ребенка, его взаимоотношения с одноклассниками, психологический климат в семье;

-   помочь раскрыться индивидуальности ребенка;

 - создать атмосферу доверия, помочь преодолеть страх неуверенности,      собственной неспособности что- либо создать.

Диагностическая деятельность по программе проводится с учетом следующих условий:

– исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;
– результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;
– изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе;
– определяются перспективы развития ученика и коллектива;
– исследования носят комплексный системный характер;
– диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Свою систему исследования развития личности учащегося и ученического коллектива я построила в двух направлениях:

Изучение личности учащегося;

Изучение классного коллектива.

Изучая личность воспитанника с помощью каждодневного общения, наблюдения, анкетирования, тренингов, практических заданий, психологических тестов я помогаю школьнику создать образ своего “Я”, сформировать представление о своей личности,  оценить свои возможности. Помогаю ученикам осмыслить свою роль в классе, школе, семье. Огромную поддержку на данном этапе может оказать психолог, но, к сожалению, в нашей школе такой возможности нет. Именно поэтому, считаю весьма продуктивными следующие методы работы: консультации с выпустившим этот класс учителем, индивидуальные беседы с учащимися, консультации с  родителями, тематические родительские собрания, ролевые игры, ведение личностного портфолио, собственный пример, примеры социального окружения и др.

Изучение классного коллектива проводится по направлениям:

-   уровень сформированности коллектива;

-   уровень сплоченности,

-   степень эмоционального единства в классе,

-   межличностные отношения.

Диагностика межличностных отношений позволяет мне выделить группы внутри коллектива, узнать, какое место каждый ребенок занимает в системе межличностных отношений.

Диагностическими материалами, позволяющими отследить указанные направления, я выбрала технологию “ Портфолио личностного развития”, которая позволяет ученику и классному руководителю фиксировать шаги на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Отличие личностного портфолио от других типов портфолио состоит в том, что предметом систематизации становятся не свидетельства успехов в учебе, а материализованные результаты динамики развития собственной личности в различных её проявлениях (характер, способности, общение и др.). Применение указанных диагностических материалов, их анализ, позволяет мне вносить коррективы в воспитательный процесс  как всего коллектива, так и отдельных участников воспитательного процесса, а также установить более тесный контакт с родителями учащихся.  

Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.

2 этап: “Развитие свободной личности в коллективе”. Это основной этап, продолжительный во времени (3 – 4 года), требующий от классного руководителя огромных усилий. Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благополучно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления.

Этот этап я называю “Этап деятельности” Отсюда вытекают следующие задачи:

- раскрытие внутреннего потенциала воспитанника;

- формирование жизненных навыков, необходимых для умения строить взаимоотношения;

- поддержание учебных целей и стремлений ученика к самосовершенствованию, его желания и умения постоянно учиться новому;

- развитие лидерских качеств и организаторских способностей;

- воспитание гражданской позиции и социальной активности.

Схема формирования свободной личности.  Рисунок 2.

Эти направления легли в основу разработанных мною программ, которые я применяю в своей работе. Данные программы получили экспертное заключение на МС школы.

Именно на данном этапе реализация программ вступает в полную силу.  Коротко обозначу цель и имеющиеся результаты работы по каждой программе.

1)“Деятельность классного коллектива” (КТД).

Цель программы: Создание широких возможностей для творческой самореализации на пользу себе и обществу.

Задачи:

 - формирование творческой активности личности;

 - развитие таланта как особой ценности;

 - приобщение  учащихся  к  совокупности   культурных   ценностей,   нравственным традициям народа.

Прогнозируемый результат:

Ценностно-ориентировочное    поле    воспитательной    системы    класса,    гармоничного развития - успех, доброта, образование, красота, активность, талант и здоровье.

Участники программы: учащиеся,  классный руководитель, учителя-предметники, родители.

Время реализации программы: 2008 - 2013 учебный год.

Для  реализации данной программы я применяю различные формы работы: изучение интересов воспитанников, определение их способностей, участие учеников в КТД как класса, школы, так и поселения, и района.  Проведения КТД должны иметь различную направленность: беседы, соревнования, КВНы, викторины, классные часы и др. Это обусловлено, прежде всего, различными возможностями участников воспитательного процесса. Работа с “ Портфолио личностного развития” позволяет мне совместно с учениками определять степень участия того или иного воспитанника в каждом конкретном мероприятии. Мне удалось создать отличную спортивную команду, команду интеллектуалов, артистическую сборную, консультационный центр и центр взаимовыручки. Так наша команда интеллектуалов, участвуя в КВН по математике среди 5 – 7 классов, заняла в 2008-2009 учебном году 1-ое место, опередив более старших соперников.

Но самое главное в такой организации КТД, что это не “мертвые” образования. Интересы ребят часто меняются, появляются новые увлечения, поэтому очень важно, чтобы воспитанники могли попробовать свои возможности в разных направлениях. Особую поддержку в организации КТД я получаю от родителей. Планирование совместных мероприятий, организация и проведение тематических бесед, праздников, походов позволяют моим воспитанникам почувствовать сплоченность с семьёй, коллективом, социумом. Хочется отметить, что контакт с родителями не односторонний. Идет взаимообмен между мной и родителями в разрешении конфликтных ситуаций, спорных вопросов и в вопросах по воспитанию, связанных с возрастными особенностями. Такой подход уже позволил мне увидеть положительные результаты  в работе с классным коллективом и в отношении индивидуальной личности. Мои ребята активно участвуют в жизни класса, школы и поселения: более 85 % учащихся посещают кружки,  секции и факультативы по интересам, участвуют в праздничных концертах, которые мы организуем для родителей, учеников начальной школы и жителей села.  Они - великолепная команда, способная добиваться побед в спортивных и учебных состязаниях. Доказательством этому служат дипломы и грамоты моих воспитанников, полученные ими в различных конкурсах как индивидуальных, так и командных, а также благодарности от главы поселения за активное участие в жизни села. Приказом по школе ученицам Дмитриевой Регине, Демочко Ксении, Тигрук Елене, Козловой Ксении вынесена благодарность с занесением в личное дело за активное участие в жизни села.

2)«Здоровый образ жизни».

Цель программы:  Формирование здорового образа жизни учащихся.

Задачи:

 -   формирование физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

 - охрана жизни детей.

Прогнозируемый результат: усвоение учениками двух простых истин: 1. “Профилактика болезней лучше любого, самого передового лечения); 2 “В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье.

Участники программы: учащиеся,  классный руководитель, учителя-предметники, родители.

Время реализации программы: 2008 - 2013 учебный год.

Программа “Здоровый образ жизни” у ребят любого возраста вызывает огромный интерес. Самое важное для педагога, реализующего данную программу, разнообразить формы работы с воспитанниками. Нельзя воспитать здорового человека одними убеждениями, беседами, анкетами и т. д. Необходимо воспитывать культуру здорового образа жизни. Здесь все методы хороши: и личный пример, и тематические классные часы, и соревнования, и Дни здоровья. Мы с ребятами очень любим спортивные состязания. Нас не пугают соперники старшего возраста, поэтому мой класс является всегда активным участником всех спортивных мероприятий, проводимых в школе или в селе. 26 февраля в рамках проведения месячника, посвященного Дню защитника Отечества, я с ребятами подготовила и провела спортивные состязания между командами 5 – 7 классов. И вновь команда нашего класса стала лучшей. Огромную роль в победе сыграла поддержка класса: девочки подготовили танцевальные номера, частушки и активно участвовали в конкурсах болельщиков, демонстрируя тем самым сплоченность коллектива. Залогом нашей победы служит девиз “Пусть порвутся наши кеды, но добьёмся мы победы”, который нас ещё никогда не подводил.

Особым азартом загораются ребята, когда рядом с ними родители, поэтому мы приглашаем мам и пап для участия в спортивных соревнованиях. Одной из традиций нашего класса стала весенняя спартакиада “Мама, папа, я – спортивная семья”. После бесед о здоровом образе жизни классная комната украшается плакатами и рисунками учеников, в которых они отражают свой взгляд на проблему. Так после проведения классного часа “Мои привычки” мы с ребятами создали серию кластеров, в которых отразили свое отношение к вредным привычкам, определили пути, позволяющие избежать появление вредных привычек. Участвуя в акции “Мир без наркотиков”, мы выразили своё отрицательное отношение к наркотикам, оставив свои высказывания на ладошках, красочно запечатленных на ватмане листа.

Большинство из моих воспитанников уже третий год посещают секции по волейболу, теннису, которые проводят педагоги дополнительного образования. На первый взгляд, трудно определить в этой деятельности  роль классного руководителя, но ведь сколько приходится уговаривать самих детей, приводя аргументы из личного опыта, принимая во внимание их возможности. Беседы с родителями, которые порой ставят на первое место учёбу, а о физическом здоровье ребёнка не задумываются, также ложатся на плечи классного руководителя. И здесь опять приходит на выручку  “ Портфолио личностного развития”, в котором наглядно просматривается положительная динамика в физическом развитии ученика. Кто-то улучшил свои физические показатели, кто-то стал меньше болеть, а кого-то секция уберегла от “уличного” воспитания. Среди моих воспитанников нет ребят стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, нет и таких, кого стоило бы выносить на внутришкольный контроль. Я очень горжусь своими учениками и тем, что  мои ученики не имеют вредных привычек, они в прекрасной физической форме, и во всем этом есть частичка моего труда.

            3) «Военно-патриотическое воспитание».

Цель программы: Формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции воспитанников.

Задачи:

 - расширение представлений об истории малой Родины (края, села);

 - воспитание бережного отношения и историческому и культурному наследию Отечества;

 - развитие творческих способностей детей;

 - сохранение и укрепление здоровья школьников;

 - сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.

Прогнозируемый результат: Личностное становление школьника – патриота.

Участники программы: учащиеся,  классный руководитель, учителя-предметники, родители.

Время реализации программы: 2008 - 2011 учебный год.

Идея, которая лежит в основе данной программы, базируется на словах великого классика Н. Г. Чернышевского: “Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма”. Программу патриотического воспитания я разделила на 3 этапа, согласно возрастным особенностям учащихся.

1.“В судьбе страны – судьба моей семьи”, “ Моя маленькая Родина” (5 класс).

            2.“Порох и пламя” (6 класс).

            3.Россия – могучая держава” (7 класс).

 Источниками и средствами патриотического воспитания школьников являются:

классные часы, внеурочное и неформальное общение педагога с воспитанниками, личный пример и др., чтобы помочь ребятам разобраться в сложном мире человеческих отношений, научиться тому, что может пригодится в жизни гражданину, живущему в обществе; самим научиться определять, что хорошо и что плохо для каждого человека в отдельности и всего общества в целом, воспитывать в каждом ученике высоко гражданственную личность. Реализация первого этапа данной программы способствовала повышению интереса к развитию своего села, изучению исторических корней своей семьи. Ребята с удовольствием посещают факультатив по истории, где ими совместно с педагогом  созданы несколько проектных работ, посвященных изучению развития своего села, истории своей семьи. По предложению родителей была организована проектная работа “Летопись моей семьи”. В ходе этого проекта уже прошел классный час совместно с родителями “Шурин, брат, сват…”, на котором ребята познакомились с семейной родословной. После классного часа была организована выставка работ учащихся “Генеалогическое дерево моей семьи”. Работа Дмитриевой Регины была опубликована в газете “Ударный фронт” №9 от 28 февраля 2008 года. В настоящее время проходит выставка работ по теме “Увлечения моей семьи”. А завершением роботы по данному проекту стала игра – путешествие “Вся семья вместе – так и душа на месте”, которая прошла в марте этого года.

 После проведения классных часов, посвященных Приморскому краю, в классе была открыта выставка на тему “Край в котором я живу”, подготовленная мною совместно с  группами учащихся. В школьном конкурсе, посвященном декаде Приморского края, работы моих воспитанников заняли второе место.

Второй этап данной программы “Порох и пламя” формирует  у учащихся осознанное понимание великих заслуг доблестных защитников нашей Родины. Связь поколений осуществляется через встречи с ветеранами ВОВ, тимуровской работе. Основными формами работы на данном этапе являются циклы классных часов по темам “Я – гражданин России”, посвященных выдающимся личностям, “Порох и пламя”, посвященных ВОВ; проведение праздничных мероприятий, посвященных “Дню защитников Отечества” и др. В  настоящее время мои ученики активно включились в цикл мероприятий, посвященных  65-годовщине Победы. Беседы о Ленинграде, о пионерах-героях, встречи с тружениками тыла нашли свое отражение в работах ребят во Всероссийском  конкурсе “Я помню! Я горжусь”. Козлова Ксения и Демочко Ксения получили дипломы, а  мне, как наставнику, в подготовке работ на районный этап данного конкурса была объявлена благодарность от Управления народного образования по Дальнереченскому району.  Ребята с увлечением принимают участие в сборе материала к открытию школьного музея. Каждый воспитанник определяет для себя, что ему интересно, и активно включается в работу. В дискуссиях о роли воинской службы, позиция моих мальчишек однозначна: служить Родине почетно и престижно.

            4)  «Я культурный человек».

Цель программы: Содействие культурному росту ученика.

Задачи:

 - воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности.

 - формирование экологической культуры.

 - формирование бережного отношения к окружающему миру, к природе, к планете ЗЕМЛЯ.

Прогнозируемый результат: Укоренение в учениках пристального интереса к своему внутреннему миру, поведению и окружающим людям. Освоение учащимися различных социальных ролей. Адаптирование их к различным ситуациям.

Участники программы: учащиеся,  классный руководитель, учителя-предметники, родители.

Время реализации программы: 2008 - 2013 учебный год.

Программа “Правовая культура” рассчитана на учащихся 5 – 7 классов и 8 – 9 классов, т. е. делится на два этапа. Ученики 5 – 7 классов изучают свои права и обязанности, учатся строить отношения с окружающими, развивают свою внутреннюю культуру, окунаются в познание культуры быта и поведения. Заостряется внимание на взаимосвязь экологической обстановки и благополучия человека. В этом возрасте ребята знакомятся с культурами разных стран и получают первые представления о толерантности. В старших классах учащиеся учатся развивать толерантные отношения, осознанно подходят к понятию “дружба”, учатся принимать сотрудничество как способ достижения большего.

В своей работе я использую следующие формы: диагностику, тестирование, индивидуальные беседы, классные часы, встречи с социальным педагогом школы, беседы с членами женсовета поселения, участие в конкурсах и др. Беседы о правах ребенка проходят увлекательно и творчески. Ребята готовят конкурсы, задания, газеты. Экологическая культура  воспитанников находит отражение в конкурсных работах на  разных этапах: школьном, муниципальном. Так, пятеро моих учеников, имеющие способности к рисованию, представили свои работы на районный конкурс “Мы хотим жить в мире без пожаров”. Участие в данном конкурсе осознанно и обосновано, так как среди родителей моих воспитанников есть и сотрудники МЧС, а с пожарной частью нашего села у нас сложились тесные и дружеские отношения. Совместно с начальником пожарной части, и по “совместительству” отцом моего ученика Кошеленко В. В, мы организовали для ребят экскурсию в пожарную часть, где они не только теоретически знакомились с профессией пожарника, но и практически попробовали рабочие элементы данной специальности.

 Особую радость от своей работы испытываю от того, что среди моих воспитанников нет “конфликтных”, “проблемных” детей. Здесь моими помощникам выступают нехитрые приемы. Так в классе я повесила “Конверт откровений”. В этот конверт ребята “складывают” всё то, о чем не могут сказать открыто: если что-то не нравится во взаимоотношениях с одноклассниками, обиды на кого-то и др. Записки в этом конверте анонимные. Но раз в неделю мы вынимаем их и разбираем на классном часе возникшие проблемы, тем самым, не давая конфликту разрастись. Ещё один конверт классного уголка называется “Письма радости”, в который ребята кладут свои благодарности за помощь одноклассникам, учителям, классному руководителю и родителям, которые я обязательно озвучиваю на родительских собраниях. Появляются там и поздравления с победой в учении, конкурсе или спорте.

  В качестве измерительных материалов работы по данной программе могут быть использованы упражнения, задания занимательного характера, тренинги, тесты, работы со схемами и таблицы.

         5) «Трудовая деятельность».

Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Ф. Вольтер.

Цель программы:  Привить любовь к труду, дать учащимся возможность осознать, что только упорной, кропотливой работой можно  чего-то добиться в жизни.

Задачи:

 - формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

- воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

- вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Прогнозируемый результат: воспитание личности, способной к творческому труду, ценящей любые проявления трудовой деятельности.

Участники программы: учащиеся,  классный руководитель, учителя-предметники, родители.

Время реализации программы: 2008 - 2013 учебный год.

Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности.

 В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

 Общественно- полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), тимуровскую работу, работу в школьных строительных отрядах.

При организации трудовой деятельности необходимо учитывать ряд принципов:

- Сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей.

-Доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил. Соблюдение этого условия исключает физические перегрузки, требует выбора трудовых заданий в соответствии с силами и способностями учащихся.

- Разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Моя задача состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно.

- Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой - каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.

Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

Программа включает в себя два этапа, определенных возрастными особенностями учащихся.

1 Этап : Рассчитан на учеников 5 – 8 классов. На данном этапе ученики начинают осознанно  относится к своей основной деятельности – учебе. Работа классного руководителя в этот период огромна: необходимо помочь участникам учебно-воспитательного процесса в осознании важности образования, для чего я использую индивидуальные беседы, встречи с родителями, взаимодействие с социальным педагогом. “ Портфолио личностного развития” ученика помогает ему увидеть и сравнить свои результаты по отношению к дню “ вчерашнему” и сформулировать цели на ближайшее развитие. В данный период взросления  я стараюсь очень внимательно наблюдать за своими воспитанниками. Проблемы в семье, личные переживания, зарождающиеся конфликты, неуверенность в собственных силах – всё это способно негативно повлиять на уровень обучения ребенка. Именно поэтому, регулярно провожу диагностику, позволяющую мне определить уровень тревожности воспитанника, психологический климат группы (при помощи карты-схемы Л. Н. Лутошкиной), отношения подростка с классом. Методика “Рисунок семьи”, основанная на работах А. И. Захарова (1982), В. Хьюлса (Hulse W., 1951), Дж. Ди Лио (Di Leo J., 1973), Л. Кормана (Gorman L., 1964), Р. Бернса, С. Кауфмана (Burns R., Kaufman S., 1972), К- Маховера (Machover K-, 1949), а также практической работы с методикой (Хоментаускас Г. Т., 1982, 1984; Chomentauskas G., 1983), помогает мне вычленить основные параметры эмоционального состояния ребенка в семье в тот или иной промежуток времени. Вовремя принятые меры: беседы с родителями, консультации, участие социального педагога, помогают избежать серьёзных проблем в отношениях ребёнок – семья. Методика “Цветовая социометрия” углубляет моё представление об эмоционально-непосредственных межличностных отношениях ребёнка с окружающими.

С целью оказания консультативной помощи учителям-предметникам мною при помощи теста кафедры психологии обучения университета штата Джорджи (США), авторы: П. Торранс, С. Рейнолдс, О. Болл,  я определила уровень доминирования головного мозга у моих учеников, что помогло мне определить количество “правополушарных”, “левополушарных” и “равнополушарных” учащихся. На заседании МО я представила полученные результаты и познакомила учителей  с таблицей соответствия между доминированием полушария мозга и формой или видом учебной работы, комфортными для ученика, составила  ПАМЯТКИ для организации эффективной работы учителей - предметников с каждой конкретной группой детей.

Навыки работы с диагностическими материалами были представлены мною в конкурсной работе “Педагогическая диагностика. Что? Как? Зачем? Для кого?”, которая получила 2-е место в районном конкурсе инновационных технологий, а в августе 2009 года я представляла результаты своей работы на Августовской конференции учителей района.

Такая работа уже имеет свои положительные результаты. На начало 2008 – 2009 учебного года из 20 учащихся было 7 хорошистов и 1 отличник. В настоящее время среди моих воспитанников 3 отличника и 8 хорошистов. Успеваемость класса 100 %, качество образования составляет более 60%.

Результаты физического труда находят своё отражение в чистом кабинете, участии в субботниках. Актив класса предложил организовать уход за памятником ветеранам ВОВ и взять шефство над ветеранами нашего села: Козуб В. и Щербак П. П. Раз в неделю я с ребятами иду в гости к нашим подшефным, чтобы оказать им посильную помощь в ведении хозяйства, а также скрасить их одиночество.

 Совместными усилиями ребят, родителей и меня наш класс признан одним из лучших в школе как по чистоте и оформлению, так и по оснащению, которое мне помогают приобретать родители моих воспитанников. Мы с ребятами вырастили и подарили школе  комнатные растения, которые стали украшением школьных рекреаций.

3 этап: рассчитан на учащихся 9 – 11 классов. На данном этапе в полной мере осуществляется профессиональное самоопределение воспитанников.

По завершению 2-го этапа проекта “Ступени успеха” каждый ученик класса должен определить свою формулу успеха, отражающую философию собственной успешной личности. При качественной работе классного руководителя на протяжении всего периода воспитательного процесса воспитанник будет иметь: сформированные общегражданские ценности, умения строить отношения в коллективе, готовность и стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самопознанию, умения органично вписываться в общественные институты, способность конструктивно выполнять разные социальные роли. Итогом моей работы станет реализация модели свободной личности, указанной выше.

9 – 11 класс приходятся на 3 этап проекта “Ступени успеха”, разработкой которого я занимаюсь в настоящее время. Основное направление, которое я определила для данного этапа, - рефлексивный анализ, происходящих с каждым конкретным воспитанником изменений на этапе перехода из школьного детства во взрослость. Эти изменения касаются укрепления индивидуальных ресурсов, усиления лидерской позиции как основы будущей сферы профессиональной деятельности, фокусировки активности на обеспечении будущей жизненной успешности.

Процесс воспитания – сложная и многогранная структура. Всем известна истина, что бриллиантом становится лишь качественно отточенный алмаз, грани которого доведены до совершенства. В опытных руках классного руководителя, имеющего необходимые инструменты для осуществления продуктивного процесса воспитания, любой ученик может превратиться в сверкающую творческую свободную личность. Успех в процессе воспитания возможен только тогда, когда все участники данного процесса примут для себя ряд простых правил:

Успех не приходит сам по себе, если даже его очень ждать.

            Успех – это ряд преодолённых неудач.

            Не надо бояться расти медленно, нужно бояться стоять на месте и не расти совсем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кладовая педагогического мастерства"

В статье представлен опыт работы классного руководителя. Воспитательная система класса "Идея. Общение. Опыт" направлена на развитие самостоятельности, инициативности и активной жизненной позиции подро...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»

Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Представление педагогического опыта по реализации программ воспитательной работы

Выступление на методическом объединении воспитателей...