«Представление педагогического опыта по реализации программ воспитательной работы»
материал
Выступление на МО воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_prezentatsiya_vystuplenie.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»
Выступление на МО воспитателей
«Представление педагогического опыта
по реализации программ
воспитательной работы»
Составила и провела: Поликарпова Е.И.
Р.п. Благовещенка
2024 год
Тема моего выступления «Творческая презентация. Представление педагогического опыта по реализации программ воспитательной работы»
Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах испытывают большое доверие к воспитателю. Для ребенка слова воспитателя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно воспитатель не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.
Развитие личности воспитанника предполагает приобретение им социального знания, осознание ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям, приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия.
Безусловно, что дети с ограниченными возможностями здоровья, вовлекаясь в совместную деятельность, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий и воспитывающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самостоятельности. Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей деятельности ребенка
Правильная организация и планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Жизнь в интернате строится в условиях охранительно – педагогического режима, который предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность обучающихся, определяют их поведение. Неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных навыков и привычек.
Класс был создан в 2020 году
Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед педагогами, такой вопрос встал и передо мной. Составить план – значит, продумать и представить себе, в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты, так и родилась идея создания воспитательной системы класса. Главный смысл воспитательной системы в том, чтобы создать комфортную для каждого ученика атмосферу, в которой он будет развиваться как личность.
Изучив психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характера, интересов и склонностей, шаг за шагом, изо дня в день я открываю для себя каждого ребенка. В моем классе немного учеников 1 класс – 5 детей, на данный момент 8, но все они очень разные, каждый со своим характером, каждый со своим «я», все они такие замечательные! В работе с детьми использую разные формы (индивидуальные, групповые и коллективные) и методы работы и современные педагогические технологии: сотрудничества, здоровьесберегающие, игровые, коррекционные, ИКТ. В каждом проводимом деле я пытаюсь обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Думаю, не случайно в разных видах деятельности становятся участниками разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором. Воспитательную работу в классе планирую согласно режиму дня школы-интерната, циклограмме внеклассных занятий (ежедневное планирование), программе воспитательной работы школы-интерната, годовому плану воспитательной работы школы-интерната (годовое планирование).
Актуальность педагогического опыта заключается в обобщении коррекционной работы по формированию навыков самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с ограниченными возможностями, которая будет способствовать их дальнейшей адаптации в социуме.
Развитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием рассматривается как процесс, направленный на то, чтобы воспитанник состоялся как человек, способный к саморазвитию. Обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребёнка и взрослых.
Ребёнок как личность будет эффективно развиваться при условии учёта его возрастных особенностей и интересов.
У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отсутствует познавательная потребность, стремление приобретать знания, поэтому необходимо формировать мотивы, без которых дальнейшее обучение и воспитание потеряет свой смысл.
И вот в течении 4 лет в классе велась работа по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка. Для этого проводились всевозможные игры, занятия.
Когда в школу пришли дети, самостоятельность в игровой и коммуникативной деятельности, а также в навыках самообслуживания и гигиены отсутствовала, не был сформирован навык опрятности. Это связано с особенностями их психофизического --развития: поздним развитием произвольности психических функций; недоразвитием общих движений, координации, несформированностью предметных и орудийных действий, что негативно сказывалось на развитии мелкой моторики рук, а в целом на становлении культурно-гигиенических навыков.
Часто воспитанникам показывала последовательность (алгоритм) как выполняется та или иная трудная операция. Вместе с ним выполняла ее. Учила детей самостоятельно проделывать эти операции.
Отсутствие у обучающихся самостоятельности в выполнении заданий по трудовой деятельности, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности и требует дополнительного времени для отработки этих навыков. Сознательно выполняя практические трудовые поручения, дети приучались самостоятельно трудиться.
Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья в школе – интернате необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации.
Внеурочная деятельность является одним из продуктивных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Четкое планирование внеклассной деятельности позволяет воспитанникам сознательно выполнять все виды самостоятельных работ
Игра - важное средство с детьми коррекционной школы-интерната, она играет важнейшую роль в развитии и воспитании начальных классов. Она позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную, эмоциональную атмосферу. Так же, как и учебная деятельность, формирует в детях чувство ответственности, поведенческие навыки. Например, в игре «День рождения» я предлагала детям алгоритм поведения в гостях, «Я пришел в поликлинику» разбирали правила поведения в поликлинике, как вести себя на приеме. Особое место в воспитательной деятельности отвожу мероприятиям, связанным с эмоциональными переживаниями, с нравственными проявлениями личности (отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе). Такие занятия проходят в непринужденной обстановке. У детей появляется возможность проявить самостоятельность. Они с удовольствием включаются в беседу, пытаются эмоционально рассказывать, описывают свое эмоциональное состояние, рассуждают, учатся вести диалог, проявляют свое творчество. Беседу хорошо поддерживают Жужина Д., Лазаренко К., Меньшиков М..
Во время экскурсий, прогулок, спортивных часов, при посещении столовой, библиотеки использую прием личного примера, как вести себя с взрослыми и сверстниками. Данный прием наглядно показывает «образец» межличностных взаимоотношений, способствует более быстрому усвоению навыков культурного поведения, формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. В этом году мы много времени уделяли прогулкам, причем в любую погоду. Этим я закаливала организм детей
Необходимо обеспечивать воспитанников множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в литературе, поэтому использую сказку, как один из видов коррекционно-воспитательной работы (читаем, обсуждаем). На таких занятиях воспитанники получали положительный заряд эмоций, развивается память, речь, дети учились находить контакт друг c другом. Воспитанники учились слышать друг друга, а полученные знания дети переносят на ситуации повседневной жизни. Это оказывает наилучшее влияние, как на успешность в обучении, так и на общекультурное и личностное развитие ребенка.
Моих воспитанников активно вовлекаются в общественную жизнь класса посредством различных поручений. Я создаю возможность почувствовать свою значимость, укрепляю веру в себя. Я старалась увидеть и большой, и маленький успех каждого воспитанника в порученном ему деле и умело поощряю его. С ответственностью за порученное дело у детей развиваются лидерские качества, раскрывается творческий потенциал, мотивирует воспитанников, на достижения успеха, как в учебе, так и общественной деятельности, что способствует умению адаптироваться в современном обществе.
Ежедневно идет кропотливая работа по самообслуживанию. Учимся поддерживать чистоту и порядок в классе, спальне, во дворе.
При подготовке к праздникам воспитанники самостоятельно изготавливают открытки, поделки, проявляя самостоятельность в творчестве. На таких занятиях формируются трудолюбие, настойчивость, способность работать в коллективе, самостоятельность в преодолении собственных трудностей, оказание помощи товарищу. Часто изготовлением поделок мы занимаемся и в свободное время. Дети очень любят это занятие.
Участие детей в праздниках − это не только воспитание ребенка через искусство, но и прежде всего лечение его души: укрепление духовных сил, гармонизация психоэмоционального состояния. В этом учебном году наш класс был ответственным за проведение новогоднего утренника, при подготовке к празднику вместе с детьми разучивали стихи, украшали кабинет, делали новогодние поделки.
Познавательная деятельность является одним из главных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в условиях коррекционной школы-интерната. Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Поэтому все мои действия, слова, поведение направлено на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности.
Во время самоподготовки я использую различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанников, развитию интересов к учению.
Важны в процессе самоподготовки элементы игры.
Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение задания, предлагаю конверт с загадками, сканвордами, ребусами, интересными заданиями – это уже в 3-4 классах, а для малышей – рисунки с заданиями, пластилин, коробочки с бусинками, которые интересны детям и развивают мелкую моторику рук.
Значительный воспитательный результат дает организация самопроверки в процессе самоподготовки. Это очень важно для выработки самостоятельности у детей.
Самоподготовка в школе-интернате, организованная воспитателем, приучает детей делать уроки систематически, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.
Каждый год провожу открытые занятия:
1класс – «Прощание с букварем», «Посадка уличных цветов», Неделя воспитателей «Экологический турнир «Природа вокруг нас»,
2 класс – «Солдатский турнир», КРЗ «В гостях у природы», Неделя воспитателя «Веселая математика»,
3 класс – «Школа вежливости», КРЗ «Весна», Неделя воспитателей «Фестиваль народных игр»
4 класс – «Новогодний праздник», Неделя воспитателей квест-игра «Если хочешь быть здоров», «Прощание с начальной школой»
Воспитанники активно участвуют в мероприятиях класса и школы. Ежегодно делаем творческие работы на всевозможные выставки, за что получаем грамоты. (Жужина, Лазаренко, Сарчева, Разводов, Лобовинкина)
Ответственно дежурят в классе комнате, интернате и столовой, принимают участие по благоустройству и уходу территории. Дети стали более уверены в себе, повысили самооценку, развивается чувство коллективизма.
Я зафиксировала положительные результаты: повысилась активность детей на занятиях, у них появилось желание освоить предлагаемый материал, чему-то научиться, дети стали применять в повседневной жизни полученные знания и умения. Овладение самостоятельностью помогает детям обрести независимость от взрослого, создает условия для переживания собственного личного успеха, положительно сказывается на всем психическом развитии детей. Навыки самостоятельности составляют основу овладения детьми трудовыми действиями, что впоследствии способствует их активному адекватному включению в социум.
Я направляю свои усилия и творчество на создание благоприятных условий для более успешной социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы ребенок, проживая период детства, не чувствовал себя ущербным, имел возможность полноценно реализовать свои потребности и способности. В нашей работе невозможно остановиться на достигнутом. Своими педагогическими находками, идеями делюсь с коллегами, выступаю на методических объединениях, педсоветах, мастер-классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС"
Педагогический опыт по теме "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС" представлен по следующим критериям:Актуальность и перспективность опыта. Значение для соверше...
Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...
Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.
Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...
Представление педагогического опыта по реализации системы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в общеобразовательной организации
Семинар Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологииКорягин Дмитрий Александрович...
Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»
Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...
Представление педагогического опыта по реализации программ воспитательной работы
Выступление на методическом объединении воспитателей...
Представление педагогического опыта по теме: "Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС"
В статье описан метод кейс - технологии и его эффективность в повышении качества образования...