"Психология адаптации пятиклассников"
материал (5 класс) на тему
Любой учитель скажет, что пятый класс – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
психология адаптации пятиклассников | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психология адаптации пятиклассников».
подготовила
классный руководитель Назарова Оксана Анатольевна
Краснодар 2012
Цель:
1. Выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся.
2. Раскрыть причины плохой адаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.
3.Привлечь внимание к проблеме адаптации родителей, психолога, педагогов, учащихся.
4. Определить готовность к обучению в новых условиях.
5. Оказать помощь детям не готовым к пятому классу.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Пятый класс – это прощание с детством, маленький шаг на пути ко взрослой жизни, к важному периоду, наполненному ощущением ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации. Основное внимание родителям во время адаптационного периода пятиклассников следует уделять учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки. Многие ученики переживают это событие как главнейший переход к самостоятельной жизни. Они выделяют себя среди сверстников и понимают, что становятся взрослее. Этот показатель является для них определяющим в отношении с новыми учителями. А у каждого учителя свой характер, свои требования, свой стиль подачи изучаемого материала. В свою очередь для каждого ученика создается допустимость, а для кого-то счастливый случай, по-новому проявить себя, свои способности. Может в какой-то степени построить не создавшиеся отношения в начальной школе с педагогами, воплотить нереализованные мечты в реальности. И важно наставнику, классному руководителю увидеть эти стремления в ученике, не загубить на корню. Пятый год обучения в школе. Ребёнка встречает новый коллектив учителей, может быть и новые ученики. Он учится выполнять требования сразу нескольких педагогов. Меняется место в системе отношений. Новая структура обучения: классный руководитель, учителя-предметники, новые дисциплины в разных кабинетах. В жизни школьника начинается стабильный период развития. Меняется психологическая нагрузка, так как формируется личность.
Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:
- возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем;
- возросший объем работ как на уроке, так и дома;
- новые требования к урокам и новые учителя;
- необходимость много работать самостоятельно и т.д.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.
Для ребенка в данный период необычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников, классного руководителя и родителей. Трудности и страхи в отношении с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на «оценку» все больше провоцируют страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни. Серьезной проблемой является и смена классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, незнании требований учителей, ориентированности в здании школы и т. д. И здесь компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к детям, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главнейших условий успешной адаптации.
Повышенная тревожность
Первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что ребенку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему нужно найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Ощущение успеха - лучшее лекарство от повышенной тревожности. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые (прежде всего, родители) обязательно придут ему на помощь. Если родители сами не уверены в себе, полны опасений и беспокойства, то надо, чтобы они, по крайней мере, не демонстрировали свою неуверенность ребенку, не делились с ним своими страхами. Для того, чтобы чувствовать себя спокойнее в различных ситуациях, представляющихся тревожному ребенку небезопасными, можно воспользоваться такой классической культурной техникой как талисман. Лучше всего, если консультант расскажет об использовании талисмана ребенку и родителям вместе. Полезно напомнить о том, что люди во все времена пользовались талисманами. Их брали с собой на охоту в древние времена, их носили солдаты, уходящие на войну, да и сегодня люди, особенно нуждающиеся в успехе (летчики, спортсмены, солдаты, каскадеры) ими не пренебрегают. Нужно объяснить, что талисман всегда дарит какой-нибудь очень близкий, любящий и любимый человек - и поэтому талисман напоминает об этом человеке, придает ощущение того, что этот человек рядом с тобой, что он помнит о тебе и поддерживает тебя. Если ребенок достаточно взрослый, то ему можно рассказать о принципе ассоциации (или условного рефлекса): талисман вызывает воспоминание о близком и/или особо значимом человеке по ассоциации. А это воспоминание успокаивает, снимает волнение. В свою очередь, спокойное состояние сильно повышает шансы на успех. Поэтому, независимо от своих магических свойств, талисман приносит удачу (а если у него есть еще и магические свойства - тем лучше). Талисман должен быть приятен и сам по себе. Для девочки подходящим талисманом будет например, красивый медальон. Такая игрушка хороша и для маленького мальчика. Для мальчика постарше это может быть гладкий, красивый и приятный наощупь камешек. Если ребенок религиозен, то очень хорош освященный образок или крестик. В любом случае он должен быть подарен очень близким или особо значимым человеком - обычно это кто-либо из родителей. Первое время талисман надо брать с собой в тех случаях, когда успех практически гарантирован: тогда вдобавок к ассоциациям с близким человеком он "обрастет" также успокаивающими ассоциациями с удачей, успехом. Если же несколько раз подряд он окажется связан с неудачей (например, с плохо написанной контрольной в школе), то от него надо отказаться, по крайней мере на некоторое время, пока не забудутся ассоциации с неудачами. Если в какой-либо очередной ответственной ситуации талисман окажется забыт дома, ничего страшного. Он вполне может выполнять свою защитную успокаивающую функцию и лежа дома - надо только почаще о нем вспоминать. Отнюдь не является трагедией и потеря талисмана. Она означает лишь, что его охранительная сила оказалась исчерпана - это тоже мотив, широко распространенный в культуре; быть может, ценой своего ухода талисман спасал вас от какой-то неведомой вам опасности (подобные игры с самим собой - обычная составляющая психологических техник саморегуляции).
Все эти объяснения - важный элемент техники работы с талисманом. Они должны быть даны ребенку и родителям убедительно, в понятных им словах. Уровень тревоги тесно связан с состоянием центральной нервной системы. Для его снижения большое значение имеют различные водные процедуры. Это ванны со специальными добавками - морской солью (сборы трав, оказывающие успокоительное действие на нервную систему, продаются в аптеках без рецепта). Очень хорошее действие оказывает теплый душ перед сном - но не горячий и не холодный (и тот, и другой возбуждают), а примерно температуры тела, приятный для кожи и ощущаемый как "нейтральный". Очень полезны занятия спортом, особенно - плаванием.
Проблемы общения со сверстниками.
Родителям следует рассказать, как взрослый может целенаправленно строить общение небольшой группы детей. Поначалу ребенка надо учить общаться и сотрудничать с одним-двумя партнерами. Общий принцип участия взрослого в детском общении: как можно более незаметная помощь, подсказка в случае конфликта или выпадения из общего дела. Предположим, дети не могут сами придумать, чем им заняться. Тогда взрослый должен подсказать им какую-нибудь интересную игру. Как только они начали играть, он отходит в сторону, представляя дальнейшую инициативу им самим. Но вдруг снова возникает затруднение - например, двое ребят поспорили, кому из них достанется самая интересная роль. Тут взрослый снова вмешивается, помогает решить спор (скажем, предлагает ввести в игру еще одну не менее привлекательную роль) и снова отодвигается на задний план. Детям проще всего общаться со старшим ребенком: он охотно берет на себя роль ведущего, и от остальных требуется лишь выполнение его указаний. Младшие почти никогда с этим не спорят, признавая безусловный авторитет возраста. Поэтому ребенку, у которого есть трудности в общении, полезно для начала обеспечить возможность контактов со старшими детьми. Следующий этап в развитии навыков общения - это контакты с младшими. Теперь уже он сам выступает в роли старшего, и авторитет возраста обеспечивает успех его пока еще не очень умелым попыткам организовать какое-либо совместное занятие. Самое трудное - это общение со сверстниками. Тут уж приходится самому находить "золотую середину" между командованием и подчинением, все время соотносить свои намерения с желаниями других детей.
Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате осознания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения.
Подросток — это ребенок, становящийся взрослым. Внешне подросток мало похож на взрослого: играет, дерется, шалит, скачет. Но за внешней непохожестью, за "детскостью" скрывается то незаметное, о чем часто не подозревают родители,— "взрослость". Главным в личности подростка является возникшее и все более и более утверждающееся чувство, что он уже не ребенок. Но очень часто представление подростка о себе как о взрослом человеке не совпадает с мнением о нем окружающих людей: родителей, соседей, знакомых, а иногда и учителей.
Конечно, "чувство взрослости" - это скорее стремление быть взрослым и внутреннее отрицание своей принадлежности к детям, чем настоящая "взрослость". И отношение взрослых к подростку зачастую остается прежним: "Мал еще, чтобы указывать". Такое отношение часто приводит к драматическим конфликтам между родителями и подростками. Конечно, трудно родителям видеть, как их дочка, подражая моде, надевает на себя несуразные платья, подкрашивает глаза, а от сына пахнет табаком. Но для того, чтобы избежать серьезных последствий переходного возраста, взрослые должны научиться относиться к своим детям как к взрослым людям. Основной причиной конфликтов является несоответствие между отношением к подростку как к ребенку и представлением подростка о себе как о взрослом человеке, имеющем новые права. Во избежание конфликта необходимо найти для подростка новое место рядом с собой, предоставить ему ту степень самостоятельности, которая соответствует его возможностям, общественным требованиям к нему и позволяет взрослому влиять и руководить подростком. Если взрослые не меняют систему своих отношений с подростком, то нужные для себя отношения дети находят среди своих ровесников. И, к сожалению, не всегда эти отношения строятся на правильных основаниях, на системе моральных ценностей, принятых в обществе.
Что такое адаптация? Адаптация – это приспособление. Адаптированность – осознанная способность активно взаимодействовать с новой внешней средой. Переход из начальной школы в среднюю школу связан с возрастанием нагрузки на психику человека.
- Психологическая адаптация – определяется индивидуальными особенностями ребёнка и спецификой учебного материала. Главную трудность этой адаптации составляет освоение содержания обучения.
- Беспокойство семьи и самого ребенка, связанное с обучением в пятом классе.
- Ребенок зависит от новых условий адаптации, требований, которые выдвигает семья, его окружение.
- Успешная адаптация ребенка зависит от внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
- Степень стремления к учебной деятельности и его желание общаться с одноклассниками, вступать в учебные и вне учебные контакты.
- Влияние психологического климата в классном коллективе на школьника. Возрастные изменения в организме, связанные с состоянием физического здоровья.
- Самооценка – важный фактор, связанный с адаптацией ребенка в пятом классе. Если она занижена, то на пути к успешной адаптированности чаще встречаются неудачи.
Физиологическая адаптация характеризуется различной степенью нагрузки организма:
- Изменение режима дня в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки.
- Быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме.
- Изменение в питании ребенка, связанные с его большей нагрузкой.
- Социальная адаптация взаимодействует с желанием и умением ребёнка принять новую для него роль – школьника среднего звена. Психологические и физиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в 5 классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом похожий с началом обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе, на «самого маленького» в средней школе – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
Тревожностьродителей. Родители тревожатся, отправляя своего ребёнка в 5 класс. Им очень хочется, чтобы ему было хорошо и комфортно в новом классе. Но, к сожалению, совершенно забывают о том, что недостаточно подготовить сына или дочь к школе, купив тетради, ручки... Необходимо обратить пристальное внимание на следующие моменты:
Физическое и психическое здоровье.
Самостоятельность.
Вежливость.
Организованность.
Ответственность.
Способность к общению.
Умение слушать других.
Умение признавать свои ошибки. Ведь каждый из этих навыков помогает ребёнку преодолеть стресс, который он испытывает в школе.
Для успешной адаптации детей в школе созданы все условия:
Первая четверть «2» не ставится
Полноценное питание.
Индивидуальные беседы.
Классные часы.
Регулярный медицинский осмотр.
Коллективные поездки, экскурсии и т. д.
Немаловажна роль учителя в благополучной адаптации детей. Преодолеть все трудности помогают терпение, выдержка, доброжелательность, профессионализм наставников, а так же проверенные методы работы, основанные на здоровьесберегающей технологии:
- Создание ситуации успеха.
- Применение положительных установок.
- Опора на особенности ребёнка.
- Создание комфорта, интереса.
- Работа над навыками сотрудничества, коммуникативности, толерантности.
- Творческая внеклассная работа.
- Коллективная работа.
- Живая связь «учитель - родители».
Литература:
Андрияхина, Н. Как помочь пятикласснику?/ Н. Андрияхина // Школьный психолог. - № 30. – 2003
Грубкина,Т, Родительский клуб / Т, Грубкина // Школьный психолог. - № 25 - 2000.
Коблик, Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе / Е.Г. Коблик.- М.: Генезис, 2003
Курбеко, И.В. Ваш ребенок – пятиклассник/ И.В. Курбеко// Пачатковая школа. - № 4 – 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
Проектная работа: «Психология адаптации пятиклассников».
В этом году мне дали классное руководство в пятом классе. Главная задача, стоявшая передо мной, состояла в том, чтобы дети, пришедшие в мой класс чувствовали себя комфортно. Мне как классному ру...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
Проблемы адаптации пятиклассников. Работа психологической службы с детьми в период адаптации в среднем звене
Презентация о деятельности психологической службы в период адаптации учеников 5-х классов в средней школе...
Выступление на родительском собрании на тему: «Трудности адаптации пятиклассников в школе» педагог-психолог Захарова М.Г.
психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе....