Проектная работа: «Психология адаптации пятиклассников».
методическая разработка по теме
В этом году мне дали классное руководство в пятом классе. Главная задача, стоявшая передо мной, состояла в том, чтобы дети, пришедшие в мой класс чувствовали себя комфортно. Мне как классному руководителю предстояло, выявить позиции всех участников воспитательного процесса, затем раскрыть причины плохой адаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.Разумеется, привлечь внимание к проблеме адаптации родителей, психолога, педагогов, самих учащихся, далее определить готовность к обучению в новых условиях.И в заключении моей работы оказать помощь детям не совсем готовым к пятому классу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota._psihologiya_adaptacii_pyatiklassnikov.doc | 52 КБ |
proekt._psihologiya_adaptacii_5_kl.t.pptx | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
Майкопского района
Проектная работа:
«Психология адаптации пятиклассников».
подготовила
учитель русского языка и литературы
Давыдова Елена Александровна
п. Краснооктябрьский
2012
Цель проекта:
1. Выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся.
2. Раскрыть причины плохой адаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.
3. Привлечь внимание к проблеме адаптации родителей, психолога, педагогов, учащихся.
4. Определить готовность к обучению в новых условиях.
5. Оказать помощь детям не совсем готовым к пятому классу.
План проекта:
1. Пятый год обучения в школе. Плюсы и минусы.
- Переход из начальной в среднюю школы.
- Психологическая адаптация.
- Физиологическая адаптация.
- Социальная адаптация.
2. Причины плохой адаптации.
- Тревоги родителей.
3. Диагностика уровня и содержания адаптации 5-классников к новым условиям обучения.
4. Роль учителя. Создание ситуации успеха.
1. Вступительное слово.
Пятый класс – это прощание с детством, маленький шаг на пути ко взрослой жизни, к важному периоду, наполненному ощущением ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации. Основное внимание родителям во время адаптационного периода пятиклассников следует уделять учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
Многие ученики переживают это событие как главнейший переход к самостоятельной жизни. Они выделяют себя среди сверстников и понимают, что становятся взрослее. Этот показатель является для них определяющим в отношении с новыми учителями. А у каждого учителя свой характер, свои требования, свой стиль подачи изучаемого материала. В свою очередь для каждого ученика создается допустимость, а для кого-то счастливый случай, по-новому проявить себя, свои способности. Может в какой-то степени построить не создавшиеся отношения в начальной школе с педагогами, воплотить нереализованные мечты в реальности. И важно наставнику, классному руководителю увидеть эти стремления в ученике, не загубить на корню.
Пятый год обучения в школе.
Ребёнка встречает новый коллектив учителей, может быть и новые ученики. Он учится выполнять требования сразу нескольких педагогов. Меняется место в системе отношений. Новая структура обучения: классный руководитель, учителя-предметники, новые дисциплины в разных кабинетах. В жизни школьника начинается стабильный период развития. Меняется психологическая нагрузка, так как формируется личность.
2. Что такое адаптация?
Адаптация – приспособление.
Адаптированность – осознанная способность активно взаимодействовать с новой внешней средой.
Переход из начальной школы в среднюю школу связан с возрастанием нагрузки на психику человека.
- Психологическая адаптация – определяется индивидуальными особенностями ребёнка и спецификой учебного материала. Главную трудность этой адаптации составляет освоение содержания обучения.
- Беспокойство семьи и самого ребенка, связанное с обучением в пятом классе.
- Ребенок зависит от новых условий адаптации, требований, которые выдвигает семья, его окружение.
- Успешная адаптация ребенка зависит от внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
- Степень стремления к учебной деятельности и его желание общаться с одноклассниками, вступать в учебные и вне учебные контакты.
- Влияние психологического климата в классном коллективе на школьника. Возрастные изменения в организме, связанные с состоянием физического здоровья.
- Самооценка – важный фактор, связанный с адаптацией ребенка в пятом классе. Если она занижена, то на пути к успешной адаптированности чаще встречаются неудачи.
- Физиологическая адаптация характеризуется различной степенью нагрузки организма:
Изменение режима дня в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки.
Быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме.
Изменение в питании ребенка, связанные с его большей нагрузкой.
- Социальная адаптация взаимодействует с желанием и умением ребёнка принять новую для него роль – школьника среднего звена.
3. Психологические и физиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в 5 классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом похожий с началом обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе, на «самого маленького» в средней школе – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
Тревожность родителей.
Родители тревожатся, отправляя своего ребёнка в 5 класс. Им очень хочется, чтобы ему было хорошо и комфортно в новом классе. Но, к сожалению, совершенно забывают о том, что недостаточно подготовить сына или дочь к школе, купив тетради, ручки... Необходимо обратить пристальное внимание на следующие моменты:
- Физическое и психическое здоровье.
- Самостоятельность.
- Вежливость.
- Организованность.
- Ответственность.
- Способность к общению.
- Умение слушать других.
- Умение признавать свои ошибки.
Ведь каждый из этих навыков помогает ребёнку преодолеть стресс, который он испытывает в школе.
Для успешной адаптации детей в школе созданы все условия:
- Первая четверть не оценивается.
- Обязательные динамические паузы.
- Обязательные физкультурные минутки.
- Полноценное питание.
- Индивидуальные беседы.
- Классные часы.
- Регулярный медицинский осмотр.
- Коллективные поездки и походы.
4. Роль учителя.
Немаловажна роль учителя в благополучной адаптации детей. Преодолеть все трудности помогают терпение, выдержка, доброжелательность, профессионализм наставников, а так же проверенные методы работы, основанные на здоровьесберегающей технологии:
- Создание ситуации успеха.
- Применение положительных установок.
- Опора на особенности ребёнка.
- Создание комфорта, интереса.
- Работа над навыками сотрудничества, коммуникативности, толерантности.
- Творческая внеклассная работа.
- Коллективная работа.
- Живая связь «учитель - родители».
Список использованной литературы
1. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. — 1984. — №4.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 2006.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз проекта: В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ.
Пятый класс – это прощание с детством, маленький шаг на пути к взрослой жизни, к важному периоду, наполненному ощущением ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации.
Пятый год обучения в школе. Ребёнка встречает новый коллектив учителей. Он учится выполнять требования сразу нескольких педагогов. Меняется место в системе отношений. Новая система обучения: классный руководитель, учителя-предметники, новые дисциплины в разных кабинетах. В жизни школьника начинается стабильный период развития . Меняется психологическая нагрузка, так как формируется личность.
1. Психологическая адаптация – определяется индивидуальными особенностями ребёнка и спецификой учебного материала. Главную трудность этой адаптации составляет освоение содержания обучения. Психологические проблемы адаптации к школьному обучению и условия их успешного преодоления:
Беспокойство семьи и самого ребенка, связанное с обучением в пятом классе. Ребенок зависит от новых условий адаптации, требований, которые выдвигает семья, его окружение. Успешная адаптация ребенка зависит от внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе. Степень стремления к учебной деятельности и его желание общаться с одноклассниками, вступать в учебные и вне учебные контакты. Влияние психологического климата в классном коллективе на школьника. Возрастные изменения в организме, связанные с состоянием физического здоровья. Самооценка – важный фактор, связанный с адаптацией ребенка в пятом классе. Если она занижена, то на пути к успешной адаптированности чаще встречаются неудачи
2. Физиологическая адаптация характеризуется различной степенью нагрузки организма: Изменение режима дня в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки. -Быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме. -Изменение в питании ребенка, связанные с его большей нагрузкой.
3. Социальная адаптация взаимодействует с желанием и умением ребёнка принять новую для него роль – школьника среднего звена.
Причины плохой адаптации в 5 классе: Возникают различные требования со стороны учителей-предметников, необходимость их учитывать и выполнять.
Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении новых слов у взрослых .
Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному Руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть. Родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Родители тревожатся, отправляя своего ребёнка в 5 класс. Им очень хочется, чтобы ему было хорошо и комфортно в новом классе. Но, к сожалению, совершенно забывают о том, что недостаточно подготовить сына или дочь к школе, купив тетради, ручки... Необходимо обратить пристальное внимание на следующие моменты:
Физическое и психическое здоровье Самостоятельность Организованность Ответственность Способность к общению Умение слушать других Умение признавать свои ошибки Вежливость
Ведь каждый из этих навыков помогает ребёнку преодолеть стресс, который он испытывает в школе.
Для успешной адаптации детей в школе созданы все условия: - Первая четверть не оценивается. - Обязательные динамические паузы. - Обязательные физ. минутки. - Полноценное питание. - Индивидуальные беседы. - Классные часы. - Регулярный мед. осмотр. - Коллективные поездки и походы.
Для выявления степени адаптированности были проведены тесты, один из них: Содержание Да Нет Иду в школу с радостью. 13 6 В школе у меня хорошее настроение. 15 4 Рассказываю родителям о школе. 13 6 В школе хорошие учителя. 19 0 Есть любимые предметы. 19 0 Привык к новым учителям. 13 6 К педагогам можно обратиться за помощью. 16 3 Испытываю страх перед учителями. 4 15 Свободно высказываю свое мнение. 14 5
Содержание Да Нет В начальной школе было лучше. 4 15 Летом скучал по школе. 9 10 Чувствую себя одиноко. 3 16 Нашёл в школе новых друзей. 13 6 Рад, что учусь в школе. 7 12 Классный руководитель добрый человек. 15 0 С классным руководителем пойду в разведку. 15 4 Доверю классному руководителю тайну. 10 9 Хотел бы быть в другом классе. 2 17
Важна роль учителя в благополучной адаптации детей. Преодолеть все трудности помогают терпение, выдержка, доброжелательность, профессионализм наставников, а так же проверенные методы работы, основанные на здоровьесберегающей технологии:
Создание ситуации успеха Применение положительных установок Создание комфорта, интереса Работа над навыками сотрудничества, коммуникативности, толерантности Творческая внеклассная работа Коллективная работа Живая связь «учитель - родители» Опора на особенности ребёнка
ВЫ будете нами гордиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы
Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...
Модель психологического сопровождения на этапе адаптации пятиклассников
Модель адаптации пятиклассников...
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
Проблемы адаптации пятиклассников. Работа психологической службы с детьми в период адаптации в среднем звене
Презентация о деятельности психологической службы в период адаптации учеников 5-х классов в средней школе...