Проектная работа: «Психология адаптации пятиклассников».
методическая разработка по теме

 

В этом году мне дали классное руководство в пятом классе. Главная задача, стоявшая передо мной, состояла в том, чтобы дети, пришедшие в мой класс чувствовали себя комфортно. Мне как классному руководителю предстояло, выявить позиции всех участников воспитательного процесса, затем раскрыть причины плохой адаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.Разумеется, привлечь внимание к проблеме адаптации родителей, психолога, педагогов, самих учащихся, далее определить готовность к обучению в новых условиях.И в заключении моей работы оказать помощь детям не совсем готовым к пятому классу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»

Майкопского района

Проектная работа:

«Психология адаптации пятиклассников».

подготовила

учитель русского языка и литературы

Давыдова Елена Александровна

п. Краснооктябрьский

 2012

Цель проекта:

1. Выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся.

2. Раскрыть причины плохой адаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

3. Привлечь внимание к проблеме адаптации родителей, психолога, педагогов, учащихся.

4. Определить готовность к обучению в новых условиях.

5. Оказать помощь детям не совсем готовым к пятому классу.

План проекта:

1. Пятый год обучения в школе. Плюсы и минусы. 

  1.  Переход из начальной в среднюю школы.
  2.  Психологическая адаптация.      
  3.  Физиологическая адаптация.
  4.  Социальная адаптация.

2. Причины плохой адаптации.

  1.  Тревоги родителей.

3. Диагностика уровня и содержания адаптации 5-классников к новым условиям обучения.

4. Роль учителя. Создание ситуации успеха.

1. Вступительное слово.

Пятый класс – это прощание с детством, маленький шаг на пути ко взрослой жизни, к важному периоду, наполненному ощущением ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации. Основное внимание родителям во время адаптационного периода пятиклассников следует уделять учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки. 

Многие ученики переживают это событие как главнейший переход к самостоятельной жизни. Они выделяют себя среди сверстников и понимают, что становятся взрослее. Этот показатель является для них определяющим в отношении с новыми учителями. А у каждого учителя свой характер, свои требования, свой стиль подачи изучаемого материала. В свою очередь для каждого ученика создается допустимость, а для кого-то счастливый случай, по-новому проявить себя, свои способности. Может в какой-то степени построить не создавшиеся отношения в начальной школе с педагогами, воплотить нереализованные мечты в реальности. И важно наставнику, классному руководителю увидеть эти стремления в ученике, не загубить на корню.

Пятый год обучения в школе.

Ребёнка встречает новый коллектив  учителей, может быть и новые ученики. Он учится выполнять требования сразу  нескольких педагогов. Меняется место в системе отношений. Новая структура обучения: классный руководитель, учителя-предметники, новые дисциплины в разных кабинетах. В жизни школьника начинается стабильный период развития. Меняется психологическая нагрузка, так как формируется  личность.

2. Что такое адаптация?

Адаптация – приспособление.

Адаптированность – осознанная способность активно взаимодействовать с новой внешней средой.

Переход из начальной школы в среднюю школу связан с возрастанием нагрузки  на психику человека.

  1. Психологическая адаптация – определяется индивидуальными особенностями ребёнка и спецификой учебного материала. Главную трудность этой адаптации составляет освоение содержания обучения. 
  1. Беспокойство семьи и самого ребенка, связанное с обучением в пятом классе.
  2. Ребенок зависит от новых условий адаптации, требований, которые выдвигает семья, его окружение.
  3. Успешная адаптация ребенка зависит от внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
  4. Степень стремления к учебной деятельности и его желание общаться с одноклассниками, вступать в учебные и вне учебные контакты.
  5. Влияние психологического климата в классном коллективе на школьника. Возрастные изменения в организме, связанные с состоянием физического здоровья.
  6. Самооценка – важный фактор, связанный с  адаптацией ребенка в пятом классе. Если она   занижена, то на пути к успешной адаптированности чаще встречаются неудачи.
  1. Физиологическая адаптация  характеризуется различной степенью нагрузки организма:
  1. Изменение режима дня в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки.

  2. Быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме.

  3. Изменение в питании ребенка, связанные с его большей нагрузкой.

  1. Социальная адаптация взаимодействует с желанием и умением ребёнка принять новую для него роль – школьника среднего звена.

3. Психологические и физиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в 5 классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом похожий с началом обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе, на «самого маленького» в средней школе – все это является довольно серьезным  испытанием для психики школьника.

Тревожность родителей.

Родители тревожатся, отправляя своего ребёнка в 5 класс. Им очень хочется, чтобы ему было хорошо и комфортно в новом классе. Но, к сожалению, совершенно забывают о том, что недостаточно подготовить сына или дочь к школе, купив тетради, ручки... Необходимо обратить пристальное внимание на следующие моменты: 

  1. Физическое и психическое здоровье.
  2. Самостоятельность.
  3. Вежливость.
  4. Организованность.
  5. Ответственность.
  6. Способность к общению.
  7. Умение слушать других.
  8. Умение признавать свои ошибки.

Ведь каждый из этих навыков помогает ребёнку преодолеть стресс, который он испытывает в школе.

Для успешной адаптации детей в школе созданы все условия:

  1. Первая четверть не оценивается.
  2. Обязательные динамические паузы.
  3. Обязательные физкультурные минутки.
  4. Полноценное питание.
  5. Индивидуальные беседы.

  1. Классные часы.
  2. Регулярный медицинский осмотр.
  3. Коллективные поездки и походы.

4. Роль учителя.

Немаловажна роль учителя в благополучной адаптации детей. Преодолеть все трудности помогают терпение, выдержка, доброжелательность, профессионализм наставников, а так же проверенные методы работы, основанные на здоровьесберегающей технологии:  

  1. Создание ситуации успеха.
  2. Применение положительных установок.
  3. Опора на особенности ребёнка.
  4. Создание комфорта, интереса.
  5. Работа над навыками сотрудничества, коммуникативности, толерантности.
  6. Творческая внеклассная работа.
  7. Коллективная работа.
  8. Живая связь «учитель - родители».

Список использованной литературы

1. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. — 1984. — №4.

 2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 2006.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психология адаптации пятиклассников . Проект подготовила: Давыдова Е.А, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №2, п. Краснооктябрьский .

Слайд 4

Девиз проекта: В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ.

Слайд 5

Пятый класс – это прощание с детством, маленький шаг на пути к взрослой жизни, к важному периоду, наполненному ощущением ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации.

Слайд 6

Пятый год обучения в школе. Ребёнка встречает новый коллектив учителей. Он учится выполнять требования сразу нескольких педагогов. Меняется место в системе отношений. Новая система обучения: классный руководитель, учителя-предметники, новые дисциплины в разных кабинетах. В жизни школьника начинается стабильный период развития . Меняется психологическая нагрузка, так как формируется личность.

Слайд 8

1. Психологическая адаптация – определяется индивидуальными особенностями ребёнка и спецификой учебного материала. Главную трудность этой адаптации составляет освоение содержания обучения. Психологические проблемы адаптации к школьному обучению и условия их успешного преодоления:

Слайд 9

Беспокойство семьи и самого ребенка, связанное с обучением в пятом классе. Ребенок зависит от новых условий адаптации, требований, которые выдвигает семья, его окружение. Успешная адаптация ребенка зависит от внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе. Степень стремления к учебной деятельности и его желание общаться с одноклассниками, вступать в учебные и вне учебные контакты. Влияние психологического климата в классном коллективе на школьника. Возрастные изменения в организме, связанные с состоянием физического здоровья. Самооценка – важный фактор, связанный с адаптацией ребенка в пятом классе. Если она занижена, то на пути к успешной адаптированности чаще встречаются неудачи

Слайд 10

2. Физиологическая адаптация характеризуется различной степенью нагрузки организма: Изменение режима дня в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки. -Быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме. -Изменение в питании ребенка, связанные с его большей нагрузкой.

Слайд 11

3. Социальная адаптация взаимодействует с желанием и умением ребёнка принять новую для него роль – школьника среднего звена.

Слайд 12

Причины плохой адаптации в 5 классе: Возникают различные требования со стороны учителей-предметников, необходимость их учитывать и выполнять.

Слайд 13

Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении новых слов у взрослых .

Слайд 14

Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному Руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть. Родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Слайд 15

Родители тревожатся, отправляя своего ребёнка в 5 класс. Им очень хочется, чтобы ему было хорошо и комфортно в новом классе. Но, к сожалению, совершенно забывают о том, что недостаточно подготовить сына или дочь к школе, купив тетради, ручки... Необходимо обратить пристальное внимание на следующие моменты:

Слайд 16

Физическое и психическое здоровье Самостоятельность Организованность Ответственность Способность к общению Умение слушать других Умение признавать свои ошибки Вежливость

Слайд 17

Ведь каждый из этих навыков помогает ребёнку преодолеть стресс, который он испытывает в школе.

Слайд 18

Для успешной адаптации детей в школе созданы все условия: - Первая четверть не оценивается. - Обязательные динамические паузы. - Обязательные физ. минутки. - Полноценное питание. - Индивидуальные беседы. - Классные часы. - Регулярный мед. осмотр. - Коллективные поездки и походы.

Слайд 19

Для выявления степени адаптированности были проведены тесты, один из них: Содержание Да Нет Иду в школу с радостью. 13 6 В школе у меня хорошее настроение. 15 4 Рассказываю родителям о школе. 13 6 В школе хорошие учителя. 19 0 Есть любимые предметы. 19 0 Привык к новым учителям. 13 6 К педагогам можно обратиться за помощью. 16 3 Испытываю страх перед учителями. 4 15 Свободно высказываю свое мнение. 14 5

Слайд 20

Содержание Да Нет В начальной школе было лучше. 4 15 Летом скучал по школе. 9 10 Чувствую себя одиноко. 3 16 Нашёл в школе новых друзей. 13 6 Рад, что учусь в школе. 7 12 Классный руководитель добрый человек. 15 0 С классным руководителем пойду в разведку. 15 4 Доверю классному руководителю тайну. 10 9 Хотел бы быть в другом классе. 2 17

Слайд 21

Важна роль учителя в благополучной адаптации детей. Преодолеть все трудности помогают терпение, выдержка, доброжелательность, профессионализм наставников, а так же проверенные методы работы, основанные на здоровьесберегающей технологии:

Слайд 22

Создание ситуации успеха Применение положительных установок Создание комфорта, интереса Работа над навыками сотрудничества, коммуникативности, толерантности Творческая внеклассная работа Коллективная работа Живая связь «учитель - родители» Опора на особенности ребёнка

Слайд 23

ВЫ будете нами гордиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Проблемы адаптации пятиклассников. Работа психологической службы с детьми в период адаптации в среднем звене

Презентация о деятельности психологической службы в период адаптации учеников 5-х классов в средней школе...