классный час для учащихся 7 класса на тему: "Я - гражданин России"
классный час (7 класс) по теме
Прежде, чем провести классный час, была проведена исследовательская работа с местным краеведческим музеем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_ya_-_grazhdanin_rossii.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: «Я – гражданин России»
Цель: Формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».
Форма: классный час-размышление.
Информация к размышлению:
Россия без каждого из нас обойтись может,
но никто из нас без неё не может обойтись.
И. С. Тургенев.
Подготовительный этап:
- В ходе подготовки к классному часу проводится конкурс рисунков «Люблю тебя, мой край родной»
- Учащиеся готовят сообщения на темы:
-«Кто такой настоящий гражданин России?»
-«Гражданином быть обязан»
3. Посещение местного краеведческого музея с целью нахождения материала о Чавкине Михаиле Семёновиче.
4. Оказание помощи в посёлке Ветеранов
5. Подготовка стенда и заочное путешествие по достопримечательностям областного центра г. Саратова.
Ход классного часа:
Вступительное слово учителя:
Акцентирование внимания на важности изучения данной проблемы для становления личности гражданина России, организация обмена мнениями по вопросам:
- Кто такой гражданин?
- Кого можно назвать настоящим сыном своего отечества?
Понятие «гражданин» имеет юридическое и нравственное толкование.
В юридическом смысле «гражданин» - это человек, который обладает правами, свободами, несёт определённые обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией Российской Федерации.
Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т. д.
Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.
К основным обязанностям граждан России относятся:
* соблюдать Конституцию и Законы РФ,
* уважать права и свободы других людей,
* защищать Отечество,
* платить налоги,
* сохранять природу и окружающую среду,
* заботиться о детях, их воспитании, образовании и т. д.
* заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
В полном объёме гражданин Российской Федерации может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.
А можно ли вас назвать гражданами России?
По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: «Каждый ребёнок имеет право на приобретение гражданства»
Знакомство с Законом РФ «О гражданстве», вступившем в силу 1 июля 2002 года. Особое внимание обратить на ст. 9 «Гражданство детей» и ст. 12 «Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению»
Статья 9. Гражданство детей.
1. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребёнком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.
3. Гражданство Российской Федерации ребёнка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.
4. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав. В случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласие его родителей, лишённых родительских прав.
Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению.
- Ребёнок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребёнка:
А) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребёнка)
Б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребёнка);
В) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории Российской Федерации, либо в ином случае он станет лицом без гражданства.
Г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребёнок родился на территории Российской Федерации, а государства, государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своё гражданство.
2. Ребёнок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ещё много нерешённых проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.
Подумайте и скажите, в чём проявляется забота государства о вас как о своих гражданах?
Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение понятия «гражданин», сколько его духовно-нравственный смысл. Вспомним строки Н.Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».
Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. На протяжении тысячелетий истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, Отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам «загадочную русскую душу» Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые лёгкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.
Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002г.
В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей. Спустя сутки террористы отпустили группу детей. Одна из девочек, выходя из здания, прижала к себе плюшевую игрушку. Её мама в этот момент оставалась в плену. Трагические события в Москве показали России её настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людей. Двое суток лечил людей в осаждённом здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания восемь детей.
Потом доктор Рошаль, побывавший не в одной «горячей точке» и спасший сотни детских жизней, расскажет журналистам: Бандиты разговаривали жёстко. У человека перитониальные боли в животе - надо делать операцию, иначе умрёт. «Ну и что, - говорит один - я его сам пристрелю, чтобы быстрее умер» И что это так, показала жизнь».
Душное помещение, всё время горит свет. Люди прикованы к креслам. Нельзя вставать, переговариваться, спорить. На них нацелены автоматы, и женщины-террористки в любую секунду готовы нажать кнопку. Вот то, что увидел Леонид Рошаль, когда вошёл в здание. Неизбежный расстрел заложников террористы репетировали при нём.
Но заложники держались мужественно.
«Я вообще ничего не боюсь», - повторяет Леонид Рошаль. Не боялся, когда его шесть часов не выпускали из здания, когда после этого пришлось оперировать раненого в кисть боевика. «Когда они не отдавали наших детей и мы стали говорить об отношении к детям, я сказал, что имею право говорить об этом. Я лечил всяких детей, в том числе и чеченских?» - «Вот так, во время первой чеченской войны. В Ачхой-Мартане, в Гудермесе, Если не верите, позвоните по телефону, у вас же есть телефоны, и спросите, кто такой Рошаль и что он делал у вас. Вместе с доктором Рошалем фактически под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи М. А. Школьникова, Ф. Шахова, А. панов, В. Пономарёв и погибший после штурма О. Магерламов. Их доктор Рошаль назвал настоящими героями. А о себе профессор , доктор медицинских наук, хирург, педиатр с мировым именем сказал так: «я не герой, таких как я сотни».
Разговор о настоящем гражданине можно продолжить рассказом об одном из самых замечательных людей 20 века – об академике Андрее Дмитриевиче Сахарове. Он родился в 1921г., а умер 14 декабря 1989-го.
Сейчас Сахарова во всём мире называют Великим Гражданином, Совестью народа. Но так было не всегда. Жизнь Сахарова была очень нелёгкой.
Он был крупнейшим учёным современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии, «отцом» советской водородной бомбы. Он изобрёл её, считая, что тем самым укрепит могущество своей Родины и никто никогда не посмеет напасть на нас. Он удостоился большого количества наград от правительства СССР, а звание Героя Социалистического Труда ему присвоено трижды.
Однако свою почётную награду, пожалуй, самую почётную в мире – Нобелевскую премию, он получил не за научные достижения, а за общественную, гражданскую деятельность, как выдающийся защитник прав и свобод человека. Именно в связи с этой деятельностью его ожидали самые тяжёлые испытания, а имя его стало бессмертным.
Главной чертой личности А. Д. Сахарова была любовь к людям, понимание ценности жизни каждого человека. Он умел поставить себя на место другого, понять боль человека, сочувствовать, сострадать и быть милосердным, т. к. он был гуманистом. И в этом, наверное, следует искать разгадку тайны личности академика, ответ на вопрос, почему выдающийся физик стал выдающимся правозащитником.
Он был патриотом, испытывал глубокую боль за Отечество, не мыслил себя без него, всегда стремился к его возвышению, к тому, чтобы граждане страны жили свободно и достойно.
Он находил ответы на самые сложные вопросы. Все его работы, выступления подсказывают, как следует поступать, чтобы выжить и жить, чтобы жизнь была достойной, свободной, справедливой. «Главное,- утверждал Сахаров,- это человек: надо защитить человека, надо первой заботой государства и общества сделать интересы человека».
Но призывая бороться против несправедливости, Сахаров никогда не звал к насилию – экстремизм был ему чужд. Он говорил, что нужно не сокрушать, а созидать, действовать «не дубинкой, а разумом». Нам нужны реформы, а не революции – вот его основная конструктивная, созидательная идея. Нужно спокойно работать, трудиться и спокойно создавать лучшее, более доброе, демократическое общество.
Великий Гражданин не испугался, когда его преследовали, лишили заслуженных наград, оскорбляли, угрожали. Мужество было характерной чертой этой личности.
Работа в микрогруппах.
- Рассказ о настоящих гражданах России в истории и современности:
-о М. С. Чавкине, простом труженике, шофёре, который в трудное для района время участвовал в заготовке корма для скота. (материал об этом замечательном человеке группа учащихся нашла в местном музее)
- выступление Михаила Семёновича Чавкина, приглашённого на классный час.
2. Рассказ о Заслуженном учителе школы Российской Федерации Алексее Сафроновиче Курипко – Человеке с большой буквы и учителе – от Бога.
3. Рассказ о бывшем классном руководителе, учителе математики, Заслуженном учителе школы Российской Федерации Фомичёвой Тамаре Геннадьевне.
- выступление Т. Г. Фомичёвой.
Заключение:
Выскажите своё мнение, можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками:
- ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зелёным «островкам» своего посёлка;
- жители одного из микрорайонов собрались на митинг по поводу сноса детской площадки;
- молодые люди участвуют в восстановлении храма;
- Ученики взяли шефство над посёлком «Ветеран»
Вывод:
Гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных обстоятельствах. Всё зависит от самого человека, его гражданской позиции, стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей.
Мини-итоги:
Какие чувства вызвало изучение темы классного часа? Обсуждение социально-значимого проекта, который учащиеся могут реализовать сами или совместно со взрослыми.
(классный час был проведён для учащихся 7 класса; сейчас дети заканчивают 9 класс, но с тех пор в классном коллективе сложились свои традиции: два раза в год ко Дню пожилого человека и к Дню Победы мы оказываем помощь престарелым людям, проживающим в посёлке «Ветеран», не утрачиваем связь с бывшим классным руководителем Фомичёвой Т. Г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час по теме:"Я- гражданин России"
классный час в 7 классе о символике России...
Классный час в 5 классе на тему "Я выбираю Россию"
Классный час в 5 классе на тему "Я выбираю Россию"...
Конспект урока обществознания в 7 классе по теме "Я - гражданин России"
Используемый учебник: О.Б.Соболева, Р.П.Корсун. Обществознание: человек в обществе. 7 класс. М., Вентана-Граф, 2015....
Конспект классного часа в 4 классе на тему: «Славные символы России»
Цель: ознакомление с государственными символами России. Задачи:1. Формирование представлений о государственных символах Российской Федерации:- флаг, - герб, - гимн.2. Развитие умения делать вывод...
Классный час в 3 классе на тему: «Быть гражданином – это …»
Цель:· формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству;· уважитель...
Классный час в 5 классе на тему «Родина моя Россия»
Материал предназначен для организации и проведения внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности, адресован обучающимся 5 класса (11-12лет)....
Разработка классного часа для 7 класса на тему: «Я - гражданин России»
Цели и задачи: расширить представления учащихся об истории страны, знакомя с историей государственной символики; воспитывать чувство гордости за многовековую историю страны; формировать нравствен...