Классный час в 5 классе на тему «Родина моя Россия»
план-конспект занятия (5 класс)
Материал предназначен для организации и проведения внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности, адресован обучающимся 5 класса (11-12лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_temu_rodina_moya_rossiya.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 5 классе
на тему
« Родина моя Россия»
Цели: - расширить представление детей о родной стране, о государственных
символах России;
- воспитание чувства патриотизма, любви к родной стране
- развитие речи, логического мышления учащихся
Ход классного часа:
Учитель: У каждого из нас есть свой дом, семья, близкие, родственники, друзья. Но у всех у нас есть один общий дом – наша страна, которая называется Россия.
Ребята, а с чего начинается Родина для вас? ( ответы детей)
– Как называется наша страна? ( Россия)
Сегодня мы пролистаем страницы устного журнала, который называется «Наша Родина - Россия».. Мы открываем первую страницу журнала, которая называется « Историческая».
Сегодня мы поговорим о том, какая она, наша Родина, каково отношение народа к своей Родине.
Первая страничка нашего устного журнала называется « Историческая»
Учитель: Россия – это страна, в которой мы живём. Откуда же появилось такое название – “Россия”? Вот об этом пойдет речь в первой страничке устного журнала.
Изначально нашу страну называли Русью. Слово “Русь”, как полагают учёные, произошло от слова “русло”. Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место, страна света, солнца, добрых людей. Русских называли ещё россами, а страну, где они живут, – Россией.
Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. Это наша Родина. Откуда же произошло слово «Родина»?
Послушайте слова, написанные на доске. РОД – РОДня – наРоД – приРОДа – РОДина
- Что общего в этих словах?
- Слово «Родина» произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода.
Учитель: Ребята, а что же такое Родина? (Ответы детей)
Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
Это земля, на которой жили, трудились наши предки. Земля, которую наши предки защищали от врагов.
Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: родители, бабушки, дедушки.
Это место, где стоит, наша школа.
Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю.
Учитель: Наверное, все это и есть Родина, т.е. родное место.
- За что вы любите свою Родину? (ответы детей: она красивая, большая, живут мои родители и т.д.)
- А что значит малая Родина?
(Для нас малая Родина – это место где мы родились)
Учитель: Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.
Родина – это еще и чувство уважения, любви, гордости к тому, кто или что тебе дало право иметь Родину…. А это родители, дом, страна. Это мы с вами. От нас зависит, какой быть нашей Родине.
Физкультминутка.
Учитель: Давайте поиграем в игру «Составь пословицу». Я говорю вам первую часть пословицы, а вы договариваете ее:
Где кто родится - там и пригодится.
Жить - Родине служить.
Родина мать, чужбина мачеха.
Родина мать, умей за нее постоять.
Человек без родины – что соловей без песни.
Без любви к человеку, нет любви к Родине.
Всюду хорошо, а дома лучше.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Объяснить, как понимаете эти пословицы. Например « Без любви к человеку, нет любви к Родине», ( нужно относиться друг к другу хорошо, уважительно, быть внимательными друг к другу, не оскорблять). А « Всюду хорошо, а дома лучше» (все страны хороши. А России лучше, на Родине лучше)
Вторая страничка нашего журнала « Столица нашей Родины»
Учитель: Москва – огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Москва – столица России. Это один из самых красивых городов мира. Ребята! Кто из вас был в Москве? ( ответы детей)
Что вы знаете о Москве? Какие там есть достопримечательности? Дети перечисляют достопримечательности Москвы: Большой театр, Театр зверей имени В.Дурова, Третьяковская галерея, цирк на цветном бульваре.
- А что является сердцем нашей столицы?
- Сердце страны – главная площадь столицы – Красная.
- Как вы думаете, почему она называется Красная? (ответы детей)
Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» - означало также «красивый», а еще «главный», «славный», «почетный», «самый дорогой».
Вот и решили люди московские назвать свою самую главную, самую славную и, самую красивую площадь Красной. Было это давно, 300 с лишним лет назад. И в наши дни Красная площадь самая красивая. В дни праздников площадь украшается флагами, шарами. На ней проходят военные парады и гремят салюты.
Третья страничка журнала расскажет вам о символах нашей страны «Символы России»
Учитель: Ребята, назовите символы нашей Страны? (ответы детей)
1. Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Цвета российского флага выбраны не случайно.
- Белый цвет – цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство;
Синий – небо, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный – героизм, смелость, мужество, сила, это кровь, пролитая за Родину.
Государственный флаг – важный символ страны.
Учитель: А где поднятым можно увидит российский флаг? (Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, во время праздников)
Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.
Учитель: у каждой страны обязательно есть свой герб. ( показываю герб)
Герб – это отличительный знак, эмблема государства. Герб России – двуглавый орёл. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения к своей истории, символ Солнца, огня и бессмертия. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, одна голова смотрит на запад, вторая на восток, как бы показывая, что государство хоть и большое, но единое.
Наверху у герба – корона. Она обозначает закон. Это значит, что страна живет по своим законам. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан – это Конституция РФ.
На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни.
Учитель: а на каких документах вы видели изображение герба?
(Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.)
Учитель: Но есть у нашей страны самая главная песня – это гимн.
Гимн – это торжественная песня или мелодия о героической истории народа.
Автором современного текста гимна России является Сергей Владимирович Михалков, музыку написал А.В.Александров.
А вы знаете когда принято петь гимн? (В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн.)
Как должен вести себя гражданин, когда звучит гимн страны?
(Его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов).
Правильно слушают и поют гимн стоя, без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.
Заключительное слово учителя.
Мне бы хотелось, чтобы всё, о чём вы сегодня услышали, осталось в вашей памяти надолго, чтобы в ваших сердцах была любовь и к природе, и к окружающим людям, и к месту, где вы родились, - ко всему тому, что включает в себя простое слово – “Родина”. Считаю, что Родина - самое дорогое, что дано человеку, а дорогое принято во все времена ценить и беречь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.
Архив содержит разработку урока литературы и презентацию, поддерживающую урок....
Урок-практикум по литературе в 9 классе «Тема Родины в лирике С.А.Есенина»
Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся предстоит ответить ...
Тесты. Обществознание. 6 класс. Тема "Родина"
Материал содержит тестовые задания к 5 урокам темы, включая обобщение темы. Предлагаются задания разного уровня сложности, ключи к ним....
конспект с презентацией урока внеклассного чтения в 9 классе "Тема Родины в творчестве поэтов Крыма.".
Внеклассное чтение№ 3 Тема Родины в творчестве поэтов Крыма. ...
Итоговый тест по обществознанию для 5 класса теме: "Родина" .
Итоговая тестовая работа по обществознанию для 5 класса включает в себя 2 варианта по 12 вопросов....
Конспект урока литературы в 11 классе "Тема родина в стихотворениях А.Ахматовой и М.Цветаевой"
На уроке осуществляется аспектный анализ лирических произведений А.Ахматовой и М.Цветаевой, сопоставление стихотворений по отдельным признакамПедагогические задачи:1.Обеспечить условия для обуче...
Урок литературы в 8 классе. Тема Родины в поэме С.Есенина "Русь"
В конспекте представлены этапы урока, учебные материалы к теме, работа для учащихся...