Добро и зло
план-конспект урока (5 класс) по теме

Разработка урока в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Светская этика") для 4 класса с использованием элементов метода проектов. Данный материал может быть использован при проведении классных часов, посвященных нравственным ценностям, в 5-6 классе основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo_urok_v_4_klasse.docx1003.29 КБ

Предварительный просмотр:

Добро и зло

Д.Л. Львова, учитель истории

ГБОУ СОШ № 171

Цели и задачи: формирование у обучающихся ценностного отношения к понятиям «добро» и «зло».

Познавательные: актуализировать и расширить представления обучающихся о добре и зле, способствовать осознанию причин, по которым люди должны стремиться к добру и избегать зла.

Развивающие: формировать универсальные учебные действия в ходе урока: регулятивные (удержание учебной цели, планирование действий, их оценка), коммуникативные (интерпретация и передача информации, готовность слушать собеседника, признание возможности существования различных точек зрения, умения конструктивно решать конфликты, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности), познавательные (овладение способами решения проблем творческого характера, овладение логическими действиями сравнения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям).

Воспитывающие: создать условия для развития ценностного отношения обучающихся к собственным поступкам, научить осознавать ценность добра, способствовать формированию стремления совершать добрые дела и поступки.

Виды деятельности: выполнение и защита творческого задания: индивидуальная работа с раздаточным материалом, групповая работа; беседа, выполнение заданий на интерактивной доске

Основные понятия: добро, зло,  поступок, бескорыстие, взаимопомощь

Оборудование: листы формата А4, раздаточные материалы – иллюстрации, ножницы, скотч; интерактивная доска, игра – проверка по закреплению пройденного материала. Для экономии времени на уроке к иллюстрациям может быть прикреплен двойной скотч, что позволяет не использовать клей.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Актуализация знания

Задает учащимся вопросы по пройденному материалу:

  1. Чем руководствуются люди в своей жизни?
  2. Всегда ли они могут обратиться к какому-то документу, чтобы понять, как себя вести в обществе?
  3. Приведите пример такой ситуации.
  4. Должны ли мы обращать внимание на то, что кто-то ведет себя неправильно? Почему?
  5. Можем ли мы сейчас точно объяснить, какое поведение правильное, а какое – нет?

Отвечают на вопросы учителя:

  1. Моральными нормами, законами государства
  2. Не всегда, моральные нормы не имеют документального оформления. Это их особенность
  3. Сложно определить степень уважения, любви, должны ли мы брать домой потерявшуюся собаку, ведь о животных надо заботиться и не обижать их?
  4. Да, так как равнодушие ведет к тому, что плохих поступков становится больше и жить в таком мире  становится сложнее, опаснее и неприятнее.
  5. Дети могут ответить и положительно, и отрицательно. В любом случае можно перейти к этапу проблематизации, предложив проверить правильность их последнего ответа.

2

Проблематизация

Давайте рассмотрим ситуацию: Вася сделал домашнюю работу по математике, а Петя - нет. Петя боится получить плохую оценку и просит у своего друга Васи дать списать решенные задачи. Будет ли Вася прав, если откажется дать списать? Почему? Запишите свой ответ на бумажке, передайте его учителю, в конце урока мы с вами проверим, изменится ли ваша позиция или нет.

Наверняка, мнения детей разделятся: кто-то скажет, что другу надо помогать и это – хороший поступок, когда выручаешь товарища в сложной ситуации, а кто-то скажет, что списывать нехорошо. Можно разрешить ученикам не подписывать свою фамилию на сдаваемой бумажке, а поставить «секретный значок», который поможет опознать свой ответ в конце урока.

3

Постановка цели деятельности на уроке

Для того чтобы разобраться, как Васе поступить в ситуации морального выбора, мы с вами познакомимся поближе с некоторыми словами – понятиями, которые нам всем хорошо известны. А какие это слова вы мне расскажите сами после выполнения задания. Оно будет состоять из двух частей: первую часть вы выполните самостоятельно, а вторую – в группах.

Учитель берет подготовленный раздаточный материал, учащиеся убирают лишние предметы со столов, которые могут помешать при выполнении работы.

4

Выдвижение предположений (формулирование гипотезы)

Давайте начнем с первой части. Перед каждым из вас лежит лист формата А4. Сейчас вы вытащите по две картинки в файле. Все они связаны с теми словами, которые помогут нам решить, что делать Васе. Ваша задача – наклеить эти картинки на лист и подумать, что они иллюстрируют, какими словами можно их подписать, и сделать такую подпись. Вы можете дополнительно нарисовать на листе свою картинку, показывающую, как вы понимаете эту ситуацию. На это вам дается 5 минут.

Выполняют задание, работая индивидуально. Учитель может оказать консультационную помощь тем, кто колеблется с выбором слова, не давая прямых подсказок. Важно дать понять детям, что на этом этапе у них не будет неправильного ответа. Учитель напоминает о времени выполнения работы, если ученики слишком увлекутся.

5

Проверка гипотезы, выработка общего подхода к решению проблемы

Теперь, когда все закончили с работой, вам нужно найти в классе тех ребят, у которых картинки на листе будут своей темой или содержанием похожи на ваши. Разбейтесь, пожалуйста, на группы и соберитесь у тех парт, которые обозначены табличкой (или любым другим знаком – игрушкой, бумажным колпаком и т.п.).

Задание для работы в группе:

Сравните свои картинки и попытайтесь найти два слова, которые объединяли бы все те явления, которые на них изображены. Возьмите скотч и ножницы и склейте из своих листов с картинками общий плакат. Подумайте, кто из вас познакомит остальной касс с тем, какие слова вы выбрали для обозначения изображений на плакате. Объясните свой выбор. На подготовку плаката и выступления у вас есть 10 минут.

Ученики разбиваются на группы, это может занять 2-3 минуты. Им может потребоваться помощь учителя, если кто-то не сможет найти свою группу.

Ученикам предоставляется памятка по организации работы в группе и текст задания.

Выполняют задание, учитель играет роль консультанта, если возникают затруднения, напоминает о временном регламенте.

6

Защита своего плаката

Если во время выступлений не прозвучали понятия «добро» и «зло», учитель задает наводящие вопросы.

Выступают, описывая свой плакат, выступление каждой группы занимает от 3 до 5 минут

По ходу выступлений выделяются три уровня существования добра и зла в обществе: зло природное, проявляющееся тогда, когда стихийные бедствия наносят вред жизни и хозяйственной деятельности человека; в отсутствие такого вреда эти же события являются интересными природными явлениями. Они не зависят от воли людей, не подконтрольны им; зло социальное, существующее в обществе в виде войн, голода, нищеты, беспризорности, неравенства. Люди от него страдают, но бороться с ним очень сложно одному человеку, нужна воля и стремление изменить жизнь к лучшему всех людей на планете. Зло, связанное с действиями отдельных людей. Оно может казаться незначительным, пройти мимо нашего внимания, но именно от этих проявлений мы и будем страдать в первую очередь. Это несправедливость, насилие, направленные против конкретного человека. С таким злом бороться могут и должны даже младшие школьники, например, в своем классе.

Добро же – это бескорыстная помощь нуждающимся, понимание, терпение, уважение к другим людям.

Могут быть обсуждены конкретные ситуации, отображенные на выбранных иллюстрациях, те, которые знакомы детям по ситуации в их классе. Набор иллюстраций может быть изменен (примеры – в приложении).

7

Обобщение материала, ответ на проблемный вопрос урока

Получив требуемые понятия, учитель предлагает детям ответить на вопросы: чем добро отличается от зла, почему плакаты и картинки – такие разные, а общие понятия для них – одинаковые.

Что является для нас критерием в отделении добра от зла? Чье благо позволяет нам говорить о том, что происходящее явление или событие – это добро или зло? Как, зная этот критерий, должен поступить Вася? Какие качества позволят нам назвать человека добрым?

Ученикам может потребоваться время при решении проблемной задачи, возможно, учителю придется задавать дополнительные наводящие вопросы (зачем дают домашнюю работу, можно ли выучить правила и научиться решать примеры, не прикладывая собственных усилий, а только бездумно перерисовывая цифры из учебника, сможет ли Петя понять следующую тему по математике, если не смог разобраться в этой и т.п.)

Отвечают на вопросы:

Добро несет людям благо, оно способствует развитию таких качеств, как человеколюбие, уважение, взаимопомощь, взаимопонимание. Зло – противоположность добра. Картинки разные, так как и добро, и зло бывают разного масштаба: какие-то ситуации касаются всех людей, а какие-то отдельного человека. Иногда у причиненного зла есть конкретный виновник, а иногда его установить нельзя (когда мы говорим о стихийных бедствиях). Но критерием для нас будет благо человека: если человеку хорошо, он развивается – это добро, если человеку плохо – это зло. Вася не должен давать списывать, ведь Петя не получит новых знаний, не сможет развиваться, совершит плохой поступок, обманывая учителя. Как друг, Вася должен помочь Пете понять, как решать задачу, если она у него не получается, посоветовать подойти к учителю, признаться в отсутствии домашней работы и объяснить причину, почему ее нет. Добрый человек будет совершать поступки, которые будут нести благо другим людям и не просить за это награду, он должен быть гуманным, понимать и уважать других людей, их права и интересы, бороться с несправедливостью и т.п.

8

Закрепление материала

Давайте проверим, сможем ли мы с вами определить, что является добром, а что – злом, на конкретных примерах. Обратимся к задачкам, которые решим с помощью нашей интерактивной доски.

Ученики выходят по очереди к доске и решают задания.

Данный этап урока возможен в сильном классе, когда основная работа на уроке выполнена и остается время для закрепления материала до звонка с урока.

9

Домашнее задание

Составьте рассказ из 10 предложений о человеке, которого вы считаете добрым. Рассказ должен содержать в себе пояснение – о ком вы рассказываете, почему вы считаете его добрым, какой поступок этого человека доказывает вашу правоту. Рассказ будет проверяться устно.

Ученикам дается пояснение по правильному выполнению домашнего задания, которое размещается в сокращенной форме в электронном дневнике.

Этапы 1 – 2 соответствуют традиционному этапу проверки домашней работы, этапы 3 – 7 (частично) – этапу объяснения нового материала, этап 7-8 – закреплению материала.

Для работы с файлом с заданиями, предназначенным для интреактивной доски, если у учителя отсутствует программное обеспечение (программа SMART Notebook), можно воспользоваться   серверным приложением Notebook Express, запускаемым в веб-браузере. Переход осуществляется по ссылке express.smarttech.com - учителю не нужно вводить логин или загружать программное обеспечение: все, что нужно – это доступ в Интернет. Если нет интерактивной доски, выполнять задания можно не на экране, а на компьютере учителя или на компьютерах учеников, подключенных к Интернету. В первом случае, это займет немного больше времени – ученику нужно будет подойти к столу учителя и выполнить задание, используя компьютерную мышку, а не специальный карандаш или руку. Но с помощью проектора его действия все равно будут видны всему классу.

Плакаты, сделанные на уроке, могут быть использованы на других уроках этики как иллюстративный материал, их можно использовать при оформлении кабинета или стенда (особенно тот, который связан с проблемами межличностных отношений).

Список литературы:

  1. Битянова М.Р., Меркулова Т.В. Развивающие возможности урока: дидактический и методический аспекты. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.
  2. Гусейнов А.А., Апреснян Р.Г. Этика: Учебник. – М.:Гардарики, 2000.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.// http://standart.edu.ru
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.// http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
  5. Мацыянка Е.В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы светской этики»)// http://www.orkce.org/sites/default/files/file/orkce6.pdf
  6. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 класс. – М.: Просвещение, 2010.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998
  8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. 2тт. – М.,2006
  9. ФГОС: Начальное общее образование.// http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

Приложения:

Памятка «Как организовать работу в группе»

  1. Выберите среди членов своей группы капитана, который будет следить за отсутствием конфликтов при работе и за временем. Помните, его решение в спорной ситуации будет окончательным!
  2. Разделитесь на две подгруппы: одни – делают плакат, вторые –анализируют картинки и готовят выступление.
  3. Определите заранее, кто из вас будет выступать. Будет ли это 1 человек или несколько.
  4. Не торопитесь, делайте работу аккуратно.
  5. Не повышайте голос во время работы, даже если возникнет спор. Помните, громко разговаривая, вы мешаете другим группам
  6. При громком разговоре текст вашего выступления станет известен заранее, слушать вас после будет неинтересно
  7. Каждый имеет право на свое мнение, НО должен признать такое же правво за остальными. Уважайте своих товарищей, не ссорьтесь, вам важно найти общую точку зрения, а не победить тех, кто с вами в одной команде.

Удачи!

Иллюстрации

Природное зло

http://mo.astrobl.ru/raznochinovskijselsovet/sites/mo.astrobl.ru.raznochinovskijselsovet/files/u218/a11_7_5.jpg

http://www.vesti.ru/p/b_448159.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/eta-strana.2/0_43388_b9ad3526_L

http://www.forbes.ru/sites/default/files/imagecache/forbes2013_620_414/gallery/01RIAN_00732709.LR.ru.jpg

http://tainy.net/wp-content/uploads/2010/08/ff_heresies8_f1.jpg

Благоприятные для человека природные условия

http://trikitatour.kz/upload/resize_cache/iblock/17f/545_3300_1/17fcdaf173ecbb3b11de44b5c509a1e1.JPG

http://ii.photocentra.ru/images/main13/133368_main.jpg

http://stat16.privet.ru/lr/0b08c736f93e3277117cafa288659d41

http://vsegeo.ru/wp-content/gallery/gurzuf/bdbd32a55cef.jpg

http://rozalytour.narod.ru/images/news.h6.jpg

Социальное зло

http://m-im.ru/sites/default/files/articles/oborona2.jpg

http://www.krasfun.ru/images/2011/5/18d52_Victory_12.jpg

http://a66c7b.medialib.glogster.com/media/c4/c4a0392ef124b44f2c631d5124c2905875d0a0dc2d1880a87816a97f8d5d4b68/poverty.jpg

http://s003.radikal.ru/i202/1306/03/fd65a9e0340a.jpg

http://cs305601.userapi.com/v305601280/2895/dSGduNNwGnA.jpg

Социальное добро

http://wolgadeutsche.ru/museum/img/briefmarke2.jpg

http://www.velvet.by/files/userfiles/3463/salyut_pobedy_v_moskve_9_maya_1945_g..jpg

http://data12.gallery.ru/albums/gallery/290816-7e08d-34714299-.jpg

http://b1.m24.ru/c/6405.900x900p.jpg

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=293424769-48-72&n=21

Зло в межличностных отношениях

http://www.tverlife.ru/img/news/63114/34966.jpg

http://dom.a42.ru/wp-content/uploads/2009/10/2fdeaaaa289b.jpg

http://mediasubs.ru/group/uploads/si/sistemno-vektornaya-psihologiya-o-chem-molchit-bessoznatelnoe/image2/ZTk1ZjA1Z.jpg

http://www.infan.ru/img/t/b/big_1206171.jpg

http://stat18.privet.ru/lr/0a30d1df55a2e9c740a5820b7b7aacd6

Добро в межличностных отношениях

http://www.info-islam.ru/_pu/232/60648405.jpg

http://www.corporacia.ru/_data/news/0005930/.jpg

http://www.gazetaeao.ru/media/k2/items/src/904cf04bd99b7fdec4c9f8755ddb6a17.jpg

http://www.krasfun.ru/images/2012/2/9ce07_1330052934_08.jpg

http://www.dvinsk.lv/userfiles/1fb8b812f5f3e9e96d330d800da72951.jpg


САМОАНАЛИЗ УРОКА:

Чем вы руководствовались при выборе технологии?

Одной из целей курса ОРКСЭ является формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. При этом особенностями современных младших школьников, затрудняющими достижение вышеуказанной цели, являются низкая культура чтения, ограниченность общения со сверстниками, отсутствие возможностей проявить лидерские качества. При этом современные школьники достаточно хорошо информированы, интересуются происходящими в мире событиями, получая информацию бессистемно, с помощью Интернета и СМИ.

В данных условиях при проведении занятий в рамках модуля «Светская этика» курса ОРКСЭ следует отдать предпочтение работе в рамках личностно-ориентированного подхода, призванного обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Представляется, что ряд принципов, лежащих в основе данного подхода к организации учебной и воспитательной деятельности, напрямую соответствует задачам формирования нравственной личности. В частности, речь идет о принципах:

1. самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;

2. индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;

3. творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;

6. доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля;

Выбор методов и форм работы в рамках данного подхода должен соответствовать  таким требованиям, как:

  • диалогичность;
  • деятельностно-творческий характер;
  • направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
  • предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений.

При построении работы на уроке в рамках личностно-ориентированного обучения необходимо обеспечить развитие  и саморазвитие обучающегося, исходя из проявления его индивидуального, субъективного опыта, ценностных ориентаций, возможностей реализовать себя в учебной деятельности. Изложение учебного материала должно опираться на внеобразовательный опыт каждого обучающегося и активно стимулировать их на самостоятельность получения знания и выбор способов обработки информации. Обучение призвано стимулировать сотрудничество и взаимопомощь, ориентировано на индивидуальную работу и деятельность в группах с целью формирования коммуникативных навыков.

Строя приведенный выше урок по теме «Добро и зло» в рамках модуля «Светской этики» в соответствии с требованиями личностно-ориентированного подхода, педагог постарался подобрать такие технологии для выстраивания учебного процесса, которые можно было бы охарактеризовать как:

  • По отношению к ребенку – личностно-ориентированные (направленные на сотрудничество);
  • По типу организации познавательной деятельности – диалоговые (связанные с созданием коммуникативной среды) и игровые (связанные с отработкой алгоритма деятельности, но с учетом возрастных особенностей младших школьников);
  • По организационной форме – групповые.

Цели и задачи урока

Для педагога – по конкретному уроку - приведены в конспекте; дополнительно при организации работы в группах педагог может преследовать и иные цели, связанные со знакомством с классом, поскольку зачастую, он не работал до того с данными обучающимися. Так, наблюдая за обучающимися во время работы, он может определить степень сформированности у них коммуникативных умений, универсальных учебных действий, сможет посмотреть на то, как они общаются друг с другом, кто какой вид работы предпочитает, какие отношения складываются в малых группах. Это позволит разработать стратегию построения работы с данной группой учащихся в дальнейшем.

Для учащихся – главной и самой очевидной целью будет создание плаката и формулирование собственной точки зрения при подготовке к представлению результатов работы группы; также они будут стараться соотнести свой субъективный опыт с некими теоретическими положениями, правилами, ценностными установками нашего общества; в конечном итоге их целью является поиск ответа на проблемное задание, который был бы обоснован и принят всеми.

Как технология помогает в решении, поставленных вами задач?

В решении поставленных задач большую помощь может оказать использование элементов метода проектов (работа по созданию плаката и презентации итогов данной работы), а также элементы проблемного обучения на стадии актуализации задания и подведения итогов. Они помогут достичь таких планируемых результатов междисциплинарных программ, как умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач и готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.

К сильным сторонам первой технологии можно отнести то, что она позволяет организовать групповую работу, давая обучающимся возможность общения со сверстниками при реализации учебной задачи, распределения обязанностей внутри группы без явного вмешательства педагога. У обучающихся появляется возможность совершить самим выбор того, что и как они будут рассказывать, в какой форме будет представлен итог групповой работы, а также осознать, что за последствия этого выбора ответственность лежит на них. При таких условиях могут проявиться лидерские качества. Кроме того, работа с иллюстрациями вызывает у обучающихся больший интерес, чем чтение текстов, она позволяет им приблизить ситуацию к тому, с чем они могут столкнуться при просмотре телеканалов, Интернета и т.п. Это позволит им научиться анализировать поступающую визуальную информацию и давать ей оценку, в том числе с использованием моральных категорий. Проблемное задание в данном уроке играет важную роль, позволяя выстроить урок в некоем единстве рассуждения, связать теоретические вопросы с практической ситуацией, хорошо знакомой обучающимся по субъективному опыту. Оно позволяет показать, как, казалось бы, отвлеченные категории морали могут влиять на обыденную жизнь, осознать практическую значимость изучаемого предмета.

К затруднениям следует отнести следующее:

  • Большее, чем обычно, время на подготовку занятия для педагога
  • Невозможность заранее просчитать все повороты дискуссии, при ответе на вопросы, связанные с подобранными иллюстративным материалами; учитель должен хорошо ориентироваться в предмете и в событиях социальной жизни, показанных на иллюстрациях, уметь убедительно доказывать свою точку зрения и вести дискуссию таким образом, чтобы достигнуть желаемого им результата обучения
  • Необходимость очень жесткого контроля времени при проведении урока, так как работа над плакатом в группе может с легкостью затянуться, а обсуждение плакатов желательно провести именно на уроке
  • Возможность ошибки при оценке подготовленности детей к самостоятельной работе, в этом случае затянется момент объяснения задания (хотя данная проблема минимизируется в связи с переходом начальной школы на ФГОС), либо могут возникнуть проблемы при работе в группах (учителю следует внимательно проследить за началом работы, помочь, если необходимо распределить роли, разрешить конфликтные ситуации, помочь достичь компромисса; такие ситуации потенциально возможны в связи с методом распределения на группы – не по желанию обучающихся, а за счет слепого случая – какие иллюстрации им достались при распределении индивидуального задания).

Использованная литература:

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
  2. Наволокова Н.П., Андреева В.Н. Практическая педагогика: 99 схем и таблиц. – Ростов: Феникс, 2014.
  3. ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ (ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ). – М., ПРОСВЕЩЕНИЕ. (СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ)
  4. Требенкова Л. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя. // http://lyudyammilaya.moy.su/publ/statja_quot_lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_vospitanii_shkolnikov_quot/1-1-0-5
  5. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. //http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок добра "Твори добро на всей Земли..."

Сценарий классного часа "Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо..."А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от сво...

Добрые советы для вредныех родителей или Вредные советы для добрых родителей

В нашем детском саду существуют определённые правила для родителей. Некоторые родители пренебрегают выполнением данных правил и своих обязанностей по воспитанию детей. Мы решили заимствовать тему вред...

классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"

данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....

«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Урок добра «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь». Цель урока: Развитие волонтерского движения в школеЗадачи: 1.Познакомить с волонтёрской деятельностью...

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...

Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»

Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...