Доклад на тему: «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС. УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ.»
статья
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС. УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ.»
На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает большое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники. Потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно, свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач возможно только в условиях активного обучения, стимулирующих мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников - показатель серьезных недостатков в организации обучения. Интерес стимулирует волю, внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче - обучение, умственное развитие и воспитание личности - интерес является связующим звеном. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.
Основные условия, при которых, возникал бы и развивался интерес к учению.
- Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.
- Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание
важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его
разделов.
- Чем больше новый материал связан с усвоенными раньше знаниями, тем он интереснее для учащихся.
- Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
- Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника(в том числе им самим), тем интереснее ему работать.
7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность
самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, его отношение к
предмету.
Развитию познавательного интереса при правильной организации отвечают активные формы и методы обучения, в частности игровые. Игровая деятельности предшествует учебной и лежит в ее основе. В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Таких возможностей, которые раскрывает игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности , не может дать никакой даже самый лучший в методическом отношении урок. Игры призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех, без исключения, уровнях их возрастного развития. Игра уже только своим содержанием переносит ребят в новое измерение, новое психологическое состояние. В ней обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других, многие ученики, которые раньше молчали. Их действия раскрепощенные и уверенные. Они высказывают и глубину мышления, смелого, нестандартного.
Психологические требования к игре. Игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней. Обстановка должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия. Учитывается так же индивидуальные особенности учащихся - характер, темперамент, усидчивость.
Требования социально - психологического характера подразумевают создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Содержание должно быть интересно и значимо для ее участников. Игровые действия должны опираться на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях. Игра должна логически сочетаться с практикой реального общения.
Педагогические требования. Учитель определяет цели игры в соответствии с задачами учебного процесса, ее содержание и ход. Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для ее участников. Она не навязывается учащимся, а используется для поддержания интереса к предмету. Игра эффективна лишь в сочетании с неигровыми методами и средствами обучения.
Будучи введенной, в систему традиционного обучения, учебная игра осуществляет несколько функций.
Мотивационно - побудительную (мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность).
Обучающую (способствует приобретению знаний, а так же формированию и развитию навыков).
Воспитательную ( оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор и развивая его мышление, творческую активность).
Ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые средства для решения той или иной учебной задачи).
Компенсаторную (компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к реальным ситуациям жизни).
По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Первые нацелены на взаимодействие играющих с натуральными объектами, текстом, а последние три на взаимодействие с партнерами. По характеру и форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные, ролевые, игры -соревнования, интеллектуальные.
Таким образом, следует отметить, что существующее многообразие учебных игр позволяет использовать их на практически каждом этапе урока - при проведении опроса, закреплении материала, или при проведении обобщающих уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему"«Познавательный интерес — основной мотив деятельности учащихся»
В докладе рассмотренна динамика формирования интереса к физике, описаны источники формирования познавательных интересов на уроках , пути побуждения и развития познавательных интересов школьн...
Доклад на методическом объединении воспитателей "Условия оптимизации развития познавательной активности детей с нарушением слуха"
Проблема активизации познавательной деятельности детей с нарушением слуха на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного...
Доклад "Пути формирования познавательных интересов у школьников на уроках математики"
Результат учебной деятельности- это изменение самого ученика, его развитие. задача учителя - научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, непохожими друг на друга з...
Познавательный интерес, как фактор развития активности и самостоятельности учащихся в профильном обучении.
Профильное обучение — средство индивидуализации обучения на старшей ступени школы. Позна...
Доклад по теме: Психолого-педагогические условия социального развития детского коллектива
Психолого-педагогические условия социального развития детского коллектива. Доклад составила педагог дополнительного образования Аверкина Г.Н.В докладе рассмотрены следующие вопросы:- какие этапы в сво...
Презентация на тему: "Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьника"
Презентация на тему: "Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьника"...
Доклад на тему: " Внедрение оптимальных условий для развития способностей одаренных детей"
Доклад на тему: " Внедрение оптимальных условий для развития способностей одаренных детей"...