Взаимодействие классного руководителя и семьи школьника
статья на тему
Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, таким образом воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора. Необходимость организации работы с семьями исходит не из обязанности родителей оказывать какую-либо помощь школе, а из стремления обеспечить гармоничное индивидуальное развитие каждого школьника, что может осуществляться только при отсутствии педагогического противостояния семьи и школы, наличия благоприятных условий в семье, гармонии семейного воспитания и системы школьного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vzaimodeystvie_klassnogo_rukovoditelya_i_semi_shkolnika.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие классного руководителя и семьи школьника.
В.Б. Скирневская.
г. Сергиев Посад, МБОУ СОШ№6, учитель английского языка.
«Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы.»
Л. Камиль.
Классный руководитель является организатором воспитательной работы в классе. Он объединяет воспитательные усилия учителей, родителей, общественности.
Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, таким образом воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора. Необходимость организации работы с семьями исходит не из обязанности родителей оказывать какую-либо помощь школе, а из стремления обеспечить гармоничное индивидуальное развитие каждого школьника, что может осуществляться только при отсутствии педагогического противостояния семьи и школы, наличия благоприятных условий в семье, гармонии семейного воспитания и системы школьного воспитания. Классный руководитель более осведомлен в отношении общественной жизни школьника, его жизнедеятельности вне семьи, в его интеллектуальном развитии. Более компетентен в вопросах психологии, педагогики, права. Поэтому его знания могут оказаться весьма полезными в ситуациях требующих разрешения проблем и противоречий семейного воспитания в условиях многодетной семьи, семьи с единственным ребенком, в неполных семьях. Используя педагогический такт классный руководитель берет на себя роль советчика, консультанта-специалиста, представителя учебно-воспитательного процесса школы.
Круг функциональных обязанностей классного руководителя, направленных на взаимодействие школы и семьи, включает:
– Анализ и оценку индивидуальности учащегося, уровень его воспитанности.
– Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания, воспитательных влияний окружающей среды.
– Построение модели воспитательной подсистемы, учитывающей миссию образовательного учреждения, принятые ценности, воспитательную концепцию, ресурсные возможности.
– Обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей, установление контактов с родителями (законными представителями учащихся), оказание им помощи (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).
– Проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся.
– Помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, своей семьей.
С целью выработки единых требований, общих принципов в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы необходимо знакомить родителей с целями и задачами, содержанием и методикой деятельности классного руководителя уже на первом родительском собрании. В дальнейшем применять различные формы психолого-педагогического просвещения родителей, из которых наиболее доступные и интересующие родителей -- индивидуальные консультации специалистов, график работы которых есть в любой школе. Одной из наиболее действенных в смысле улучшения взаимоотношений учеников, родителей, учителей, и широко практикующихся форм работы классного руководителя является вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. И конечно родительские собрания – способ выслушать друг друга, обсудить насущные проблемы детей, а не только итоги их успеваемости.
Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся дома. Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому некоторые правила: не приходить без приглашения, проявлять высокий такт в разговоре с родителями, не предъявлять претензий; всегда начинать с похвалы и комплиментов, исключить жалобы на ученика, говорить о проблемах и подсказывать не навязчиво пути их решения в соответствии с возможностями семьи; беседовать в присутствии учащихся, только в исключительных случаях наедине с родителями; всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника.
Однако посетить семью классный руководитель не всегда может. Тогда родителей приглашают в школу для беседы. Такие встречи позволяют разрешить сообща многие сложные вопросы воспитания и обучения. Во время индивидуальных бесед с родителями педагог выясняет условия жизни и работы школьников, обсуждают конкретные случаи их поведения, намечают пути устранения недостатков в учебной деятельности.
Классному руководителю необходимо информировать родителей не только об учебных делах детей, но и о взаимоотношениях в классном коллективе. Важно вместе с родителями искать пути закрепления у школьников положительных качеств и преодоления недостатков в их поведении. Некоторые классные руководители применяют и такую форму связи с семьей, как переписка с родителями. Она позволяет информировать их об успеваемости и поведении школьников. Эта форма связи с семьей практикуется обычно в сельских школах, где родители живут на большом расстоянии от школы и поддерживать с ними непосредственную связь трудно. Однако и в городских школах переписка помогает лучше изучить условия жизни и домашней работы школьников и облегчает воспитательную работу с ними. Для переписки с родителями используется и ученический дневник. Классные руководители делают в нем краткие записи об отношении ученика к учебным и общественным обязанностям, о нарушении дисциплины и порядку. Родители просматривают и подписывают дневник.
Большинство авторов различных публикаций отмечают только негативную роль противоречий между педагогами и родителями. Эти противоречия рассматриваются как фактор, препятствующий полноценному сотрудничеству школы и семьи в деле воспитания учащихся. Но можно взглянуть на них и как на ведущую движущую силу развития активного взаимодействия педагога и родителей в интересах формирования личности ребенка. Расхождения во взглядах, действиях учителя и родителей порождаются разными причинами, но принципиально важным является то, что инициатива и выбор алгоритма разрешения возникающих противоречий должны принадлежать педагогу как более профессионально подготовленному субъекту педагогического процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка".
Выступление на педсовете. Тема выступления : "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка"....
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся....
Статья "Формы и методы взаимодействия классного руководителя и семьи".
Статья посвящена наиболее опимальным на мой взгляд формам и методам работы классного руководителя с родителями обучающихся....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ.
Обобщен опыт сотрудничества классного руководителя и родителей по созданию творческих проектов учащихся....
«Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи школьника с целью создания единой воспитательной среды»
Данный материал представляет собой выступление на одиннадцатой научно-практической конференции педагогов России "Семья и школа: общий путь" на тему: «Педагогическое взаимодейс...
Формы взаимодействия классного руководителя и семьи
В этом материале изложены формы взаимодействия воспитателя-классного руководителя и родителей воспитанников. Может служить подспорьем для организации работы с родителями...
Опыт организации эффективного взаимодействия классного руководителя и семьи школьника.
Индивидуальность ребенка изначально складывается в семье. Воспитательная работа не может строиться без учета этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной...