Из опыта работы классного руководителя
статья на тему
Из опыта работы кл. руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsiya_ob_opyte_sukharevoy.docx | 72.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание любви к родному краю, к
родной культуре, к родному городу, к
родной речи — задача первостепенной
важности, и нет необходимости это
доказывать.
Д. С. Лихачев
«Патриотизм – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
И.Ф. Харламов
Современное российское общество находится в стадии реформирования всех областей общественной жизни, и происходящие перемены выдвигают на первый план качественно новые задачи создания суверенного, демократического, экономически развитого государства. Их решение требует формирования у граждан, особенно молодежи, за которой - будущее страны, активной жизненной позиции, высоких морально-психологических и деятельностных качеств, среди которых важное место занимают ответственность перед обществом и патриотизм. Это актуализирует вопросы гражданско-патриотического воспитания, требует нового прочтения традиций отечественной педагогики, анализа широкого спектра факторов, влияющих на процессы организации воспитания
В последнее десятилетие государство обратило самое пристальное внимание на данную проблему. Все важнейшие правительственные документы Закон РФ «Об образовании»,ФГОС, «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к своей Родине, семье.
Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания программными методами.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе нашей школы, на базе которой организована экспериментальная площадка по духовно-нравственному воспитанию.
В школе сложилась система организации и проведения различных мероприятий, семинаров, конкурсов по проблемам патриотического и гражданского воспитания.
Как же мы воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. В рамках реализации государственной программы работа по гражданско - патриотическому воспитанию учащихся ведётся по следующим направлениям деятельности:
1 направление. Воспитание на боевых традициях народа. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
- Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины .Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
- Проведение конкурсов военно-патриотической песни,
- Посещение музеев.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в нашем городе. Оказываем шефскую помощь ветерану, закреплённому за нашим классом. Ежегодно приглашаем ветеранов на классные мероприятия, посвящённые Дню Победы. Выступления ветеранов на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи в школе создается Книга памяти.
Учащиеся класса принимают активное участие во всех мероприятиях различного уровня по данной тематике:
- стали традиционными конкурсы в классе «А, ну-ка, мальчики!», «Рыцарский турнир», приуроченные ко Дню Защитника Отечества;
-участвовали в конкурсе рисунков , посвящённых дню Победы;
- ежегодно несут вахту памяти у школьного мемориала погибшим ученикам и учителям нашей школы;
-поздравляют ветеранов со знаменательными датами;
- готовят классные часы и уроки мужества («Парад 7 ноября 1941», «Блокада Ленинграда» , «Детство, опалённое войной»о пионерах-героях , открытый классный час-встреча с ветераном войны Черновым Н.А. , приуроченный Дню Победы)4
- заняли 1 место в школьном конкурсе литературно-музыкальных композиций «Песни военных лет» в 2011г.;
-провели большую работу при подготовке к викторине «Великая Отечественная война»;
- Кирилина Маргарита и Бовкун Екатерина приняли участие во всероссийском конкурсе «Я помню! Я горжусь!»
2 направление. Историко-краеведческая работа. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
-посещение дома-музея Бокова (познакомились с творчеством поэта, бытом и образом жизни русского крестьянина)
- экскурсии в заводской музей, школьный музей, музей Космонавтики в г. Пересвет, посещение выставки Сергиево-Посадской художницы А.И.Вишневской;
- уроки - знакомства с великими именами и историко-архитектурными памятниками города и края;
- изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников;
- оформление стенгазет "Школьные окна" к юбилею школы;
- презентация-поздравление школе в честь 70-летнего юбилея;
- участие в операции «Поиск» сбор информации о выпускниках нашей школы;
-встреча с выпускником нашей школы Каган М.Л.;
-встреча с выпускником нашей школы Самсоновым В.И;
- участие в школьных и районных конкурсах рисунков на тему «Мой край родной»;
- участие в конкурсе рисунков, приуроченных к юбилею района;
- ежегодное участие в конкурсе чтецов и рисунков в рамках «Боковских» чтений (Кирилина Маргарита, Бовкун Екатерина, Замятин Иван);
- участие в конкурсе чтецов и рисунков в рамках районного фестиваля, посвящённого творчеству Рубцова;
- ежегодное участие в районном конкурсе фотографий в рамках Рождественских чтений ;
-участие в школьном конкурсе фотографий на тему «Космос»;
- участие в городском празднике «Масленица»;
-проведение классных часов «За други своя», «Героическая оборона Троице-Сергиевой лавры», «Христианские ценности семьи».
Традиционно важное место в системе воспитательной деятельности класса занимает поисковая работа в школьном музее через участие в сборе информации. Основная цель поисковой работы - создание условий для развития познавательной активности и коммуникативной культуры учащихся, а также активной гражданской патриотической жизненной позиции, направленной на сохранение исторических, культурных и нравственных ценностей и традиций истории малой родины, их приумножение и развитие. В настоящее время школа борется за право носить имя Ю.Козловского, выпускника нашей школы, повторившего подвиг А.Маресьева и ребята накопили достаточный материал о судьбе мужественного земляка, вся жизнь которого может служить примером для подражания.
3 направление. Гражданско-правовое воспитание. Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.
Воспитание в данном направлении предполагает:
-изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России; воспитание чувства ответственности и заботы нуждающихся в ней;
- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
- развитие реально действующего школьного самоуправления.
Гражданско-правовое воспитание в классе осуществляется с помощью следующих мероприятий:
- классные часы («История возникновения символики Российского государства, Сергиево-Посада, Краснозаводска», «Я,ТЫ, ОН, ОНА. ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»);
- беседы (знакомство с правилами поведения в школе, изучение устава школы, изучение прав и обязанностей ребёнка, конвенции о правах ребёнка,
изучение ПДД ,ПБ, изучение правил поведения в чрезвычайных ситуациях);
-участие в конкурсе рисунков на тему «Права ребёнка»;
-участие в районном конкурсе рисунков по ПБ;
- проведение викторин по ПДД;
-участие в районном конкурсе агитбригад по ПДД (2 МЕСТО в 2009г.) ;
-участие в районном конкурсе по ПДД (Сидоров Саша и Каган Екатерина);
- работа в подшефном классе (проведение утренника «Зима» для подшефного класса, утренника «Прощание с осенью»,участие в школьном театрализованном преставлении «Новогодняя сказка» ;
- выпуск стенгазеты о мамах нашего класса ко дню матери;
- единый классный час в рамках Рождественских чтений «Моя первая учительница», результатом которого стала презентация-поздравление первой учительнице Большаковой В.В.;
-участие во всероссийском конкурсе «Символ Олимпиады 2014»(Кирилина Маргарита);
-участие в школьной акции «Помоги ближнему».
4 направление. Воспитание экологической культуры.
Экологическое воспитание школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к природе, в его умении обращаться с ней. Формирование этой культуры – длительный процесс, начинающийся обычно в семье, продолжающийся в школе, а также вне ее. Цель формирования экологической культуры учащихся состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, при сформированности у детей потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Учащиеся класса всегда с готовностью откликаются на призывы принять участие в облагораживании территории школы и города:
-посадка берёз у школы ;
-участие в экологическом десанте по посадке сосен;
-участие в субботниках;
- уход за цветниками в летний период;
-ежегодное участие во всероссийском экологическом конкурсе «Наш мир Зелёная планета»;
-участие в школьном конкурсе плакатов «Береги Землю свою»;
5 направление. Здоровьесбережение.
Здоровье - дело не только личное, но и общественное .
Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Воспитательная работа в этом направлении ведётся системно в соответствии со школьной программой по здоровьесбережению школьников:
-регулярно проводятся Дни Здоровья (100% участие учащихся класса)
-профилактические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья учащихся (беседы с медицинскими работниками, беседы о необходимости иммунизации с детьми и родителями)
- классные часы, направленные на формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации(единый классный час «Знак беды» о вреде наркотиков,классный час «Мы против курения», «Если хочешь быть здоров , закаляйся!»).
-активизация участия в спортивных секциях и школьных спортивных мероприятиях(участие во Всероссийских соревнованиях по спортивному ориентированию и азимуту, участие в 9 фестивале духовной и физической культуры в г.Жуковский ( Клокова Елена,Божанова Валерия в составе делегации, представляющей Сергиево-Посадский район);
- участие в школьных и городских соревнованиях по мини футболу;
-участие в конкурсе «Лучший спортсмен школы»
( Малюшин Сергей – победитель 2010-2011г );
- участие в школьном шашечном турнире (Кирилина Маргарита – победитель).
6 направление. Трудовое воспитание
Трудовое воспитание школьников осуществляется в единстве воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Ведущую роль в этом процессе занимает школа.
Трудовое воспитание в процессе изучения основ наук предусматривает развитие познавательных и профессиональных интересов. Учащиеся на протяжении всех лет обучения знакомятся с теми ценностями жизни и культуры, что созданы человеческим трудом. Первые уроки научной организации труда школьник получает в учебном процессе.
Основная цель работы в данном направлении - воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения не только личного успеха в жизни, но и готовности трудиться на благо человечества.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно относиться к её богатствам.
Первые уроки научной организации труда школьник получает в учебном процессе.
Учебная деятельность содержит в себе такие элементы, которые являются общими для всякого труда: она требует систематических усилий, целенаправленности, преодоления постоянно возникающих трудностей, поскольку учебный материал усложняется от урока к уроку, организованности, самодисциплины, четкого распределения времени.
Трудовое воспитание и трудовое обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены: трудовая деятельность предполагает определенную обученность, владение соответствующими умениями и навыками и положительное отношение к предстоящей деятельности, умение осуществлять ее в условиях коллективного взаимодействия.
Подкрепление позитивных действий поощрением, соревнованием и другими методами вызывает у ребенка положительные мотивы деятельности, что приводит к образованию таких социально ценных качеств личности, как коллективизм, социальная активность и социальная ответственность, дисциплинированность.
Чтобы добиться устойчивых положительных результатов в учёбе, активизируется участие учащихся в факультативах, предметных школьных и районных олимпиадах (призёры Кирилина М. ,Трушкина Д., Бовкун Е., Поздняков Д.),дополнительных занятиях, участие в предметных неделях, осуществляется контроль за посещением уроков, ведением дневников, качеством выполнения домашних заданий, регулярно проводятся беседы с родителями, тематические родительские собрания . Родители оказывают существенную помощь в благоустройстве кабинета совместно с детьми . В организации и контроле дежурства по классу , проверке дневников, исполнительской дисциплины принимает участие актив класса.
Формируя гражданско-патриотическую культуру детей, считаю, что мне, как классному руководителю, следует находиться в постоянном творческом поиске – это даст право на успех.
Ежегодно составляю план воспитательной работы, в котором особое внимание уделяю гражданско-патриотическому воспитанию. Для оценки деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию мною проводится диагностика, по результатам которой появляется возможность отследить динамику личностного развития учащихся. Я надеюсь, что систематическая работа способствует не только накоплению знаний в различных областях человеческой деятельности, но и воспитанию достойных граждан своего Отечества.
Из приведенных диаграмм видно, что за время моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию в данном классе повышается уровень осознания учащимися важности духовных ценностей в жизни человека, возрос интерес детей к истории родного края, России, к её традициям, положено начало формированию чувства гражданственности и патриотизма, пониманию правовых основ.
Из приведенных диаграмм видно, что за время моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию в данном классе повышается уровень осознания учащимися важности духовных ценностей в жизни человека, возрос интерес детей к истории родного края, России, к её традициям, положено начало формированию чувства гражданственности и патриотизма, пониманию правовых основ.
Воспитание любви к родному краю, к
родной культуре, к родному городу, к
родной речи — задача первостепенной
важности, и нет необходимости это
доказывать.
Д. С. Лихачев
«Патриотизм – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
И.Ф. Харламов
Современное российское общество находится в стадии реформирования всех областей общественной жизни, и происходящие перемены выдвигают на первый план качественно новые задачи создания суверенного, демократического, экономически развитого государства. Их решение требует формирования у граждан, особенно молодежи, за которой - будущее страны, активной жизненной позиции, высоких морально-психологических и деятельностных качеств, среди которых важное место занимают ответственность перед обществом и патриотизм. Это актуализирует вопросы гражданско-патриотического воспитания, требует нового прочтения традиций отечественной педагогики, анализа широкого спектра факторов, влияющих на процессы организации воспитания
В последнее десятилетие государство обратило самое пристальное внимание на данную проблему. Все важнейшие правительственные документы Закон РФ «Об образовании»,ФГОС, «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к своей Родине, семье.
Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно
обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...