Сценарий родительского собрания
методическая разработка по теме

Вальтер Надежда Константиновна

Методическая разработка родительского собрания на тему семейного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_chtenie-vot_luchshee_uchenie.rar291.04 КБ

Предварительный просмотр:

"

Муниципальное  автономное  общеобразовательное учреждение                                           Заводоуковского городского округа                                                                                                                «Падунская средняя общеобразовательная школа                                                                                              имени Заслуженного учителя РСФСР И.Е. Хребтова»                                                                               (МАОУ «Падунская СОШ»)

Родительское собрание на тему семейного чтения

«Чтение – вот лучшее учение»

Вальтер Надежда Константиновна,                                                                                                  заместитель директора                                                                                                                                   по учебно-воспитательной работе,                                                                                                                    учитель истории и обществознания

Родительское собрание на тему семейного чтения

«Чтение – вот лучшее учение»

(диалог с родителями)

Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения в частности), и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.

Задачи: 1. Осмысление важности приобщения ребёнка к систематическому осознанному чтению.

2. Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

3. Освоение родителями приёмов развития техники, осознанности и интереса к нему.

Форма проведения: диалог с родителями 

Учитель: Дорогие родители! Пусть не удивляет вас идея посвятить родительское собрание детскому чтению. Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителем, хочется чтобы  ребенку сопутствовала  удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Но как этого добиться?

Сколько детских стихов посвящены чтению, книгам? Вспомните из своего детства!

Кто чему научится http://www.zanimatika.narod.ru/Kniga_mini.gif
Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
— Читать!
(В. Берестов)
 

Читайте, дети! http://www.zanimatika.narod.ru/Kniga_mini.gif

Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе 
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас 
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)

Обращение писателя к читателям http://www.zanimatika.narod.ru/Kniga_mini.gif

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков) (Слайд № 2,3)

Почему же "Детское чтение" сегодня становится проблемой?

Хочу начать свое выступление с цитирования древней китайской мудрости: «Голодному не надо давать рыбу. Он ее скушает за день. Надо ему дать удочку и научить его ловить рыбу и тогда он сможет ловить ее каждый день и перестанет быть голодным». (Слайд № 4)

        В основе современного образования лежит системно-деятельностный  подход. Давать знания сейчас уже неактуально. Нужно научить ребёнка самому добывать эти знания. Ученик из объекта обучения становится субъектом.

        Современный мир – это огромный поток различной информации. Чтобы разобраться в ней, отделить нужную информацию от ненужной, полезную от бесполезной, а иногда и вредной, ребёнку необходимо хорошо читать. Что значит хорошо читать? Это читать с оптимальной скоростью и осознанно, понимая прочитанное. Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи. Именно такое чтение даёт возможность для успешного обучения и в начальной школе, и при переходе в основную школу.  А чтобы чтение было именно таким, ребёнок должен любить читать. Отсюда можно сделать вывод, что заявленная тема нашей встречи весьма и весьма актуальна. Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из вас наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил читать.  

        Большинство информации мы получаем благодаря печатным символам. До тех пор пока не появилось телевидение и интернет, книги были практически единственным источником информации. Тем, кто любит читать, мы предлагаем интересные факты о книгах и чтении.

  1. Самым популярным писателем всех времен и народов является Агата Кристи. Ее детективы печатаются на 44 языках мира. Было издано уже более двух миллиардов книг. Самой ходовой книгой остается Библия. Второе место занимает «Книга рекордов Гиннесса».
  2. В наши дни больше половины книг покупают люди старше 45 лет.
  3. Больше всего произведений написал испанский драматург Лопе де Вега. Его перу принадлежит 1800 пьес.
  4. 68% всех книг покупают женщины.
  5. Существует разновидность клептомании, при которой воруют только книги. Это расстройство называют библиоклептоманией. Одним из самых известных библиоклептоманов является Стивен Блумберг, который за свою жизнь украл больше 23 тысяч редких книг на сумму в 20 миллионов долларов.
  6. Самая длинная биография — история жизни Уинстона Черчилля. Она составляет 22 тома. А самая большая публикация — это издание Британских парламентских документов, которое состоит из 1112 томов.
  7. Самой тяжелой книгой в мире считают географический атлас, который хранится в Британском музее. Он имеет высоту больше метра и весит 320 кг.
  8. В прошлом книги на полки ставили не так, как мы это делаем сейчас, а корешком к стене и обрезом наружу.
  9. Двенадцать самых маленьких книг мира с легкостью можно уместить в одну столовую ложку. Среди них есть словарь английского языка на 12 тысяч слов, Коран и Конституция Франции.
  10. Считается, что многие читатели теряют интерес к книге уже на восемнадцатой странице. (Слайд №  5,6,7)

        Хочется, чтобы интерес к семейному чтению начал  возрождаться.               Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению.

         Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. Но последние таят в себе серьёзные опасности и могут повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития.  

         Но я хочу сказать, что у книг не может быть  конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания.  

        Что происходит с детским чтением?

        Вот что ответили на вопрос "Чтение ребенка сегодня  - это..." родители школьников из Архангельска:

- "чтение сегодня -  это чтение из-под палки",

- "написание рефератов",

- "программная обязаловка",

- "это наша родительская мука",

- "случайный процесс ситуативного характера",

- "выполнение домашнего задания" (Слайд № 8).

         Согласны ли с такими ответами уважаемые родители? Есть ли у вас другой образ детского чтения? Приведите примеры.

        И поскольку объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растёт, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом на конкретных примерах. (О чтении языком статистики). (Слайд № 9-12)

  • Человек воспринимает глазами 20%  информации, из них 70% - посредством чтения. К 1980 году объём информации удваивался  каждые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно.
  • К 2013 году объём информации по сравнению с 1990 годом возрастёт в 4 раза, к 2040 году – в 32 раза.
  • Утверждается , что наш современник, для того, чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.
  • 95% людей читают очень медленно 180-200 слов  в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).
  • Средняя скорость чтения старшеклассников – 90-100 слов в минуту, студентов – 120-180, специалистов с высшим образованием – 200- 250 (степень усвоения при этом колеблется в пределах 20-60%).
  • Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной странице 12-16 остановок.
  • У традиционно читающего человека объём одномоментной фиксации  составляет 10 печатных знаков – 1,5-2 слова  одной строки.
  • Потрясающе быстро читали Ж.Ж.Руссо, А.С.Пушкин, Наполеон, О.де Бальзак, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой, В.И.Ленин, М.Горький, А.Энштейн, А.В.Луначарский.
  • Наполеон читал со скоростью 2 тыс. слов в минуту.
  • О. де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.

  • М.Горький читал со скоростью 4 тыс. слов в минуту.
  • Просветитель Н.А.Рубакин в течение жизни прочитал более  200 тыс. книг (по 2 750 в год).
  • И. Гёте: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели».
  • Н.Амосов: «Для человеческого организма благоприятен только режим напряжения. Силы при напряжении возрастают».

               А вот данные социологов:

              "Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 % до 26 %, а      

     тех, кто вообще не читает книги, возросло с  23 %  до 34 %.   40 % читают книги от случая к  

     случаю. За эти годы произошло  обвально падение числа людей, которые приобретают

     книги. Если в 1994 году книги  покупали 58 %, то в 2012 году - только 20 %.

          А теперь, уважаемые родители, давайте сообща ответим на вопрос «Почему чтение – это важно?».  Каждый ваш аргумент – это ступенька на пути к вершине, которую ребенок достигает, если становится активным читателем. Я прошу вас объединиться парами и через две минуты предложить свой аргумент.

         Из ответов родителей формируется цепочка мнений родителей, в результате на доске появляется словесная «лесенка».

ЗНАНИЯ ДУХОВНОСТЬ

Побуждает к нравственным поступкам

Формирует самообразовательные навыки

Помогает в учебе

Повышает интеллект

Будит эмоции

         Скоро лето. Ваш ребенок, с грехом пополам закончивший очередной учебный год и твердо обещавший вам взяться за книги, чтобы исправиться, опять целыми днями пропадает во дворе или на речке. Когда погода портится, его можно найти на чердаке, в спортзале, в гараже, в компьютерном клубе, одним словом, он занят чем угодно, кроме чтения. Список литературы на лето давно потерян, а немногие добытые по нему книги пылятся в портфеле или на столе. «Еще есть время. Успею», – каждый вечер твердит ваше чадо не столько вам, сколько самому себе. Дети ведь не меньше родителей боятся расплаты. И скорой – осенней, когда учитель литературы на первом же классном часе, а потом на родительском собрании не преминет объявить, что хотя все в классе читали довольно мало, но именно ваш не прочел вообще ничего.    

          Учитель: Первый вопрос, вынесенный сегодня на обсуждение, - «Чтение – это важно?».

         Действительно, в истории русской культуры литература для детей занимала почётное место – именно в детской литературе впервые появились стихи, рисунки, словари. В создании книг участвовали лучшие писатели, публицисты, учёные. Родоначальниками детской литературы в России были буквари, азбуки, азбуковники (1574 год – Иван Фёдоров, «Азбука»; 1634 год – В.Ф. Бурцов, «Букварь»; XIX век  - К.Д. Ушинский, «Детский мир»).  (Слайды № 13, 14). С детства памятны нам сказки В.А Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова, А.Н. Афанасьева, Д.Н. Мамина -Сибиряка. Это – наши воспитатели, хранители национальных традиций и «волнители чувств».Наши дети любят и сказки, и рассказы, и длинные повести. А вот разовьётся ли интерес, превратиться ли он в настоящую страсть к чтению, в источник мудрости зависит во многом от родителей. 

 Работа со схемой:

 Книга будит эмоции

 Еще И.П.Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и все это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребенок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребенок живет в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стекла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки»,- говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода»

           Чтение повышает интеллект

           Еще раз обратите внимание на памятки и заметьте, что человек воспринимает глазами 20% информации, и из них 70% посредством чтения. То есть, если ребенок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте: чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю свою жизнь. Итак, чтение сегодня – способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно все время повышать. В подтверждение этой мысли приведу известные слова И.Гете:»Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что достиг цели».

           Чтение помогает в учебе

           Действительно, хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет  главное. Слабо читающий ребенок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает больше, он обладает большим объемом информации, и ориентируется во всех предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.

            Книги формируют самообразовательные навыки

            Приобщившись к чтению, ребенок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нем можно путешествовать бесконечно, ребенок идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, какой бы вопрос не возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая мудрее всех.

           Чтение побуждает к нравственным поступкам

           К сожалению, жизнь окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

         Книги – ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвежонок – невежа» А. Барто, «Волшебное слово» В. Осеевой и многие другие, - это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер. Ребёнок, который осудил медвежонка за то, что тот «примчался к дому и первым влез в берлогу, медведю пожилому не уступил дорогу», едва ли станет, отпихивая взрослых, рваться к двери.  

           Главный вопрос. который беспокоит родителей: Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?

Возможные варианты «советов» родителей.

1 группа. На ребёнка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, или  того хуже, за компьютером, то вряд ли их «чада» будет книгочеем.

Комментарий учителя. Допустим, родители многократно назидают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если сами при этом очень редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются, где попало, используются как подставка под что-либо, то вряд ли ребёнок поймёт их истинную ценность.  Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но, к сожалению, являются лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких условиях ребёнок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные безделушки, которыми можно любоваться, но лучше не трогать.

         Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребёнок часто видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном,  радуются новой покупке и тут же листают её.

2 группа. Надо поддерживать интерес к чтению у ребёнка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.

Комментарий учителя. Действительно, ваше участие в процессе чтения ребёнка бесценно.  Однако нельзя и переусердствовать: иногда активно вмешиваясь в увлечение сына или дочери, мы пытаемся ими руководить, и наносим вред.

3 группа. Могут помочь маленькие родительские «хитрости», например, «Почитай для меня, пожалуйста, пока я мою посуду».

Комментарий учителя. Хороший приём: чтение не должно быть «в пустоту», если ребёнку оно ещё трудно даётся. В предлагаемой ситуации у сына или дочери возникает ощущение, что он делает что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения. Поблагодарите ребёнка, обсудите с ним прочитанное, и вы продвинетесь вперёд – естественно и ненавязчиво.

4  группа. Надо дарить ребёнку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ними в книжный магазин и выбирать! Но при этом не 2скатиться» только на комиксы и иллюстрации к «мультикам».

Комментарий учителя. Действительно, от того, насколько интересными оказались первые книги, значит очень многое. Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и принесите их своему ребёнку. Это важно, потому что об этих книгах вы сможете говорить с ребёнком, их содержание вы помните.

        Конечно, «копилку родительской мудрости» можно ещё пополнять. А пока хочу предложить вам памятки, в которых немало полезных советов.

          Вот как отвечает на этот вопрос Даниэль Пеннак.

          "Глагол "читать" не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как "любить"... или "мечтать"...

          Попробовать, конечно, можно. Пробуем? "Люби меня!", "Мечтай!", "Читай!".

          - Марш к себе и читай!

         Результат?

         Никакого.

Совет: Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше - читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них. (Слайд № 15)

       Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он - школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть - ребенок,

       Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнаковых ему слов, какие у него  и у вас  возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребенка пересказывать.

       Совет: Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не  уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце. (Слайд № 16)

       Самое важное, что могут родители на первых порах вместе с ним посещать ее.         

Учитель.  Итак, давайте помнить, что книга – носитель и хранитель национального наследия, воспитатель духовности, «противовес» многим негативным процессам в окружающем ребёнка мире. Читайте сами, читайте вместе с детьми и вы одухотворите свою жизнь прекрасными образами. Этот путь нелёгок, но он прекрасен, поскольку ведёт к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом мире. (Слайд № 17) (Родителям раздаётся список литературы о чтении, о семейном чтении).

 

Список литературы.

  1. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. – М.: Глобус, 2008.
  2. Козловский О.В. Скорочтение. – М.: АСТ. Донецк. – Сталкер, 2006.
  3. Лучина Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. Воспитание школьников. 2002. - №9. С. 15-17.
  4. Школьная библиотека №9-10 ноябрь-декабрь 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания.

1.Родительское собрание Тема: Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации. ...

Сценарий родительского собрания

Полный сценарий проведения родительского собрсния: "О трудностях в учении, или чтобы ребенок учился"...

Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"

Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"...

Сценарий родительского собрания по профориентации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСценарий родительского собрания «Мир профессий, или какую дверь открыть?»       « Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит...

Сценарий родительского собрания "Мы растим счастливого ребенка"

Сценарийродительского собрания по теме: «Мы растим счастливого ребенка: от самопознания к самореализации» Цель: определить критерии родительского отношения к проблеме становления личности ребенка...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...