Описание опыта работы Дмитриевой Ирины Валерьевны.
учебно-методическое пособие по теме

Дмитриева Ирина Валерьевна

Описание опыта работы  классного руковоителя в номинации "

«Классный руководитель — воспитатель патриота и гражданина будущей России»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация

«Классный руководитель — воспитатель патриота и гражданина будущей России»

Павлово — Посадский муниципальный район  МОУ гимназия

Дмитриева Ирина Валерьевна

Эпиграф:       «Тот кто не любит свою страну, ничего любить не сможет».

Джордж Байрон

На фотографии - мои сегодняшние восьмиклассники, с которыми я работаю уже четвертый  год. За это время они выросли  и повзрослели. Для меня их взрослость определяется не  прическами и стилем одежды, а теми изменениями, которые по моим наблюдениям с ними происходят.  

2.Когда в 2008 году меня назначили  классным руководителем  пятого класса ( а опыт работы классного руководителя у меня уже был 8 лет назад), я задумалась о том, какие задачи воспитания детей (поколения «PEPSI»)ставят передо мной родители, гимназия, государство, какую программу действий должна разработать Я? Ведь эти дети не похожи на тех, которые пришли учиться в гимназию в 1997 году. Эти дети совсем другие. …И время другое.  И задачи школы другие.

3.Понимая, что определить эти задачи поможет:

  • диагностика уровня развития личности обучающихся,
  • -изучение нравственных ценностей семей учащихся.

Использовала я самые информативные методики:

-тестирование,

-анкетирование,

-наблюдение;

-беседа

.  

4.Диагностика показала:

Ребят в классе объединяет желание хорошо учиться, а вот над созданием классного коллектива придется поработать (в классе – не просто отличники и хорошисты, а большинство из них – с лидерскими претензиями!). У многих ребят осознание собственного «Я» преобладает над понятием «Мы», для них свои интересы важнее интересов класса.

Значительное количество воспитанников не имеет представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой Родине. Они не испытывают чувства гордости за свое образовательное учреждение, в котором учатся, за свой город, в котором живут.

          Исходя из выявленных противоречий, мной была разработана программа «Воспитание патриота и гражданина», рассчитанная на пять лет работы (с 5 по 9 класс). Главная цель патриотического воспитания – формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. На классных часах мы часто рассуждаем о том, что для нас значит «патриотизм», и почему слово

«гражданин» порой пишется с большой буквы.

«У каждого заботою своей глаза полны,

Наша Родина - не что-то, она сегодня – МЫ!

У каждого дорога своя или тропа.

И пусть нас очень много, Мы все ее судьба.

Она не позабудет ни света и ни тьмы…

Она такою будет, какими будем МЫ.

5.Понимая, насколько жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке активные, социально-значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех иных видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей, я приступила к реализации разработанной Программы.

 Основой воспитательной системы класса я выбрала краеведческую деятельность, с целью вопитания в детях чувства гордости за свою малую Родину, за свой народ, за  свою школу, давшую образование стольким жителям города, за тех людей, которые защитили свое Отечество в годы Великой Отечественной войны, а среди них были . и учителя и выпускники школы №3, на базе которой выросла наша гимназия.

Прежде всего я спланировала работу с нашим школьным музеем, который хранит память о героических страницах жизни школы в военное и мирное время. Здесь проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами тыла, с детьми войны- с теми, кто своими глазами видел «лицо» фашизма.

Эта работа и вправду заинтересовала моих ребят.

      Интересный материал, содержательные экспозиции музея привлекли внимание многих ребят нашего класса, и они стали активными членами совета музея, работают в лекторской группе и занимаются поисковой работой, сбором  документов, фотографий, книг о войне, перепиской с ветеранами, работой с архивными материалами, написанием рефератов о героизме жителей микрорайона, своих родственников, учителей и учеников школы №3, проявленном в борьбе с фашистской Германией.

Ребята проводят большую работу для того, чтобы на долгие годы сохранить память об их беспримерном мужестве.

После одной из экскурсий в школьном музее я предложила ребятам записать свои впечатления и отдать в редакцию газеты гимназии «Я+МЫ». Так и в нашем классе появились корреспонденты школьной газеты.

    Участие в конкурсах знатоков истории, встречи с участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла позволяют заочно и воочию познакомиться с людьми, у которых за плечами подвиги в годы Великой Отечественной войны. Личные встречи с ними – прекрасные уроки жизни, уроки мужества. Такие встречи – источник обогащения духовного мира школьников, школа духовно-нравственного становления личности и формирования гражданской позиции.

       Известно, что гражданско-патриотическое воспитание осуществляется не только в процессе военно-патриотической деятельности детей, а и в туристско-краеведческой,  экологической, художественной и спортивно - оздоровительной работе.

        Своей главной задачей я вижу  умение «зажечь» ребят желанием заниматься каким-то интересным и полезным делом. Какие бы конкурсы ни объявлялись в гимназии, я пытаюсь пробудить в ребятах желание  в них участвовать. Поэтому наш класс - один из самых активных участников всех гимназических праздников, декад, предметных недель и творческих сессий.

        Вовлекая ребят во внеклассную работу гимназии, я  учитываю то, что соревновательный момент участия команд класса в различных конкурсных мероприятиях работает и на сплочение классного коллектива.

        Моих воспитанников можно встретить и в отряде юных инспекторов дорожного движения, и в дружине юных пожарных, и в команде зарничников. Им все интересно, и это хорошо. Все заняты кружками и секциями (некоторые занимаются в 2-3 кружках различной направленности): искусство, пожарно-прикладной вид спорта, фигурное катание, каратэ, - все направления их занятости перечислять можно очень долго.

        Все наши классные мероприятия проходят очень интересно, обязательно с театрализацией потому, что в нашем классе есть ребята, которые с пятого класса занимаются в арт-студии. Ежегодно они принимают участие и во всех спектаклях, композициях, с которыми арт-студия выступает не только перед учащимися гимназии и родителями, но и перед детьми близ лежащих детских садов. Этот коллектив не раз становился победителями районных конкурсов театральных коллективов. Свой артистизм ребята демонстрируют и в агитационных выступлениях  по пропаганде дорожного движения в микрорайоне гимназии.

Занятость в кружках помогает детям занять свое свободное время, развить свои способности, а мне это важно для решения поставленных задач.

Мне всегда хотелось, чтобы ребята  добровольно и с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, гимназии, учились быть самостоятельными,  чтобы они умели оценивать свои возможности, стремились к познанию себя. Поэтому всю работу мы планируем вместе. И реализуем ее тоже вместе.

На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, осознавать себя как личность. Формы проведения классных часов выбираются как традиционные,  так и нетрадиционные: игры и упражнения на поддержание психо - эмоционального фона для сплочения коллектива, повышения адаптивных возможностей, формирования мотивов личностного роста, например классный час-практикум, психологический классный час, классный час-конкурс, анкетирование…

Прекрасную возможность увидеть статус каждого ребенка в классном коллективе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом дают результаты мониторинга за ходом развития взаимоотношений ребят в процессе их участия в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами классных часов и их работы над заданиями. Проводимая мною работа по формированию классного коллектива, дала свои результаты.

Все три года наш класс становился победителем конкурса «Класс года»

За время реализации Программы гражданско-патриотического воспитания обучающихся, я уже могу отметить положительную динамику в решении некоторых задач:

-участвуя в поисковой работе, в олимпиадах, конференциях, ребята глубже узнают историю родного города, историю названий улиц, предприятий, историю своей школы. Расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности;

-участвуя во всех делах и акциях, ребята проникаются сознанием, что высшей нравственной ценностью является Родина, у них возникает убеждение в том, что надо способствовать процветанию родного края;

-в результате педагогических ситуаций, организуемых в разных видах деятельности, школьники осознают себя гражданами великой страны России, патриотами родного города;

-участие в делах и акциях развивает в них умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, у них появляется желание совершать гражданские поступки: ведь дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит все это – гражданские поступки.

Впереди у нас много планов. Хочется верить, что мне удастся решить поставленные задачи. И мои ребята, выпускники 2015 года, выйдут в большую жизнь настоящими гражданами страны.

В этом учебном году в начальных классах Российских образовательных учреждений началось внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта, который ставит задачу обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения , семьи и других институтов общества. Программа предусматривает формирование у обучающихся социальных компетенций и гражданской активности, формирование у детей опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром и приобщение обучающихся к ценностям культуры.

        И я вижу свое видение гражданско-патриотического воспитания своих воспитанников правильным. Возможно потому, что я родилась 23 февраля.

      Стихотворение на фоне: «Успехи класса».

Патриотизм. Вот кто-то улыбнулся, ему такого слова не понять…

Он не готов в любви к Отечеству поклясться,

Без малой Родины не будет он скучать.

И все же люди есть в России, для них патриотизм - не просто звук,

Для них он тот, единственный Мессия,

Который к ним придет на первый стук.

Патриотизм, - когда Отчизну любишь,

придется если, то и жизнь отдашь.

Лишь с нею душу не остудишь,

к ней столько чувств – в словах не передашь.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны

Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Школы № 182 Граневой Ирины Юрьевны

В  условиях снижающегося интереса к школьным предметам, в частности к литературе и русскому языку, а также к процессу обучения вообще, особые надежды возлагаются на новые подходы в преподавании, ...