Нравственность как основа успешности образовательного процесса
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Нравственность как основа успешности образовательного процесса
Суть культуры «в общественной ценности человека».
Э. Кант
Задачи: убедить родителей, что нравственность — это залог успешного существования человека в обществе, ученика в образовательном процессе; ориентировать родителей на постоянное совершенствование культуры общения в семье с учётом возраста ребёнка, на реальную оценку поведения детей и поиск путей его коррекции.
Форма проведения: родительский всеобуч.
Подготовительная'работа: подготовка этического словаря ученика самими учащимися; анкетирование учителей: этика и учебный процесс; выдержки из устава образовательного учреждения; сочинение-зарисовка «Я в мире людей» (Как бы я хотел, чтобы относились мне?); наблюдения психолога. Нравственные особенности данного возраста, особенности данного класса, атмосферы в нём; русская литература о нравственности; этика произрастает из семьи: анкетирование родителей (см. приложение).
Ход собрания
I. Вступительное слово
В России Государственный образовательный стандарт в настоящее время выступает в качестве общего научно-методического начала образования, отражает «условия нового прочтения гарантии государства относительно образованности граждан, упорядочения ответственности центра, субъектов РФ, образовательного учреждения». Требования к культурному развитию учащихся, отмечается в стандарте, определяет и содержательный компонент (обязательный минимум содержания образования), и требования к уровню подготовки обучающихся на каждой ступени обучения.
Уже содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон личности:
- познавательной культуры,
- коммуникативной культуры,
- нравственной культуры,
- эстетической культуры,
- трудовой культуры,
- физической культуры.
В основной школе стандарт «Нравственность (мораль)» предусматривает:
- формирование культуры нравственного поведения школьников;
- выработку нравственных основ мировоззрения;
- усвоение нравственных норм, правил и требований, лежащих в
основе общения и деятельности людей; - выработку основных понятий нравственного сознания школьников и др.
Задачи подготовки человека к жизни и деятельности в обществе, получению специальности, освоению профессиональной этики выдвигают требования к общей культуре личности.
Корни же нравственности зарождаются и произрастают из семьи. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение человека (к Миру, себе, к другим, труду, природе), то в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. От того, как родители сами представляют это (собственный культурный уровень), какие ставят задачи, как отслеживают выполнение их, сознательно корректируя поведение детей, зависит успех нравственного становления ребёнка. Сначала понимание общего смысла и системы отношений лиц (семья, родственники, воспитатели, сверстники т.д.), затем знание и умение (нормы и правила бытового социального взаимодействия), а дальше творение, подражание позитивному поведению значимых взрослых. На базе, созданной родителями, в учебном заведении к формированию нравственности подключаются учителя-воспитатели. Успех этого непрерывного процесса определяется согласованным взаимодействием воспитания и обучения школы и семьи.
II. Выступление психолога
- Психологические особенности данного возраста.
- Психологические особенности состава класса. Распределение
ролей. - Атмосфера сосуществования и сотрудничества.
- Проблемы, требующие коррекции.
- Необходимые индивидуальные консультации для учащихся и
родителей.
III. Этика в словах (словарь по этике)
Термины, на которые хотелось нужно обратить внимание учащихся: АКТИВНОСТЬ, БЛАГОДАРНОСТЬ, БЛАГОРОДСТВО, ВЕЖЛИВОСТЬ, ВЕЛИКОДУШИЕ ВЕРНОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, ВЫСОКОМЕРИЕ, ГЕРОИЗМ, ГРУБОСТЬ, ГУМАНИЗМ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, ДОБРО, ДОЛГ, ДОСТОИНСТВО, ЗАВИСТЬ, ЗАЗНАЙСТВО, ИНДИВИДУАЛИЗМ, ИСКРЕННОСТЬ, КАРЬЕРИЗМ, КОРЫСТОЛЮБИЕ. ЛИЦЕМЕРИЕ, ЛЮБОВЬ, МАЛОДУШИЕ, МЕЩАНСТВО, МУЖЕСТВО, НЕНАВИСТЬ, ОБЯЗАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, ПОДВИЖНИЧЕСТВО, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ, САМОЛЮБИЕ, САМООБЛАДАНИЕ, СКРОМНОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, СОВЕСТЬ, СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, ТЩЕСЛАВИЕ, ТРУСОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, УБЕЖДЁННОСТЬ, ЦИНИЗМ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЧЕСТОЛЮБИЕ, ЭТИКЕТ, ЭТИКА.
Учащимся предлагается выбрать по нескольку терминов и дать толкование их. Словарь распечатывается, оформляется, и может быть неоднократно использован для самоанализа учащимися, родителями и учителями.
IV. Выступления учителей-предметников
- Роль предмета для формирования нравственной и познавательной культуры.
- Особенности методики усвоения предмета.
- Проблемы. *
V. Русская литература о нравственности
(Выступление словесника.)
VI. Анализ сочинений
VII. Анализ анкетирования родителей
- Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успешный учитель – основа эффективности образовательного процесса
Каким должен быть успешный учитель? Давайте порассуждаем...
Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе.
Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе....
Статья: "КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК КЛЮЧ К УСПЕШНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"
Данная статья посвящена уроку иностранного языка, направленного на развитие у учащихся критического мышления. Автор рассматривает роль критическое мышление как неотъемлемую часть современного об...
Нравственность как основа успешности воспитательного процесса
Нравственность как основа успешности воспитательного процесса...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Главной задачей духовно-нравственного воспитания является перевод выработанных в общественной культуре духoвно-нравственных ценнoстей и вытекающих из них принципов поведения в систему внутренних требо...
Здоровье педагога как профессиональная ценность и залог успешного образовательного процесса
В связи с изменениями в социуме, экономике, культуре и других сферах жизни общества вопрос профессионального здоровья является актуальным не только для теории и практики здравоохранения, а также и для...