Статья: "КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК КЛЮЧ К УСПЕШНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Данная статья посвящена уроку иностранного языка, направленного на развитие у учащихся критического мышления. Автор рассматривает роль критическое мышление как неотъемлемую часть современного образовательного процесса, анализирует действия учителя и учащихся, выявляет особенности подачи учебного материала при обучении критическому мышлению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
А.А. Мусич
Московский государственный гуманитарный
университет им. М.А. Шолохова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК КЛЮЧ К УСПЕШНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Данная статья посвящена уроку иностранного языка, направленного на развитие у учащихся критического мышления. Автор рассматривает роль критическое мышление как неотъемлемую часть современного образовательного процесса, анализирует действия учителя и учащихся, выявляет особенности подачи учебного материала при обучении критическому мышлению.
Ключевые слова: саморазвитие, практическое применение информации, навык, цель, этап урока, индивидуальная, групповая, парная работа.
A.A. Musich
This article is about a lesson of a foreign language that can help developing students’ critical thinking. The author reviews the role of critical thinking like very important part of modern educational process, analyzes teacher and students’ actions, identifies particular qualities of material by teaching of critical thinking.
Key words: self-development, the practical application of the information, skill, aim, stage of the lesson, individual, group, pair work.
Опираясь на модель образования 21 века, где целью является не накапливание багажа знаний, а их практическое применение, технология развития критического мышления становится неотъемлемой частью урока иностранного языка. Педагог уже не носитель информации, а помощник учащегося в самостоятельном приобретении знаний, ведь знания, добытые самостоятельно и основанные на личном опыте, становятся бесценными в дальнейшей работе и практическом применении. Саморазвитие и самосовершенствование – приоритеты в обучение, при этом постановка целей и способов их достижения остаются за обучаемым. Приобретенные знания и умения со стороны учителя подвержены объективному контролю и своевременной корректировки. По словам Д.Дьюи, главное, на что должна быть направлена деятельность образовательного учреждения любого типа – это научить обучающегося думать[1, С.348].
Уроки, способствующие развитию критического мышления учащихся, основаны на трех основных этапах: «вызов», «осмысление», «рефлексия», каждый из которых имеет ряд закономерностей.
На этапе «вызов» учащимся было предложено ответить на вопрос: «О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, учитывая название темы и иллюстрации?». Далее необходимо было вспомнить информацию по теме, кратко изложить основные моменты, зафиксировать и высказаться о том, что было бы интересно и хочется узнать. Сильные ученики могли проявить себя в индивидуальной работе, зачитав свои идеи перед классном, а остальным учащимся предлагалось разделить на пары или объединиться в группы, выполняя задания. Таким образом, никто не остался не вовлеченным в урок. Учитель, давая возможность высказаться каждому, вырабатывает у учащихся навык монологической речи, не бояться ошибок и быть исправленным.
Знакомясь с новой информацией, работая с текстом, слушая диалоги по теме урока и сравнивая с имеющимися знаниями, учащиеся переходят к этапу - «осмысление». Работа происходит с целью поиска ответов на интересующие вопросы и устранения затруднений. Вполне естественен тот факт, что возникают некоторые неясности и новые вопросы, которые также необходимо фиксировать для дальнейшего обсуждения. Учителем к данному этапу были подобраны различные приемы так, чтобы ученик выполнял работу внимательно и вдумчиво, при этом размышляя о прочитанном и услышанном. Если учащиеся быстро и хорошо справились с заданиями, учитель становится источником новой информации, которая представляется учащимся в занимательной форме. Также предлагается познакомиться с альтернативным источником информации. Было отмечено, что в дальнейшем при правильной работе учащиеся более вдумчиво читают, слушают, вопросы становятся разнообразнее, помимо текстов, диалогов и объяснения учителя учащиеся все чаще используют новые источники информации.
Неотъемлемой частью урока является стадия «рефлексия». Проводится не только проверка того, как учащиеся запомнили новое, но и как могут анализировать, смогли ли достичь целей, поставленных в начале урока, найдены ли ответы на все поставленные вопросы и неясности. Например, предлагается написать эссе, письмо, сочинение, составить список ключевых слов, которые являются наиболее значимыми для понимания изучаемой темы. Также учитель, используя таблицы и кластеры, возвращает учащихся к этапу «вызов» и, пользуясь информацией, полученной на этапе «осмысления», просит выполнить задание. С большим интересом учащиеся заполняют анкеты и дописывают предложения, соглашаются или не соглашаются с предложенным утверждением. Устная форма работы также приемлема, например, составление диалога и полигога с использованием ключевых слов. Этот этап заставляет учащихся выстроить причинно-следственную связь и способствует развитию критического мышления.
Исходя из опыта проведенных уроков, можно сделать вывод о том, что информация мотивирует и заставляет двигаться вперед. Без этого учащиеся не могли бы мыслить критически. Оценивая достоверность информации, полученной на уроке, насколько она точна и какую ценность привносит для будущей жизни, можно судить о ее необходимости. Особенно оживленно протекает процесс представления своей точки зрения по данной проблеме или тематике, ведь цель данной работы не только предложить, но и доказать причинно-следственную связь, изложить ход своей мысли. Не стало удивительным то, что некоторые учащиеся меняли свою точку зрения, услышав основательную аргументацию иной позиции, ведь в споре рождается истина. Однако, не прейдя к однозначному выводу по проблеме, дети получали новую задачу – найди дополнительную информацию по теме и больше по ней узнать. Такая неоднозначность проблемы служит мотивацией при выполнении домашней работы. Ведущую ролью при этом становятся логика и аналитическое мышление – основы критического мышления.
Не стоит забывать о том, что запоминание не отождествляется с мышлением, творчеством и интуитивным мышлением. Д. Клустер настаивает на позиции, что мыслить и понимать означает не использовать свою память, а создавать условия критического мышления[4]. При этом Д. Халперн останавливается на тех личностных качествах, которыми должен обладать учащийся[3, С.286]. Это:
- Готовность к планированию.
- Гибкость.
- Настойчивость
- Готовность исправлять свои ошибки
- Осознание.
- Поиск компромиссных решений.
Применение на уроках иностранного языка технологии критического мышления способствует более эффективно воспринимать информацию, а следовательно у учащихся повышается интерес к изучаемому материалу. Также процесс обучения на уроке становится легче и протекает в самостоятельной работе друг с другом. Результатом такого взаимодействия могут служить показатели качества образования учащихся, их желание и навыки, способствующие учиться на протяжении всей жизни.
Пользуясь этой технологией учитель создает на уроке благоприятную атмосферу для открытого и ответственного сотрудничества. Проявление самостоятельной познавательной деятельности со стороны учащихся – это то, к чему стремиться учитель, разрабатывая ход урока и анализируя каждое свое действие. Накопленный материал и опыт проведения таких занятий может стать бесценным источником информации для других учителей[2,С.11].
Подводя итоги, следует отметить, что технология развития критического мышления создает преимущества для эффективного преподавания иностранного языка и прививает необходимые для жизни навыки и умения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дьюи Дж. От ребёнка — к миру, от мира — к ребёнку (Сб. статей). — М.: Карапуз, 2009. — 348 с.
2. Керимова Б., Оценивание работы в группе, Сборник “Оценка без отметки”, составитель О.Варшавер- М.: ЦГЛ, 2005. -С. 11.
3. Халперн Д. Психология критического мышления.- М.: Питер, 2000. -С.286.
4. Электронный ресурс: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка.
Доклад по теме: Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка. В данном докладе обобщен опыт...
Речевая зарядка как средство активизации учебного процесса на уроках иностранного языка
В зависимости от целей, решаемых на уроке, учитель подбирает то или иное начало урока. Хотя существует, на мой взгляд, универсальная речевая зарядка....
Инновационные технологии в образовательном процессе при обучении иностранному языку (из опыта работы)
В статье автор обобщает свой опыт работы по изучению иностранного языка в сельской школе и применении новых информационных технологий. Это не только новые технические средства, но и ...
Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе на уроках иностранного языка
Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных методов воспита...
«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка»
Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка....
Использование современных техник и форм работы в образовательном процессе на уроках иностранного языка
Выступление на краевом семинаре учителей иностранного языка на тему "Использование современных техник и форм работы в образовательном процессе на уроках иностранного языка"...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО...