Классный час
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Классный час «Как стать настоящим другом»
Цель:
изучение и развитие межличностных отношений в классе, формирование дружного ученического коллектива.
Задачи:
1) создать условия для более глубокого усвоения учащимися таких понятий, как «общительность», «товарищество», «дружба», через теоретическое изучение и обсуждение их значения;
2) способствовать учащимся в изучении своих психологических особенностей, влияющих на межличностные отношения, через проведение диагностик, через знакомство с мнением одноклассников по проблеме в ходе обсуждения, мнением специалистов и достоянием народной мудрости;
3) через организацию групповой работы скорректировать поведение отдельных подростков, способствовать решению проблем в межличностных отношениях в классном коллективе.
Подготовительный этап ( с привлечением учащихся):
1. Проведение анкет – диагностик:
а) Общительный ли ты человек?
б) Легко ли завоевать друзей? (см. приложение № 1)
2. Подбор пословиц, поговорок, высказываний великих людей о дружбе.
3. Написание сочинений «Портрет моего друга»
4. Поиск значения слов в словаре – общительность, товарищ, друг.
5. Оформительская работа:
а) рисунки с рожицами - по количеству учащихся в классе;
б) сердечки – по количеству учащихся;
в) оформление доски с использованием цветного мела.
г) на столах – таблички с названиями команд : «Верность», «Искренность», «Находчивость».
6. Формирование команд, определение названий для них.
Оформление доски:
Эпиграф (слева):
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и в беде,
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов,
Он помочь тебе готов
В. Шекспир
Справа на доске - вопросы для обсуждения:
1) Какого человека ты считаешь общительным?
2) Чем вызвана необщительность некоторых людей?
3) С какими людьми ты хотел бы общаться?
4) Как стать хорошим товарищем?
5)Что такое друг?
6) Как стать настоящим другом?
Рисунок – в центре классной доски. Окна – место для листочков с ответами учащихся:
Стань настоящим другом! | ||||||
дружба | ||||||
товарищество | ||||||
общение |
На задней доске (или стенде) – пословицы и высказывания о дружбе (см. приложение № 2).
Ход классного часа.
Оргмомент. Мотивация.
На прошлом классном часе вам были предложены достоинства, которые было бы приятно видеть у ваших друзей. Вы отметили два из них, которые вы цените выше других. Вот по тому, как вы выбирали, и получились три команды: «Верность», «Искренность», «Находчивость».
Ребята садятся за столы.
В каждой команде возьмитесь за руки, давайте скажем друг другу комплимент (слева направо): «Сегодня ты веселый, умный, внимательный, аккуратный, интересный, чуткий, вежливый и т.д.»
У каждого из вас есть полоска настроения. Обведите кружком № той рожицы, которая соответствует вашему настроению.
1 2 3
Целеполагание.
В пятом классе мы с вами выбрали девиз: «Один за всех – все за одного». Нам очень хотелось стать друзьями. Что-то за прошедшее время изменилось в наших отношениях, мы стали интересны друг другу, нам весело вместе, мы любим быть вместе: ходить в походы, играть, учиться, трудиться. И все же наши отношения не назовешь дружбой. Давайте на классном часе разберемся, что такое дружба, и что мы можем сделать, чтобы она была.
Основной этап.
I. У каждого человека есть потребность быть уважаемым и любимым. Большое счастье жить среди людей и приносить им радость. Недаром Антуан де Сент Экзюпери считал, что единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Но в жизни есть общительные, а есть необщительные люди. Последние тяжело переживают свое одиночество. Девочки, мальчики жалуются, что у них нет друзей, что они не умеют заводить знакомства.
Что же такое общительность? Послушаем, что нам об этом говорит словарь.
- Общительность – это умение легко входить в контакт с людьми, чтобы стать нужным и приятным им
В основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие. Эти чувства связаны с желанием понять внутренний мир другого человека.
Вот итоги анкеты, проведенной на прошлом уроке. Мы написали их вам на листочках (раздаются листочки с результатами диагностик) . У нас несколько человек замкнуты и необщительны (5), 4 человека имеют высокий уровень общительности, у остальных – средний уровень.
- Обсуждаем и пишем на листочках, приготовленный на столах ответы на следующие вопросы:
1) Какого человека ты считаешь общительным?
2) Чем вызвана необщительность некоторых людей?
3) С какими людьми ты хотел бы общаться?
Ребята обсуждают вопросы, пишут на листочках, которые затем помещаются на изображении дома на доске – в окнах.
II. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Что такое товарищ? Обратимся к словарю.
Товарищ – это человек, близкий по общности взглядов, деятельности, условий жизни, а также человек, расположенный дружески к тебе.
Товарищеские отношения основаны на общности интересов и проявляются во взаимной помощи, солидарности, уважении и доверии. Эти отношения укрепляют коллектив и делают его жизнь интересной. Чтобы стать хорошим товарищем, надо проникнуться уважением к каждому мальчику и к каждой девочке в классе, погасить отдельные антипатии к некоторым ребятам. У всех есть что-то хорошее. Хорошего всегда больше плохого.
Настоящий товарищ всегда окажет помощь. Товарищество – это равноправие. В классе вы все равны. Ни внешность, ни положение родителей, ни национальность еще не дают тебе права считать себя лучше других и относиться к другим с пренебрежением. Высокомерие, зазанайство несовместимо с товариществом. Если ты умнее товарища – не гордись, а помоги ему понять то, что понимаешь сам. Если другой в чем-то преуспел – радуйся за него и учись у него. Это единственный путь добиться в жизни многого и всегда оставаться нужным и уважаемым человеком.
- Предлагаю обсудить в группах и написать на листочке-окне ответ на вопрос: «Как стать хорошим товарищем?»
Ребята обсуждают, пишут, затем помещают листочки на доске.
III. Более высокий уровень общения – дружба.
Что такое друг? Обращаемся к словарю.
Друг – это тот, кто близок тебе по взглядам, интересам. тот, кто симпатичен тебе как человек.
Друг – это тот, кого нам вечно не хватает. Друг – это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого. Друг остается с тобой, даже если все покинут тебя. Друг – это тот, кто хочет, чтобы ты был лучше его.
А вот что вы пишете о друге в своих сочинениях:
«Я могу ему рассказать всё».
«У нас нет разногласий»
«Никогда не бросит в трудной ситуации, поддерживает»
«Мы быстро миримся, не обращая внимание на пустяки»
«Разделяет мои чувства и понимает в любое трудное или радостное время»
«Моя подруга самая верная. Она никогда не раскроет тайны, которой я с ней поделилась, выручит в трудную минуту»
«Она мне так нравится, что и ссорится с ней не хочется»
Иметь верных, преданных друзей – истинное счастье.
Как найти друга? И надо ли его искать? эти вопросы волнуют многих, но дружба, дружеские отношения приходят, складываются естественно.
Однако найти настоящего друга – не главное. Важнее самому стать настоящим другом.
Мы провели анкету «Легко ли вам найти друзей?» Ее результаты написаны на ваших листочках. У некоторых написано: «Друзья достаются вам с трудом». У других: «Вы умеете завоевать дружбу» Ни один не получил запись : «Друзья для вас не проблема. У вас их так много, что не сосчитать. Вам удается их без труда находить. Но, по всей вероятности, вы быстро изменяете им и легко их теряете»
- Обсуждаем вопросы: «Что такое друг? «Как стать настоящим другом?»
Ответы-окна помещаются на доске
Трудность в том, чтобы оставаться принципиальным в главном, уметь простить друг другу мелкие недостатки ошибки. Очень трудно требовательным и честным в дружбе.
Подведение итогов.
Итак, как же стать настоящим другом?
(Ребята с места отвечают)
Чтобы стать им, ты должен:
1) Знать степень своей общительности, и если ты необщителен, замкнут – стремись больше знакомится с людьми, иди в незнакомые компании, чаще выступай на уроках и классных часах.
2) Ответить на вопрос, а какими качествами должен обладать ты, чтобы стать настоящим товарищем.
3) Определить, что ты должен изменить в себе, чтобы стать хорошим другом.
Итог: Мы узнали степень своей общительности. Провели анкету своего отношения к товарищам по классу. Постарались овладеть такими качествами, как непринужденность, внимательность, умение выполнять коллективные задания.
В заключение предлагаю спеть нашу песню «Настоящий друг»
Дружба крепкая не сломается. Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит – Вот что значит настоящий, верный друг | } 2 раза |
Мы поссоримся и помиримся «Не разлить водой», - шутят все вокруг. В полдень или в полночь друг придет на помощь – Вот что значит настоящий, верный друг | } 2 раза |
Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг. Нужным быть кому-то в трудную минуту – Вот что значит настоящий, верный друг | } 2 раза |
Рефлексия
Напишем доброе пожелание другу (на сердечке) и поставим знак ٱ под той рожицей, которая соответствует вашему настроению в данный момент.
Приложения
Приложение №1 Диагностики к классному часу.
Диагностика №1
Определение уровня общительности.
На предложенные вопросы отвечайте «да» или «нет»
- Много ли у вас друзей?
- Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной кем-то из одноклассников?
- Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
- Верно ли, что вам приятнее проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаться с людьми?
- Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас?
- Трудно ли вам войти в новые коллективы?
- Легко ли вы вступаете в разговор с новыми людьми?
- Легко ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
- Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться, поговорить с новым человеком?
- Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
- Нравится ли вам находиться среди людей?
- Испытываете ли вы чувство затруднения, стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
- Любите ли вы коллективные игры?
- Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
- Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
- Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
- Чувствуете ли вы себя непринужденным в незнакомой компании?
- Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится выступать, говорить перед большой группой людей?
- Верно ли, что у вас много друзей?
- Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Результаты:
если меньше 10 баллов –
вы замкнуты и необщительны, с трудом сходитесь с людьми и не стремитесь к этому, вам не нравятся шумные компании, вы предпочитаете одиночество;
если 10-13 баллов –
средний уровень общительности, вы легко знакомитесь с людьми, не устаете от общения, но все же много читаете, не любите многословие и частое общение в компании, хотя иногда с удовольствием принимаете участие в групповых играх и делах;
если 14 и больше –
высокий уровень общительности; общение – одна из радостей жизни. Вы легко сходитесь с людьми, часто общаетесь, имеете много друзей. Не боитесь большой аудитории. Вы не устаете от общения.
Диагностика № 2
Умеете ли вы выбирать друзей?
Легко ли вам это удается?
На все вопросы отвечайте быстро и искренне.
Из перечисленных достоинств выберите два, которые вы цените выше других:
1) искренность; 25
2) верность; 20
3) находчивость; 10
4) красота; 6
5) скромность; 15
6) занимательность; 5
7) ум. 8
На данные вопросы ответьте да или нет:
да | нет | |
| 5 20 4 15 12 5 3 1 20 5 | 15 2 12 8 6 15 12 20 6 10 |
Результат:
Менее 140 –
Друзья достаются вам с большим трудом, и совсем не потому, что вы не можете быть хорошим товарищем. Просто вы не верите, что можете встретить хорошего друга. Больше доверяй людям.
141 – 180 –
Вы умеете завоевать дружбу. У вас есть друзья, на которых вы можете положиться, вы и сами не подведете друзей. И пусть вам не всегда везет, вы никогда не унываете - ведь у вас отличные друзья.
Более 180
Друзья для вас не проблема, у вас их так много, что и не сосчитать. Вам удается их без труда находить. Но, по всей вероятности, вы быстро изменяете им и легко их теряете.
Приложение № 2
Пословицы и поговорки о дружбе.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Все за одного, и один за всех.
Артель дружбой крепка.
Мир крикнет – камень треснет.
Семеро одного не ждут.
Один в поле – не воин.
Двое одному – рать.
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга, так ищи, а нашел – береги.
Без беды друга не узнаешь.
Для милого дружка и сережку из ушка.
Для друга и семь верст не околица.
… Друг всегда уступить готов
Место в шлюпке и круг.
Его не надо просить ни о чем,
Ему не страшна беда,
Друг – это третье мое плечо,
будет со мною всегда,
Ну, а случится, что он влюблен,
а я на его пути,
Уйду с дороги – таков закон,
Третий должен уйти
Понятия к классному часу
- Общительность - это умение легко входить в контакт с людьми, чтобы стать нужным и приятным.
- Общительный – легко входящий в контакт с людьми.
- Товарищ – человек, близкий по общности взглядов, деятельности, условий жизни, а так же человек, расположенный дружески к тебе.
- Друг тот, кто близок тебе по взглядам, интересам, симпатичен тебе как человек.
Литература : Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников. В помощь классному руководителю. Издание 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...