Будь внимателен к своим мыслям, они начало поступков.
классный час (6 класс) по теме

Беляева Маргарита Владимировна

Классный час по теме "Будь внимателен к своим мыслям: они начала поступков". Цели: воспитывать в детях осознанную потребность жить и трудиться для ближнего; научить различать эгоистические и альтруистические мотивы поступков; развивать фантазию детей и умения соотносить отвлечённые понятия с конкретными ситуациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bud_vnimatelen_k_svoim_myslyam.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Будь внимателен к своим мыслям, они начало поступков.

Цели: воспитывать в детях осознанную потребность жить и трудиться для ближнего; научить различать эгоистические и альтруистические мотивы поступков; развивать фантазию детей и умения соотносить отвлечённые понятия с конкретными ситуациями.

Задачи: формировать умение открыто высказывать своё мнение вести уважительный диалог с собеседником;

развивать фантазию и эстетическое чувство детей;

наглядно продемонстрировать разницу между истинными и ложными мотивами поступков.

Технологии:

технология коллективного творческого воспитания (просмотр с последующим коллективным обсуждением отрывков из худ. и мульт.фильмов);

элементы технологии критического мышления (критическая оценка поступков героев, выдвижение гипотез и их коллективного обсуждения);

технология воспитательной работы с коллективом класса (эта технология проявилась в постановке цели: жить и трудиться для ближнего, без обуздания своих эгоистических интересов невозможно успешное построение коллектива единомышленников);

технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (через умение давать оценку поступкам героев научиться самоанализу и рефлЕксии);

технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского (акцентирование внимания на сказке «Цветик-семицветик» объясняется гуманной идеей этого произведения: самый благородный поступок - бескорыстная помощь тому, кто ограничен в своих возможностях).

Методы воспитательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный;

- метод фронтальной беседы; - убеждение,

- положительный пример,

- упражнение (приучение),

- одобрение,

- осуждение,

- контроль за поведением,

- переключение на другие виды деятельности.

Целей своих я достигла, дети научились в ходе классного часа давать адекватную нравственную оценку поступкам героев, поняли, что важны не только поступки, но и их мотивы. Они наглядно увидели разницу между правильными поступками, совершенными ради собственной славы, и благородными поступками ради ближнего.


Ход классного часа.

-  Здравствуйте, ребята. Меня зовут Маргарита Владимировна. Мне очень приятно сегодня с вами провести классный час. Я надеюсь, что у всех нас будет хорошее настроение. Я попрошу вас встать, повернуться друг к другу и взяться за руки. Я тоже стану в ваш дружный круг. Давайте просто по-доброму улыбнёмся друг другу. Ведь сегодня мы с вами будем говорить о добрых мыслях и хороших поступках.

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье «В добрый час».

Доброта она от века

Украшенье человека.

- Ребята, а как вы думаете, какие качества украшают человека? (Ответы детей).

- А в чём проявляются качества человека?

-  Для того чтобы наша работа была предметнее, на ваших столах лежат листочки. Как вы думаете, почему в центре изображено солнце, а говорить мы будем о добром человека, о добрых поступках и мыслях? От поступков доброго человека всем становится теплее, светлее, как от солнца. Солнце - символ доброго человека, добрых дел.

-  Чтобы вам легче было разобраться в огромном наборе положительных качеств человека, а предложу вам несколько ситуаций. Во время их обсуждения мы будем украшать нашу картинку. Я на экране, а вы будете приклеивать облака на картинки при помощи клея.

Разбор ситуаций.

-  Вот представьте, например, младший брат порвал и книгу, а старший бережно подклеил страницы, привел книгу в порядок, потому что она еще многим интересна. Какое качество проявил старший брат? (Бережливость).

-  Ваш друг не понимает, как решить задачу, не удается ему справиться с темой по математике, а вы объяснили, помогли разобраться в трудной теме. (Взаимовыручка).

- Не получается у мальчика выполнить сложное упражнение на уроке физкультуры, а он не сдается, все-равно стараетесь, тренируетесь, чтобы добиться результатов. (Упорство).

- Девочка видит, как старушка безуспешно пытается перейти дорогу, машину снуют, не останавливаясь, а ещё и тяжелая сумка мешает. Девочка помогла и дорогу перейти, и сумку донести. (Заботливость).

- Маленький мальчик, увидев вас, просит проводить его, потому что он очень боится соседской собаки. И вы отзываетесь на его просьбу. (Отзывчивость).

-Вот видите, какой красивый небосклон у нас получился. Мы вспомнили лето, почувствовали тепло солнечного дня, легкий ветерок. Эти качества красят не только человека, но и мир, в котором мы живём.

- Конечно, хороших качеств, украшающих человека, очень много.

-  А сейчас я хочу познакомить вас с героем, о котором окружающие говорят -добрая душа. Давайте посмотрим, как он заслужил такое высокое звание.

(Просмотр «Ералаша» «Вовка - добрая душа»).

- Как вы считаете, действительно Вовка - добрая душа?

-  А то что он стольких людей предупредил о падении, разве это плохо? (Нет, хорошо)

- Но почему же слова «добрая душа» иронично звучат?

-  По каким поступкам мы понимаем, что он не добр? (Не просто уверенность, а самоуверенность, напыщенность, он получает удовольствие от того, что его хвалят).

-  Почему мы все-таки не можем назвать его добрым человеком? Что затмило добрый Вовкин поступок?

У нас отношение к Вовке изменилось, мы недовольны его поведением. Вот сейчас мы будем закрывать солнышко тучами. Но давайте, ребята, не будем их приклеивать.

-  Ребята, Вовка ведь по-прежнему продолжает предупреждать людей об опасности. Но что изменилось в его поведении? (Голос. Он становится громче.) Почему это происходит? (Самоуверенность, человек, слишком уверенный в самом себе, в своей непогрешимости.)

-   Девочки просят принести фотографии, чтобы повесить на доску почета. Это предложение мальчику понравилось? А какая черта проявилась? (жажда славы)

- А этой славы он хочет для кого? (Только для себя. Эгоизм)

-  Как поступает Вовка с маленьким мальчиком? (Грубость. Маленький мальчик мешает Вовке наслаждаться славой).

-Расчищая дорожку от песка, какое качество он проявляет? (Упрямство). (В ходе работы закрываем солнышко тучами)

-  Вот видите, нам несколько минут назад было очень приятно вспомнить лето, теплые солнечные лучи согревали нас, но вот тучи наползают, закрывают солнце -воспоминания разрушаются, в природе становится темно, неуютно. Также и на душе у человека становится тоскливо и пасмурно.

-  Что побудило Вовку предупредить первую бабушку о том, что дорога скользкая? (Заботливость, отзывчивость, сострадательность).

-   А почему он продолжает это делать дальше? (Потому что он наслаждается похвалою, это делает его значительнее в собственных глазах и глазах окружающих).

- Когда мальчик заслуживает уважения и когда он этого уважения лишается?(Когда он начинает предупреждать людей об опасности ради славы).

- Ведь не зря говорится в пословице, не рой другому яму, сам в неё упадёшь.

- Чем заканчивается эпизод?

-  Почему наказан Вовка? За что? (Потому что свои отрицательные мысли он пытается прикрыть добрыми делами).

-   С какими мыслями он совершает этот поступок? А в мыслях у него что? (Прославиться, всё для себя)

-  Мало просто положительных поступков, должны быть высокие помыслы, мотивы должны быть благородны. Добро гаснет, если мотивы поступков неблагородны, если ты совершаешь благие дела ради похвалы, награды.

-  Не даром в русских народных сказках герой проходит испытание огнем, водой и медными трубами, потому что это испытание самое сложное. Что это значит - медные трубы? (Испытание славой. Медные трубы трубят в честь победителя, героя, и не каждый человек с честью проходит испытание славой).

-  Почему для Вовки последнее испытание оказалось сложным? (Потому что он не смог устоять перед соблазном быть лучше всех, не выдержал этого испытания).

-  С самого раннего детства вы читали сказки. Скоро Новый год, обязательно будут показывать замечательный фильм «Морозко», поставленный по мотивам русских народных сказок. Вот там, по-моему, есть очень показательный пример, касающийся сегодняшней темы. Кто из вас может его вспомнить?

( «Морозко» - герой за самовлюбленность, за эгоизм был наказан. Он жаждал славы, как наш Вовка - добрая душа. Спас его истинно добрый поступок во имя другого человека. Только эта мысль спасла. Только когда герой искренне и от всего сердца совершает доброе дело ради другого, только тогда он избавляется от ужасного облика. Оказывается, бескорыстный поступок имеет волшебную силу.)

-   А теперь давайте вспомним сказку «Аленький цветочек» Кто в этой сказке показывает пример высокой нравственности, жертвуя собою ради ближнего? («Аленький цветочек» - Настенька отправляется к чудищу, чтобы спасти своего отца. Ведь из-за её желания отец оказывается в беде. Настенька, совершив доброе дело, сама становится счастливой и помогает отцу).

- А теперь я хочу вас познакомить с еще одной сказкой. Её героиня познакомилась с удивительной старушкой, которая подарила ей волшебный цветок, исполняющий все желания. Вот если бы в ваших руках оказался такой цветок, вы были бы счастливы?

И вот Женя сначала потратила первый лепесток на игрушки, но слишком много их было. И она отменила свое желание. Затем сладости, отменяет, вот ей захотелось путешествия на Северный полюс, но сильно замёрзнув, она отменяет и это желание. Ни одно из желаний не принесло Жене счастье. И вот у неё только один последний волшебный лепесток, как же с ним поступить? Что задумать? Какое желание исполнить? Давайте посмотрим, как поступила Женя.

(Просмотр отрывка из м/ф «Цветик-семицветик»)

- Ребята, Женя производит впечатление счастливого человека? (Да).

-Но ведь она для себя ничего не сделала? А почему же она так счастлива? (Она счастлива, потому что её мысли были направлены на добрые поступки ради другого, она совершила поступок, думая не о себе, а о другом)

- Совершая добрые поступки, руководствуясь благородными целями, мы становимся лучше, чище, мудрее, мы как бы поднимаемся над собой, мы делаем шаг по лестнице вверх, вверх, к солнцу. (Запуская шарик вверх). И чтобы подняться вверх, нам нужно избавиться от отрицательных качеств и эгоистических мыслей, которые тянут нас вниз.

-  И вот как порыв ветра, ветра перемен, раздувает тучи, скрывшие солнце, так и мы сейчас дружно избавимся от туч, закрывших наше солнце, пусть летят. (Вместе дуем). Пусть ничто не закрывает наше солнце. Пусть всегда будет тепло и уютно и на душе у человека, и в мире.

-   Много усилий нужно приложить, чтобы стать человеком с большой буквы. Сегодня мы сделали один из первых шагов. Ребята, каким должен стать наш первый шаг? (Избавиться от эгоизма, от желания славы лишь для себя). И вы должны помнить всегда, что совершая добрые дела у вас должны быть и высокие помыслы.

- В память о нашей встрече пусть останется у вас эта красивая и мудрая картинка. Я надеюсь, что она пополнится новыми добрыми качествами, но внимательно следите, чтобы солнце не закрывали тёмные тучи, а душу тёмные мысли и дела.

- Спасибо вам. Мне с вами было очень интересно. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по правилам дорожного движения для 5- 6 классов «Будь внимателен на дороге»

Данная беседа предназначена для учащихся 5- 6 классов. Цель беседы - закрепление правил дорожного движения. Задачами беседы является повторить и закрепить правила поведения на дороге для пешеход...

Экскурсия к перекрестку "Водитель будь внимателен".

Экскурсия к перекрестку с акцией   "Шагающий автобус"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8755657","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"t...

Беседа «Будь внимателен на дороге»

Беседа «Будь внимателен на дороге», рассчитана на учащихся 5 класса....

Конспект логопедического занятия. Лого-викторина «Будь внимателен, и пятерка обязательно будет у тебя!!!!!!!!!!!!»

Конспект логопедического занятия. Лого-викторина «Будь внимателен, и пятерка обязательно  будет у тебя!!!!!!!!!!!!»...

Познавательный час «Будь внимателен!»

Классный час по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма...

Беседа "Будь внимателен"

Беседа "Будь внимателен"...

Буклет Родители ,будь внимателен к своему ребенку !!!

@font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:1; mso-generic-font-family:roman; mso-font-format:other; mso-font-pitch:variabl...