ПРОГРАММА "САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ" - СИСТЕМА КЛАССНЫХ ЧАСОВ
рабочая программа на тему
Программа "Самосовершенствование личности". Это перспективное планирование системы работы классного руководителя для 5-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_kl_chas.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Садовая средняя общеобразовательная школа»
Суздальский район
Владимирская область
Программа курса
«Самосовершенствование личности»
перспективное планирование
системы работы классного руководителя
для 5-11 классов
2008-2011 учебный год
Воспитательная система МОУ «Садовая средняя общеобразовательная школа» находилась на поисково-преобразовательном этапе становления. Связано это с тем, что система воспитания была признана классными руководителями несовершенной и требовала преобразований, так как меняется и время, и общество.
Ознакомившись с программой К.Селевко «Руководство по организации самовоспитания школьников» в 2008-2009 учебном году в рамках работы методического объединения классных руководителей мною было подготовлен доклад по данной теме и классные руководители были ознакомлены с данной программой. На заседании МО, проведённом в январе, было решено, что данное «Руководство…» станет основой воспитательной системы школы, так как удачно сочетает в себе следующие программы:
«Я – гражданин России»,
«Колыбель талантов» (Одарённые дети.),
«Труд – основа жизни»,
«Спорт любить – здоровым быть»,
«В страну знаний»,
«Семья»,
«Патриотическое воспитание»,
«Правовое воспитание»,
«Самоуправление».
Классным руководителем работаю 15 лет, поэтому в своей работе использую систему классных часов Г.К. Селевко.
На классных часах учащиеся знакомятся с процессами самоутверждения личности в нравственной, творческой сферах и в сферах полоролевого поведения. Этот курс включает 7 разделов для учащихся среднего и старшего звена, каждому из которых соответствует свое пособие автора Г.К.Селевко. Апробация данной системы будет происходить в 2008-2009 учебном году. Окончательный вариант воспитательной системы МОУ «Садовая средняя общеобразовательная школа» сложится, скорее всего, к 1.09.2011 года. Только тогда станут известны первые результаты применения опыта
К. Селевко. Воспитательную функцию помогают выполнять и кружки, работающие на базе нашей школы.
В воспитательной работе школы педагогический коллектив преследует
цель создания условий для развития воспитательной системы школы, единого воспитательного пространства, центром и главной ценной которой является личность ребенка, ее развитие, самореализация, самоопределение в обществе, формирование гражданина и патриота.
Процессы становления личности в основном идут через социализацию и саморазвитие, а процессы воспитания сводятся к созданию условий для саморазвития и самовоспитания. Необходимо способствовать позитивным тенденциям саморазвития и самораскрытия воспитанника.
Развитие личности мы рассматриваем как изменение ее потребностей, способностей, мотивов и операционных возможностей. Под саморазвитием мы понимаем деятельность субъекта, направленную на изменение своей личности в целом или отдельных ее сторон. Под самовоспитанием - осознанное, организованное воздействие индивида на свою мотивационно-ценностную сферу.
Таким образом, стратегическая цель школы - создание необходимых и достаточных условий, благоприятствующих становлению социально-активной личности, стимулирующих и способствующих ее самореализации.
Чтобы способствовать саморазвитию личности, необходимо решать следующие задачи:
- удовлетворять образовательные и духовные потребности ребенка;
- помочь ребенку составить представление о мире и своем месте в нем, подготовить к выстраиванию собственной системы гуманистических ценностей через гуманизацию содержания образовния, внедрения в систему работы школы ценностно-ориентированной деятельности;
- формировать у учащихся мотивацию к самообразованию и умение работать самостоятельно через обучение целеполаганию, планированию и анализу в сфере
учебной и внеклассной деятельности, навыкам выбора оптимальных способов решения познавательных и нравственных проблем, рефлексии над ходом и результатами познания и деятельности;
- создать в школе воспитывающую среду, позволяющую учащимся активно приобщаться к культурным ценностям и традициям своей Родины.
ПОЗНАЙ СЕБЯ (САМОПОЗНАНИЕ).
V КЛАСС (10 – 11 ЛЕТ).
В этот период меняется социально – педагогическая ситуация развития ребёнка: он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место. Пятый класс – это ранний подростковый возраст.
Каждый из них стремится стать взрослым, приобщиться к жизни и деятельности взрослых, отмежеваться от всего явно детского и присвоить образцы взрослой жизни.
В самопознании подростка главное выявить собственные положительные качества, потенциалы, способности. Особое значение в этот период имеет рефлексия. Рефлексивный анализ включает выяснение сущности и причин явлений и процессов, приведших к тому или иному результату, обращение к оценке собственного способа действия.
Задачи раздела:
- педагогически побудить к самопознанию, формировать мотивы самопознания
- ознакомить с понятиями: «личность, индивидуальность, развитие, самопознание, самосознание, самосовершенствование»
- выявит интересы, склонности и способности подростка
- сформировать правильное, адекватное отношение к себе, самооценку
- подвести к осознанию необходимости и постановке целей самосовершенствования
- учащиеся должны составить индивидуальную карту самодиагностики.
Содержание раздела
«Познай себя».
- Личность.
Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание – основная характеристика человеческой личности.
Роль личности в собственном развитии. Самовоспитание, самосовершенствование. Примеры из жизни выдающихся людей (Сократ, И.Гёте, Л.Толстой, О.Шмидт…)
2. Самопознание как основа самосовершенствования.
Человек – загадка для самого себя. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя.
3. Качества личности: школа «Кто Я?»
а) Ощущения и восприятия. Отражение окружающего мира в мозге человека.
б) Эмоции и чувства. Виды эмоций. Эмоциональные состояния. Эмоции и сознание.
в) Темперамент. Подвижность и сила психических процессов. Виды темперамента.
г) Внимание, его особенности ; тренировка и управление вниманием.
д) Память, её значение в жизни человека. Виды памяти: кратковременная, долговременная. Запоминание: механическое и осмысленное.
е) Знания как характеристика личности. Эрудиция. Качества знаний: прочные – непрочные, системные – отрывочные. Умение применять знания.
ж) Мышление. Конкретное и абстрактное мышление. Способы мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Понятия, законы.
з) Способности личности. Задатки, интересы, склонности как предпосылки развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей.
и) Направленность: интересы, взгляды, убеждения, нравственность. Черты нравственности человека: доброта, честность, правдивость, совестливость, благородство, порядочность, полезность деяний. Честность и достоинство.
к) Характер, черты характера. Самостоятельность, самокритичность, требовательность, ответственность, организованность, трудолюбие. «Сильный характер».
4.Самосознание, самоощущение.
Образ Я, Я-концепция. Разнообразие «Я» (субличностей) человека.
5. Организация (методика) самопознания: самоанализ, самонаблюдение, самокритика, самоконтроль, самооценка, рефлексия.
Регистрация самопознания: тесты, анкеты, дневники, воспоминания, автобиография.
Возможные практические занятия:
тестирование качеств личности, самоанализ качеств личности, тренинг внимания, составление характеристики личности одноклассника на основе наблюдений, составление карты самооценки.
СДЕЛАЙ СЕБЯ САМ (САМОВОСПИТАНИЕ)
VI КЛАСС (11-12 ЛЕТ).
Одно из примечательных явлений подросткового возраста – начало процесса сознательного самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на свои физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.
Самовоспитание – это процесс намеренного изменения, возведение человеком себя самого на более высокую ступень физического, духовно – нравственного, социального и творческого развития.
Организовать самовоспитание подростков трудно из-за внешних обстоятельств, а также невозможности контролировать процесс.
Задачи раздела:
- побудить ученика к самовоспитанию
- ознакомить с понятиями: «самовоспитание, воля, самоконтроль, самообладание, самовоздержание»
- формировать мотивы самовоспитания
- раскрыть возможности человека в его стремлении стать лучше
- помочь ребёнку овладеть приёмами самовоспитания, методами работы над собой
- формировать первоначальные умения по самовоспитанию, постановке перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения
- пробудить в ребёнке веру в свои силы, в возможность стать лучше
- создать у учащихся первый опыт самовоспитания
- составить индивидуальную программу воспитания.
Содержание раздела «Сделай себя сам».
1. Понятие о процессах воспитания и самовоспитания.
Роль и возможности самовоспитания в развитии личности. Внутренние мотивы самовоспитания: неудовлетворённость собой, стремление развить свои индивидуальные данные, здоровое честолюбие.
Деятельность и её роль в воспитании и самовоспитании. Этапы деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели (содержание),
результат (анализ). Основные направления самовоспитания: нравственное, эстетическое, трудовое, умственное и физическое.
Самовоспитание как волевой процесс. Роль целевых установок и привычек в волевых усилиях. Активное и реактивное поведение. Слабоволие и упрямство, особенности их проявления и коррекция.
2. Нравственное самовоспитание.
Основные понятия нравственности: «добро, зло, справедливость, честь, достоинство, верность, долг, ответственность, милосердие, великодушие, стыд, совесть, счастье, свобода». Нравственность и мораль. Мораль общечеловеческая, религиозная, этническая, малогрупповая. Моральные кодексы: рыцаря, джентльмена, самурая, русского дворянина, средневековой русской семьи (Домострой).Современная мораль. Баланс «могу – хочу – надо».
3. Программа самовоспитания.
Условия, средства и организация самовоспитания. Программа самовоспитания юноши Л.Толстого. Планирование работы над собой. Личные правила самовоспитания, самообязательство. Личный образ жизни, Правила самовоспитания и девизы, стиль жизни, режим, традиции, упражнения.
4. Организация ( методы ) самовоспитания.
а) Самоконтроль, самоотчёт. Режим дня и его роль в развитии самовоспитания.
б) Самоубеждение. Диалог с собой как способ осознания себя. Самоприказ. Значение внутренней и внешней речи в волевом процессе. Выработка привычек, развитие способностей, самовоспитание культуры общения.
в) Самоактивизация: самопоощрение, самонаказание, самостимуляция, самоободрение.
г) Самообладание: самоприказ, самоуспокоение, самоприучение, самовнушение .Выработка хороших привычек.
д) Самовоздержание: самоограничение, самоотучение, самоотказ. Избавление от вредных привычек.
Возможные практические занятия:
диспут, сочинение «Я в прошлом и настоящем», закрепление адекватной самооценки, составление индивидуальной программы самовоспитания, составление программы формирования положительных привычек.
НАУЧИ СЕБЯ УЧИТЬСЯ (САМООБРАЗОВАНИЕ)
VII КЛАСС (12-13 ЛЕТ).
Этот возраст принято называть затянувшимся кризисом: в нём накладываются, пересекаются физические, физиологические, психологические, социальные неравномерности развития. Подростки эгоистичны, считают себя центром Вселенной, убеждены, что только они достойны чьего-то интереса, но при этом они преданны и способны к самопожертвованию. Каждому хочется влиться во взрослую жизнь, имеются претензии на равные права со взрослыми.
Задачи раздела:
побудить учеников к умственному самовоспитанию, самообразованию
ознакомиться с понятиями: «самообразование, общеучебные умения, навыки общей культуры труда
сформировать мотивы самообразования
осмыслить учащимся эффективности своего учебного труда
сформировать сознательное отношение к учению
ознакомить учащихся с методами и приёмами самообразования
ознакомить с творческими и исследовательскими методами работы
составить индивидуальную программу самообразования.
Содержание раздела
«Научи себя учиться».
- Понятие о процессах обучения и учения.
Человек – самообучающаяся система. Выдающиеся «умы» человечества как результат их самообразования, «ученья самих себя». Умственная самостоятельность и её уровни.
Умения учиться, их составляющие: способности, воля, труд, культура самообразования. Универсальные способности самостоятельной деятельности по получению, добыванию и употреблению знаний, умений, навыков.
- Умения планировать свою деятельность.
Умения наметить свои цели, определить задачи, пути, сроки деятельности.
- Умение самоорганизации.
Умение найти источники информации и организовать работу с ними. Выполнение домашних заданий. Режим, система. Умение беречь время. Место для занятий. Памятки «Научи себя учиться».
- Умения учебно–познавательной деятельности.
(Общеучебные умения). Умение работать с книгой ( читать, составлять план, конспектировать…)
Работа на уроке: способы активизации своего внимания, наблюдение, овладение алгоритмами решения задач в различных предметных областях.
Память и её развитие. Заучивание. Правила запоминания. Мнемотехника. Памятка «Как совершенствовать свою память?».
Общелогические интеллектуальные умения: сравнивать, устанавливать связи, выделять главное, абстрагировать, систематизировать, обобщать, исследовать.
Творческие умения: понятие о творчестве, исследовательские методы в обучении; условия творческого развития.
- Умение самоконтроля.
Способность проверить правильность и прочность усвоения самим собой теорий, практических умений, верность результатов решения задач. Самооценка усвоения знаний, умений, навыков. Рефлексия.
- Программа самообразования.
Совершенствование своих умственных сил и способностей: памяти, внимания, мышления, речи.
Сокровища человеческих знаний о природе, народах, хозяйстве, науке, технике, культуре, искусстве: шедевры и высшие достижения.
Виды литературы: художественная, научная, популярная, справочная…Индивидуальная программа чтения. Личная библиотека и каталог.
Организация чтения. Аппарат книги. Библиотеки, их справочно-библиографический аппарат. Виды записей при чтении. Книги и записи – продолжение наших физиологических хранилищ знаний и опыта.
Использование для самообразования радио-, кино-, телепрограмм; различных видов практической деятельности: опытов, экспериментов, моделирования; посещение выставок, музеев, концертов, лекций… Компьютер в самостоятельном развитии.
Заочное обучение как вид самообразования. Литература для самообразования, самоучители.
Возможны практические занятия:
диспут, сочинения-анализы «Моё учение», тренинги, составление индивидуального плана обучения, хронометрирование времени, планирование работы, обучение работе с книгой.
УТВЕРЖДАЙ СЕБЯ (САМОУТВЕРЖДЕНИЕ)
VIII КЛАСС (13-14 ЛЕТ).
Возраст 13-14 лет характеризуется «взрывом» изменений во всех физиологических системах, что объясняется половым развитием. Возникает так называемая гормональная «сексуальная буря». Правда, биологические изменения создают лишь предпосылки для возникновения соответствующих социальных чувств и поведения. Поэтому определяющим фактором развития полоролевого поведения должны стать психосоциальные и социокультурные воздействия ( полоролевое воспитание, нормы, культура общества).
Восьмиклассники пытаются по-разному самоутвердиться.
Курс поможет правильному, положительному самоутверждению личности в различных сферах: социальной, половой, деловой, творческой, духовно-нравственной; даст возможность развить защитные способности, чтобы противостоять безнравственности и аморальности.
Самоутверждение – это процесс управляемого самой личностью осознания и завоевания места в группе (обществе), соответствующего представлениям личности о самой себе.
Задачи раздела:
формирование оптимальной мотивации самоутверждения
ознакомление с понятиями: « самоутверждение, достоинство, честь, авторитет, лидерство»
формирование уважения к себе, чувства собственного достоинства
формирование эмоционально положительной Я-концепции: Я нравлюсь, способен, значу
составление индивидуальной программы коррекции своих качеств в различных сферах самоутверждения
формирование способностей к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям
дальнейшее развитие половой идентификации.
Содержание раздела
«Утверждай себя».
- Потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самозащищённости, возрастные и индивидуальные особенности. Я-концепция личности и механизм самоутверждения.
Основные сферы самоутверждения личности: социальная, полоролевая, деловая, творческая, духовно-нравственная.
- Социальное самоутверждение личности .Потребность в общественном признании. Авторитет. Диалектика «Я» и «Мы».Способы самоутверждения в коллективе: активность, самостоятельность мнения, принципиальность, участие в самоуправлении, независимость.
Потребность в общении и её проявления. Коммуникативный контакт со сверстниками и взрослыми. Структура общения, его средства.
Законы общения по А.А.Ухтомскому: доминанта на лицо другого, принцип заслуженного собеседника, круг общения.
Правила общения по Карнеги. Правила поведения в компании. Три способа достижения хорошего отношения к вам.
- Отношения мальчиков и девочек. Половая идентификация. Самоутверждение в отношениях с другим полом. Девичья честь, мужское достоинство. Любовь и сексуальность.
- Самоутверждение и творчество. Творчество с точки зрения психологии, науки, религии, практики. Задатки, способности, талант, условия их развития. Способности – основной инструмент самовыражения и самоутверждения личности. Талант и труд. Правила жизни и творческой деятельности (из биографий великих людей). Честолюбие и тщеславие.
- Самоутверждение в нравственной сфере. Честность, порядочность, обязательность, ответственность, самостоятельность и независимость как черты личности, способствующие самоутверждению в обществе и своём собственном мнении. Самооценка своих нравственных качеств, самоутверждение в себе Человека. Гуманистическое самоутверждение: добро и доброта, правда и справедливость, любовь к ближнему, прощение, служение людям.
Возможны практические занятия:
подготовка и самостоятельное проведение беседы, занятия, урока; тренинги, социометрическое изучение группы, самодиагностика.
НАЙДИ СЕБЯ (САМООПРЕДЕЛЕНИЕ)
1Х КЛАСС (14-15 ЛЕТ).
Девятый класс – это переходный период между подростковым и младшим юношеским возрастом.
Начинается стадия физической зрелости, стадия завершения полового развития и стадия интенсивной социализации.
Курс позволяет грамотно раскрыть подростку те истинные ценности, которые не купишь ни за какие деньги- любовь близкого человека, настоящую дружбу, Родину…
Задачи раздела:
формировать мотивацию самоопределения
ознакомить с понятиями: самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор
формировать понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека
помочь подростку в определении своих сил и способностей, в профориентационном самоопределении
помочь индивидуальности личности самоопределиться в различных сферах жизнедеятельности
обучить постановке целей своего развития
составить индивидуальную программу самоопределения в различных сферах своей жизнедеятельности
подготовка к доступному по уровню и по форме дальнейшему непрерывному образованию.
Содержание раздела «Найди себя».
1. Самоопределение: желание , мечты, выбор, борьба, труд. Миры, в которых мы самоопределяемся. Свобода и необходимость, выбор и обязанность. «Могу», «хочу», «надо».
2. Профессиональное самоопределение. Мир профессий: области деятельности, профессии, специальности. Требования профессии к человеку. Психологические особенности человека и их роль в будущей профессиональной деятельности.
Основания для выбора профессии. Профессиональные интересы и склонности. Роль самовоспитания в выборе профессии. Подготовка себя к трудовой деятельности, пути приобретения профессии.
3. Личностное самоопределение. Полоролевое поведение. Любовь: от секса до платонических вершин. Психология любви и дружбы. Выбор партнёра: случайность и расчёт. Дружба. Выбор друзей.
4. Мир духовности. Отношение к ценностям быта: богатство и бедность, свобода и рабство, коллектив и одиночество.
Идеологическое самоопределение: материализм и идеализм, наука и религия, партийность и непартийность; национальные и интернациональные ценности.
5.Мир досуговых занятий. Использование свободного времени. Выбор досуговых занятий, хобби.
6. Жизненные планы. Человек и судьба. Ступени взросления.
Возможны практические занятия:
тренинг самоопределения, сочинение «Моя будущая профессия», обоснование выбора профессии, диспут.
УПРАВЛЯЙ СОБОЙ (САМОРЕГУЛЯЦИЯ)
Х КЛАСС (15-16 ЛЕТ).
Старшеклассники представляют в социальной структуре общества особую социальную группу, возраст, который называется ранней юностью.
Курс имеет целью оказание помощи и поддержки подростку в управлении своим внешним обликом и поведением, а также физическим и психическим состояниями, развитие умений «властвовать собой».
Задачи раздела:
- ознакомиться с понятиями: «саморегуляция, самостоятельность, доминанта поведения»
- ознакомиться с процессами саморегуляции
- сформировать мотивы саморегуляции
- убедить учеников в возможностях управления своими состояниями, мыслями, поступками
- обучить самостоятельно снимать с себя психическое напряжение
- обучать регулировать своё настроение
- сформировать доминанту на саморегуляцию и самосовершенствование
- дальнейшее профессиональное и личностное самоопределение и самоутверждение.
Содержание раздела «Управляй собой».
1. Внешняя саморегуляция: создание и управление своим внешним обликом и поведением. Поведение в обществе данной культуры. Знание этикета, овладение мимическими и пантомимическими умениями. Искусство общения, искусство играть заданную роль в обществе, строить свои отношения с окружающими.
2. Внутренняя саморегуляция: управление физическим состоянием, эмоциями, сознанием. Классические формы управления физическим состоянием: профилактика здоровья, гигиена тела, занятия физкультурой и спортом, закаливание организма, физический труд, режим труда и отдыха, полноценное питание. Контроль за своими потребностями.
Эмоциональная саморегуляция. Самоконтроль, самообладание. Способы угашения отрицательных эмоций: страха, тревожности, ненависти, обиды, боли, стыда, зависти. Самовнушение. Аутогенная тренировка. Достижение согласия с самим собой.
Психологическая самозащита.
Классические формы воздействия на работу своего сознания. Развитие памяти, воображения, логических и творческих интеллектуальных способностей.
Взаимосвязь физической, эмоциональной и умственной саморегуляции. Релаксация.
Доминантное поведение и деятельность. Законы доминанты по А.А. Ухтомскому. Доминанта на саморегуляцию и самосовершенствование. Вера в себя.
3.Саморегуляция и самосовершенствование в различных философских системах.
Йога как система саморегуляции физического состояния и сознания, дисциплина ума и тела. Йоговое понимание смысла жизни и места человека во Вселенной. Карма и создающие её силы: мысли, страсти и поступки.
Медитация как методика формирования доминанты на психическое и умственное самосовершенствование и саморегуляцию.
Космическая (био-) энергетика человека. Биополе. Энергетические центры – Чакры. Энергетические доноры и вампиры. Саморегуляция энергетического состояния.
Возможны практические занятия:
релаксация, сочинения на основе самонаблюдений, упражнения йоги.
РЕАЛИЗУЙ СЕБЯ (САМОРЕАЛИЗАЦИЯ)
Х1 КЛАСС(16-17 ЛЕТ)
Курс обращён на старших школьников, будущих выпускников.
Самореализация – это процесс и результат осуществления человеком своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения в процессе жизни.
Этот курс поможет молодым людям с наименьшими потерями перейти из школьного детства во взрослую жизнь.
Задачи курса:
ознакомить учеников с понятиями: « самореализация, самоактуализация»
сформировать психологическую установку на самореализацию
раскрыть многообразие жизненных обстоятельств, ожидающих выпускника школы
сформировать положительные ценностные ориентации и установки в отношении трудовой деятельности и семейно-бытовой сферы
подготовить к доступному по уровню и форме дальнейшему непрерывному образованию
сформировать конкурентоспособность и выживаемость
сориентировать на дальнейшее самосовершенствование
преодолеть подростковый негативизм, цинизм во взглядах на жизнь
подготовить ко встрече со стрессами, с опасностями, с трудностями
предостеречь от возможных ошибок в принятии жизненно важных решений
дать выпускникам понимание смысла жизни и счастья на разных уровнях (фолософском, практическом, социальном, семейном).
Содержание раздела «Реализуй себя».
1.Жизненные пути и основные сферы самореализации личности. Проблема смысла жизни и счастья, составляющие счастья. Пять источников несчастий человеческого «Я»; как их избежать.
2. Путь к счастью в личной жизни. Любовь и расчёт в личных отношениях. Проблема одиночества.
Этика и психология семейной жизни. Права и обязанности супругов. Качества, необходимые для семейной жизни.
Подготовка себя к роли родителей. Дети – плод любви. Семейное воспитание. Семья С.Т.Аксакова. Воспитание в семье Б.П. и Л.А.Никитиных.
3. Подготовка себя к трудовой (деловой) карьере. От самоопределения к самореализации. Образование и специальность: выбор цели и пути её достижения. Карьера. Хотеть, уметь и мочь.
Свобода и ответственность. Закон. Честолюбие и тщеславие.
4.Подготовка к рыночным социальным отношениям. Частная собственность как фундамент свободы и рынка. Деньги и товар. Препринимательство и бизнес. Доходы и налоги. Конкуренция и банкротство. Работа и безработица. Воспитание в себе честности, умений делового общения, предприимчивости, практицизма.
5. Проблемы безопасности человека в социальной и природной среде. Подготовка себя к психологической самозащите.
Основы безопасности жизнедеятельности. Оружие самообороны и правовые основы его применения. Меры против шантажа, обмана, рэкета. Поведение при взаимодействии с органами правопорядка. Экологическая безопасность.
- Дальнейшее жизненное самосовершенствование. Самосовершенствование – правильное использование опыта жизни и знание своих возможностей. Расширение своего самосознания. Восхождение к индивидуальности.
- Заключение: выбор жизненной стратегии.
Возможны практические занятия:
Подготовка и самостоятельное проведение урока в среднем звене, деловые игры, тренинг мотивации достижения, сочинения и творческие работы по человековедческим проблемам.
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Темы. «Познай себя». 5 класс. | Образы «Я» | Темы. «Сделай себя сам». 6 класс. | Образы «Я» |
Знакомство с собой. | Сам себе воспитатель. | ||
Образ вашего «Я» | Я - многогранное | Снова смотримся в зеркало | Я - внутреннее |
Посмотримся в зеркало | Я - физическое | Создание своего имиджа | Я - имидж |
Я и окружающие | Я - жизненные роли | Учитесь понимать красоту человека | |
Вы - личность | Я – личность | Как стать интересным | |
Оценивание себя | Как стать обаятельной девушкой | Я – обаятельная | |
Сходство и различие наших «Я» | Как стать обаятельным юношей | Я – обаятельный | |
Как вы воспринимаете окружающий мир | Я – воспринимающее | И, наконец, о любви | |
Внимание, внимание! | Я – внимание | Ваше здоровье в ваших руках | Я – забота о здоровье |
Дайте волю воображению | Я – воображающее | Ваши герои .Внутренняя красота человека. | |
Мир эмоций | Я – эмоциональное | Ребёнок, взрослый, родитель в вашем «Я» | |
Настроение – «о кей!» | Поведение:от самооценки к поступку | Я – поведение | |
Темперамент пятого типа | Я – темперамент | Вырабатывайте характер | Я – вырабатываю характер |
Характер – русский | Я – характер | Человек и обстоятельства | |
Воля. Самостоятельность | Поверьте в себя | ||
Настоящий друг? | Я – друг | Воспитание воли | Я – волевое |
Основное отличие человека от обезьяны | Жизнеутверждающий мажор | ||
Богиня Мнемозина | Учитесь дружить | Я – друг | |
Как мы думаем | Я – память | Учитесь любить труд | Я – в труде |
Логика мысли | Я – думающий | «Я» и «Мы». Ваши поручения | Я – товарищ |
Решение проблем | Я – хочу | Ваш дневник | |
Каждому – по потребностям | Я – могу | Вы – деловой человек | Я - деловой |
От каждого – по способностям | Природа и вы | Я – экологическое сознание | |
«Я» в общении | Ваш досуг | ||
Заведите друга – дневник | Скажите себе: нет! | Я – без вредных привычек | |
Богатства вашей личности | Как работать над собой | ||
Перемены к лучшему |
Тема. «Научи себя учиться». 7 класс. | Образы «Я» | Тема. «Утверждай себя». 8 класс. | Образы «Я» |
Что такое ученье | Инстинкт жизни | Я – самоутверждение | |
Есть такая профессия – ученик | Механизм самоутверждения | ||
Воля и трудолюбие | Много ль человеку надо? | ||
Индивидуальность в учении | Я - индивидуальность | Ваше место в обществе | |
Пять «САМО» в учении. Первое «САМО» | Общение: необходимость и роскошь | Я – в личностном общении | |
Второе «САМО» - планирование | Секреты общения | ||
Третье «САМО» - организация | «Здравствуйте, люди!» | ||
Четвёртое «САМО» - усвоение | Шансы стать генералом | ||
Поиск информации | Многоликий лидер | ||
Понимание | Голосуйте за меня! | ||
Тайны хорошей памяти | Правила делового общения | Я – в социальном общении | |
Повторенье – мать ученья? | Какой Вы, однако,… | ||
Чтение – вот лучшее учение | Я - читающий | В коллективе, через коллектив и для коллектива | Я в коллективе |
От книги – к конспекту | Без конфликтов не бывает | ||
Уча других, учимся сами | Я – в работе с информацией | Воля к победе | |
Как говорим, так и учимся | Я - говорящий | Что со мною происходит? | Я – по Фрейду |
Мыслю – следовательно, существую | Любви навстречу | Я – в сфере взаимоотношения полов | |
Железо логики | Два полюса или два материка? | Я – в труде и творчестве | |
Попробуй, докажи! | В мире труда и творчества | ||
Проба умственных сил | Я – способы умственных действий | Как стать артистом | |
Творчество и исследование | Я – учащий себя | Цветок человеколюбия | |
Пятое «САМО» - контроль | В зеркале нравственности | ||
Домашняя школа | Нравственная закалка | Я – в общечеловеческой (нравственной) сфере | |
Экзамены, зачёты, отметки | Программа самоутверждения | ||
Учил – учил и не выучил | |||
Ваш друг - компьютер | Я – культурное самообразование | ||
План самообразования |
Тема. «Найди себя». 9 класс. | Образы «Я» | Тема. «Управляй собой». 10 класс. | Образы «Я» |
Как поживаете, мои «Я» | Вперёд, оглядываясь назад | ||
На распутье | Ещё раз об индивиде, личности и душе | ||
Дорога труда | Ваша модель из 1800 деталей | ||
Мир профессий | Я – в мире профессий | Семья ваших «Я» | |
Её величество «Экономика» | Самоуправляющаяся и саморегулирующаяся | ||
Я - хочу | Я – хочу быть | Умейте властвовать собой | Я – умение саморегуляции |
Я - могу | Я – могу быть | Психологический автопилот | Я – в режиме психологического автопилота |
Я - надо | Я - надо | Укрощение «строптивых» эмоций | Я – в управлении эмоциями |
Ваш выбор: могу + хочу + надо | Хозяин своего поведения | Я – в управлении поведением | |
Защита рефератов «Я и моя профессия» | Мысли управляют мыслями | ||
Дорога взросления | Я – взрослый в настоящем | Нравственная саморегуляция | Я – нравственная основа саморегуляции |
Святая святых – родительский дом | Я – сын, дочь | Самоуправление в конфликте | |
Ожидание любви | Защита от манипуляции | ||
Сексуальные проблемы | Надо ли подавлять эмоции? | ||
Союз личности и коллектива | Я – индивидуалист-коллективист | Релаксация | |
Круг общения | Саморегуляция в любви | ||
Гражданином быть обязан | Я - патриот | Ищите помощь себе извне | |
Духовное самоопределение (научное мировоззрение) | Спасательный круг юмора | ||
Духовное самоопределение ( религиозное мировоззрение) | Я – в духовной сфере | Энергетическая саморегуляция | |
Человек и судьба. Жизненные планы. | Аутогенная тренировка | ||
В добрый путь! | Медитация | ||
Саморегуляция в христианстве | |||
Гармония физического и психического | |||
Путь к космическому сознанию | |||
Живая Этика |
Тема. «Реализуй себя». 11 класс. | Образы «Я» |
Осуществить себя | |
Вечные вопросы жизни | |
Счастье | Я – представление о счастье |
Каждый сам кузнец | |
У начал семьи | Я - готовность к браку |
Законы сохранения | |
Будущим родителям о будущих детях | Я – будущая мать (отец) |
От самоопределения к самореализации | |
Карьера | Я – готовность к карьере |
Подготовка к рынку | |
Бизнес | |
Рынок труда | |
Мотивация достижения | |
Тренинг мотивации достижения | |
Свобода и ответственность | |
Среди законов | Я – среди законов |
Священный долг | Я – будущий воин |
Культурный досуг | |
Вера и суеверие | Я - верующий |
Жизнь без розовых очков | Я – готовность к экстремальным ситуациям |
Ваше здоровье, господа! | Я – здоровый образ жизни |
К своей социальной зрелости | Я – экологическое сознание |
Эскиз будущей жизни | Я -социальная зрелость |
Руководство на основе программы К. Селевко разработала зам. по ВР Ежкина Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система классных часов 9-11 класса
Разработка классных часов «СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ - ЗАКОН ЖИЗНИ» Приложение к воспитательной системе класса "Содружество Счастливых Сердец"...
Разговор о письме. Занятие-практикум в системе классных часов по нравственному воспитанию учащихся 5-6 классов.
У современных людей слово "письмо" вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой. Всё реже мы берём в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад. Электронная поч...
Система классных часов по формированию коллектива в 10 «А» классе.
Классный час - форма работы, которая предполагает более близкое общение классного руководителя с ученическим коллективом.Темы классных часов планируются на основе общешкольного плана, основ...
Система классных часов по избирательному праву
Всякая педагогическая задача, идея внеклассного мероприятия должна быть органична для учителя, глубоко нравственно пережита и понятна. Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает л...
Рабочая программа по внеклассной работе (система классных часов) «Формула правильного питания»
Рабочая программа «Формула правильного питания» составлена в соответствии с требованиями Программы «Разговор о правильном питании» часть 3 «Формула правильного питания», разработанн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по вопросам профессиональной ориентации учащихся «Моё будущее!» (система классных часов в 8-9 классах ОУ СПБ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по вопросам профессиональной ориентации учащихся «Моё будущее!» (система классных часов в 8-9 классах ОУ СПБ)...
Система классных часов.
План-сетка. 8 класс....