Классный час в 11 классе "Всё начинается с семьи". Форма проведения: круглый стол с"острыми" углами.
классный час (11 класс) по теме

       Данная форма работы в виде предварительного анонимного анкетирования, дискуссии с  выводами и советами позволяет выявить взгляды молодёжи на брак, семейное счастье, ориентировать современных юношей и девушек на базовые нравственные ценности в вопросе семьи и брака. Как результат беседы предполагается вывод молодых людей о том, что стоит серьёзно отнестись к принятию решения о создании семьи, при этом проанализировав небольшой житейский опыт жизни в родительской семье. Чтобы быть счастливыми и иметь здоровых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsyo_nachinaetsya_s_semi.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                       «Средняя общеобразовательная школа №1 им.М.Горького

                                        с углубленным изучением английского языка»

                           

                                 КЛАССНЫЙ ЧАС В 11 КЛАССЕ:

                             « ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ»

               Форма проведения: « Круглый стол с острыми углами»

                         

                                                     ПЛАН.

     1.  Вступление.

  1. Предварительная работа (анкетирование).

З. «Прежде, чем сказать: «ДА». (Беседа и советы)        

4. « Счастье в ограниченном пространстве». (Дискуссия и советы)                   5. Заключение.

                                                                                                 Учитель:

                                                                                                 Солнцева Г.Г.

                                                                 г. Арзамас

1 Вступление.

      Признавая важность работы по укреплению здоровья детей, взрослые считают, что для этого, в первую очередь, необходимо наличие денежных средств, специальных помещений, программ, специалистов и пр. , т. е. материальные ресурсы. Конечно, человек должен иметь нормальные условия жизни. Они обеспечиваются как государством, так и образом жизни самого человека. А он, в свою очередь, основан на мировоззрении человека, которое формируется, главным образом, в семье. Можно не иметь в доме престижной мебели, дубового паркета и чудес импортной техники, но в нём будут дети, музыкальные инструменты в углу и понимающие друг друга не с полуслова, а с полувзгляда любящие люди.

     В семье для сохранения и укрепления эмоционального и   физического здоровья всех её членов должны присутствовать любовь, чуткость, ласка, забота, взаимопонимание, взаимная ответственность, уважение личности каждого человека. Устранение конфликтов, отбрасывание обид и ненависти, воспитание чувства благодарности, доброты. Прощения – всё это способствует образованию эндорфинов - «гормонов счастья» - в головном мозге и укрепляет сопротивляемость организма различным заболеваниям.

     В результате будут открыты пути к сердцу ребёнка, которые позволят поселить в его душе чувство защищённости в этом сложном мире, сформировать вечные понятия добра и зла, установку на здоровый образ жизни, который подросток выберет, руководствуясь свободной волей, без стресса принуждения. Позитивное мышление позволяет ставить перед собой достойные цели, правильно избирая род деятельности и развиваясь духовно. Жизнь должна иметь смысл и ценность – только тогда у человека будет желание её прожить.

     Поэтому государством определена политика по восстановлению авторитета и статуса семьи , меры государственной поддержки семьи. Органам государственного управления всех уровней, всем заинтересованным силам общества, детям, подросткам и молодёжи рекомендовано рассматривать как главные задачи: воспитание нравственного здоровья детей, подростков и молодёжи и возрождение семьи, как естественной хранительницы нравственности, чтобы поведение человека строилось не на категориях целесообразности или пользы, а на критериях нравственных, на лучших образцах народных и семейных традиций. При этом исходить из того, что воспитание нравственности имеет государственный масштаб, поскольку нравственно здоровая, прочная и заботливая семья, располагающая адекватным уровнем доходов – основа оптимального роста и развития детей, нравственного и физического здоровья её членов и прочности государства.

   

2. Предварительная работа (анонимное анкетирование уч-ся)

 

Ответьте на вопросы по теме: «Прежде, чем сказать: «ДА».

  1. Чем, по Вашему мнению, отличаются ДРУЖБА и ЛЮБОВЬ?
  2. С чем - бы Вы сравнили любовь?
  3. Вам знакомо это чувство?
  4. Какие ощущения, эмоции, чувства принесла любовь?
  5. Любовь – это разумное чувство или сердечная страсть?
  6. Можно ли в пылу страсти испортить отношения?
  7. Добрачные отношения и семейные отношения одинаковы или нет? Если отличаются, то чем и как. (Ваши предположения).
  8. Нужен ли период для испытания чувств перед заключением брака? Сколько по времени?
  9. Что бы Вы захотели узнать о своём(ей) избраннике(це) в этот период? За чем понаблюдать?
  10. Нужно ли знать информацию о его(ё) семье, роде, прежде, чем принять ответственное решение о вступлении в брак?
  11. Какие позиции для изучения, наблюдения Вы бы составили?
  12. Зависит ли здоровье членов семьи от их взаимоотношений?
  13. Зависит ли здоровье Вашего будущего ребёнка от наследственных болезней, имеющихся в истории обоих родов? Нужно ли Вам знать о них до заключения брака?
  14. Зависит ли здоровье будущего ребёнка от вредных привычек и нездорового образа жизни родителей?
  15. Будет ли счастлива семья, если по вине родителей родится ребёнок нездоровым?
  16. Какие качества необходимы двум разным людям, заключившим брак, для того, чтобы их семья стала прочной и счастливой?
  17. Нужно ли, живя в браке, по ситуации или периодически, осмысливать качество взаимоотношений, чем-то жертвовать, идти на компромиссы, чтобы сохранить счастье?
  18. Продолжите фразу: «Семья – это…».

 

Варианты работы: 1- классный руководитель собирает анкеты и обобщает ответы для дальнейшей беседы с уч-ся;

                                2- анкеты остаются у уч-ся и используются в беседе или дискуссии данного классного часа (при этом надо учитывать, что в данном случае анкетирование перестаёт быть анонимным. Решение принимают  сами уч-ся).

Рекомендации педагогу: в связи с тем, что тема достаточно тонкая и деликатная,  в беседе с уч-ся необходимо быть предельно корректным. В ходе обсуждения ответов из анкет, обязательно должна присутствовать проблемная дискуссия разных точек зрения. Возможно, что педагог сам будет провоцировать участников дискуссии  по причине большего жизненного опыта, приводя различные практические ситуации. При этом надо следить за правилами ведения дискуссии, по окончанию которой можно было бы составить советы молодым людям по данной теме.

3. Содержание части «Прежде, чем сказать «ДА».

     Юноши и девушки, уч-ся 11-х классов, находятся на пороге взрослой жизни. Они ещё не в полной мере осознают степень возрастающей ответственности, которую от них потребует общество с наступлением совершеннолетия. У многих затянулся период детства, «благодаря» чрезмерной опеке родителей. Не наступил момент самоопределения. Но природа берёт своё: хочется любить и быть любимым, нравиться противоположному полу. Так и должно быть. Но современная жизнь показывает возрастающие проблемы молодёжи, связанные с падением нравов, распущенностью, нетерпимостью к чужому мнению, безответственностью перед собой, близкими, обществом и государством.

     Да, действительно, страна долго была без идеалов. Не насовсем достойном уровне жизнь людей. Но разве это позволяет снимать ответственность с человека за его поступки, ответственность с семьи за воспитание детей? Ни в коей мере!

      Семью создают не марсиане, а когда-то бывшие детьми, подростками молодые люди. Какой «багаж» ценностей они принесут в новую семью, во многом зависит от родителей, которые сами не представляют себе ту «мину замедленного действия» в форме воспитания их чада, подложенную под брачный союз молодых. Вот такой замкнутый круг! Отсюда конфликты, стрессы, слёзы, несчастливое детство детей… А в итоге болезни, формирование комплекса неудачника, вредные привычки и нездоровый образ жизни или того хуже, суицид.

      Таким образом, всё начинается с семьи. Значит вам, современным юношам и девушкам, стоит серьёзно отнестись к принятию решения о создании семьи, при этом проанализировав небольшой житейский опыт жизни в родительской семье. Чтобы быть и вам и вашим детям здоровыми и счастливыми.

       

     Проблема сохранения семьи волнует людей во всех уголках мира. Когда счастливые влюблённые бросаются в самую стремнину супружества – это поистине волнующий момент. Но как быть, если на речном пороге плот разбивается на части? Пытаться соединить обломки? Звать на помощь? Может быть…  Но чтобы этого не случилось, наверное, надо что-то было знать заранее, до заключения брака о своём потенциальном супруге, его семье, а также иметь хотя - бы общие представления о нормах семейных отношений и вариантах их развития в зависимости от ряда факторов.

     Анализ ответов на вопросы анкеты №№ 1-11.

 Беседа или дискуссия. Выработка советов по итогам дискуссии.

     Предполагаемые советы:

  1. Прежде чем рассматривать своего любимого(ю) в качестве супруга(и), нужно понаблюдать за ним(ней) в разных жизненных ситуациях и особенно, если это касается других людей. Возможно, эти ситуации Вы смоделируете сами. Делайте выводы.
  2. Узнавайте в ходе общения уровень его(её) интеллекта, кругозор, сферы интересов, взгляды по разным вопросам, особенно, семейным взаимоотношениям. Сравнивайте со своими взглядами. Предпринимайте попытки  их сблизить.
  3. Обязательно надо узнать информацию о семье, роде из наблюдений и личного, по возможности, общения с членами семьи. Ни в коем случае не использовать для этого мнения других людей, сплетни, слухи. Если Вам что-то нужно узнать, уточнить, то сделайте это корректно и лично у родителей избранника(цы).
  4. Обязательно надо иметь информацию о наследственных заболеваниях родов. И не только для принятия решения о рождении ребёнка, но и в ходе беременности для беседы с врачами. А также после рождения ребёнка для информации педиатру.
  5. В ходе наблюдений за семьёй избранника нужно отследить, как минимум, следующие позиции:

- иерархия отношений;

- положение женщины в семье;

- стиль взаимоотношений членов семьи;

- приоритет ценностей (материальных и духовных);

- отношение к труду, совместный труд;

- отношение к отдыху, варианты отдыха;

- распределение домашних обязанностей;

- отношение к животным;

- как разрешаются конфликты;

- отношение к жизни, мировоззрение родителей;

- отношение родителей к другим детям в семье;

- коммуникабельность членов семьи.

И, конечно, по всем этим пунктам Вы должны, по возможности, узнать своего избранника.

4. Содержание части «Счастье в ограниченном пространстве».

       Под звуки Мендельсона влюблённые соединяют свои жизни, предвкушая счастье, подобно бесчисленным молодожёнам многих поколений, дают друг другу  обет вечной верности и другие клятвы. Все их помыслы окрашивает слово «навсегда». Что же потом происходит? Почему их обещания оборачиваются печальной статистикой? В чём тайна «здоровья» семьи?

      Быть может, супружество – это не более чем романтическая грёза, огонёк свечи, которому суждено быстро погаснуть? Возможно ли сохранение счастья «в ограниченном пространстве»? Всегда ли брак является тем, что ожидают от него супруги? Нужно ли трудиться для его сохранения?

     Дискуссия с использованием ответов на вопросы анкеты №№12-17. Дополнительно решение практических ситуаций. Выводы и советы.

 5. Заключение.

      Ни один брак не бывает бесконечной «поэмой экстаза». Даже самые удачные браки являются результатом огромного напряжения физических и душевных сил. Гармоничные семейные отношения выковываются в суровых испытаниях повседневных обязанностей и проблем, которые ставит перед нами жизнь. И это обязательно труд двоих! Не у каждого мужчины, делающего предложение девушке, хватит храбрости спросить: «Согласна ли ты бесплатно работать по восемь часов в день ради меня?  Согласна ли ты приготовить десять тонн пищи, которые сама же будешь покупать и приносить домой? Согласна ли ты перемыть огромную, как лыжный трамплин, гору грязной посуды – во имя одной только любви? Захочешь ли ты перестирать и перегладить тридцать километров белья, да ещё и по десять на каждого ребёнка? Согласна ли ты тысячи раз вскарабкаться на вершину Эльбруса – только ради любви?».                                                                                    Брак – это не бесконечный медовый месяц. Он состоит в постоянном разделении обязанностей по ведению домашнего хозяйства и взаимной ответственности. Ощущение новизны притупляется, а иногда совсем исчезает. Очарование ухаживания не будет продолжаться вечно. Удачи, невзгоды, поражения и бесчестие, болезни и процветание – всё  будет разделено поровну. Более того, совершив этот шаг, они уже не смогут укрыться от целой череды споров, обид и проблем, которые раньше были бы немыслимы. И супругам при этом надо помнить, что их пути разрешения жизненных проблем, выхода из жизненных коллизий, взаимоотношения являются образцом поведения для детей. Народная мудрость гласит: «Ребёнок учиться всему, что видит у себя в дому».

       А в заключении продолжите фразу: «Семья – это…» и сравните  её с вариантом ответа в анкете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме: "Методика проведения круглого стола"

Данная презентация была использована на учебе для методистов, которая проводится у нас в центре ежемесячно....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола «Что значит быть успешным человеком?» для учащихся 7 - 9-х классов

Успех очень значим для каждого из нас. И многие люди желают добиться успеха в том или ином деле. Но для того, чтобы его добиться, необходимо понимание того, что же это такое. Наш круглый стол поможет ...

Методические рекомендации по проведению круглых столов.

По сути, Круглый стол представляет собой площадку для беседы, обмена мнениями, дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25-30  человек). Но не стоит использовать понятие «Кругл...

Методические рекомендации по проведению круглых столов

Методические рекомендации по проведению круглых столов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола из цикла «Уроки успеха». «Урок второй. Общество» для учащихся 8-х классов

                                 «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.»Владимир ...

Сценарий внеклассного мероприятия Название «Путешествие по книжным полкам» Форма проведения: круглый стол

Целевая аудитория: 4 класс (10-11 лет)Цель: воспитать нравственные и художественно-эстетические чувства учащихся посредством знакомства с положительными и отрицательными качествами, присущими личностя...


 

Комментарии

Пицык Наталья Николаевна

спасибо,
острые углы... то что нужно!