Мастер-класс родительского собрания в форме заседания круглого стола
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Залесова Галина Поликарповна

Мастер-класс включает анализ эпизода произведения В.Астафьева "Юшка". Цель: помочь классному руководителю снять негативное отношение одноклассников друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс родительского собрания в форме заседания круглого стола

Пояснительная записка.

Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и личностных отношений.

Педагогическая действительность как сфера межличностных отношений порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки педагога.

Установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, педагог не должен «бояться» конфликтов, а, понимая природу  их возникновения, используя конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях, должен разрабатывать пути выхода из различных сложных конфликтных ситуаций.

Цель:

  • психологическая: развитие эмпатии педагога, способности к активному взаимодействию всех участников педагогического процесса;
  • педагогическая: формирование умений  и навыков эффективного прогнозирования и разрешения конфликтов;
  • методическая: актуализация методических приемов, рефлексия своей деятельности.

Задачи:

  1. Формировать у педагогов потребность осознавать свои сильные и слабые стороны.
  2. Развивать интерес к познанию себя, своих способностей и личностных качеств.
  3. Стимулировать интерес к творчеству, аналитические способности.

Форма: мастер-класс.

Категории участников: учителя-предметники, классный руководитель, школьный инспектор ПДН, школьный психолог.

Мотив участия: осознанный выбор участия, личная заинтересованность.

Принципы работы:

а) активность;

б) принцип творческой позиции (есть проблема -  есть решение);

в) принцип партнерского общения;

г) принцип максимальной открытости;

Применяемые педагогические методики:

  1. методика изучения развития личности;
  2. методика самочувствия учащихся в учебном коллективе (анкетирование);
  3. методика ценностно- ориентированного единства (по Шпалинскому);
  4. методика изучения взаимоотношений внутри коллектива;
  5. методика «Верное решение»;
  6.  ДРК (день регулирования и коррекции) по Третьякову;
  7. система Е.Н. Ильина «Преподавание литературы как предмета, формирующего личность».

Ожидаемый результат: у всех участников мастер-класса сформировать желание работать в команде по выработке путей взаимоприемлемого разрешения проблемы.


Родительское собрание в виде заседания круглого стола.

Присутствующие: родители, педагоги, школьный инспектор ПДН, психолог.

Опережающее задание: всем присутствующим предложено было заранее прочитать рассказ А.Платонова «Юшка», родителям обсудить его дома с детьми. Среди учащихся было проведено анкетирование по определению уровня конфликтности.

Оформление: на доске представлены пословицы:

- Один в поле не воин.

- Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

- На одном месте и камень мхом зарастает.

- Одна рука узла не вяжет.

Ход собрания:

1. Обсуждение пословиц.

(чтение пословиц и комментарий к ним – работа с родителями)

Педагог:

Опираясь на народную мудрость, анализируя пословицы, мы с вами можем сделать вывод о том, что одному человеку очень трудно на свете, ему необходимо общество, частью которого он и является. А вы только задумайтесь над тем, как тяжело человеку, когда вдруг все вокруг начинают избегать его, а особенно, когда устраивают настоящую травлю. Вам заранее было предложено прочитать рассказ А.Платонова «Юшка» и обсудить его дома с детьми. На классном часе мы с ребятами разобрали это произведение, давайте с вами тоже поговорим о нем.

2. Обсуждение произведения.

Педагог:

- Вспомним самые значимые эпизоды из этого рассказа. Я предлагаю разыграть небольшие отрывки по ролям.

(педагог предлагает участникам по выбору листы с текстом; разыгрываются 2 эпизода).

(Приложение № 1)

- Вот перед нами герой – Юшка, самый безобидный, добрый и несчастный человек, который обходился малым в жизни. Так почему вместо сочувствия он вызывает гнев у окружающих его людей?

(возможные ответы родителей:

 - он не испытывает злости к людям;

  - привыкли его обижать;

  - не хочет дать сдачи и т.п.).

- Действительно, особенно поражают слова автора: « …Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает».

- Страшный вывод делает А.Платонов этой фразой. И все же Юшка заявляет свой протест против такого отношения. Почему?

(возможные ответы родителей: - У него заканчивается терпение, нет больше сил выносить такие побои и издевательства).

- Произведение заканчивается трагически: Юшка погибает от рук «веселого прохожего». А теперь давайте с вами задумаемся над тем, почему после его смерти люди не испытывают угрызений совести, ведь в смерти героя виноват не только один человек, нанесший этот удар, но и те, кто принимали участие в этой травле.

(возможные ответы родителей: - Окружающим становится жалко Юшку, когда приезжает его приемная дочь и рассказывает историю его жизни. Оказывается, этот человек, «божье чучело», как его называли, отказывал себе во всем ради воспитания совершенно чужого ребенка. И окружающим стало понятно, насколько он нравственно превосходил всех.)

- Итак, подводя итог нашему обсуждению, мне хочется обратить ваше внимание на то, что в рассказе автор постоянно указывает, что это достаточно обычная жизненная ситуация и часто мы отвечаем грубостью на грубость, а быть тихим, кротким, незлобивым в обществе – это не нормально. На этой почве между людьми  часто возникают конфликты, а тем более среди детей, которые только учатся жить в обществе. И не для кого из вас не секрет, что дети порой бывают очень жестоки по отношению друг к другу.

3. Выступление школьного инспектора ПДН о детской жестокости.

Инспектор:

Детская жестокость, немотивированная агрессия – закономерность или реакция на изменения, происходящие в обществе? В 2007 году в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло количество заявлений в милицию на несовершеннолетних по поводу побоев. А сколько заявлений не подано? Сколько происходит конфликтов между детьми с применением насилия в отношении друг друга? Сколько детей носит боль, а то и страх в душе, но, к сожалению, не хочет делиться своими проблемами с взрослыми? Откуда берется эта агрессия и почему возникают конфликты?

Возможно, просмотр телепередач и современных фильмов, перенасыщенных сценами насилия и агрессии, низкая самооценка подростка, неумение принимать «свои» решения, отстаивать свою точку зрения, к тому же возрастное желание вызвать восторг окружающих – все это сказывается на формировании личности ребенка. И естественно, отстаивая свое первенство, между детьми возникают конфликты.

Конфликты – это неизбежная часть жизни  любого человека. Без отстаивания своего мнения и даже без спора ребенок не сможет  добиваться  своих целей в жизни. Ему нужно уже в семье дать возможность научиться добиваться результата, отстаивать свое мнение и даже спорить, не боясь быть отвергнутым, наказанным или осужденным.

Ребенку необходимо овладеть правилами безопасного поведения в конфликте. Следствием неумелого переживания конфликта может оказаться употребление средств, «облегчающих» душевное страдание – алкоголя, наркотиков, а может быть и суицид.

Педагог:

В нашем классе тоже создалась конфликтная ситуация, о которой я скажу чуть позже, и она заставила меня задуматься о том,  как часто наши дети вступают в конфликты и умеют ли достойно из них выходить.

Я провела в классе анкетирования учащихся (приложение №2), по которому смогла выявить уровень конфликтности обучающихся. По результатам анкет можно сделать вывод: дети достаточно часто вступают в конфликты друг с другом, и выходить из них, никого не обидев, получается далеко не у всех.

Педагог. Обсуждение конфликта.

В сентябре этого учебного года, девочка К. (из этических соображений не будем называть ее имени) была отправлена по постановлению  суда в Центр временного содержания подростков на 30 суток, и по возвращении ее из Центра я стала замечать: (по ходу рассказа на экране появляется схема сигналов - приложение №3), что ей очень некомфортно среди одноклассников, у К. стали пропадать учебники, тетради с домашними заданиями оказывались разрисованными. На переменах мальчики при каждом удобном случае стали толкать и задирать ее, часто стали звучать оскорбления в ее адрес. Некоторые ребята из класса сочувствуют ей, но открыто проявлять солидарность не решаются. К. терпела это хамство и пыталась вначале наладить отношения со своими обидчиками, задабривая их, но очень скоро поняла, что такого рода отношения ничего не изменят, и на выпады обидчиков стала реагировать агрессивно.

Заметив такие отношения, я провела беседы с детьми (в отсутствии К.), затем мы провели классный час по обсуждению произведения, о котором уже сегодня говорили.

А нам сегодня с вами предстоит определить пути выхода их этой непростой ситуации. Как помочь К. ежедневно общаться с одноклассниками, не испытывая дискомфорта?

Послушаем мнение школьного психолога о межличностных конфликтах.

4. Выступление школьного психолога.

Я познакомлю вас с моделью конфликта и алгоритмом действия в конфликтной ситуации, которые предлагает нам наука психология.

(По ходу ее рассказа на экране появляется модель конфликта, приложение № 4).

Конфликт – столкновение отдельных людей или групп, выражающих различные, а нередко противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта нужна конфликтная ситуация, а она возникает чаще всего от неумения общаться – это субъективный фактор, который человек всегда может восполнить.

Психологи чаще предлагают использовать в конфликтных ситуациях следующий алгоритм действия.

  1. Выделить суть проблемы.
  2. Поставить себя на место «обиженной» стороны.
  3. Найти конструктивное решение проблемы, приемлемое для обеих конфликтных сторон.

5. Работа в группах.

Педагог:

Сейчас я предлагаю вам разделиться на команды и в течение нескольких минут обсудить эту ситуацию и попытаться дать свой вариант возможного пути разрешения конфликта, причем важно найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе эта конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт. А затем, обсудив предложенные группами решения, выработаем общие пути выхода из данной ситуации (работа в группах).

6. Подведение итогов.

Педагог:

Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников. Обобщив ваши предложения,  мы получили следующую схему разрешения конфликта (приложение № 5).

Итак, мы определили способы выхода из конфликтной ситуации.

Со стороны учащихся и девочки это компромиссы, уступка, сотрудничество.

Со стороны педагога и родителей это беседы взрослых с обучающимися как в школе, так и дома по сложившейся ситуации, вовлечение девочки в общие дела класса, проведение классных часов на этические темы, просмотр и обсуждение телепередач и произведений по данной теме, организация психолого-педагогического сопровождения учащегося по предотвращению конфликтной ситуации.

По завершении конфликта всем взрослым (и педагогам и родителям) целесообразно проанализировать ошибки собственного поведения, обобщить полученные знания и опыт решения проблемы, снять дискомфорт в отношении с окружающими и т.д.

7. Рефлексия.

1 присутствующий.

Мне этот мастер-класс показался интересным и полезным, потому что проблему школьной травли невозможно разрешить, пытаясь устранить лишь отдельные ее симптомы только путем ужесточения дисциплины или отстранения агрессоров от учебы. И сегодня мы убедились, что вмешательство в подобной ситуации должно быть комплексным, при участии всех заинтересованных сторон. Сложно предложить универсальный рецепт разрешения конфликта, но пути, намеченные сегодня нами, показались мне действенными.

2 присутствующий.

Было очень необычным начало обсуждения, когда мы начали его с разбора художественного произведения, более того, благодаря опережающему заданию мы прочитали его дома вместе с детьми. А после такого родительского собрания, этот разговор обязательно продолжится дома.

3 присутствующий:

По моему мнению, такие мастер-классы необходимо проводить, чтобы научиться моделировать ситуации, абстрагируя их сюжеты от реальных участников, вслух обсуждать чувства, которые могут испытывать жертва, ее родители. Важно не закрывать глаза на проблемы, а совместно решать их. Многие приемы, показанные сегодня, можно взять на заметку для предотвращения подобных ситуаций. Большое спасибо педагогу.


Приложение № 1

Эпизод 1.

- Лучше бы ты умер, Юшка,  - говорила хозяйская дочь. – Зачем ты живешь?

Юшка глядел на нее с изумлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.

 - Это отец-мать меня родили, их воля была, - отвечал Юшка. Мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю.

 - Другой бы на твое место нашелся, помощник какой!

 - Меня, Даша, народ любит!

Даша смеялась:

 - У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь – народ тебя любит!..

 - Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. – Сердце в людях бывает слепое.

 - Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! – произносила Даша. – Иди скорее, что ль! Любят – то они по сердцу, да бьют тебя по расчету.

 - По расчету они на меня серчают, это правда, - соглашался Юшка. – Они мне улицей ходить не велят и тело калечат.

Эпизод 2.

Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:

 - Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться…

И здесь Юшка осерчал в ответ – должно быть, первый раз в жизни.

 - А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.

Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:  - Да ты что? Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой сравнивать, юрод негодный!

 - Я не равняю,  - сказал Юшка, - а по надобности мы все равны…

 - Ты мне не мудруй! – закричал прохожий. – Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!

Замахнувшись, прохожий с силой злобы  толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.

 - Отдохни, - сказал прохожий и ушел домой пить чай.

Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.


Приложение № 2.

Тест «Уровень конфликтности личности».

Для выявления некоторых причин возникновения конфликтов между людьми предлагается ответить на вопросы теста.

Инструкция:

  При ответе на вопрос выберите один вариант ответа под конкретной буквой, обведите её кружком в листе ответов.

Лист ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3

Вопросы:

1.Характерно ли для вас стремление к тому, чтобы подчинить своей воле других?

 А) Нет.

 Б) Когда как.

 В) Да.

2.Есть ли в вашем классе ребята, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

 А) Да.

 Б) Ответить затрудняюсь.

 В) Нет.

3.Кто вы в большей степени?

 А) Пацифист.

 Б) Принципиальный.

 В) Предприимчивый.

4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

 А)Часто.

 Б) Периодически.

 В) Редко.

5.Что для вас было бы более характерно, если бы вы стали лидером в каком-либо деле?

 А) Разработал бы программу развития на год и убедил бы всех в её выполнимости.

 Б) Изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами.

 В) Чаще советовался бы с людьми.

6. В случае неудач какое состояние для вас характерно?

 А) Пессимизм.

 Б) Плохое настроение.

 В) Обида на самого себя.

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

 А) Да.

 Б) Скорее всего, да.

 В) Нет.

8.Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

 А) Да.

 Б) Скорее всего, да.

 В) Нет.

9. Из трёх личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе?

 А) Раздражительность.

 Б) Обидчивость.

 В) Нетерпимость критики со стороны других.

10. Кто вы в большей степени?

 А) Независимый.

 Б) Лидер.

 В) Генератор идей.

11. Каким человеком считают вас ваши друзья?

 А) Экстравагантным.

 Б) Оптимистом.

 В) Настойчивым.

12. С чем вам чаще всего приходится бороться?

 А) С несправедливостью.

 Б) С бюрократизмом.

 В) С эгоизмом.

13. Что для вас наиболее характерно?

 А) Недооцениваю свои способности.

 Б) Оцениваю свои способности объективно.

 В) Переоцениваю свои способности.

14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

 А) Излишняя инициатива.

 Б) Излишняя критичность.

 В) Излишняя прямолинейность.

Подсчитав общую сумму баллов, учащиеся могут определить свой уровень конфликтности:

14-17 баллов - очень низкий,

18-20 баллов - низкий,

21-23 баллов - ниже среднего,

24-26 баллов - ближе к среднему,

27-29 баллов - средний,

30-32 балла - ближе к среднему,

33-35 баллов - выше среднего,

36-38 баллов - высокий,

39-42 балла - очень высокий.

 


Приложение № 3

Сигналы, предупреждающие конфликт

        


Приложение № 4


Приложение № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...

Мастер класс проведения родительского собрания в школе с применением метода коучинг. Тема - «Как воспитать у ребенка чувство ответственности? »

Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. (Тимоти Гол)   ...

заседание круглого стола "У нас у всех одна Земля"

19 апреля 2013 года состоялось заседание  районного круглого стола "У нас у всех одна Земля". Меролприятие посвящено году охраны окружающей среды....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ Заседание круглого стола по итогам журналистского расследования «Скажи мне, что написано на твоей одежде, а я скажу – кто ты»

Место в учебно-воспитательном процессеЗанятие с воспитанниками школьного объединения «Редакция газеты «Конфетти»Технологии, методы, приемы Технология проектной деятельности, проблемный мет...

Заседание круглого стола "Зимующим птицам - нашу заботу"

Мероприятие проводилось с целью привлечения внимания учащихся к проблеме охраны птиц в зимнее время. Мероприятие проведено членами школьного лесничества "Зеленый друг". Заранее были продуманы вопросу ...

Мастер-класс родительского собрания в форме заседания круглого стола

Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и личностных отношений....