Мастер-класс родительского собрания в форме заседания круглого стола
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему
Мастер-класс включает анализ эпизода произведения В.Астафьева "Юшка". Цель: помочь классному руководителю снять негативное отношение одноклассников друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс родительского собрания в форме заседания круглого стола
Пояснительная записка.
Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и личностных отношений.
Педагогическая действительность как сфера межличностных отношений порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки педагога.
Установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, педагог не должен «бояться» конфликтов, а, понимая природу их возникновения, используя конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях, должен разрабатывать пути выхода из различных сложных конфликтных ситуаций.
Цель:
- психологическая: развитие эмпатии педагога, способности к активному взаимодействию всех участников педагогического процесса;
- педагогическая: формирование умений и навыков эффективного прогнозирования и разрешения конфликтов;
- методическая: актуализация методических приемов, рефлексия своей деятельности.
Задачи:
- Формировать у педагогов потребность осознавать свои сильные и слабые стороны.
- Развивать интерес к познанию себя, своих способностей и личностных качеств.
- Стимулировать интерес к творчеству, аналитические способности.
Форма: мастер-класс.
Категории участников: учителя-предметники, классный руководитель, школьный инспектор ПДН, школьный психолог.
Мотив участия: осознанный выбор участия, личная заинтересованность.
Принципы работы:
а) активность;
б) принцип творческой позиции (есть проблема - есть решение);
в) принцип партнерского общения;
г) принцип максимальной открытости;
Применяемые педагогические методики:
- методика изучения развития личности;
- методика самочувствия учащихся в учебном коллективе (анкетирование);
- методика ценностно- ориентированного единства (по Шпалинскому);
- методика изучения взаимоотношений внутри коллектива;
- методика «Верное решение»;
- ДРК (день регулирования и коррекции) по Третьякову;
- система Е.Н. Ильина «Преподавание литературы как предмета, формирующего личность».
Ожидаемый результат: у всех участников мастер-класса сформировать желание работать в команде по выработке путей взаимоприемлемого разрешения проблемы.
Родительское собрание в виде заседания круглого стола.
Присутствующие: родители, педагоги, школьный инспектор ПДН, психолог.
Опережающее задание: всем присутствующим предложено было заранее прочитать рассказ А.Платонова «Юшка», родителям обсудить его дома с детьми. Среди учащихся было проведено анкетирование по определению уровня конфликтности.
Оформление: на доске представлены пословицы:
- Один в поле не воин.
- Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
- На одном месте и камень мхом зарастает.
- Одна рука узла не вяжет.
Ход собрания:
1. Обсуждение пословиц.
(чтение пословиц и комментарий к ним – работа с родителями)
Педагог:
Опираясь на народную мудрость, анализируя пословицы, мы с вами можем сделать вывод о том, что одному человеку очень трудно на свете, ему необходимо общество, частью которого он и является. А вы только задумайтесь над тем, как тяжело человеку, когда вдруг все вокруг начинают избегать его, а особенно, когда устраивают настоящую травлю. Вам заранее было предложено прочитать рассказ А.Платонова «Юшка» и обсудить его дома с детьми. На классном часе мы с ребятами разобрали это произведение, давайте с вами тоже поговорим о нем.
2. Обсуждение произведения.
Педагог:
- Вспомним самые значимые эпизоды из этого рассказа. Я предлагаю разыграть небольшие отрывки по ролям.
(педагог предлагает участникам по выбору листы с текстом; разыгрываются 2 эпизода).
(Приложение № 1)
- Вот перед нами герой – Юшка, самый безобидный, добрый и несчастный человек, который обходился малым в жизни. Так почему вместо сочувствия он вызывает гнев у окружающих его людей?
(возможные ответы родителей:
- он не испытывает злости к людям;
- привыкли его обижать;
- не хочет дать сдачи и т.п.).
- Действительно, особенно поражают слова автора: « …Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает».
- Страшный вывод делает А.Платонов этой фразой. И все же Юшка заявляет свой протест против такого отношения. Почему?
(возможные ответы родителей: - У него заканчивается терпение, нет больше сил выносить такие побои и издевательства).
- Произведение заканчивается трагически: Юшка погибает от рук «веселого прохожего». А теперь давайте с вами задумаемся над тем, почему после его смерти люди не испытывают угрызений совести, ведь в смерти героя виноват не только один человек, нанесший этот удар, но и те, кто принимали участие в этой травле.
(возможные ответы родителей: - Окружающим становится жалко Юшку, когда приезжает его приемная дочь и рассказывает историю его жизни. Оказывается, этот человек, «божье чучело», как его называли, отказывал себе во всем ради воспитания совершенно чужого ребенка. И окружающим стало понятно, насколько он нравственно превосходил всех.)
- Итак, подводя итог нашему обсуждению, мне хочется обратить ваше внимание на то, что в рассказе автор постоянно указывает, что это достаточно обычная жизненная ситуация и часто мы отвечаем грубостью на грубость, а быть тихим, кротким, незлобивым в обществе – это не нормально. На этой почве между людьми часто возникают конфликты, а тем более среди детей, которые только учатся жить в обществе. И не для кого из вас не секрет, что дети порой бывают очень жестоки по отношению друг к другу.
3. Выступление школьного инспектора ПДН о детской жестокости.
Инспектор:
Детская жестокость, немотивированная агрессия – закономерность или реакция на изменения, происходящие в обществе? В 2007 году в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло количество заявлений в милицию на несовершеннолетних по поводу побоев. А сколько заявлений не подано? Сколько происходит конфликтов между детьми с применением насилия в отношении друг друга? Сколько детей носит боль, а то и страх в душе, но, к сожалению, не хочет делиться своими проблемами с взрослыми? Откуда берется эта агрессия и почему возникают конфликты?
Возможно, просмотр телепередач и современных фильмов, перенасыщенных сценами насилия и агрессии, низкая самооценка подростка, неумение принимать «свои» решения, отстаивать свою точку зрения, к тому же возрастное желание вызвать восторг окружающих – все это сказывается на формировании личности ребенка. И естественно, отстаивая свое первенство, между детьми возникают конфликты.
Конфликты – это неизбежная часть жизни любого человека. Без отстаивания своего мнения и даже без спора ребенок не сможет добиваться своих целей в жизни. Ему нужно уже в семье дать возможность научиться добиваться результата, отстаивать свое мнение и даже спорить, не боясь быть отвергнутым, наказанным или осужденным.
Ребенку необходимо овладеть правилами безопасного поведения в конфликте. Следствием неумелого переживания конфликта может оказаться употребление средств, «облегчающих» душевное страдание – алкоголя, наркотиков, а может быть и суицид.
Педагог:
В нашем классе тоже создалась конфликтная ситуация, о которой я скажу чуть позже, и она заставила меня задуматься о том, как часто наши дети вступают в конфликты и умеют ли достойно из них выходить.
Я провела в классе анкетирования учащихся (приложение №2), по которому смогла выявить уровень конфликтности обучающихся. По результатам анкет можно сделать вывод: дети достаточно часто вступают в конфликты друг с другом, и выходить из них, никого не обидев, получается далеко не у всех.
Педагог. Обсуждение конфликта.
В сентябре этого учебного года, девочка К. (из этических соображений не будем называть ее имени) была отправлена по постановлению суда в Центр временного содержания подростков на 30 суток, и по возвращении ее из Центра я стала замечать: (по ходу рассказа на экране появляется схема сигналов - приложение №3), что ей очень некомфортно среди одноклассников, у К. стали пропадать учебники, тетради с домашними заданиями оказывались разрисованными. На переменах мальчики при каждом удобном случае стали толкать и задирать ее, часто стали звучать оскорбления в ее адрес. Некоторые ребята из класса сочувствуют ей, но открыто проявлять солидарность не решаются. К. терпела это хамство и пыталась вначале наладить отношения со своими обидчиками, задабривая их, но очень скоро поняла, что такого рода отношения ничего не изменят, и на выпады обидчиков стала реагировать агрессивно.
Заметив такие отношения, я провела беседы с детьми (в отсутствии К.), затем мы провели классный час по обсуждению произведения, о котором уже сегодня говорили.
А нам сегодня с вами предстоит определить пути выхода их этой непростой ситуации. Как помочь К. ежедневно общаться с одноклассниками, не испытывая дискомфорта?
Послушаем мнение школьного психолога о межличностных конфликтах.
4. Выступление школьного психолога.
Я познакомлю вас с моделью конфликта и алгоритмом действия в конфликтной ситуации, которые предлагает нам наука психология.
(По ходу ее рассказа на экране появляется модель конфликта, приложение № 4).
Конфликт – столкновение отдельных людей или групп, выражающих различные, а нередко противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта нужна конфликтная ситуация, а она возникает чаще всего от неумения общаться – это субъективный фактор, который человек всегда может восполнить.
Психологи чаще предлагают использовать в конфликтных ситуациях следующий алгоритм действия.
- Выделить суть проблемы.
- Поставить себя на место «обиженной» стороны.
- Найти конструктивное решение проблемы, приемлемое для обеих конфликтных сторон.
5. Работа в группах.
Педагог:
Сейчас я предлагаю вам разделиться на команды и в течение нескольких минут обсудить эту ситуацию и попытаться дать свой вариант возможного пути разрешения конфликта, причем важно найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе эта конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт. А затем, обсудив предложенные группами решения, выработаем общие пути выхода из данной ситуации (работа в группах).
6. Подведение итогов.
Педагог:
Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников. Обобщив ваши предложения, мы получили следующую схему разрешения конфликта (приложение № 5).
Итак, мы определили способы выхода из конфликтной ситуации.
Со стороны учащихся и девочки это компромиссы, уступка, сотрудничество.
Со стороны педагога и родителей это беседы взрослых с обучающимися как в школе, так и дома по сложившейся ситуации, вовлечение девочки в общие дела класса, проведение классных часов на этические темы, просмотр и обсуждение телепередач и произведений по данной теме, организация психолого-педагогического сопровождения учащегося по предотвращению конфликтной ситуации.
По завершении конфликта всем взрослым (и педагогам и родителям) целесообразно проанализировать ошибки собственного поведения, обобщить полученные знания и опыт решения проблемы, снять дискомфорт в отношении с окружающими и т.д.
7. Рефлексия.
1 присутствующий.
Мне этот мастер-класс показался интересным и полезным, потому что проблему школьной травли невозможно разрешить, пытаясь устранить лишь отдельные ее симптомы только путем ужесточения дисциплины или отстранения агрессоров от учебы. И сегодня мы убедились, что вмешательство в подобной ситуации должно быть комплексным, при участии всех заинтересованных сторон. Сложно предложить универсальный рецепт разрешения конфликта, но пути, намеченные сегодня нами, показались мне действенными.
2 присутствующий.
Было очень необычным начало обсуждения, когда мы начали его с разбора художественного произведения, более того, благодаря опережающему заданию мы прочитали его дома вместе с детьми. А после такого родительского собрания, этот разговор обязательно продолжится дома.
3 присутствующий:
По моему мнению, такие мастер-классы необходимо проводить, чтобы научиться моделировать ситуации, абстрагируя их сюжеты от реальных участников, вслух обсуждать чувства, которые могут испытывать жертва, ее родители. Важно не закрывать глаза на проблемы, а совместно решать их. Многие приемы, показанные сегодня, можно взять на заметку для предотвращения подобных ситуаций. Большое спасибо педагогу.
Приложение № 1
Эпизод 1.
- Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. – Зачем ты живешь?
Юшка глядел на нее с изумлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.
- Это отец-мать меня родили, их воля была, - отвечал Юшка. Мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю.
- Другой бы на твое место нашелся, помощник какой!
- Меня, Даша, народ любит!
Даша смеялась:
- У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь – народ тебя любит!..
- Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. – Сердце в людях бывает слепое.
- Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! – произносила Даша. – Иди скорее, что ль! Любят – то они по сердцу, да бьют тебя по расчету.
- По расчету они на меня серчают, это правда, - соглашался Юшка. – Они мне улицей ходить не велят и тело калечат.
Эпизод 2.
Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:
- Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться…
И здесь Юшка осерчал в ответ – должно быть, первый раз в жизни.
- А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.
Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него: - Да ты что? Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой сравнивать, юрод негодный!
- Я не равняю, - сказал Юшка, - а по надобности мы все равны…
- Ты мне не мудруй! – закричал прохожий. – Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!
Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.
- Отдохни, - сказал прохожий и ушел домой пить чай.
Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.
Приложение № 2.
Тест «Уровень конфликтности личности».
Для выявления некоторых причин возникновения конфликтов между людьми предлагается ответить на вопросы теста.
Инструкция:
При ответе на вопрос выберите один вариант ответа под конкретной буквой, обведите её кружком в листе ответов.
Лист ответов.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
А | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 |
Б | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
В | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 |
Вопросы:
1.Характерно ли для вас стремление к тому, чтобы подчинить своей воле других?
А) Нет.
Б) Когда как.
В) Да.
2.Есть ли в вашем классе ребята, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?
А) Да.
Б) Ответить затрудняюсь.
В) Нет.
3.Кто вы в большей степени?
А) Пацифист.
Б) Принципиальный.
В) Предприимчивый.
4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?
А)Часто.
Б) Периодически.
В) Редко.
5.Что для вас было бы более характерно, если бы вы стали лидером в каком-либо деле?
А) Разработал бы программу развития на год и убедил бы всех в её выполнимости.
Б) Изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами.
В) Чаще советовался бы с людьми.
6. В случае неудач какое состояние для вас характерно?
А) Пессимизм.
Б) Плохое настроение.
В) Обида на самого себя.
7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?
А) Да.
Б) Скорее всего, да.
В) Нет.
8.Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?
А) Да.
Б) Скорее всего, да.
В) Нет.
9. Из трёх личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе?
А) Раздражительность.
Б) Обидчивость.
В) Нетерпимость критики со стороны других.
10. Кто вы в большей степени?
А) Независимый.
Б) Лидер.
В) Генератор идей.
11. Каким человеком считают вас ваши друзья?
А) Экстравагантным.
Б) Оптимистом.
В) Настойчивым.
12. С чем вам чаще всего приходится бороться?
А) С несправедливостью.
Б) С бюрократизмом.
В) С эгоизмом.
13. Что для вас наиболее характерно?
А) Недооцениваю свои способности.
Б) Оцениваю свои способности объективно.
В) Переоцениваю свои способности.
14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?
А) Излишняя инициатива.
Б) Излишняя критичность.
В) Излишняя прямолинейность.
Подсчитав общую сумму баллов, учащиеся могут определить свой уровень конфликтности:
14-17 баллов - очень низкий,
18-20 баллов - низкий,
21-23 баллов - ниже среднего,
24-26 баллов - ближе к среднему,
27-29 баллов - средний,
30-32 балла - ближе к среднему,
33-35 баллов - выше среднего,
36-38 баллов - высокий,
39-42 балла - очень высокий.
Приложение № 3
Сигналы, предупреждающие конфликт
Приложение № 4
Приложение № 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...
Внеклассное мероприятие по физике"Заседание круглого стола"
О настоящем и будущем ядерной физики...
Мастер класс проведения родительского собрания в школе с применением метода коучинг. Тема - «Как воспитать у ребенка чувство ответственности? »
Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. (Тимоти Гол) ...
заседание круглого стола "У нас у всех одна Земля"
19 апреля 2013 года состоялось заседание районного круглого стола "У нас у всех одна Земля". Меролприятие посвящено году охраны окружающей среды....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ Заседание круглого стола по итогам журналистского расследования «Скажи мне, что написано на твоей одежде, а я скажу – кто ты»
Место в учебно-воспитательном процессеЗанятие с воспитанниками школьного объединения «Редакция газеты «Конфетти»Технологии, методы, приемы Технология проектной деятельности, проблемный мет...
Заседание круглого стола "Зимующим птицам - нашу заботу"
Мероприятие проводилось с целью привлечения внимания учащихся к проблеме охраны птиц в зимнее время. Мероприятие проведено членами школьного лесничества "Зеленый друг". Заранее были продуманы вопросу ...
Мастер-класс родительского собрания в форме заседания круглого стола
Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и личностных отношений....