Неадекватные реакции.Классный час в 10 классе
классный час (10 класс) по теме
Каждый может разозлиться – это легко;
но разозлиться на того, на кого нужно,
и настолько, насколько нужно, и тогда,
когда нужно, и по той причине, по которой
нужно, и так, как нужно, - это дано не каждому.
Аристотель
Старшеклассники 10-11 классов (15-17 лет) представляют в социальной структуре общества особую социальную группу, возраст которой называется ранней юностью. Юношеский возраст имеет особо большое значение в процессе социализации, завершения подготовки подрастающего поколения к вступлению во взрослое общество.
По наблюдениям психологов, юность, особенно в её начальных фазах, - это время нарушенного равновесия, субъективно переживаемого в виде состояний смутного беспокойства, не всегда оправданных порывов. В проявляемой активности нет последовательности, так как она ещё ищет нужное русло, жизненные цели ещё не ясны, в них нет строгой сообразности, жизненный опыт ограничен и контроль над собой ещё не установлен.
К числу типичных внутренних противоречий этого возраста относятся: осознание собственной индивидуальности и неопределённость смысла притязаний, склонность занимать крайние позиции, юношеский максимализм, неуправляемость действий там, где необходима разумная сдержанность.Властвовать собой понимается прежде всего как способность действовать, поступать, управлять своим поведением. Однако эмоционально-волевая и действенно- практическая сферы личности не всегда подчинены холодному рассудку, особенно в «бунтующем возрасте». Обуздать своё поведение, научиться управлять своими эмоциями и поступками – вот что значит «уметь властвовать собой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательное мероприятие «Неадекватные реакции»
Оформление доски:
Примечание: Приставка «НЕ», рисунок-схема, таблички появляются в процессе занятия.
Ход занятия
Учитель читает эпиграф.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем занятии?
Ученики: Об адекватных реакциях!
Учитель: Конечно, это можно было прочитать на доске. Ещё раз обратите внимание на эпиграф. Вспомните, какие реакции мы называем адекватными, и соотнесите это со словами «учитесь властвовать».
Ученики: Вероятно, это будут реакции, которыми трудно управлять…
Учитель: Вспомните, как называются такие реакции.
Ученики: Неадекватные!
Учитель: (присоединяет приставку «НЕ» к слову «адекватные») Ребята, а какие неадекватные реакции вы знаете?
Ученики называют неадекватные реакции. Если ребята затрудняются, можно помочь при помощи моделирования ситуаций:
- Подруга в очередной раз пришла в новой вещи (юбка, ковта, сапоги), а ваша семья финансово обеспечена хуже зависть;
- Вы с товарищем решали задачу по физике, учитель же вам поставил оценку ниже, чем другу, усомнившись в вашем участии обида;
- Эксперимент: вызывается участник, физически не очень развитый, желательно небольшого роста, он должен будет удержать другого участника (он значительно превосходит в росте, у него завязаны глаза), когда тот будет падать вперёд. Следует учесть, что после того, как завяжут глаза второму участнику, первый участник должен поменяться с таким расчётом, чтобы удержать товарища.
Учитель: (Вопрос падающему) Что ты чувствовал, когда тебе предстояло «упасть» и, возможно, не быть поддержанным товарищем?
Ученик: Страх.
Учитель: От чего возникает страх?
Ученик: От неизвестности.
Учитель: Ребята, как вы думаете, чувство страха может быть отрицательным? Положительным?
Ученики: Конечно, может!
Учитель: Делимся на команды: одна команда доказывает, что страх – это хорошо, другая команда доказывает, что страх – это плохо.
Моделируются ситуации:
Если бы не страх, то … Если бы не страх, то…
- Страх - защитная реакция, пре - Каждый человек бывает жертвой
дупреждение заведомо опасной различных страхов (болезни, боли…)
ситуации;
Страх придаёт силу, раскрывает Не даёт развиваться, сковывает ини-
Возможности циативу
Учитель: Как вы думаете, ребята, что значит преодолеть страх?
Ученики: Сопротивляться обстоятельствам…
Учитель:
- Преодолеть страх – не значит выносить его без всяких усилий, нужно искусно управлять своими эмоциями.
- Ребята, а кто из вас боялся когда-нибудь? (Ребята, почти все, поднимают руки)
Как вы думаете, стыдно ли бояться?
Ученики: (дают разные ответы)
Учитель: (читает стихотворение)
Я только раз бывала в рукопашной,
Раз наяву и тысячу во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Вот так ответила на этот вопрос поэтесса Юлия Друнина, которая прошла ужасы войны и не понаслышке знает, что такое война и страх.
Учитель: Ребята, вы не назвали ещё одно сильное проявление эмоций. Я вам дам подсказку: человек, находящийся в её власти, практически не замечает этого, так как теряет власть над собой.
Если ученики не называют, то учитель сам показывает карточку «СТРАСТЬ» и объясняет, что в силу своего молодого возраста они, может быть, и не встречались с этим явлением.
Учитель: Назовите самые яркие проявления страсти. К чему бывает страсть?
Ученики: Страсть может быть к вещам, азартным играм, компьютеру, алкоголю, труду, любовная страсть…
Учитель: Как вы думаете, страсть – это нормальное явление?
Ученики: (Как правило, говорят, что страсть – это ненормальное явление, за исключением любовной страсти). Если всё же находятся ребята, которые утверждают, что страсть – это нормальное явление, то им предлагается доказать свою позицию. Опыт показывает, что все доводы опровергают сами же ученики. Даже страсть к труду приводит к выключению человека из окружающей жизни, так как он лишает себя её радостей)
Учитель: Значит, мы большинством пришли к выводу, что страсть не может быть положительной. А те, кто с нами не согласен, пусть готовят новые аргументы. Стоит заметить, что страсть затягивает, человек всё больше утрачивает контакт с самим собой, с близкими людьми.
Давайте поговорим о любовной страсти. Согласны?
Учёные, оказывается, вывели формулу любовной страсти! Конечно, любовь и формула – две вещи несовместимые, но вот страсть имеет определение.
Страсть – это влюблённость, которая миновала стадию любви.
Мы с вами отметили, что человек не замечает влияния страсти. Что бы ему ни говорили, он вступает в конфликт с окружающими: родственниками, родителями, учителями, друзьями…
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку –
Безумец! – лишний раз пожать!
Учитель: Чьи это строки?
Ученики: Лермонтова.
Учитель: Правильно, это четверостишие М.Ю.Лермонтова. Из курса литературы вы знаете, каким сдержанным на эмоции был поэт. Особенно, если это касалось личной жизни. И если уж Лермонтов так исповедуется, значит, он был влюблён. А как вы думаете, такие эмоции могли стать проявлением страсти?
Ученики: Вполне, сам поэт называет своё состояние «безумным», так как за одно только прикосновение к любимой он мог принять смерть и муку!
Учитель: О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Ф.Тютчев
Ребята, что хотел сказать нам поэт этими строчками?
Ученики: Наверное, то, что под влиянием страсти мы можем совершить ошибку или, как говорят, наломать дров…
Учитель: И это как раз свойственно молодым людям. Учёные и тут поработали. Они считают, что в вашем возрасте (14-18 лет) страсть основывается на влечении тела, а не сердца! Не придумывайте «любовь до гроба», реально оценивайте ситуацию.
Нет, нет, не должен я, не смею, не могу
Волнениям любви безумно предаваться,
Спокойствие моё я строго берегу
И сердцу не даю пылать и забываться.
Как вы думаете, чьи это строки? Это всё тот же Лермонтов!
Учитель: Всё, о чём мы с вами говорили, хорошо выглядит… со стороны, а если это коснётся нас. Если мы всё же не смогли справиться с эмоциями, то неизбежно человек попадает в ситуацию стресса.
Подумаем, всегда ли нужно укрощать эмоции?
Ученики: (дают разные ответы)
Учитель: Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать другие органы. (Г.Модсли)
При сильном воздействии на человека в головном мозге развивается такая активность, которая не может быть срочно уравновешена. Следовательно, она переключается на внешние двигательные и речевые реакции.
Эксперимент. Вызывается ученик, который должен ответить на вопросы. По мере ответов ученику «перекрываются» возможные выходы эмоций.
Если ты находишься во власти сильных негативных эмоций, расскажи, как будешь реагировать:
- буду драться завязать руки
- буду топать ногами завязать ноги стресс
- буду кричать, ругаться завязать рот
- буду плакать завязать глаза
Учитель: Мы познакомились, а вернее, вспомнили внешние проявления эмоций. Но мы с вами перекрыли все каналы выхода эмоций. Человек внешне выглядит спокойным, но мы помним, что при этом будут плакать какие органы?
Ученики: Внутренние!
Учитель: Хотите взглянуть на «рентгеновский» снимок такого человека?
(открывается схема – рисунок на доске)
Посмотрите, что происходит с организмом.
Ученики: Все эмоции зажаты, у них нет выхода, следовательно, организм страдает.
Учитель: Так какой же вывод мы можем сделать?
Ученики: Нельзя укрощать эмоции!
Учитель: Тогда мы получим с вами человека не вполне уравновешенного. Вспомните, какие выходы для эмоций находил испытуемый!
Ученики: Может быть, не все эмоции нужно укрощать. Когда-то давать волю проявлению чувств: можно поплакать, покричать…
Учитель: Конечно, можно. Только делать это нужно не в ущерб окружающим.
Какие способы разрядки вы знаете?
Ученики:
- Обычно в фильмах предлагают выпить воды. Это действительно помогает?
- Я знаю способ, когда нужно посчитать до 10 и обратно.
- Мне помогает громкая энергичная музыка (а кому-то грустная подходит), чтобы отвлечься.
- Можно заняться домашними делами: постирать, убрать квартиру…
Учитель: Ребята, обратимся к эпиграфу нашего занятия. Что значит «властвовать собою»? А как мы понимаем слова «не каждый вас, как я, поймёт».
Ученики: (дают разные ответы, отмечая, что неуравновешенным людям бывает сложно найти понимание среди людей)
Рефлексия: Примерно за 5 минут до окончания занятия ребятам предлагается на мяче (сделан из папье-маше) написать свои мысли по поводу занятия, полученных знаний…
Анализ воспитательного мероприятия «Неадекватные реакции»
Каждый может разозлиться – это легко;
но разозлиться на того, на кого нужно,
и настолько, насколько нужно, и тогда,
когда нужно, и по той причине, по которой
нужно, и так, как нужно, - это дано не каждому.
Аристотель
Организационно – методические особенности занятия.
Старшеклассники 10-11 классов (15-17 лет) представляют в социальной структуре общества особую социальную группу, возраст которой называется ранней юностью. Юношеский возраст имеет особо большое значение в процессе социализации, завершения подготовки подрастающего поколения к вступлению во взрослое общество.
По наблюдениям психологов, юность, особенно в её начальных фазах, - это время нарушенного равновесия, субъективно переживаемого в виде состояний смутного беспокойства, не всегда оправданных порывов. В проявляемой активности нет последовательности, так как она ещё ищет нужное русло, жизненные цели ещё не ясны, в них нет строгой сообразности, жизненный опыт ограничен и контроль над собой ещё не установлен.
К числу типичных внутренних противоречий этого возраста относятся: осознание собственной индивидуальности и неопределённость смысла притязаний, склонность занимать крайние позиции, юношеский максимализм, неуправляемость действий там, где необходима разумная сдержанность.
Курс «Управляй собой» имеет важнейшей целью оказание помощи подростку в управлении своим поведением, а также развитие умений «властвовать собой».
Властвовать собой понимается прежде всего как способность действовать, поступать, управлять своим поведением. Однако эмоционально-волевая и действенно- практическая сферы личности не всегда подчинены холодному рассудку, особенно в «бунтующем возрасте». Обуздать своё поведение, научиться управлять своими эмоциями и поступками – вот что значит «уметь властвовать собой»
Место занятия в системе воспитательной работы класса:
Час общения по теме «Неадекватные реакции» можно провести в 10 классе в рамках курса «Самосовершенствование личности».
Раздел «Управляй собой» является продолжением курса «ССЛ»
Описание занятия
Структура занятия:
- Завязка. Проблемная ситуация, формирующая соответствующую мотивацию для занятия.
- Основная часть. Рассматриваются в теоретическом и практическом плане вопросы основного материала.
- Упражнения. Практические работы на закрепление и применение.
- Рефлексия. Подведение итогов.
Цель занятия: формирование способности обучающегося к саморегуляции.
Что в наших силах совершить,
то в наших силах и не совершать.
Аристотель
Задачи:
- Расширить уровень знаний детей о способах саморегуляции;
- Помочь ученику правильно отражать внешние воздействия, осознавать и оценивать происходящее.
- Сформировать мотивы саморегуляции
В основу занятия был положен метод педагогического воздействия через побуждение к саморегуляции.
Приёмы:
- Проблемно-поисковые вопросы
- в начале занятия поставлена проблема, которая имела личностную значимость для ученика;
- в процессе занятия решалась дилемма: нужно ли укрощать эмоции?
- Игровые ситуации
Игра – эффективное средство социализации подростка, его приобщения к нормам и ценностям общества. Погружаясь в игру, ученик ощущает нужное состояние, при котором возникают вопросы, значимые для него.
- Ситуации-пробы
И опыт, сын ошибок трудных…
А.С.Пушкин
Такие ситуации позволяют ненавязчиво в интересной форме прийти к неожиданным для них самих выводам
- Оценочные суждения
Я знаю, я мыслю, значит, я существую…
В результате таких суждений формируется культура мышления, ведения дискуссии
- Интеграция разных областей знаний
Воспитательный процесс немыслим без поддержки смежных областей знаний: филологии и психологии.
Литература – это душа, это осознание того, что вопросы, поднимаемые на занятии, волнуют людей, независимо от времени (А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, М.Ю.Лермонтов)
Психология мудра. Данное занятие демонстрирует, как классный руководитель может помочь в вопросах, касающихся психологии, поведенческих ситуаций.
- Эпиграф, афоризмы, поговорки, «Мысли мудрых людей» представляют учащимся дополнительную область для размышления.
Здоровьесберегающий аспект:
Печаль, которая не проявилась в слезах,
заставляет плакать другие органы…
На занятии поднимаются вопросы, решающие проблему психического и физического здоровья.
Рефлексия показательна – это снежный ком, который подержал в руках каждый ученик. Значит, они прочитали то, что написали их одноклассники, познакомились с их мнением по поводу проведённого занятия.
Перефразировав В.Маяковского, можно сказать, что пишут – значит, это кому-нибудь нужно!
Если представить проблемы, поднятые на занятии, в виде луж, а приёмы – в виде солнечных лучей, то можно предположить, что по мере воздействия наши лужи будут высыхать…
Но как педагог, я понимаю, что одним занятием проблему не решить. Нужна кропотливая работа по формированию и выработке определённых умений и навыков, ведь тучи могут появиться вновь, а с ними и новые проблемы.
Ах, если бы возможно было оставить детей
со спокойным сердцем, в успокоенном мире!
В.Астафьев.
Я верю, что стремление, помноженное на знание, делают настоящие чудеса.
И девизом современной умной молодёжи всё чаще становятся слова:
«Я знаю точно: невозможное возможно!»
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/15/picture-182624-1652635044.jpg)
Причины проявления неадекватных поведенческих реакций у детей с умственной отсталостью
Почему дети с ограниченными возможностями здоровья проявляют неадекватные поведенческие реакции...
презентация на тему "Как нужно себя вести учителю в случае неадекватного поведения учеников"
материал к педсовету...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/29/picture-856190-1643477586.jpg)
Классный часв 9 классе на тему "Темперамент и моя будущая профессия".
Конспект классного часа для учащихся 9 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-893161-1486892291.jpg)
Неадекватное поведение учащихся, причины и пути преодоления в образовательном процессе.
Неадекватное поведение учащихся, причины и пути преодоления в образовательном процессе....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/07/picture-1125835-1707292573.jpg)
Как разговаривать с неадекватными родителями воспитанников и предотвратить их агрессию?
Как разговаривать с неадекватными родителями воспитанников и предотвратить их агрессию?...