Духовный подвиг преподобного Сергия Радонежского
классный час (6 класс) по теме

Ширина Татьяна Николаевна

Внеклассное мероприятие, посвященное великому деятелю России - прп. Сергию Радонежскому. Исследуя основные этапы жития святого, отвечаем на вопрос - в чем же состоит его духовный подвиг.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака». Епифаний Премудрый Духовный подвиг преподобного Сергия Радонежского МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» учитель истории и обществознания: Ширина Т.Н.

Слайд 2

Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака». Епифаний Премудрый

Слайд 3

«Без трудностей подвигов не бывает» преподобный Сергий Радонежский

Слайд 4

В.М.Васнецов «Видение отроку Варфоломею»

Слайд 6

Н.К.Рерих «Сергий Строитель»

Слайд 8

"...Смотри, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы. Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя они не оскудеют, а захотят стопам твоим последовать"

Слайд 9

«Дерзайте! Дерзайте люди Божии!»

Слайд 10

Троице-Сергиева лавра «Монастырь честной воздвиг, который и доныне стоит благодатию Христовой» Епифаний Премудрый

Слайд 11

А.Рублев «Троица»

Слайд 12

В.М.Васнецов «Сергий Радонежский »

Слайд 13

Благословение на битву св. Дмитрия Донского «Иди против варваров, великое отвергши сомнение, и Бог поможет тебе».

Слайд 14

Н.К.Рерих «Тебе, трижды суждено спасти Россию. Первый раз при Дмитрии Донском; второй раз в Смутное время; третий раз ...»

Слайд 15

Светильник над землёй Русской «Но не укроется,- говорит Писание, - светильник , стоящий на верху горы человеческих добродетелей».

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему: «Духовный подвиг преподобного       Сергия Радонежского

(6-8 классы)

Цели урока:

обучающие:

исследуя основные этапы жития Преподобного Сергия Радонежского ответить    на вопрос урока: почему, за какие дела считают Сергия великим деятелем России   и игуменом земли русской; в чем состоит его духовный подвиг;

    развивающие: развитие памяти, речи, умения делать самостоятельные выводы;

    воспитательные: воспитание любви к Родине, нравственности, духовности,  любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.

Используемые материалы:

  • мультимедийная презентация;
  • книга С.О. Никулиной «Игумен земли русской»

        Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

- Сегодня на классном часе  мы поведём разговор о молитвеннике Земли Русской, о человеке, о котором  Епифаний  Премудрый в житие написал такие слова: «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака» (Сл. 2)

– Как вы понимаете эти слова?

- Почему  Сергий Радонежский назван светилом светлым? В чем состоит духовный подвиг прп. Сергия Радонежского? Готовы ли вы ответить на этот вопрос? Мы вернёмся к нему в конце нашего занятия.

Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад.

Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом. (Сл. 3) Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?

Что вы видите необычного?

Одежда, которую сейчас уже не носят. Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.

Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми. 

Итак, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский  

 На Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С тех далёких времён, сохранились иконы с изображением  прп. Сергия Радонежского.

II. Основная часть

Учитель: Мы продолжаем познание жизни и деятельности святого Сергия Радонежского – одного из самых великих личностей России. Для этого постараемся понять  очень сложный внутренний мир Святого, душа которого была постоянно подчинена закону любви к Богу, ближним, Отечеству. И постараемся ответить на вопрос: Почему, за какие дела считают С.Р. великим деятелем России, в чем состоит его духовный подвиг? Именно так звучит тема нашего классного часа. Но начнём всё по порядку. Я приглашаю вас пройтись по жизненным степеням преподобного. Кстати, что значит преподобный?

Уч-ся: Святой из монашествующих, отличающийся нравственным достоинством, подвигами во имя Бога; свой праведной благочестивой жизнью он восстанавливает подобие человека Богу. 

Учитель: Родился пр. Сергий в 1314 году в городе Ростов. При рождении дали ему имя Варфоломей. С течением времени, семья переселилась из Ростова в местечко называемое Радонеж. Кроме Варфоломея в семье были ещё 2 брата: старший Стефан и младший Пётр. Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, он пошёл в школу. 

Варфоломей был примерным и старательным мальчиком. Он любил и хотел учиться. Но никак не получалось у него читать. И Варфоломей очень из-за этого переживал.

(Сл.4) Однажды отец отправил его искать лошадь. Там мальчик встретил монаха и рассказал ему о своей беде. Монах предложил мальчику войти в дом, чтобы Варфоломей показал, что у него не получается. Но случилось чудо! Вопреки всему мальчик стал читать. Уходя, старец предсказал Варфоломею необычное будущее.

- Как вы думаете, почему отрок Варфоломей не мог научиться грамоте?

Вы думаете, так легко научиться читать? Варфоломей родился в 1314 году. Книга, по которой учились читать, была Псалтырь, написанная на старославянском языке. Название буквы и произношение звука было часто очень не похожи. Посмотрите на демонстрационные листы у вас на партах. Прочитайте начало азбуки так, как если бы вы учились во времена детства Варфоломея.

Назовите правильно буквицы, которые вы увидите на экране. (Сл. 5)

- Когда Варфоломей стал подрастать, то захотел уйти в монастырь. Что ответили на это его родители?

Уч-ся: Они попросили подождать,  пока они умрут.

Учитель: Как поступил Варфоломей?

Уч-ся: Он выполнил волю родителей.

Учитель: О чём говорит его поступок?

Учащиеся: Об уважении и почитании старших.

Учитель: Что же было после смерти родителей?

Уч-ся: Он совершает задуманное.

Учитель: Совершенно верно. Итак, вернемся к нашему повествованию. После смерти родителей, Варфоломей отказался от наследства в пользу младшего брата Петра, а сам с овдовевшим старшим братом Стефаном решил искать пустынного жития. Долго бродили братья по лесам, наконец, им полюбилось место, удалённое от дорог и жилищ. Здесь они построили себе маленькую келью, а рядом поставили маленькую церковь во Имя Живоначальной Троицы. Так в 1337 году было положено основание Троице-Сергиевой Лавры.(Сл. 6)

Возьмем книгу С.О. Никулиной "Игумен земли русской" (читать только два четверостишия).

Сказанье дальше продолжая,

Спешим подвижнику вослед,

Стефана-брата убеждает

Он навсегда оставить свет...

Стефан, уже монахом ставший,

(Жену он рано потерял),

Себе иной судьбы желавший,

Душой томился, унывал.

Сравните Сергия и Стефана.  Они сопоставлены или противопоставлены?

Уч-ся: Противопоставлены.

Учитель: Можно ли сказать, что Стефан плохой? Почему про одного мы говорим, что он совершил подвиг, а про другого нет?

Учащиеся: Стефан неплохой, но видимо у него недостаточно силы воли, целеустремленности, не смог до конца выдержать испытания отшельничеством, возможно, испугался трудностей.

Учитель: Почему же Сергий стал святым, а Стефан нет? Для чего же уходит из мира Стефан и для чего Варфоломей?

Уч-ся: Возможно, Стефан уходит из мира в порыве горя, отчаяния, а у Варфоломея – это вполне сознательный поступок. Братья живут по-разному, разные поступки совершают.  

Учитель: Сможем ли мы уже ответить на вопрос: что же такое духовный подвиг?

Уч-ся: (Сумбурные ответы)

Учитель: Наверно, мы еще недостаточно узнали сведений.  Слушаем дальше. Не выдержав отшельнической жизни, брат Стефан вскоре ушёл в Богоявленский монастырь, а Сергий жил в лесу без связей с миром, в трудах, молитве и посте. Он часто подолгу испытывал себя голодом, холодом, жаждой, непрестанными ночными молитвами, пением псалмом. Единственными его соседями были лесные звери. Однажды к Сергию зимой пришёл голодный медведь, которого он встретил ласковыми словами и положил ему на пень хлеба. Так у них завязалась дружба. Дикий зверь повиновался Сергию и был перед ним кроток, как овца. (Сл.7)

Через некоторое время к нему пришёл инок Митрофан, от которого Варфоломей принял пострижение в монашество с именем Сергий, было ему 23 года. Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давались прозвища или по ремеслу, которым они занимались, или по характеру, или по месту жительства.

Постепенно у Сергия стали появляться ученики. Сначала их было двенадцать, как и у Христа, все они жили отдельно, имели свою собственность. А потом, когда число их стало расти, и между ними начались разногласия вследствие различия в возрасте, сословиях, духовном развитии, Сергий пришел к выводу, что в своей Обители он должен ввести общинную жизнь. Известен такой случай, который отражен на иконе «Видение птиц Преподобному Сергию». Летопись гласит, что «однажды ночью Преподобный в великой заботе о чадах своих бодрствовал на молитве и услышал голос: "...Смотри, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы. Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя они не оскудеют, а захотят стопам твоим последовать"». (Сл.8) После этого видения Сергий воспринял существовавший в Византии общежительный устав монастыря, ввёл его в своей Троицкой обители, а затем во вновь создаваемых монастырях, где игуменами становились ученики Сергия. Позднее на этот устав перешли все монастыри России. До этого в монастырях каждый жил и питался по своим средствам. По новому уставу внутренняя жизнь монастыря отличалась справедливым порядком. Имущественное неравенство теперь не разделяло монахов, они легче ощущали себя «братией». Общая работа и общее хозяйство дали возможность сооружать крупные постройки, основывать новые монастыри, осваивать новые земли за Волгой, где ещё много оставалось в те времена некрещёных жителей. Община могла брать на себя заботу о больных и немощных, кормить странников, в годы голода жертвовать из монастырской казны на хлеб для крестьян.

Учитель: Что было главным в Учении Сергия, его правдой, его силой, его религией?

Учащиеся: Труд.                                                                                                  Учитель: Ежедневный, напряженный, бескорыстный, во имя общего блага. Каждый работал с любовью, выбирая дело в меру своих способностей и сил. Будучи настоятелем монастыря, он работал наравне со всеми. На всю братию годами носил он воду и колол дрова, молол муку и выпекал хлеба, выращивал капусту и готовил квас. Раскраивал общинникам одежду, себе оставляя негодные куски ткани. И при этом успевал переписывать книги, обсуждал с иконописцем сюжеты икон, лечил людей, усмирял самых строптивых князей, приводя их под начало московского князя. Терпеливо и настойчиво, ежедневно и ежечасно учил он своих общинников дисциплине мысли. Потому что главнее всех дел считал он процесс мышления и призывал к бдительности, утверждая, что не только за поступки и слова несет человек ответственность, но прежде всего за мысли. Все, что говорил Сергий, обладало особой убедительностью, потому что собственным примером он воплощал в жизни те принципы, которые провозглашал. Сергий запрещал братии просить милостыню. Он говорил, что даже кусок хлеба должен быть заработан. В подвижничестве Сергия плотничество очень знаменательно. "Сам рубил избу в лапу". Сергий вырос в сосновых лесах, выучился этому ремеслу. Через столетия сохранил образ плотника, святого, неустанного строителя сеней, церквей, келий.

-Ребята, попробуйте определить, где он на картинке?(Сл.9)                                Уч-ся: С нимбом над головой.                                                                                Учитель: Совершенно верно, нимб – символ святости. Монастырь сначала был деревянным, но по истечении времени монахи построили каменный храм. На территории монастыря строятся церкви. (Сл. 10) Внутри стены церкви украшали особыми рисунками, иконами. Сергий Радонежский почитал самую главную икону Святая Троица. (Сл. 11) Сергий, вопреки установившейся традиции, называет свой монастырь не в честь праздника, а в честь самой Святой Троицы, во имя в Троице прославляемого Бога — Отца, Сына и Св. Духа. Так он подчеркивает, что мы, христиане, поклоняемся не просто единому Богу, но Богу единому в Троице.  Поэтому и храм имеет такое название – Троице–Сергиева лавра.

Вот стоит он перед нами во весь рост. Скромный человек в монашеской рясе. Это вся его личная собственность, другой за полвека неустанных трудов у него не было. На разоренной Руси не нашлось бы человека беднее. А он отказался от золотых одежд митрополита Московского. А вот всю полноту ответственности за судьбу Отчизны взял на себя, когда пришло время дать отпор монголо-татарам. (Сл.12)

Учитель: Расскажите, пожалуйста, что вам известно об этом из уроков истории?

Уч-ся: То время для Руси было очень тяжёлым. Народ страдал от жестокости монголо-татарского войска. Великий московский князь Дмитрий Донской решил сразиться с монголо-татарами. Перед битвой он пришел в монастырь к Сергию Радонежскому за советом – стоит ли ему вступать в такую страшную и трудную битву? (Ст.13) Сергий успокоил, благословил князя и предсказал победу русского войска. Что и свершилось. Много в этом сражении погибло русских воинов-богатырей. Но битва была выиграна, как и предсказал Сергий Радонежский.

Учитель: Все верно. В XIV веке ордынский властитель носил сакральный титул царя, чья власть освящена Богом, а князь, даже великий, обязан был подчиняться царю. Темник (командующий «тьмой», то есть десятью тысячами воинов) Мамай, захвативший власть в левобережной Орде, не был потомком Чингисхана, но в народном сознании того времени он был «царь Мамай». По обычаям Средневековья князь был ниже царя и не имел даже права на открытую битву с царём, чья власть освящена свыше. Это означало бы противодействие Богу.

Благословение, данное Сергием Радонежским князю Московскому Дмитрию Ивановичу, означало дерзкое нарушение средневековых обычаев и возведение великого князя в царское достоинство. Только авторитет святого мог подвигнуть великого князя на такой серьёзный шаг, как открытое противодействие царю. Этому способствовало осознание предстоящей битвы как сражения христиан с «погаными» в защиту православия.

Во время битвы Сергий являет своим ученикам новое чудо: находясь в церкви на молитве, духом своим он там, где решается судьба русской земли. Перед его духовным взором проходят все события битвы на Куликовом поле. Стоя в церкви, он сообщает изумлённой братии о ходе битвы, время от времени называя имена павших воинов и тут же читая заупокойные молитвы о них. Наконец, он возвестил о поражении врагов и вознёс молитвенное благодарение Богу, но на этом чудеса преподобного не заканчиваются. Считается, что благодаря необъятной вере и любви к Богу и усердным молитвам Сергий Радонежский обрел дар исцелять больных людей, которые приходили к нему и молили о помощи. Сам святой, наделенный высшей скромностью, просил исцеленных никому не рассказывать о своем даре. Сергий Радонежский имел особое дерзновение к Богу, поэтому умел одним касанием руки исцелять слепоту и дарить зрение незрячим, исцелял бесноватых и немощных, хромых и немых. Также известен случай, когда он излечил больного, который не мог есть, окропив его святой водой и совершив молитву Господу. В течение жизни таких исцелений было совершено Сергием Радонежским очень много.

      Из жития святого Сергия Радонежского известен случай, подтверждающий силу веры, любви и молитвы, обращенных от него к Богу. Однажды в монастыре, где пребывал Сергий, кончилась вода. Именно тогда Сергий начал молиться Богу, нашел место, окрестил его крестом и стал читать молитву и горячо просить Бога, чтобы появилась вода. Тогда произошло настоящее чудо — на этом месте пробился родник, который теперь называется Сергиевым. И родник этот источал чудеса — тот, кто с верой пил воду из этого родника, тот исцелялся.

     Житие святого Сергия рассказывает, что преподобный однажды своими молитвами воскресил человека. Это был мальчик, отец которого, набожный верующий, нес больного сына по морозу, чтобы святой Сергий исцелил его. Вера того человека была сильна, и он шел с мыслью: «Только бы мне донести сына живым к человеку Божию, а там ребенок обязательно выздоровеет». Но от сильного мороза и долгого пути больной ребенок совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до святого Сергия, безутешный отец говорил:»Горе мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь получить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне, горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и страшнее этого?» Затем он вышел из кельи, чтобы приготовить гроб для своего ребенка.
Сергий Радонежский долго на коленях молился у умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело. Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со слов ученика святого.
 Немало времени прошло с той поры. Различные события, связанные с жизнью Сергия, Сергиева Посада легли в основу местных легенд. Вокруг Лавры действительно нет змей, и местное предание объясняет это тем, что Преподобный Сергий заклял их. И там, где слышен звон колокола его Обители, змеи жить не могут. Лавра избежала всех ужасов чумы XVIII века и холерных эпидемий XIX века, а также нашествия французов в 1812 году. Первого декабря 1618 года близ Троице-Сергиевой Лавры был заключен мир между Россией и Польшей.

Мне бы хотелось , ребята, прежде, чем мы попытаемся ответить на главный вопрос нашего занятия, обратить ваше внимание еще на один знаковый момент, касающийся личности прп. Сергия Радонежского. Один  очень крупный ученый мыслитель художник советской эпохи Н.К.Рерих очень восхищался личностью С.Р. Многие его картины, размышления в его дневнике посвящены именно этому святому. (Сл. 14) Та картина, которую вы видите перед собой, является пророческой. Картина написана в 1932 г., когда Рерих чувствовал реальную угрозу войны. Образ Святого Сергия для художника - выражение духовности, трудолюбия и ратного подвига русского народа. Это полотно- отклик на своевременно почувствованную опасность, нависшую над Родиной и выражение уверенности в конечной победе России. На картине использованы некоторые принципы иконописи. Сергий изображён в полный рост, крупным планом. Внизу была надпись, сделанная славянской вязью: "Тебе, трижды суждено спасти Россию. Первый раз при Дмитрии Донском; второй раз в Смутное время; третий раз ..." Многоточие красноречиво говорило о том, что имел в виду он события Великой Отечественной войны. Из книги старца Симона Азарьина известен такой исторический факт: в сонном видении явился ему Сергий и велел собирать казну для ратных людей и идти с ними очищать государство Московское от разбойников. Пробудившись, Козьма в страхе стал размышлять о видении, но полагая, что собирание войска не его дело, не знал на что решиться. Спустя немного времени, Преподобный вторично явился ему, но и после того Козьма пребывал в нерешительности. Тогда Преподобный в третий раз явился к нему и сказал: "Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей, чтобы ты шел на освобождение земли Русской от врагов. Не бойся того, что старшие не пойдут за тобой, младшие охотно исполнят это и благое дело будет иметь добрый конец". Последнее видение повергло Козьму в такой трепет, что он даже занемог, но больше сомневаться уже не мог и ревностно принялся за указанное великое дело. Кратко обобщим теперь основную зашифрованную идею картины: Святой Сергий Радонежский во все времена был, есть и будет величайшим покровителем Земли Русской, и в этом Божья воля.

III. Итог урока.

Учитель: А теперь ребята давайте подведем итог нашего непростого занятия.(Сл.15) В чем же все-таки состоял духовный подвиг прп. Сергия Радонежского?

Уч-ся: Он умел творить различные чудеса, он помогал всем. Кто к нему обращался. Он был очень хорошим человеком.

Учитель: А скажите, пожалуйста, он изначально мог исцелять людей? Или, может были предприняты какие-то усилия с его стороны?

Уч-ся: Он много трудился, молился Богу, старался быть скромным, честным, порядочным.

Учитель: Совершенно верно, ребята. Я попрошу обратить внимание на экран- прочитайте вслух те качества прп. Сергия, благодаря которым до сих пор хранится добрая память о нем в народе.(Сл.16)

Уч-ся: Бескорыстие, Трудолюбие, Патриотизм, Милосердие, Великодушие, Смирение.

Учитель: Совершенно верно. Именно эти качества должны стать для вас примером в дальнейшем. Значение слова «подвиг» не переводится адекватно ни на один из европейских языков. Подвиг - это не простой героизм. Не движение в пространстве, но духовное стремление, подвижничество становится нравственным наполнением слова «подвиг». Сергий становится в сознании народа посредником между миром земли и силами божественными. В течение многих столетий народ воспринимает его как заступника перед Господом за Русскую землю. Каждый человек должен пройти в жизни свою лестницу. Какой она будет, сколько в ней ступенек? И будет ли она вести вверх, к свету, к совершенству или вы по ней будите скатываться вниз? А может, вы замрёте на одной из ступеней, и так и не сделаете того, что вам было под силу? Так или иначе, каждому из нас есть над чем задуматься. Радует то, что вы все сейчас находитесь на первой ступеньке вашей жизни, а значит всё в ваших руках. И житие Сергия пусть будет для вас путеводною звездой. Вот почему так важно, чтобы Сергий, как и до 30-х годов XX века, стал снова самым почитаемым святым России.

ПОДВИГ

Молчанье. Тайна. Тишина.                 

Следы медвежьих лап по снегу.

Сверканье звёзд. И вышина

Деревьев, устремлённых к небу...

Надземное слилось с земным,

И Сердце было местом встречи.

Восстала Подвигом одним

Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно,

Что процветает, к срокам зрея.

Незримое — воплощено,

Неслышное — громов звучнее.

И вот во имя Красоты

На землю сходит в вихрях света

Тот Храм, который держишь Ты

В Руке,

на благо всей планеты!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и ОПК Тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»

урок  или внеклассное мероприятие для 5-9 классовТема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»Цели урока:§  познакомить учащихся с житием  преподобного Сергия Радонежского,...

Межмуниципальный конкурс ученического творчества «Учитель и устроитель России», посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

Номинация: Научно-исследовательские работы Вид работы:  документальный очерк – исследование Тема работы: «Сергий  Радонежский и битва на Куликовом поле»Автор: Визельков Илья, учащи...

Преподобный Сергий Радонежский как учитель, воспитатель, просветитель.

Статья на конкурс "Рождественские чтения" (2013 г.), посвященный 700-летию Сергия Радонежского....

Доклад «Школа Преподобного Сергия Радонежского», представленный на городскую читательскую конференцию «Преподобный Сергий – личность, объединяющая нас»

Воспитателя, наставника добродетельной жизни издревле сравнивали с целителем, именуя “целомудрителем”, врачующим разум, формирующим “целоумие”, то есть совершенное состояние ум...

Преподобный Сергий Радонежский — Зайцев Б.К., Св. Сергий чудотворец и наставник

В центре повествования классика Серебряного века и русского зарубежья Бориса Зайцева — образ и жизненный подвиг одного из самых почитаемых в России святых, который, по словам писателя, явил в се...