Классный час "Этот удивительный этикет!"
классный час (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Игра - брейн-ринг «Этот удивительный этикет»
Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
Форма: брейн-ринг.
На доске: «Вежливость проявляется в отношениях с людьми»;
«Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой»;
«Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость!»( М. Сервантес);
«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований»( Р. Эмерсен)
Ход мероприятия:
Ι. Организационный момент. Сообщение темы и цели часа общения.
У нас есть три команды, задача каждой показать хорошую подготовку и набрать большее количество баллов.
А для начала давайте познакомимся, ведь знакомству в этикете отводится очень важная роль. (Команды называют свое название и девиз, жюри оценивает визитную карточку)
Ι БЛОК- ПРИВЕТСТВИЕ
Небольшая информационная справка о приветствии в разных культурах:
Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах и культурах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны. О племени масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Жители Тибета, снимая шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки; китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому; современные греки приветствуют друг друга словами: «Будь здоровым!», древние греки говорили друг другу «Радуйся!»; арабы приветствуют друг друга фразой : «Мир с тобой!», индейцы навахо – фразой «Все хорошо!». А как приветствуете друг друга вы ? ( Ребята отвечают на вопрос).
Вопросы командам :
- Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)
- Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть)
- Кто первым подает руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему и первой подает руку женщина мужчине)
Французы говорят «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будите следовать этому простому правилу – никогда не ошибетесь.
(Жюри оценивает первый конкурс)
ΙΙ БЛОК – ЧАЙНЫЙ КОНКУРС (= столовый этикет)
Вопросы командам:
- Как нужно брать хлеб с общей тарелки? (Хлеб берут всегда рукой, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку или салфетку, отламывают кусочками)
- Как следует есть пирожные, торты? ( Торты, пирожные едят специальной вилкой или чайной ложечкой. Твердые, слоеные пирожные, которые легко крошатся, можно есть, держа в руках).
- Как правильно выходить из-за стола? ( Только с разрешения хозяев, поблагодарив их, задвинуть за собой стул).
Дополнительные вопросы (3 балла):
1. Что такое шведский стол?
2. Как без слов сказать о том, что вы закончили трапезу? Продемонстрируйте это. (Нож и вилка крест-накрест – пауза в еде, параллельно – окончание трапезы).
ΙΙΙ БЛОК «В ТЕАТРЕ»
Мы часто с вами ходим в театр, сейчас проверим, знаете ли вы, как нужно себя вести в театре.
Вопросы командам:
- Спектакль задерживается, надо ли аплодировать? (Нет)
- Как продвигаться вдоль ряда? (Лицом к сидящим)
- Можно ли занимать оба подлокотника? (Нет)
- Если вам не нравится спектакль, когда можно покинуть зал? (Только в антракте)
- Если вы опоздали в театр/кино куда садиться? Надо ли искать свое место? ( Необходимо сесть на ближайшие свободные места)
- Надо ли аплодировать после подъема занавеса? (Да)
ΙV БЛОК СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ
Вопросы командам:
- На улице кто должен здороваться первым : стоящий или проходящий? (Проходящий)
- При входе и выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? ( Первой заходит дама, затем мужчина, выходят – наоборот)
- При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)
Вопросы капитанам:
- Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?
- Вы едите в переполненном автобусе, вам нужно выходить, обратитесь к стоящим рядом?
- Продолжи фразу: «Не перебивай говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а, во-вторых…».
V. Подведение итогов членами жюри.
- Ну а пока жюри подводит итоги, предлагаю вам «Веселую пятиминутку»:
- Попрощайтесь. У арабов помахивание рукой означает «иди сюда».
- Покажите согласие и несогласие. В Болгарии это выглядит наоборот.
- Укажите на чью-то глупость. Если в Голландии покрутят пальцем у веска, то это будет означать, что кто-то сказал остроумную фразу.
Объявление результатов, награждение команд.
Знание правил поведения пригодятся в жизни всегда. Надеюсь, что некоторые уроки запомнились вам надолго, и вы будите использовать их в своей жизни. А теперь я попрошу каждую команду подумать над словами благодарности. Соперников поблагодарите за игру, жюри и гостей за внимание.
Заключение:
Правила поведения, ребята, сослужат вам в жизни огромную службу, т.к. научат жить в ладу с окружающими. Сейчас вы повзрослели – изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Теперь уже никого не умиляет размазанная по вашим щекам каша и никого не радует ваш чересчур веселый, а точнее, чересчур громкий смех в транспорте. Что прощалось малышу – уже не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело!» Что ж, это правильно, но только в одном случае: когда человек, как Робинзон живет на необитаемом острове. Мы же живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.
Послушайте небольшой рассказ, который называется «Бумеранг»:
Гражданин Н. пришел за покупкой в магазин. «Яблок килограмм, пожалуйста. Если можно, покрупнее…» - «Много вас тут ходит – всем покрупнее подавай! Не нравится – не покупай, ящик переворачивать не буду!» - «любезно» ответила продавщица.
Озлобленный на весь свет Н. ушел из магазина и устроил скандал в троллейбусе гражданке У., которая нечаянно задела его сумкой с картошкой. Та, вернувшись домой вечером, заявила мужу, что не будет больше «ишачить» и впредь картошку пусть покупает сам. В результате семейного конфликта муж гражданки У. долго не мо заснуть и наутро встал с головной болью. На работе У. «смешал с грязью» подчиненного И., допустившего незначительную ошибку. Расстроенный И. после работы залил свою беду бутылкой спиртного и устроил дома дебош, обвиняя жену в том, что она его не уважает. Женой, как вы догадались, была та самая невежливая продавщица. Круг замкнулся.
Вывод: весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по – доброму. Ведь недаром существует такое правило: «Если я хочу, чтобы мне было хорошо, я должен относиться к окружающим так, как мне хотелось бы, чтобы они относились ко мне»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Речевой этикет"
Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....
Брейн-ринг "Этот удивительный этикет"
Мероприятие носит характер познавательной игры в форме брейн-ринга, и является итоговым в цикле мероприятий по этикету....
Самоанализ мероприятия "Этот удивительный этикет"
Мой первый опыт написания самоанализа по прошедшему мероприятию)))...
Классный час "Правила этикета"
Классный час можно провести влюбом классе. Речь пойдет о нормах поведения....
Презентация классного часа "Телефонный этикет"
Классный час подготовлен учащимися 7 класса о правилах разговора, общения по мобильному или домашнему телефону....
Классный час "Школьный этикет"
Цели:Воспитывать культуру поведения.Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы....
Удивительный этикет
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закреплять знание правил общегражданского этикета: по культуре речи, элементарной вежливости, умению вести себя в общественных местах и в раз...