Права и обязанности.
классный час (7 класс) по теме

Быстрякова Ольга Николаевна

поговорим о правах ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsii_klassnogo_rukovoditelya.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon prava_i_obyazannosti.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Функции классного руководителя.

С 2001-2002 уч. года выполняю функции классного руководителя.

Направления при работе с классом:

  1. Гражданско-патриотическое –

Воспитание гражданской ответственности, чувства патриотизма, уважения к истории, культуре своей страны, республики, города.

  1. Художественно-эстетическое –

Воспитание носителя культуры, творческой активности у детей.

  1. Правовое –

Воспитание у уч-ся ответственности за свои поступки, профилактика совершения проступков, преступлений, воспитание уважительного отношения к законам.

  1. Экологическое –

Воспитание сознательного отношения к природе, её защите.

  1. Оздоровительно-спортивное –

Создание условий для сохранения здоровья, физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Классный руководитель должен:

 исполнять неразрывное единство обучения и воспитания;

 гуманно и уважительно относится к личности ученика при высокой требовательности;

помогать добиваться радости и успехов;

опираться на качества личности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ученика.

Работа классного руководителя в течение года:

Ежедневно:

  1. работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия уч-ков на занятии
  2. организация питания
  3. дежурство
  4. индивидуальная работа

Еженедельно:

  1. проверка дневников
  2. проведение мероприятий в классе по плану
  3. беседы с учителями-предметниками
  4. работа с родителями
  5. встреча со школьной медсестрой по справкам

Месяц:

  1. посещение уроков класса
  2. работа с активом класса
  3. выставление текущих отметок в дневниках

Один раз в четверть:

  1. оформление классного журнала
  2. проведение родительских собраний
  3. выставление отметок за четверть
  4. анализ выполнения плана работы
  5. принятие участия в школьных мероприятиях

Один раз в год:

  1. проведение открытого мероприятия
  2. оформление личных дел уч-ся
  3. составление плана работы с классом
  4. анализ плана работы за учебный год
  5. сбор статистических данных о классе
  6. подведение итогов

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    ЦЕЛЬ:  создать условия для формирования сплоченного коллектива, способствовать

                          развитию   нравственных качеств.  Гражданское воспитание, воспитание активной личности, готовой решать проблемы и брать ответственность на себя.

ЗАДАЧИ:

1.создать комфортную психологическую обстановку в классе;

2.организовывать внеклассные мероприятия с учетом возрастных особенностей учащихся;

3.формировать чувство уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;

4.развивать коммуникативную деятельность с помощью самоуправления;

5.привлекать родителей к жизнедеятельности класса.

        Основные направления деятельности         классного руководителя по созданию модели воспитательной системы класса.

1.Основные направления деятельности.         

2.Задачи деятельности.        

3.Средства реализации задач.

  1. Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.         

Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики ученического коллектива.

Определение уровня сформированности коллектива, состояния в нем деловых и межличностных отношения.

Выявить воспитательные возможности родителей и других взрослых, вовлеченных в жизнь класса        

Анкета «Твои увлечения», составление карты интересов и увлечений, определение мотивов участия школьников в деятельности и определения их общественной активности.

Сочинение «Моя семья», задания для изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

  1. Проектирование целей, перспектив жизнедеятельности классного сообщества.         

Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

 Организация самоуправления (выборы). Занятость класса.  

  1. Сплочение и развитие классного коллектива.         

Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.         

Поздравление именинников, походы, культпоходы и экскурсии, самоуправление в классе, спортивные и туристические мероприятия,  знакомство учителя с семьями.

Дела классного коллектива.

создать комфортную психологическую обстановку в классе;

формировать чувство уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;         

организовывать внеклассные мероприятия с учетом возрастных особенностей учащихся;         

развивать коммуникативную деятельность с помощью самоуправления;         

привлекать родителей к жизнедеятельности класса.



Предварительный просмотр:

Права и обязанности

Эпиграф:
               «мы должны быть рабами законов,

чтобы быть свободными»

(Цицерон, древний оратор)

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Права детей учитель запишет на доске, затем в ходе классного часа прочитает детям. Не следует подробно разъяснять суть каждого права, лучше сосредоточить внимание на игровых ситуациях, которые побуждают детей к высказываниям, к осознанию своих прав и обязанностей.

Сценарий содержит ряд игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у детей. Поэтому желательно, чтобы игровые сценки исполнили сами дети. Хотя все реплики может прочесть и учитель.

Цели:  обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия справа)' и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Подготовительная работа с детьми

Подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках (роли: мама, сын, учитель, ученик, ученица, Маугли, Гарри Поттер). Сценки очень короткие, репетировать их не надо, достаточно раздать детям слова.

Оформление класса

На перемене перед классным часом написать на доске:

Права и обязанности детей

20 ноября - Всемирный день прав ребенка

Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.)

Дети - все человеческие существа до 18 лет (статья 1)

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства  (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенно, и жилища, тайну переписки

План классного часа

Вступление

Лекция право на…

Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

Ролевая игра «Юридическая консультация».

Разбор ситуаций «Права и обязанности».

Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

  1. Вступление

 Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была

принята международная Конвенция «О правах ребенка».

Сегодня мы и будем говорить о правах детей.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

  1. Права и бесправие:

Кто не знает о гладиаторе Спартаке?

Этот мужественный раб является символом борьбы людей за свободу.

     Чем больше у человека прав, которые защищены законом, тем в меньшей мере он похож на раба.

  1. Право на жизнь - основное право человека. Оно означает, что государство должно делать всё, чтобы человек родился и жил до естественной смерти.

Государство должно делать все для защиты здоровья и жизни граждан от преступников, от несчастных случаев и т. д.

  1. Право на свободу – другое важное право. Оно означает, что никто не имеет права лишать свободы по чьему-то желанию.  Только в соответствии с законом и специально установленной процедурой можно арестовать человека.
  2. Право на труд – ещё одно важное право человека. Государства, согласившиеся с Декларацией прав человека, должны принять такие законы, чтобы их граждане имели справедливую зарплату за труд, нормальные условия для работы, отдых и т. д.

Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

Классный руководитель. Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не до пустить третьей мировой войны, народы всего мира объединилис ь в Организацию Объединенных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира?

Учитель показывает на доску, на которой записаны права детей, читает записи.

Ролевая игра «Юридическая консультация»

Классный руководитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация -это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от призвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру "Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске; И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...»

Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такт же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является ка ждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и вес дети.

М а у г л и. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и об ращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

 Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

Примерные ответы детей:

Не все знают права детей.

Не считают детей полноценными людьми.

Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми.

Классный руководитель. Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.

V. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Классный руководитель. Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаютсгя права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дет и. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Дети.  Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как  и у всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

И в а н о в. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Классный руководитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу? П е т р о в. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Петров?

Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

С ы н. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Классный руководитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Примерные ответы детей:

Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Классный руководитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Дети. Конвенцию «О правах ребенка».

Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?

Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?

Примерные ответы детей:

Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

-Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

Обязанности детей

Еще один древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение».

Именно этой идеей проникнута Конвенция о правах ребёнка.

Не только права  ребёнка, но и обязанности нужно хорошо знать и стараться их исполнять. Легко шутить на этот счёт! Но как выполнять обязанности, среди которых основными являются следующие.  

№1 хорошо учиться (это основной труд ребёнка)

№2 помогать по дому

№3 заботиться о бабушках и дедушках, папе и маме.

№4 стараться самому обслуживать себя (вытирать пыль,протирать пол,помыть посуду после еды ).

№5 заботиться о младших братьях и сёстрах,помогать старшим).

№6 помогать маме и папе жить дружно.

№7 не обсуждать поступки родителей с посторонними.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель

Ребята понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права и обязанности?

Примерные ответы детей

-Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

- Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.

Задание:

Какие на ваш взгляд черты больше присущи человеку ответственному, а какие – человеку безответственному:

Честность

Изворотливость

Пьянство

Зависть

Скромность

Стыдливость

Мужество

Вспыльчивость

Развязность

Воля

Выдержка

Грубость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"

Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...

Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"

В каждом обществе есть свои права и обязанности,  которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...

открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"

Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...

Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Правила поведения на улице с незнакомыми людьми"

Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации. Содержит краткую информацию о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людь...

Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»

Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб...

Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"

Краткое описание деловой игры по праву...