Они отстояли, они победили.
классный час (8 класс) на тему
Сценарий классного часа к 71-ой годовщине Победы в Сталинградской битве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oni_otstoyali._oni_pobedili.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 95
Краснооктябрьского района
г. Волгограда.
Классный час
к 71-ой годовщине Сталинградской битвы.
Они отстояли.
Они победили.
Поклон земле, суровой и прекрасной,
Что вечно будет людям дорога!
Здесь виден новый город – светлый, ясный,
Степная ширь и Волги берега.
Став на земле суровой и прекрасной,
Копнёшь песок, а он не жёлтый весь,
Не золотистый он, а тёмно-красный,
Как кровь героев, пролитая здесь
Материал подготовила: Баринова Е.В.
Волгоград, 2014
Цели:
- расширить знания учащихся о Сталинградской битве,
- формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время,
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны
Оформление: репродукции памятников войны; выставка книг о Сталинградской битве, компьютерная презентация, аудиозаписи песен о войне.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Учитель: 2 февраля мы будем отмечать 71-ю годовщину величайшей битвы в истории Великой Отечественной войне. Сегодня мы с вами вспомним хронологию тех событий, будем говорить о людях, которые отстояли наш город и победили.
Здесь смерть сплелась с огнём, с металлом,
Кружила страшный танец свой,
И с этажей бойцов сметала,
Вниз головой – взрывной волной.
Слово “Сталинград” вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооруженные столкновения прошлых времен.
Сталинград – город нашей славы, город – солдат, город – герой.
Действительно, трудно, наверное, найти место на Земле где бы не слышали о героическом городе на Волге. А осенью 1942 года слова «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей Земли. Здесь, в величайшей битве второй мировой войны, решалась не только судьба нашего государства, но решались судьбы всего человечества
Ученик: 17 июля 1942 года. Первые бои, начало Сталинградской битвы. Гитлер говорил в августе 1942 года: «Судьбе было угодно, чтобы я одержал решающую победу в городе, носящем имя самого Сталина». Превосходство в силах и средствах было на стороне врага. Наши войска испытывали недостаток в технике и боеприпасах. Большинство дивизий, прибывших из резерва Ставки Верховного Главнокомандования, пока не имели боевого опыта.
Ученик: В один из июльских дней армию облетела весть о подвиге моряка-пехотинца Василия Потапова. Больше роты пехоты при поддержке артиллерии и минометов бросил враг против десяти зацепившихся за донскую землю моряков. Яростно лезли гитлеровцы, но меток был огонь наших воинов. Они отражали одну атаку за другой.
Потапова ранило, но он не покидал поля боя. Тем не менее, с каждой новой атакой таяли силы моряков. В боевом строю остались лишь двое. Когда немцы сочли, что с группой русских покончено, раненый Потапов незаметно подполз к их пулемету и забросал его гранатами. Здесь фашистская пуля вновь настигла смельчака. Лишь после восьмичасового боя, уничтожив до 70 фашистов, Потапов с товарищем доложил о выполнении поставленной задачи и тут же потерял сознание от большой потери крови.
Ученик: 23 августа 1942 г. Этот день стал для жителей Сталинграда и защитников города самым трагичным. Массированные бомбардировки с воздуха разрушали здания и нефтехранилища. Пылающая нефть разлилась по воде. Казалось, что всё было объято пламенем и горело — даже сама Волга. 40 тыс. жителей погибло в один только день. 25 августа в городе было введено осадное положение.
Следы врага – развалины и пепел
Здесь все живое выжжено дотла.
Сквозь дым не солнца в черном небе
На месте улиц – камни и зола.
Ученик: Но город было решено удержать любой ценой. Приказ И.В.Сталина гласил: «Сталинград не должен быть сдан противнику». Этот город имел большое экономическое и военное значение. Его заводы выпускали сталь, танки, оружие и боеприпасы для фронта. По Волге проходили пути, связывающие центр с югом страны.
В зное заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
“Город не сдай врагу!”
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.
Ученик: Основную тяжесть боев с войсками противника приняла на себя армия под командованием генерала В.И. Чуйкова. В битве за Сталинград принимали участие армии генералов А.И. Лопатина, А.И. Ерёменко, А.И. Родимцева, Н.Ф. Ватутина, К.К. Рокоссовского.
По поручению ставки Верховного Главнокомандования координировали боевые действия наших войск генералы А.М. Василевский и Г.К. Жуков.
Бои в самом городе продолжались более двух месяцев.
Где был когда-то Сталинград,
Печные трубы лишь торчали.
Стоял густой зловонный смрад,
И трупы на полях лежали.
Нет, мы не грелись у костров,
В мороз и стужу замерзали
И, расчесавши тело в кровь,
Мы вошь из складок выгребали.
Вгрызались в землю, как могли.
Надежней места не искали.
«За Волгой нет для нас земли»,-
Как клятву часто повторяли.
Ученик: Особо ожесточённые бои велись за железнодорожный вокзал и Мамаев курган, самое высокое место в городе. Обожженный, изрытый глубокими воронками, дзотами, покрытый осколками от бомб и снарядов, курган и зимой чернел, как обугленный. Земля здесь была пропитана кровью. Весной 1943 года на каждый квадратный метр земли здесь приходилось от 500 до 1250 осколков.
- 14 сентября 1942 года.. Успешная контратака 13-й гвардейской дивизии. Отбит Мамаев Курган
Отвага, бесстрашие было.
Мамаев курган почернел,
Но троилась русская сила,
Никто отступать не посмел.
Сражались до пули последней,
За каждый клочочек земли.
Стояли на крае переднем,
Уже отступать не могли.
Горела земля под ногами
И «мессеры» выли во мгле,
Но реяло красное знамя
На этой бесстрашной горе.
Ученик: К концу сентября 1942 года центр боёв переместился в северную часть города – туда, где находились тракторный завод и другие крупные предприятия. Одна за другой следовали атаки гитлеровцев. Наши бойцы встречали их плотным огнём, часто вступали в рукопашную борьбу. Обе стороны несли большие потери. В военной истории почти неизвестны столь упорные городские сражения. Солдаты, защищавшие Сталинград, стояли насмерть. Считалось позором отойти хоть на один метр.
Ученик: Примером этого является оборона дома под командованием сержанта Якова Павлова. Небольшая группа советских воинов в течение 58 дней удерживала в центре города этот дом, к тому времени превратившийся в развалины. Расположение дома имело стратегическое значение. Из него можно было вести наблюдение и обстреливать занятую противником территорию города на расстояние более километра. Но для фашистов этот дом стал неприступной крепостью. Дом закрывал гитлеровцам выход к берегу Волги. Немцы подвергли дом непрерывному обстрелу, атаковали, бомбили, но взять так и не смогли.В обороне этого объекта участвовали воины разных национальностей: русские, украинцы, грузины, узбек, казах, абхазец, таджик, татарин. Этот дом в память о мужестве русских солдат и их командире до сих пор называют "Домом Павлова".
Ученик: Более 300 гитлеровцев уничтожил снайпер Василий Зайцев в уличных боях. Василий Зайцев — снайпер 284-й стрелковой дивизии. Немецко-фашистское командование доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса — уничтожить Зайцева. Но вскоре и он был застрелен известным советским снайпером. Зайцев обучил своему искусству многих снайперов. Их называли “зайчатами”. Ему и снайперу В. Медведеву за меткий огонь в Сталинграде было присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик. Матвей Путилов — связист штаба 308-й стрелковой дивизии. В разгар боя нужно было исправить повреждённую связь, но связисту раздробило обе руки. Истекая кровью, Матвей, теряя сознание, зубами соединил оба конца провода.
Ученик: История Сталинградской битвы хранит немало имен женщин-медсестёр, связисток — с героической и трагической судьбой.
420 раненых вынесла с поля боя Мария Кухарская. В атаки она ходила позади бойцов, чтобы их видеть. Они свято верили в неё. Знали, что ни одного не проглядит, ни одного не бросит.
Медсестра Маша Мелихова не только делала перевязки. Она отдавала тяжелораненым и свою кровь.
Ученик. Война стала общим испытанием как для взрослого населения нашей страны, так и детей. Они рано повзрослели. Как и отцы, они защищали Родину.
В захваченном фашистами хуторе Вербовка действовал «босоногий гарнизон». Этот отряд состоял из подростков 10—14 лет. Их было 20 человек, и они бесстрашно действовали против врага, сея панику среди захватчиков.
Мальчишек схватили и жестоко пытали, а затем на глазах у хуторян расстреляли.
Ученик:
Враг к Волге безудержно рвался.
Гражданских людей не щадил.
Солдат защищать их поклялся
И полчища серые бил.
За мать, за сестренок родимых,
За мир на священной земле.
За нас, беззаветно любимых,
Вращаясь в кровавом котле.
Пожарище заревом плыло.
Сливалось в кровавом снегу.
Людей дорогих погубило,
На волжском крутом берегу.
Фашисты увидели Волгу,
Но дальше пройти не смогли.
Советский солдат, верный долгу,
Не отдал ни пяди земли.
Ученик: 19 ноября 1942 года. Массированное наступление Красной армии (операция «Уран»). Советские войска сдержали натиск, остановили врага. Одновременно они готовили ответный удар, чтобы окончательно разгромить противника. В ночь на 19 ноября 1942 года войскам Красной армии был объявлен приказ о переходе в контрнаступление. Загрохотали тысячи пушек. Огневой налет причинил врагу тяжелые потери, нарушил его оборону. Через полтора часа перешли в наступление пехота и танки. Оборона противника была прорвана
И, наконец, тот день настал,
который должен был свершиться.
Собрался с силой исполин,
И вспомнив доблесть вековую,
Народ поднялся как один
на смертный бой за Русь святую.
Загрохотало все кругом,
Пошли вперед наши солдаты,
Туда, на запад, день за днем,
Пока не пробил час расплаты.
Ученик: 23 ноября 1942 года. Войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились в районе города Калач. В окружении оказалось 330 тысяч вражеских солдат и офицеров. Немецкое командование решило перейти к круговой обороне. Гитлер приказал окруженным войскам не сдаваться и ждать помощи. Но советские войска оттеснили противника от Дона, а окруженную группировку прижимали все ближе к Волге. Без малого два месяца томились немцы в гигантском котле окружения. Их косили и голод и холод. Советские зенитчики сбивали фашистские самолеты, пытавшиеся доставить окруженным войскам продовольствие и боеприпасы.
Ученик: 9 января 1943 года был отдан приказ о наступлении. Ликвидация немецко-фашистских войск, находившихся в окружении, была поручена воинам Донского фронта. 10 января 1943 года началась операция «Кольцо».
Я помню: бой гремел вторые сутки,
Казалось, встань и — сразу наповал.
Земля, как раскалившиеся угли,
Жгла сердце. И огонь не убывал.
Казалось, от подобной круговерти
Все боги с неба к чёрту полетят,
Но вот наперекор огню и смерти,
Как чудо, поднимается солдат.
Ученик: -22—26 января 1943 года. Расчленение 6-й армии гитлеровцев на две группировки . 26 января советские войска соединились в районе Мамаева кургана)
-31 января 1943 года. Ликвидация южной группировки (взятие в плен командования 6-й армии во
главе с фельдмаршалом Ф. Паулюсом)
-2 февраля 1943 года. Капитуляция северной группировки гитлеровцев
Такого поражения враг ещё не испытывал с начала Второй мировой войны. Четвёртую часть всех своих сил, действовавших в то время на советско-германском фронте, потеряли фашисты под Сталинградом.
Ученик:
Был город суровым и твёрдым.
Он выстоял – наш Сталинград!
Остался навеки нам дорог,
Родной Сталинград-Волгоград!
Мамаев курган посещая,
Прочтем имена тех бойцов,
Что нас от беды защищали
И вспомним погибших отцов.
Поклонимся ниц обелиску.
Мы знаем, что значит война.
Окажется прошлое близко
И нас удивит тишина…
Ученик: Героев наградили орденами, медалями, званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли… Нужно ли это мертвым? Нет. Это нужно живым. Чтобы не забывали.
Ты всем,
несущим миру смерть,
тогда сказал решительно:
– Не сметь!
Врагов хвастливых ты разбил
о Сталинград!
Победу миру ты добыл о Сталинград!
(песня «Волгоград – Сталинград» Дмитрий Дарин. Группа учащихся)
Волгоград – Сталинград
Души павших солдат
Всё горят – просто некуда деться
Просто нету наград
Нет на свете наград
Что достойнее памяти сердца.
Что творилось тогда
Кровь текла, как вода,
Но не Волгой, а буйной стремниной.
Засучив рукава
Нагло пёрла орда
Прикрываясь бронёю «тигриной».
Чёрно-белый оскал,
В полный рост кто-то встал,
Перекрёстным огнём покрестившись.
Кто за нас погибал,
Нас за это прощал,
Но в бессмертье ушёл, не простившись.
Он упал на бегу,
В красно-грязном снегу.
На кургане его захоронят.
А на том берегу,
Заглушая пургу
Материнское сердце застонет.
Пуля – глупый метал,
Но опять кто-то встал,
Высшей правдою сверху отмечен.
Все, кто здесь воевал,
Свет в веках зажигал,
И огонь ваш поэтому вечен.
Волгоград – Сталинград,
Рядовой и комбат,
Здесь лежат, невзирая на званья.
Молча люди стоят,
Журавли пролетят,
И курлыканье, как отпеванье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект «Почтим память тех, кто отстоял мир ценой жизни»
Муниципальное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 7 г. Павлово Социальный проект «Почтим память тех, кто отстоял мир ценой жизни» ...
МЫТЕБЯ ОТСТОИМ ЛЕНИНГРАД
8 сентября 1941 года началась 900-дневная блокада Ленинграда....
Беседа- практикум для учащихся 9-11 "Как отстоять свою точку зрения?"
Беседа: «Как отстоять свою точку зрения?» (практикум)Цель занятия: научить учащихся отстаивать свою точку зрения.Чтобы проявлять самоутверждение, необходимо научиться этому. Вначале вам будет трудно. ...
Занятие с группой учащихся среднего звена "Могу ли я отстоять своё мнение"
Материал для работы с группой учащихся социальному педагогу, классному руководителю...
Сценарий конкурса чтецов «Родную землю отстояли», посвященного Дню Победы.
Цель: познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время; развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих; воспит...
Мероприятие посвященное Дню Победы «Мы отстояли это право – жить»
Сценарий мероприятия, посвященного Дню Победы «Мы отстояли это право – жить»...