Программа духовно-нравственного воспитания "Мир - вокруг нас, мир-внутри нас"
рабочая программа (11 класс) на тему
Программа духовно-нравственного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
Л.Н. Толстой
Пояснительная записка
В современном мире наиболее актуальным стоит вопрос о нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения. Воспитание в современных условиях с гуманистической точки зрения – это управление развитием личности. Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми.
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий
Воспитание нравственной личности – одно из главных условий национального возрождения. Главное в программе нравственного воспитания – системный подход к формированию нравственной позиции ученика.
Актуальность воспитательной программы:
Вопросы нравственного воспитания поднимаются на высшем уровне руководства нашей страны. Сегодня одним из опасных можно назвать процесс разрушения личности, т.к. отовсюду идут искажённые представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Современных детей отличает духовная и эмоциональная незрелость. Всё это объясняет особую значимость и актуальность разработки программы по нравственному воспитанию учащихся.
Гипотеза работы заключается в том, что нравственное воспитание учащихся старших классов будет эффективным, если сконструированная модель нравственного воспитания включает в себя структурные компоненты, принципы, методы и формы и реализуется вследствие воздействия на мотивационную сферу подростков, внедрения в воспитательно-образовательный процесс специально разработанной программы по нравственному воспитанию школьников.
В основе программы лежат принципы:
1.историзма,
2.целостного изучения воспитания в их развитии и взаимной связи;
3.теоретические изыскания отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов по вопросам народной духовной культуры;
4.положение о связи образования подрастающего поколения с историко-культурными ценностями общества, его духовными и национальными истоками;
5.использования личностно-ориентированного подхода в процессе духовно-нравственного воспитания;
Для реализации программы предлагаю следующие методы:
1.наглядный (используется во время экскурсий, наблюдений, проведения игр);
2.словесный (используется при чтении стихотворений, проведении бесед, проведении викторин, конкурсов);
3.практический (при проведении игр, организации вечеров)
Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов, включает в себя три направления, связанные между собой: «Воспитать человека», «Воспитать семьянина», «Воспитать патриота»
Основными участниками программы являются:
- Учащиеся
- Классный руководитель
- Родители
- Коллектив учителей
- Психолог
- Руководители кружков и секций
- Общественность
Цель и задачи программы
Цель Программы: воспитание духовно-нравственной личности в контексте её всестороннего развития.
Задачи:
1.Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования:
- формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;
- осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;
- формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;
- утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.
2. Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.
3. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.
4. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.
5. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете.
6. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.
Деятельность классного руководителя в этом направлении направлена на:
- развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях; знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
- воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Основные понятия программы: нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, нравственный опыт.
Формы работы с классом:
- Лекции на тему нравственности.
- Тематические классные часы.
- Работа психолога, проведение тренингов и тестов соответственно направленности.
- Кинопросмотры.
- Дискуссии.
- Изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер
- Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы.
- КТД
Содержание программы
- Часть 1. «Воспитать человека»
- Часть 2. «Воспитать семьянина»
- Часть 3. «Воспитать гражданина»
Нормативно – правовая база:
1.Конституция РФ 1993 г.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»
4. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 (ред. от 17.01.2013) "О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»
5.Закон об основных гарантиях прав ребёнка в РФ № 124 от 24.07.1998 г.
6.Конвенция о правах ребёнка 1990 г.
7.Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.
8. Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа», с. Зикеево Жиздринского района
Сроки и этапы реализации Программы 2012 – 2014 год
I этап - Подготовительный, сентябрь-декабрь 2012 учебный год, 10 класс
II этап - Проектный, январь 2012-апрель 2014 учебный год, 10-11 класс
III этап – Аналитический, май 2014 года, 11 класс
Ожидаемые конечные результаты Программы
Реализация программы позволит воспитать выпускника, адаптированного к условиям современного общества:
- сформировавшего в себе личностные качества, обладающего культурой общения и постоянно развивающегося в этом направлении;
- объединяющего в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;
- креативно мыслящего, сохраняющего при этом последовательность рассуждений;
- психологически адаптированного: устойчивого к стрессам, имеющего навыки самопознания, самоорганизации;
- испытывающего потребность в труде, профессиональной деятельности;
- способного руководить, решать проблемы, склонного к научно-исследовательской работе;
- способного рационально организовать свой досуг.
Два мира есть у человека:
Один, который он творил.
Другой, который мы от века
Творим, по мере наших сил.
Н.Заболоцкий
Часть 1. «Воспитать человека»
Цель: создание условий для гармонично развитой личности, воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.
Задачи:
- формировать у детей понимание основных нравственных категорий;
- формировать потребность к воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
- высокий уровень самосознания,
- самодисциплина,
- понимание учащимися ценности человеческой жизни,
- справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Примерная тематика классных часов
Месяц | 1-й год реализации2012-2013 уч.год | 2-й год реализации2013-2014 уч.год |
сентябрь | Диагностика нравственных приоритетов учащихся | Поговорим о нравственности… (беседа) |
октябрь | «Я среди людей, люди вокруг меня» (деловая игра) | “Я имею право на…” (дискуссия) |
ноябрь | «Чувство взрослости. Что это такое?» (Беседа) | Этическая беседа «Будь слугой совести и хозяином воли» |
декабрь | Как научиться властвовать собой? (тренинг) | Стресс в нашей жизни (тренинги) |
январь | Круглый стол «Конфликт и способы его разрешения» | «Сострадание. Право на лучшую жизнь»» (классный час) |
февраль | «О милосердии" (беседа) | Брейн-ринг «Важные мелочи повседневного этикета» |
март | «Никого дороже нет…» (урок-презентация посвящен Дню матери). | "Человек и закон" (Деловая игра) |
апрель | Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть (беседа) | Диспут «Разумное и нравственное всегда совпадает» (Л.Н.Толстой) |
май | Классный час «Основы нравственной личности – стыд, жалость и доброжелательность» | Какие воспоминания оставлю я о себе в школе (классное собрание) |
Домашний очаг должен быть
не местопребыванием,
а местом, куда мы всегда возвращаемся.
А.Монтерлан
Часть 2. «Воспитать семьянина»
Цель: воспитание подрастающего поколения в качестве надежных семьянинов, возрождение семейных ценностей, создание условий для благоприятного вхождения учащихся в мир социальных отношений через укрепление внутрисемейных связей.
Задачи:
- формировать уважение к членам семьи;
- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
- сформировано представление о том, что настоящие сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Примерная тематика классных часов
Месяц | 1-й год реализации2012-2013 уч.год | 2-й год реализации2013-2014 уч.год |
сентябрь | Дела семейные (дискуссия) | Национальные семейные традиции |
октябрь | Супружество без брака? | Есть ли будущее у российской семьи? (беседа) |
ноябрь | Путешествие в прошлое своей семьи | «С любовью к бабушке» (концерт, посвященный Дню Матери) |
декабрь | Воспитание притчей (беседа) | Семейный альбом(презентация творческих проектов) |
январь | Современные Ромео и Джульетта | Дети без родителей |
февраль | Ранние браки (беседа) | Любовь-прекрасное чувство |
март | Роль семьи в воспитании. | Семья в жизни человека |
апрель | Кнуты и пряники Домостроя | Взаимоотношения взрослых и детей в семье (тренинг) |
май | «Моя семья-мое богатство» | Международный День семьи (концертная программа) |
Любовь к Отечеству и любовь к людям –
это два быстрых потока, которые, сливаясь,
образуют могучую реку патриотизма.
В.Сухомлинский
Часть 3. «Воспитать гражданина»
Цель: формирование высокой культуры межличностных отношений, чувства ответственности за развитие своей страны; культуры творческого поиска, саморазвития.
Задачи:
- развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
- убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит Родину, гордится ей
- изучает её историко-культурное, духовное наследие
- верен своему гражданскому долгу
- готов к защите Отечества.
Примерная тематика классных часов
Месяц | 1-й год реализации2012-2013 уч. год | 2-й год реализации2013-2014 уч. год |
сентябрь | День Знаний. Классный час: «Урок - Россия». | Классный час « 20 лет Конституции России» |
октябрь | Круглый стол «Современные проблемы России» | «Пусть не повторится никогда…» (Классный час посвященный Дню памяти жертв политических репрессий) (беседа) |
ноябрь | «Афганистан болит в моей душе»; (Урок-презентация) | Классный час «Солдат войны не выбирает». |
декабрь | Исторический брейн-ринг «Государственная символика РФ» | Беседа «Защита Отечества – долг каждого гражданина» |
январь | Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях» | «Культура и традиционный образ жизни коренных народов РФ» |
февраль | «Есть такая профессия – Родину защищать» | Дискуссия «Гении и злодеи в политике государства» |
март | «Может ли быть патриотом тот, кто живет за пределами своей Родины?» (дебаты) | Классный час «Мораль и право – дороги, ведущие к человечности» |
апрель | Час общения «Задержан милицией. Как себя вести?» | Классный час «Молодежь и выборы» |
май | «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи» | «Есть ли границы у свободы?» (дискуссия) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"
Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит формы ...
Программа духовно-нравственного развития.
Концепция духовно-нравственного развития «Кадетского братства», общешкольного патриотического объединения «Прометей»,студии «Родничок» , программа. ...
Социализация несовершеннолетних через программы духовно-нравственного воспитания
Работа СРЦ по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних вместе с РПЦ...
Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД Детско-юношеский центр "У истоков добра"
Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...