План работы с одаренными детьми
материал (7 класс) по теме

Колтун Наталья Николаевна

план работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_s_odarennymi_detmi.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

  • создание  системы  условий, направленных на поддержку  и развитие одарённых детей. 

  • Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости
  • Организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствованию практического мышления;
  • Стимулирование интеллектуального развития обучающихся.
  • Создание условий, обеспечивающих развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
  • Обеспечение участия одаренных детей в предметных олимпиадах и конкурсах  всех уровней.
  • Оказание педагогической поддержки талантливым  детям  7 классов.

Основные направления программы

  • 1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;
  • 2) исследовательская деятельность учащихся;
  • 3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми в 7 классах

№ п/п

Содержание мероприятия

Форма проведения

Срок

Ответственный

1

Составление плана работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

план

Август

Колтун Н.Н.

2

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д. Формирование списков обучающихся

собеседование.

Сентябрь

Колтун Н.Н.

3

Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе.

Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке детей к предметным олимпиадам.

Практические занятия

 

Октябрь

Колтун Н.Н., учителя русского языка и литературы

4

Подготовка к участию в районной предметной олимпиаде

Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад

Ноябрь

Колтун Н.Н., учителя русского языка и литературы

5

Участие школьников во Всероссийском конкурсе-игре «Русский медвежонок»,

Ежегодно, октябрь-ноябрь

Колтун Н.Н., учителя русского языка и литературы

6

Внедрение проблемно- исследователь-ских, проектных  методов обучения, развитие  у учащихся творческого и исследовательского мышления

Учебное занятие

Декабрь

Колтун Н.Н.

7

Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций» Начало оформления творческих работ

Лекц.-практическое занятие

Январь

Колтун Н.Н.

8

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований

Учебное занятие

Февраль

Колтун Н.Н.

9

Занятие «Методика защиты исследовательских работ»

Учебное занятие

Март

Колтун Н.Н.

10

 Доклад «Презентация работы с одаренными детьми»,

Представление и защита исследовательских проектов на «Неделе русского языка и литературы»

Выступление на заседании МО

Апрель

Колтун Н.Н.

11

Планирование на следующий уч. год

Создание портфолио одаренных детей

Награждение родителей благодарственными письмами, благодарностями

Составление плана

Май

Колтун Н.Н., учителя русского языка и литературы

12

Организация участия обучающихся в:

  • Эвристических гимназических олимпиадах,
  • Дистанционных всероссийских олимпиадах,

-     Интеллектуальных конкурсах

-     Всероссийских дистанционных

      творческих конкурсах

 

В течение года

Колтун Н.Н., учителя русского языка и литературы

13

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

 

В течение года

Колтун Н.Н., учителя русского языка и литературы

14

Подготовка к диагностическим работам МЦКО

Учебное занятие

В течение года

Колтун Н.Н.

15

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

  Создание банка нестандартных заданий по русскому языку и литературе

Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад

 

В течение года

Колтун Н.Н., учителя русского языка и литературы


Программа 

2013-2014 гг.

Пояснительная записка.

Исходные теоретические положения.

В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. По этим результатам она и оценивается, подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности).

Одаренность проявляется не только в высоком уровне конечного результата, но и в творческом характере самого процесса деятельности по его достижению. Эта деятельность одаренной личности нестандартна, включает новые способы, непохожие на уже известные.

И.Я. Лернер выделяет интеллектуальную и творческую одаренность. Похожих взглядов придерживался автор концепции творческого мышления П. Торренс, утверждавший на основании экспериментальных данных, что способности к созданию творческих продуктов (креативность) довольно слабо коррелируют с общими интеллектуальными способностями. Наличие указанных двух видов одаренности подтверждается исследованиями Д. Гилфорда, Д. Б. Богоявленской и др. Для создания готового творческого продукта требуются оба типа способностей.

По А.М. Матюшкину, основа одаренности личности – творческий потенциал, заложенный в каждом ребенке и развивающийся по мере взросления при создании соответствующих условий. Признаки одаренности по Матюшкину: доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, способности к достижению нестандартных решений и прогнозированию.

Н.С. Лейтес подчеркивает, что формирование и рост способностей всегда происходит в социальной среде, где исключительные задатки могут как развиться, так и деградировать.

В.Т. Кудрявцев отмечал, что развитие способностей происходит в процессе разрешения проблемных ситуаций, причем у ребенка развивается особый стиль умственной деятельности, исследовательская активность и самостоятельность.

По В.С. Мерлину, общие способности могут развиваться на основе разных задатков и достигать высокого уровня развития разными путями за счет компенсаторных механизмов в рамках индивидуального стиля деятельности.

Дж. Рензулли включает в понятие одаренности три характеристики личности: высокоразвитые интеллектуальные способности, творческий подход, а также высокий уровень мотивации и настойчивости в решении поставленных задач.

А. Шведел рассматривает одаренность как постепенно развивающееся свойство человека в контексте системы «человек-среда», в становлении которого играет значительную роль ранний детский опыт.

Особенности одаренных детей и проблемы их обучения и воспитания вытекают из дисбаланса их развития. Интеллектуальные и творческие способности таких детей часто опережают по темпам роста нравственное, физическое и эмоциональное развитие. Поэтому многие требования к детям со стороны взрослых, опирающихся на их выдающиеся способности, завышены, что приводит к необходимости коррекционной работы.

Обобщая приведенные выше положения можно сказать, что одаренность понимается как совокупность задатков общих и специальных способностей, развитие и проявление которых зависит от факторов социальной среды, воспитания, мотивации и собственной активности личности.

Одаренность, с одной стороны, можно рассматривать как уникальное свойство, что фиксируется понятиями «высокая одаренность», «одаренный ребенок», а с другой – как общее свойство всех детей, выявленное и проявленное у каждого ребенка в разной степени и в разных областях под влиянием среды и воспитания. Нас интересует, прежде всего, одаренность во втором из указанных пониманий. Это понимание, очевидно, шире и включает высокую одаренность как один из крайних вариантов.

Специфический компонент профессиональной квалификации педагога, работающего с одаренными детьми, предполагает наличие психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям педагогики и психологии одаренности; профессионально-личностную позицию педагога, позволяющую предоставлять учащимся свободу учиться; такие личностные качества педагога, как высокие уровни развития познавательной и профессиональной мотивации, эмпатии, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т. д.

Выявление одаренных детей.

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый возраст).

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы работы педагога с одаренными детьми: 

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку и литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
  • предоставить ученику:
  • название темы;
  • план изучения темы;
  • основные вопросы;
  • понятия и термины, которые он должен усвоить;
  • практические работы;
  • список необходимой литературы;
  • формы контроля;
  • задания для самопроверки.
  • Для анализа результатов работы оформить таблицу:
  • Предмет;
  • Дата и время консультаций;
  • Главные рассматриваемые вопросы;
  • Время работы с темой по программе;
  • Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
  • Невыясненные вопросы.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы учитель может пользоваться доступными сборниками олимпиадных задач, среди которых:

  1. Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
  2. Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
  3. Сборники «Русский медвежонок».
  4. Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005
  5. Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.
  6. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь  существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.

И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);
  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
  • морфемики и словообразования (этимология морфем);
  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

2. Исследовательская деятельность учащихся.

Работа  педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;
  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой.  Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить: а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними; б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез. На втором этапе формируется умение  исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования. На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы ребята, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

 В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование проверки гипотезы;
  • планирование результата;
  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;
  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задачи в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности школьников можно представить следующим образом:

Название

 раздела, тема

Практическая

часть

Форма

контроля

1

3

4

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.

  1. Особенности научного стиля.
  2. Подготовка доклада.
  3. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.
  4. Реферат.
  5. Оформление стенда.
  6. Проект

Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.

Проверка работ.

Исследовательские     умения.

  1. Исследовательские умения: анализ, обобщение,   выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи.
  2. Исследовательские умения: выдвижение и обоснование гипотезы.
  3. Исследовательские    умения: оценка собственной деятельности, рецензирование работ.

Выполнение упражнений, заданий.

Решение исследовательских задач.

Написание рецензии

Проверка упражнений, заданий.

Проверка решений задач.

Проверка рецензии.

Работа с литературными источниками.

  1. Работа с каталогом.
  2. Работа со справочной литературой.
  3. Компьютерные энциклопедии по лингвистике и литературе.
  4. Интернет как источник информации.
  5. Этапы работы с литературными источниками.

Практическая работа в школьной библиотеке.

Практическая работа с использованием компьютера.

Этапы  выполнения       научно – исследовательской работы.

  1. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.
  2. Определение   объекта   и   предмета исследования. Выдвижение гипотезы
  3. Изучение научной литературы по теме исследования.
  4. Выполнение    практической    части исследовательской работы.
  5. Анализ результатов. Выводы.

Проверка выполнения работы.

Проверка выполнения работы.

Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ

  1. Правила оформления исследовательской работы.
  2. Оформление титульного листа и «Содержания»
  3. Разделы «Введение» и «Заключение».
  4. Оформление списка литературы.
  5. Оформление ссылок.
  6. Оформление  приложения.

Оформление «Содержания»

Написание разделов.

Оформление списка литературы.

Оформление приложения

Проверка выполнения работы

Научный доклад, проект – итог исследовательской  работы школьника.

1. Требования к докладу, проекту. Критерии оценки доклада, проекта.

2. Оформление к докладу, проекту.

Защита реферата или проекта на «Неделе русского языка и литературы»

Подведение итогов.

1. Обсуждения. Рефлексия.

2. Планирование на будущий год.

Рефлексия

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • игра-конкурс «Русский медвежонок»;
  • всероссийские дистанционные конкурсы, такие как «Проба пера», «Времена года» и т.д.;
  • интеллектуальный марафон.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...

План работы с одаренными детьми

Представленный материал может быть использован в качестве примера     внеурочной занятости учащихся...

План работы с одаренными детьми

Этот план поможет скоорденировать работу с одаренными детьми....

План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

В работе указаны отличительные особенности и  принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми на 2012-2013 учебный год...

План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.

Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.    Тр...