Контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
учебно-методический материал по истории
Методические рекомендации и контроьные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 27.08 КБ |
publikatsiya.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики
«Чебоксарский экономико-технологический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
ИСТОРИЯ
Контрольные задания для студентов-заочников
образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Чебоксары 2020
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Наименование разделов и тем |
1 | Введение |
Раздел 1. У истоков Российской государственности | |
Тема 1.1. Распад СССР Крах политики перестройки Причины распада СССР, объективные и субъективные факторы, последствия. | |
Тема 1.2. Российская экономика на пути к рынку От советской экономической системы к рынку «Шоковая терапия». Приватизация Первые результаты экономических реформ Финансовый кризис 1998 года и его последствия Россия в мировой экономике | |
Тема 1.3. Политическая жизнь России в 90-е годы ХХ века Политический кризис 1993 года Конституция Российской Федерации 1993 года. Российский парламентаризм Президентские выборы 1996 года Чеченский кризис Становление Российской государственности: флаг, герб, гимн Результаты федеративного строительства России | |
Тема 1.4 Духовная жизнь России конце XX - начале ХХI века Исторические условия развития культуры Литература, кино, музыка, театр, СМИ Религия в современной России Особенности духовной жизни России в конце ХХ - начале ХХI века. | |
Раздел 2. Геополитическое положение и внешняя политика России в конце ХХ - начале ХХI века | |
Тема 2.1.Положение России в мире Россия в мировых интеграционных процессах Интеграция России в западное пространство Место России в международных отношениях | |
Тема 2.2. Близкое и Дальнее зарубежье - перспективы и направления сотрудничества Россия – СНГ. Россия - Украина, Белоруссия, Закавказье, Страны Балтии Россия – Страны центральной Азии Россия и США, Запад и государства Востока | |
Тема 2.3 Россия на пороге XXI века Социально-экономическое развитие России в 2000-е годы Социально-политическое развитие России в 2000-е годы Борьба с терроризмом. «Чеченская» проблема Внешняя политика России в 2000-е годы |
В результате изучения данного курса студенты должны
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- основные исторические термины и даты;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;
- дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- определять историческое значение явлений и событий прошлого;
- устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Раздел 1. У истоков Российской государственности
Тема 1.1. Распад СССР
Основные направления политики перестройки
Крах политики перестройки
Причины распада СССР, объективные и субъективные факторы, последствия.
Методические указания
Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач. Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.
Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.
СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.
Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.
Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.
Вопросы и задания для самопроверки
- Докажите необходимость реформ начала 80-х гг. в СССР.
- Охарактеризуйте причины, сущность политики перестройки.
- Каковы последствия политики гласности. Ускорения и перестройки в СССР в 80-х гг.?
- Охарактеризуйте причины распада СССР.
Тема 1.2. Российская экономика на пути к рынку
От советской экономической системы к рынку
«Шоковая терапия»
Приватизация
Первые результаты экономических реформ
Финансовый кризис 1998 года и его последствия
Россия в мировой экономике.
Методические указания
Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.
Программа перехода России к рынку. Либерализация цен и торговли. Структурная перестройка промышленности, приватизация большинства объектов государственной собственности, земельная реформа. Активизация внешнеэкономических связей России с другими странами, введение российской национальной валюты и обеспечение его конвертируемости.
Финансовый кризис 17 августа 1998 г. Его социально-экономические и политические последствия.
Основные понятия: «шоковая терапия», либерализация экономики, приватизация, конвертируемость рубля, дефолт.
Вопросы и задания для самопроверки
- Охарактеризуйте условия проведения реформ в России начала 90-х годов.
- Определите положительные и отрицательные последствия «шоковой терапии» и приватизации.
- Каковы причины финансового кризиса 1998 г.?
Тема 1.3. Политическая жизнь России в 90-е годы ХХ века
Политический кризис 1993 года
Конституция Российской Федерации 1993 года. Российский парламентаризм
Президентские выборы 1996 года
Чеченский кризис
Становление Российской государственности: флаг, герб, гимн
Результаты федеративного строительства России
Методические указания
Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Символы нового российского государства – гимн, герб, флаг России.
Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение. Обострение национальной политики. Чеченский кризис.
Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 1996г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.
Основные понятия: парламентаризм, федерализм, президентская республика.
Вопросы и задания для самопроверки
- Как происходило становление российской государственно-правовой системы?
- Назовите причины политического кризиса 1993 года.
- Охарактеризуйте события в Чечне в 1994, 1996, 1999гг.
- Каковы социально-политические условия президентских выборов 1996 года?
Тема 1.4 Развитие науки и культуры. Духовная жизнь России конце XX -начале ХХI века
Исторические условия развития культуры. Литература, кино, музыка, театр, СМИ.
Религия в современной России. Особенности духовной жизни России в конце ХХ - начале ХХI века.
Методические указания
Новые черты культуры. Реализм. Неореализм. Модернизм. Экзистенциализм. Авангардизм. Глобализация культуры. Единые эстетические вкусы, стандарты, стереотипы в культуре разных стран и народов. Дегуманизация искусства. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.
Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины мира.
Вопросы и задания для самопроверки
- Охарактеризуйте исторические условия развития культуры в конце XX – начале XXI веков.
- Какие новые направления в культуре появились во второй половине XX века?
- Назовите основные направления развития науки в начале XXI века.
Раздел 2. Геополитическое положение и внешняя политика России в конце ХХ - начале ХХI века
Тема 2.1.
Положение России в мире
Россия в мировых интеграционных процессах
Интеграция России в западное пространство
Место России в международных отношениях
Методические указания
Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм.
Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.
Вопросы и задания для самопроверки
- Какую роль играет Россия в современных интеграционных процессах?
- Охарактеризуйте причины современных международных конфликтов.
- Назовите сущность и способы разрешения глобальных проблем современности.
Тема 2.2. Близкое и Дальнее зарубежье - политический и экономический диалог
Россия – СНГ. Россия - Украина, Белоруссия, Закавказье
Россия – Страны Балтии
Россия – Страны Центральной Азии
Политический диалог - Россия и Запад, Россия и США, Россия и Восток
Методические указания
Развитие отношений России с США, НАТО. Установление отношений партнерства с Китаем и Индией. Укрепление сотрудничества в рамках СНГ. Продолжение создания союзного государства России и Белоруссии.
Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира. Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. Мир потребителей. Культура как способ стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека.
Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».
Ближневосточный конфликт. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.
Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике.
Основные понятия: сверхдержава, локальные конфликты, «холодная война», информационная война, техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, интернационализация, «консервативная волна», экуменизм, биотехнология, экология, модернизм, технократизм, иррационализм, антиколониализм, национально-освободительная борьба, движение неприсоединения.
Вопросы и задания для самопроверки
- Охарактеризуйте состояние отношений России со странами СНГ, Балтии Центральной Азии.
- Каково состояние современного политического диалога Россия – США, НАТО.
- Каким образом осуществляется развитие стран третьего мира в начале XX века?
Тема 2.3 Россия на пороге XXI века
Социально-экономическое развитие России в 2000-е годы
Социально-политическое развитие России в 2000-е годы
Борьба с терроризмом. «Чеченская» проблема
Внешняя политика России в 2000-е годы
Методические указания
Итоги выборов 1999-2000 п. Проведение реформ. Создание семи федеральных округов. Новый порядок формирования первой палаты Федерального собрания - Совета Федерации. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России. Осуществление налоговой, судебной, пенсионной, военной и других реформ.
Угроза терроризма. Захват заложников в октябре 2002 г., взрывы летом 2003 г. и зимой 2004 г. в Москве. Принятие Конституции Чечни, закрепляющую ее нахождение в составе России.
Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.
Вопросы и задания для самопроверки
- Назовите основные направления внутренней политики России в начале XХ века.
- Каковы особенности парламентаризма в России?
- Охарактеризуйте внешнюю политику России в начале XX века.
Источники и литература:
1.Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2019.
2.Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2018.
3.Самыгин П.С. История: учебник для СПО.- М: Феникс, 2013.
4.Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2019.
5.Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2020.
6.Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2012.
Интернет-ресурсы
- Ресурсы WWW по истории России
http://www.history.ru/histr.htm - Ресурсы истории России XX века
http://www.history.ru/histr20.htm - Ресурсы по Всемирной истории
http://www.history.ru/histwh.htm - Ресурсы по истории стран СНГ
http://www.history.ru/histsng.htm - Ресурсы по истории российских регионов
http://www.history.ru/histrr.htm - Обучающие и познавательные программы по истории
http://www.history.ru/proghis.htm - Обучающие программы по истории
http://www.history.ru/proghis.htm
Вариант 1.
1. Крах политики перестройки в СССР в конце 80-х гг. XX века.
2. Исторические условия развития культуры в России в конце XX - начале XXI вв.
3. Политический диалог России и США в конце XX - начале XXI вв.
Вариант 2.
1. Индия и Китай во второй половине ХХ в.
2. Становление Российской государственности: флаг, герб, гимн РФ.
3. Чеченский кризис середины 90-х гг. XX века.
Вариант 3.
1. Первые результаты экономических реформ в России начала 90- х гг. XX века.
2. Политический кризис в Российской Федерации в 1993 году.
2. Место России в международных отношениях в конце XX - начале XXI вв.
Вариант 4.
1. Развитие литературы, кино, музыки, театра в конце XX - начале XXI вв.
2. Международные отношения во второй половине ХХ в.
3. Приватизация в России в 90-х гг. XX в.
Вариант 5.
1. Политический диалог России и Западной Европы в конце XX - начале XXI вв.
2. Финансовый кризис 1998 года и его последствия.
3. Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.
Вариант 6.
1. Геополитическое положение России в конце ХХ - начале ХХI века.
2. Социально-политическое развитие России в 2000-е годы.
3. Результаты федеративного строительства России в конце ХХ - начале ХХI века.
Вариант 7.
1. Внешняя политика России в 2000-е годы.
2. «Шоковая терапия» экономики России в начале 90-х. гг. XX в.
3.. Крушение мировой колониальной системы во второй половине XX века.
Вариант 8.
1. Страны Латинской Америки во второй половине ХХ в.
2. СССР в годы перестройки.
3. Президентские выборы в Российской Федерации в 2018 году.
Вариант 9.
1. Современные политические партии России.
2. Военно-политические блоки второй половины XX века (НАТО и ОВД).
3. Причины распада СССР, объективные и субъективные факторы, последствия.
Вариант 10.
1. Переход от советской экономической системы к рынку
2. Особенности духовной жизни России в конце ХХ - начале ХХI века
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики
«Чебоксарский экономико-технологический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
ИСТОРИЯ
Контрольные задания для студентов-заочников
образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Чебоксары 2020
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Наименование разделов и тем |
1 | Введение |
Раздел 1. У истоков Российской государственности | |
Тема 1.1. Распад СССР Крах политики перестройки Причины распада СССР, объективные и субъективные факторы, последствия. | |
Тема 1.2. Российская экономика на пути к рынку От советской экономической системы к рынку «Шоковая терапия». Приватизация Первые результаты экономических реформ Финансовый кризис 1998 года и его последствия Россия в мировой экономике | |
Тема 1.3. Политическая жизнь России в 90-е годы ХХ века Политический кризис 1993 года Конституция Российской Федерации 1993 года. Российский парламентаризм Президентские выборы 1996 года Чеченский кризис Становление Российской государственности: флаг, герб, гимн Результаты федеративного строительства России | |
Тема 1.4 Духовная жизнь России конце XX - начале ХХI века Исторические условия развития культуры Литература, кино, музыка, театр, СМИ Религия в современной России Особенности духовной жизни России в конце ХХ - начале ХХI века. | |
Раздел 2. Геополитическое положение и внешняя политика России в конце ХХ - начале ХХI века | |
Тема 2.1.Положение России в мире Россия в мировых интеграционных процессах Интеграция России в западное пространство Место России в международных отношениях | |
Тема 2.2. Близкое и Дальнее зарубежье - перспективы и направления сотрудничества Россия – СНГ. Россия - Украина, Белоруссия, Закавказье, Страны Балтии Россия – Страны центральной Азии Россия и США, Запад и государства Востока | |
Тема 2.3 Россия на пороге XXI века Социально-экономическое развитие России в 2000-е годы Социально-политическое развитие России в 2000-е годы Борьба с терроризмом. «Чеченская» проблема Внешняя политика России в 2000-е годы |
В результате изучения данного курса студенты должны
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- основные исторические термины и даты;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;
- дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- определять историческое значение явлений и событий прошлого;
- устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Раздел 1. У истоков Российской государственности
Тема 1.1. Распад СССР
Основные направления политики перестройки
Крах политики перестройки
Причины распада СССР, объективные и субъективные факторы, последствия.
Методические указания
Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач. Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.
Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.
СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.
Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.
Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.
Вопросы и задания для самопроверки
- Докажите необходимость реформ начала 80-х гг. в СССР.
- Охарактеризуйте причины, сущность политики перестройки.
- Каковы последствия политики гласности. Ускорения и перестройки в СССР в 80-х гг.?
- Охарактеризуйте причины распада СССР.
Тема 1.2. Российская экономика на пути к рынку
От советской экономической системы к рынку
«Шоковая терапия»
Приватизация
Первые результаты экономических реформ
Финансовый кризис 1998 года и его последствия
Россия в мировой экономике.
Методические указания
Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.
Программа перехода России к рынку. Либерализация цен и торговли. Структурная перестройка промышленности, приватизация большинства объектов государственной собственности, земельная реформа. Активизация внешнеэкономических связей России с другими странами, введение российской национальной валюты и обеспечение его конвертируемости.
Финансовый кризис 17 августа 1998 г. Его социально-экономические и политические последствия.
Основные понятия: «шоковая терапия», либерализация экономики, приватизация, конвертируемость рубля, дефолт.
Вопросы и задания для самопроверки
- Охарактеризуйте условия проведения реформ в России начала 90-х годов.
- Определите положительные и отрицательные последствия «шоковой терапии» и приватизации.
- Каковы причины финансового кризиса 1998 г.?
Тема 1.3. Политическая жизнь России в 90-е годы ХХ века
Политический кризис 1993 года
Конституция Российской Федерации 1993 года. Российский парламентаризм
Президентские выборы 1996 года
Чеченский кризис
Становление Российской государственности: флаг, герб, гимн
Результаты федеративного строительства России
Методические указания
Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Символы нового российского государства – гимн, герб, флаг России.
Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение. Обострение национальной политики. Чеченский кризис.
Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 1996г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.
Основные понятия: парламентаризм, федерализм, президентская республика.
Вопросы и задания для самопроверки
- Как происходило становление российской государственно-правовой системы?
- Назовите причины политического кризиса 1993 года.
- Охарактеризуйте события в Чечне в 1994, 1996, 1999гг.
- Каковы социально-политические условия президентских выборов 1996 года?
Тема 1.4 Развитие науки и культуры. Духовная жизнь России конце XX -начале ХХI века
Исторические условия развития культуры. Литература, кино, музыка, театр, СМИ.
Религия в современной России. Особенности духовной жизни России в конце ХХ - начале ХХI века.
Методические указания
Новые черты культуры. Реализм. Неореализм. Модернизм. Экзистенциализм. Авангардизм. Глобализация культуры. Единые эстетические вкусы, стандарты, стереотипы в культуре разных стран и народов. Дегуманизация искусства. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.
Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины мира.
Вопросы и задания для самопроверки
- Охарактеризуйте исторические условия развития культуры в конце XX – начале XXI веков.
- Какие новые направления в культуре появились во второй половине XX века?
- Назовите основные направления развития науки в начале XXI века.
Раздел 2. Геополитическое положение и внешняя политика России в конце ХХ - начале ХХI века
Тема 2.1.
Положение России в мире
Россия в мировых интеграционных процессах
Интеграция России в западное пространство
Место России в международных отношениях
Методические указания
Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм.
Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.
Вопросы и задания для самопроверки
- Какую роль играет Россия в современных интеграционных процессах?
- Охарактеризуйте причины современных международных конфликтов.
- Назовите сущность и способы разрешения глобальных проблем современности.
Тема 2.2. Близкое и Дальнее зарубежье - политический и экономический диалог
Россия – СНГ. Россия - Украина, Белоруссия, Закавказье
Россия – Страны Балтии
Россия – Страны Центральной Азии
Политический диалог - Россия и Запад, Россия и США, Россия и Восток
Методические указания
Развитие отношений России с США, НАТО. Установление отношений партнерства с Китаем и Индией. Укрепление сотрудничества в рамках СНГ. Продолжение создания союзного государства России и Белоруссии.
Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира. Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. Мир потребителей. Культура как способ стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека.
Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».
Ближневосточный конфликт. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.
Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике.
Основные понятия: сверхдержава, локальные конфликты, «холодная война», информационная война, техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, интернационализация, «консервативная волна», экуменизм, биотехнология, экология, модернизм, технократизм, иррационализм, антиколониализм, национально-освободительная борьба, движение неприсоединения.
Вопросы и задания для самопроверки
- Охарактеризуйте состояние отношений России со странами СНГ, Балтии Центральной Азии.
- Каково состояние современного политического диалога Россия – США, НАТО.
- Каким образом осуществляется развитие стран третьего мира в начале XX века?
Тема 2.3 Россия на пороге XXI века
Социально-экономическое развитие России в 2000-е годы
Социально-политическое развитие России в 2000-е годы
Борьба с терроризмом. «Чеченская» проблема
Внешняя политика России в 2000-е годы
Методические указания
Итоги выборов 1999-2000 п. Проведение реформ. Создание семи федеральных округов. Новый порядок формирования первой палаты Федерального собрания - Совета Федерации. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России. Осуществление налоговой, судебной, пенсионной, военной и других реформ.
Угроза терроризма. Захват заложников в октябре 2002 г., взрывы летом 2003 г. и зимой 2004 г. в Москве. Принятие Конституции Чечни, закрепляющую ее нахождение в составе России.
Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.
Вопросы и задания для самопроверки
- Назовите основные направления внутренней политики России в начале XХ века.
- Каковы особенности парламентаризма в России?
- Охарактеризуйте внешнюю политику России в начале XX века.
Источники и литература:
1.Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2019.
2.Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2018.
3.Самыгин П.С. История: учебник для СПО.- М: Феникс, 2013.
4.Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2019.
5.Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2020.
6.Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2012.
Интернет-ресурсы
- Ресурсы WWW по истории России
http://www.history.ru/histr.htm - Ресурсы истории России XX века
http://www.history.ru/histr20.htm - Ресурсы по Всемирной истории
http://www.history.ru/histwh.htm - Ресурсы по истории стран СНГ
http://www.history.ru/histsng.htm - Ресурсы по истории российских регионов
http://www.history.ru/histrr.htm - Обучающие и познавательные программы по истории
http://www.history.ru/proghis.htm - Обучающие программы по истории
http://www.history.ru/proghis.htm
Вариант 1.
1. Крах политики перестройки в СССР в конце 80-х гг. XX века.
2. Исторические условия развития культуры в России в конце XX - начале XXI вв.
3. Политический диалог России и США в конце XX - начале XXI вв.
Вариант 2.
1. Индия и Китай во второй половине ХХ в.
2. Становление Российской государственности: флаг, герб, гимн РФ.
3. Чеченский кризис середины 90-х гг. XX века.
Вариант 3.
1. Первые результаты экономических реформ в России начала 90- х гг. XX века.
2. Политический кризис в Российской Федерации в 1993 году.
2. Место России в международных отношениях в конце XX - начале XXI вв.
Вариант 4.
1. Развитие литературы, кино, музыки, театра в конце XX - начале XXI вв.
2. Международные отношения во второй половине ХХ в.
3. Приватизация в России в 90-х гг. XX в.
Вариант 5.
1. Политический диалог России и Западной Европы в конце XX - начале XXI вв.
2. Финансовый кризис 1998 года и его последствия.
3. Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.
Вариант 6.
1. Геополитическое положение России в конце ХХ - начале ХХI века.
2. Социально-политическое развитие России в 2000-е годы.
3. Результаты федеративного строительства России в конце ХХ - начале ХХI века.
Вариант 7.
1. Внешняя политика России в 2000-е годы.
2. «Шоковая терапия» экономики России в начале 90-х. гг. XX в.
3.. Крушение мировой колониальной системы во второй половине XX века.
Вариант 8.
1. Страны Латинской Америки во второй половине ХХ в.
2. СССР в годы перестройки.
3. Президентские выборы в Российской Федерации в 2018 году.
Вариант 9.
1. Современные политические партии России.
2. Военно-политические блоки второй половины XX века (НАТО и ОВД).
3. Причины распада СССР, объективные и субъективные факторы, последствия.
Вариант 10.
1. Переход от советской экономической системы к рынку
2. Особенности духовной жизни России в конце ХХ - начале ХХI века
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ (индекс ОГСЭ.05) Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по...
ПРОГРАММА КУРСА ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.01. ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Программа курса является частью подготовки к профессиональной олимпиаде для специальности "Экономика и бухгалтерский учет". рограмма расчитана на 40 часов....
Контрольная работа по дисциплине: ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Материалы для проведения обязательной контрольной работы по дисциплине: ОГСЭ.03. Иностранный язык в профессиональной деятельности, составлены в соответствии с действующими стандартами для специальност...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 АДАПТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины «Адаптивные информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта п...
Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ОУД.08 ИНФОРМАТИКА основной профессиональной образовательной программы по специальности: 38.01.10 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) форма проведения промежуточн
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины разработан на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации пол...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Учебная дисциплина «Иностранный язык в профессиональной деятельности» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.01 «Экономика...