Воспитательная работа "Я - гражданин"
календарно-тематическое планирование (7 класс)
Программа «Я - гражданин» в рамках Государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2020гг»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_grazhdanin.doc | 71 КБ |
urok_konstitutsiya.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 1»
Джидинский район Республика Бурятия
Программа «Я - гражданин»
в рамках Государственной Программы
«Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации»
составлена учителем
истории и обществознания
МАОУ ПСОШ №1
Джидинского района
Южиковой Е.В
2023 год
Программа «Я - гражданин»
Вселенский опыт говорит, что погибают царства
Не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.
А погибают от того (и тем больней, чем дольше)
Что люди царства своего не уважают больше.
Б. Окуджава
Основание актуальности программы
Гражданственность традиционно рассматривают как качество, присущее истинному гражданину и означающее активную жизненную позицию, заключающуюся в использовании своих прав и свобод, отстаивании законных интересов и помощи в этом другим, неукоснительном соблюдении своих обязанностей перед обществом, государством и другими людьми, заботе об общем благе как основе благосостояния каждого, нетерпимости к нарушению прав человека и ущемлению общественных и государственных интересов. Гражданственность не дается сразу, она формируется постепенно, по мере складывания и развития личности.
Гражданское образование:
*имеет главное целью воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе;
*основано на идее полноценного участия личности в решении общественно значимых задач и предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук;
*носит интегрированный характер и ориентировано на деятельностное освоение учащимися социально-экономических явлений;
*представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое посредством организации учебных курсов, внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин;
*должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки.
Очевидно, что на этом уровне каждого образовательного учреждения необходимы и возможны систематизированные действия в данном направлении, учитывающие не только международные и государственные установки, но и региональное своеобразие, традиции и культуру данного образовательного учреждения.
Все вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации целевой внутришкольной программы «Я - гражданин», под руководством учителей истории и обществознания МАОУ ПСОШ № 1.
Цель программы: создание необходимых организационно-педагогических условий для активизации, содержательного обогащения и систематизации деятельности педагогического коллектива, органов детского самоуправления по формированию гражданственности как значимого личностного качества у членов школьного сообщества, гражданской компетенции как условия формирования гражданственности.
Ведущими направлениями деятельности, способствующими реализации данной цели, являются:
Создание организационно-педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию в политико-правовой и социально-экономической сферах. В частности:
*ликвидация правовой безграмотности членов школьного сообщества;
*информирование и разъяснение политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;
*профилактика противоправного поведения;
*организация жизнедеятельности школы в духе уважения прав человека, толерантности как условие формирования правовой культуры членов школьного сообщества;
*развитие способности критически мыслить (подвергать сомнению, сравнивать аргументы, выдвигать и проверять гипотезы, обновлять свои взгляды с учетом новых фактов и т.п.).
Формирование установки на приоритет духовно-нравственных основ жизнедеятельности как в рамках школьного сообщества, так общества в целом. В частности:
*ознакомление школьников с духовно-нравственными традициями различных сообществ, разъяснение природы и формирование терпимости к различиям;
*формирование патриотизма как чувства уважения, гордости и ответственности перед своим сообществом, своим Отечеством;
*профилактика политического и религиозного экстремизма, расовой неприязни в молодежной среде;
*побуждение учителей и родителей к изменению сознания от авторитарного к демократическому;
*формирование экологической культуры и здорового образа жизни.
Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции членов школьного сообщества. В частности:
*знакомство учащихся с методами и процедурами, принятыми в сфере общественно-политической деятельности;
*создание условий для профессионально - деятельностной самореализации ученика, педагога;
* развитие лидерских качеств и привлечение членов школьного сообщества к решению социально значимых проблем;
*формирование умения вести дискуссию, логично и доказательно излагать свою точку зрения, уважать, уметь слушать и слышать оппонентов.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
*учебном (в рамках курсов истории, обществознания, права и т.п.);
*внеучебном (организация педагогического сопровождения и педагогической помощи школьникам с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности);
*социально-проектном (предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями членов школьного сообщества и общественных организаций).
Оценка эффективности реализации Программы
Конечным результатом реализации Программы должна стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической и социальной стабильности общества и государства, повышение международного авторитета России.
Примерные мероприятия по реализации Программы
2023-2024 учебный год
Мероприятия | Ожидаемый результат |
I. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в ходе подготовки празднования Победы в ВОВ 1941-1945 годов | |
Цикл ученических лекций: - «Народ и армия в ВОВ 1941-1945гг» - «Воины земляки и труженики тыла в ВОВ 1941-1945гг» - 80-летию Курской битвы посвящается... | Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества, Бурятии, Джидинского района, противодействие фальсификации событий ВОВ 1941-1945гг |
Акции: - «Отечественная война в рисунках и сочинениях» - «Неизвестная высота» (цикл классных часов о малоизвестных героических эпизодах войны) - Общешкольная линейка «Поминальная свеча» - экскурсии в школьный краеведческий музей | Активизация творческого потенциала школьников; Сохранение памяти о народном подвиге в ВОВ;
|
II. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в связи с другими памятными датами и событиями истории России, Бурятии | |
Цикл мероприятий к юбилею выдающегося ученого-востоковеда Д. Банзарова -Республиканский слет школьных музеев -НПК «Памятные места Джидинской долины» - Встреча с учеными Бурятии | Сохранение и развитие чувства гордости за свою малую родину; Активизация внимания и формирование уважения к истории своего народа; Пропаганда обычаев, традиций; |
Заседание открытой кафедры ко Дню космонавтики: - «К.Э.Циолковский – основоположник теоретической космонавтики» (Лекция) - «С.П.Королев – генеральный конструктор ракетно-космических систем» - «СССР – страна-пионер освоения космоса» (Путешествие в историю СD) | Развитие интереса к истории создания и становления оборонно-промышленного комплекса страны, жизни и деятельности пионеров освоения космоса; |
Заседание КВН «Конституция – основной закон страны» (для 9-11классов) (совместно с районной библиотекой) Цикл бесед «Я – гражданин России» (для 5-8 классов) | Формирование у учащихся высоких морально-деловых качеств; |
Ко дню Защитника Отечества - Мероприятие для 9-11 классов «Пароль «Афган»», к юбилею вывода советских войск из Афганистана (совместно с районной библиотекой, ДЮСШ) | Воспитание чувства уважения к участникам событий; Встреча с Муруевым Н.Д.; |
РСП «Российская государственная символика: история и современность» РСП Заседание дискуссионного клуба «Россия есть Россия» | Активизация интереса к государственной символике России; |
III. Проведение НПК «Шаг в будущее», Давыдовские чтения, Банзаровские чтения, Международные предметные чемпионаты талантливой молодежи | |
Конкурс исследовательских и творческих работ учащихся | Содействие становлению нового типа творческой интеллигенции; |
IV. Организация цикла тематических выставок | |
День открытых дверей школьного краеведческого музея (выставка экспозиций) - «Реликвии воинской славы России» - «Родина моя» | Сохранение и развитие чувства гордости за свою малую родину; Активизация внимания и формирование уважения к истории своего народа; Пропаганда обычаев, традиций; |
- «Из бабушкиного сундука» (полугодовое задание каждому классу) | Осознание причастности братских народов к исторической судьбе страны; |
V. Проведение фестивалей и конкурсов | |
Фестиваль-конкурс патриотической песни | Активизация творческого потенциала самодеятельных коллективов в воспитании подрастающего поколения |
VI. Историко-патриотические мероприятия | |
Проведение работ по благоустройству памятников Участие в акции «Вахта памяти» Работа с Книгой Памяти | Увековечение памяти российских воинов; Организация свободного времени учащихся школы; |
Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Я-гражданин России» | Формирование у 14-летних подростков, впервые получающих паспорт, сознания гражданина Российской Федерации |
VII. Участие во всероссийских спартакиадах, спортивных играх и соревнованиях | |
«К защите Родины готов»-по многоборью, общевойсковой подготовке, военно-прикладным видам спорта | Повышение интереса молодежи к военно-прикладным видам спорта , развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества |
В военно-спортивной игре «Победа» | |
В соревнованиях «Школа безопасности» между учащимися общеобразовательных учреждений | |
VIII. Забота о ветеранах | |
Возрождение всероссийского тимуровского движения по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов | Воспитание у молодежи заботливого, бережного отношения к старшему поколению россиян, желания оказать ему необходимую помощь и поддержку |
Предварительный просмотр:
Е.В.Южикова учитель истории, обществознания и права
МАОУ "Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1"
Что такое конституция и зачем она нужна?
(разработка занятия по обществознанию и праву в 9 классе)
Основная идея занятия:
Эта тема входит в число обязательных в изучении курса "Обществознание" в разделе "Правовая система общества". Открывает серию занятий по отраслям российского права в профильном курсе "Право. Основы правовой культуры".
Учащиеся должны:
*усвоить значение конституции, осознать, что конституции играют центральную роль в установлении, определении структуры государственной власти, наделение её полномочиями и ограничении этих полномочий;
*осознать, что конституция может стать бессмысленным документом, если к ней относиться без должного внимания.
(наиболее подходящим мне видится использование интерактивных методов для реализации целей занятия)
Ожидаемые результаты занятия:
учащиеся смогут:
*узнать, что такое конституция, способы принятия, виды конституций;
*анализировать текст Конституции России, сравнивать выдержки из конституций разных стран, выступать публично, работать в группе;
*высказывать свое отношение к Конституции РФ как Основному Закону страны, сравнивать свою точку зрения с мнениями известных ученых.
Основные понятия:
Конституция, преамбула, неписанная конституция, кодифицированные и не кодифицированные конституции.
Вопросы занятия:
1. Что такое конституция?
2. Сравните цели , декларируемые конституциями США, России, Нигерии и Мексики. Определите сходства и отличия.
3. Нужны ли конституции? Сравните ваше мнение с мнениями Финера и судьи Хэнда. Каково значение Конституции России для россиян?
Материалы к занятию (каждой группе):
*Рабочий лист 1. "Что такое конституция, способы принятия, виды конституции".
*Рабочий лист 2. "Цели конституции" (с выдержками из конституций США, России, Нигерии и Мексики).
*Рабочий лист 3. "Нужны конституции" (с высказываниями Финера и судьи Хэнда).
Мотивация
Что такое конституция?
(учащиеся могут ответить, что конституция - это основной закон страны, происходит от латинского слова constitution - установление, устройство)
В римском праве конституцией назывался указ императора, высшей государственной власти. Впервые этим словом обозначили свод фундаментальных правил, регламентирующих политическую жизнь страны, в Великобритании после революции в 1688 году. В результате этой революции король Яков второй был вынужден бежать во Францию. Он был обвинен в нарушении фундаментальной конституции королевства.
Информация к размышлению
Итак, конституция - это фундаментальный или органический закон, устанавливающий структуру государственной власти, распределяет властные полномочия и обязанности между государственными органами и устанавливает механизмы отношений общества и власти.
она определяет государственное устройство, регулирует образование органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.
Известно несколько способов принятия конституции:
*конституционным собранием,
*конвентом (США),
*учредительным собранием (Италия, Индия),
*путем референдума (Франция, Греция, Испания, Россия),
*конституция может быть октроирована, т.е. введена односторонним актом исполнительной власти - монархом или президентом.
Виды конституций:
1. Конституции идеологические (например, конституции СССР).
2. Конституции власти, главная задача которых - распределение властных полномочий и функций (США).
3. Конституции человека, в центре которых стоит человек, его неотъемлемые права и свободы (Испания, Германия, Италия).
Также конституции можно разделить на писанные и неписанные.
(сообщение учащегося)
Конституции писанные представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, права и свободы граждан. Старейшая действующая писанная конституция - Конституция США. Это достаточно лаконичный текст, состоящий из 8000 слов, она может быть прочитана за 20 минут. Самая многословная конституция мира - Конституция Индии, принятая в 1950 году. В ней 251 страница и 395 статей. В Конституции РФ - 137 статей.
Некоторые страны не имеют единого документа, называемого конституцией. Существует пакет документов: законы, судебные постановления, декларации. Про такие государства говорят, что они не имеют писанных конституций. Великобритания - классический пример. Британская конституция сравнивается с лоскутным одеялом, в который время от времени вшивают новый лоскуток ткани. Наиболее известные документы британской конституции: Магна Карта 1215г. и Декларация прав 1689г., позднее принята парламентом, как Билль о правах 1689г.
Израиль также не имеет единого документа, хотя в 1949 году израильтяне попытались создать единую писанную конституцию. Была собрана ассамблея, но после двух дней она прекратила свою работу, так как религиозная и светская фракции не смогли договориться. С тех пор принимаются базовые законы только в случае нахождения консенсуса между этими фракциями.
Групповая работа (Интерактивная часть)
1. Сравните цели, декларируемые конституциями США, России, Нигерии, Мексики. В чем они схожи? Чем отличаются?
"Мы, народ Соединенных штатов, дабы образовать более совершенный союз, установит правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки"
"Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепринятых принципов равноправия и самоуправления народов, чтя память предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации"
"Воля мексиканского народа - жить в федеральной, демократической, представительной республике, состоящей из суверенных и свободных, во всем, что касается их внутренних дел, штатов, но объединенных в федерацию, учрежденную в соответствии с принципами этого фундаментального закона"
В короткой преамбуле Конституции Федеральной Республики Нигерии среди других целей говориться о стремлении к хорошему управлению страной и увеличению благосостояния всех граждан страны. Также как цели упоминаются межафриканская солидарность, мир во всем мире, международная кооперация и взаимопонимание.
(обмен информацией между группами)
Обобщение:
Кроме того, конституции описывают структуру властных органов, распределение полномочий и отношений граждан и государства, конституции дают странам верховный закон, гражданам определенные критерии оценки действий правительства.
2. Как вы понимаете слова политолога Дербишира: "Часто бывает, что конституция даже не текст пьесы, а описание сюжета с перечнем действующих лиц"?
(обмен информацией между группами)
3. Нужны ли конституции? Сравните ваше мнение с мнениями Финера и судьи Хэнда. Каково значение российской Конституции для россиян?
"...Знания содержания конституции недостаточно, даже в первом приближении, для понимания политических реалий страны, но это знание необходимое условие для достижения этого понимания. Из этого следует, что без ознакомления с текстом конституции государства не обойтись"
(Финер - известный исследователь конституций стран мира)
"Я часто задумываюсь, не слишком ли большие надежды мы возлагаем на конституции, законы, суды. Это пустые надежды, поверьте пустые. Свобода - в сердцах мужчин и женщин, и если она там умерла, никакая конституция , никакой закон , никакой суд не сможет ей помочь. Пока она в сердцах людей, не нужна ей никакая конституция, никакой закон, никакой суд"
(Судья Хэнд)
(обмен информацией между группами)
Обобщение:
Очень важно, чтобы люди понимали необходимость конституции, верили в нее и поступали в соответствии с ней. Конституции влияют на людей, а они на нее. Конституции могут просветить народ, долго находившийся в рабстве, дать ему надежду, дать силы действовать, но люди должны хотеть учиться и хотеть изменить свою жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация-отчет воспитательной работы с воспитанниками старшей возрастной группы в СРЦ по формированию правонарушений и безнадзорности "Общества достойный гражданин"
презентация-отчет воспитательно-коррекционной работы с воспитанниками старшей возрастной группы СРЦ Кудабаевой Н.С. по профилактике правонарушений и безнадзорности....
Проект по воспитательной работе "Я - патриот и гражданин России".
В проекте (в виде презентации) представлены блоки, реализация которых позволит разобраться 5-7 классникам в своих чувствах к Родине....
ПРОЕКТ Воспитательной работы по профилактике правонарушений и преступлений «Я гражданин России»
Ни одно государство в мире не может рассматривать личность как вспомогательное орудие. Личность должна стоять выше государства. Эти важнейшие правовые нормы современности, закрепленные в международном...
Программа воспитательной работы "Я - гражданин".
Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их...
Программа воспитательной работы "Я - гражданин Великой России"
Программа воспитательной работы направлениа на воспитание ребенка в социуме, ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровь...
Программа воспитательной работы «Я - Человек, Гражданин, Личность»
Возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Именно этим обусловлена разработка программы «Я- Человек, Личность...
Программа воспитательной работы "Я - Личность и Гражданин"
Титульный лист и прграмма ВР...