Первый раз в пятый класс. Разработка классного часа
классный час (5 класс)

Елисеева Елена Юлисовна

Игровой классный час, посвященный поступлению в пятый класс, знакомство с учителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первый раз в пятый класс.

Цель: познакомиться с классным руководителем, новыми предметами, определить мотивацию к учебе, создать благоприятную атмосферу в классе.

Оборудование: плакат на доске «как здорово, что все мы тут сегодня собрались»; фигурка человечка без лица; надпись «планета знаний» и названия предметов для 5 кл.

Ход мероприятия: 1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня вся наша страна отмечает День знаний. Для вас – это необычный день, потому что сегодня вы впервые переступили порог средней школы. Сегодня день рождения 5-а класса. 5 класс – это первая ее ступенька и постепенно вы станете, как сегодняшние наши выпускники. 5 класс принесет много нового и необычного в вашу жизнь: новые предметы и новые учителя, но я надеюсь мы сможем все дружно их преодолеть. Кабинет, в котором мы с вами находимся, это наш кабинет. В нем будут проходить уроки истории, классные часы, праздники, родительские собрания. Вы его хозяева, а как каждый хозяин в своем доме соблюдает порядок и чистоту, так и мы с вами будем следить за порядком в кабинете. Впереди у нас много трудных и интересных дел и мы сможем еще с вами поближе познакомиться. Но теперь бы мне хотелось узнать немного о таинственном незнакомце по имени 5-а класс (на доске человечек без лица). Помогите мне разобраться с незнакомцем. Я же ничего не знаю. Какие у него вес, рост, физическая форма? Чем увлекается? Какая дисциплина? Самое важное, какое у него лицо?

1-й вопрос – посмотрите друг на друга - все за лето подросли? Примерный рост пятиклассника 140 см. (пишем средний)

2-й вопрос – вес какой? Нормальный

3-й вопрос – спортом все занимаетесь? Уроки физкультуры любите? Значит пишем, что физическая форма – отличная.

4-й вопрос – Чем увлекается? разносторонние

5-й вопрос – дисциплина какая? Любите ходить в школу? Уроки не прогуливаете? Итак с дисциплиной все в порядке.

6-й вопрос – С каким настроением вы шли сегодня в школу? Весело, с огромным интересом или с нежеланием. Какое выражение лица мы присвоим нашему человечку? (приклеивается лицо )

Итак, вот и получился у нас портрет 5-а класса.

А теперь, ребята я вас должна познакомить с картой Планеты знаний 5 класса. С некоторыми странами вы уже знакомы, а вот с чем-то придется знакомиться в этом году.

Загадки о предметах для карточек:

  1. нужная наука, для ума гимнастика, нас научит думать … (математика)
  2. грамотным будет любой ученик, если он знает … (русский яз)
  3. хочешь ездить по разным странам нужно знать язык …(иностранный)
  4. много книг прочитаем, повысим культуру на уроках …(литературы)
  5. укрепит мускулатуру всем детишкам … (физкультура)
  6. далекое прошлое, древние территории –это изучает наука … (история)

Закончилось наше путешествие по планете знаний. Чтобы глубоко исследовать каждый континент, у нас впереди еще целый учебный год.

Вы, ребята, не забыли, что мы сегодня отмечаем день рождения 5 класса? Давайте сочиним нам поздравление и пожелания на весь год. (Звучит музыка) высказываются пожелания. Дня рождения без подарков не бывает, поэтому каждый из вас получит подарок. (вручение подарков).



Предварительный просмотр:

Тема урока: « Создание единого русского государства и конец ордынского владычества»

Цель: Изучить, как происходило создание единого русского государства, определить, какие  обстоятельства предопределили неизбежность свержения ордынского ига, оценить историческое значение создания единого русского государства.

Основные понятия: народный защитник, «государь», вече, вечевой колокол, посадник, тысяцкий, наместник, «стояние на реке Угре», единое русское государство, отчина.

Основные даты: 1462-1505г. - годы правления Ивана III; 1471г. - битва на реке Шелони; 1478г. - ликвидация самостоятельности Новгорода; 1480г. - завершение ордынского владычества; 1485г.-присоединение Твери к Московскому княжеству.

Персоналии: Иван III, Марфа Борецкая, Казимир IV, Ахмат, Михаил.

Оборудование: учебник  «История России. С древнейших времен до конца XVI в». ,Данилов А.А., Косулина Л.Г., Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII в.», карта «Образование русского централизованного государства».

План урока: I Организационная часть.

Актуализация знаний: проводится по группам: 1гр работает с причинами и поводом к феодальной войне.(причины:1)противоречие между старым принципом наследования от брата к брату и новым от отца к сыну; 2) московский трон передавался от отца к сыну,но не был закреплен законом; 3)после смерти Василия 1системы престолонаследия столкнулись; повод – смерть Василия 1слайд). 2 гр работает над сопоставлением «дата-событие» 1097 г. - Любеческий съезд князей (Владимир Мономах), 1147 г. - первое летописное упоминание  о Москве (Юрий Долгорукий), 1237 г.-вторжение монгольского войска в Рязанскую землю (Батый), 1327 г.- восстание в Твери против баскака Чолхана (Иван Калита), 1380 г.- Куликовская битва (Дмитрий Донской). 3гр –карта назвать территории, присоединенные с 1300 до 1462г

II. Изучение новой темы.    

1 Создание проблемной ситуации (текст на экране и распечатан)

Текст: « К середине XV в. Московскому князю принадлежало не более половины территории Северо-Восточной Руси. Особое значение Иван III придавал усилению своего влияния в Новгороде. В январе 1478 г. самостоятельность Новгорода была ликвидирована. В 1485 г. в состав Московского княжества был присоединен город Тверь. Присоединение Твери означало создание единого Русского государства. Однако Иван III не раз заявлял, что считает своей отчиной и Киев, и Смоленск, и другие города, которые  Польша и Литва «держат за собой неправдою». Также самостоятельными оставались Псков и рязанские земли…»

2 Формирование проблемы: 1)Какая главная мысль данного текста? (Присоединение Твери означало создание единого Русского государства).

2)А есть ли здесь противоречия? (Польша и Литва «держат за собой неправдою» Киев, Смоленск и другие города. Псков и Рязань также самостоятельны).

3)Какой возникает вопрос (проблема)?(Почему при зависимости одних городов от Польши и Литвы и самостоятельности других городов от Москвы, присоединение Твери означало создание единого Русского государства).

3. Версии: 1)Какие есть предположения, решения проблемы? Почему именно присоединение Твери означало создание единого государства? (Тверь-главный соперник Москвы за первенство).

4. Актуализация знаний: 1)Что мы уже знаем по этой проблеме? (В то время, как Северо-Восточная Русь  оказалась под игом Золотой Орды, Западная Русь объединилась в единое государство с Литвой. Москва и Тверь соперничали за ярлык).

5. Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? (Узнать, что произошло до присоединения Твери к Москве.)

6. Поиск решения проблемы. 1)Найдите информацию о том, что произошло до присоединения Твери к Москве. Работа с текстом §.20 стр.166-169. ( Ответы а) Начало борьбы с Новгородом; о личности Ивана 3, Сообщение о Марфе Борецкой; битва на реке Шелони в 1471г. присоединение Новгорода к Москве в 1478 г. б) Ликвидация ордынского владычества, справка о Казимире, Ахмате; «стояние на реке Угре»   в 1480 г. слайд; )

2)Какой ответ на основной вопрос (проблема) можно дать? (Произошла ликвидация ордынского владычества, а Тверь как главный соперник Москвы, окончательно стал частью Московского княжества.)

III Подведения итогов урока.

Н.М. Карамзин об Иване III.

«История не есть похвальное слово и не представляет самых великих мужей совершенными. Иоанн, как человек , не имел любезных свойств ни Мономаха,  ни Донского, и не стоит, как государь,  на вышней степени величия. Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть вообще благоразумие: оно не пленяет нас подобно великодушной смелости, но успехами медленными, как бы неполными, дает своим творениям прочность. Что ставил миру Александр Македонский? Славу. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостию  именуем нашим любезным отечествам».

ДЗ: § 21, стр174-182.

Карточка к уроку истории в 6 классе

по теме «Создание единого русского государства»

Фамилия, имя ___________________________________________________

Задание.

Отметьте верный ответ:

  1. Ранее других правил князь:
  1. Даниил Александрович
  2. Василий I
  3. Дмитрий Донской
  4. Иван Калита
  1. В правление Василия I разорительный поход на Руси совершил:
  1. Мамай
  2. Едигей
  3. Чолхан
  4. Тохтамыш
  1. Бояре на Руси обычно владели:
  1. поместьем
  2. барщиной
  3. налогом
  4. вотчиной
  1. Грюнвальдская битва состоялась в:
  1. 1380
  2. 1378
  3. 1410
  4. 1408
  1. Перечислите ханства, на которые распалась Золотая Орда и ответьте на вопрос «Прекратились ли набеги на Русь татаро-монголов после распада Золотой Орды? Почему?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Первый раз в пятый класс" для 5-х классов

Данная разработка классного часа ориентирована на учеников 5 класса. Такой классный час нужно провести 1 сентября или в день посещения учениками кабинетов различных учебных дисциплин. Цель классного ч...

Классный час "Первый раз в пятый класс"

Сценарий первого классного часа в 5 классе...

классный час "Первый раз в пятый класс"

Разработка первого классного часа в 5 классе, на котором в игровой форме проходит знакомство классного руководителя с учащимися....

Классный час "Первый раз в пятый класс"

Классный час "Первый раз в пятый класс"...

классный час .«Первый раз - в пятый класс»

:                   познакомиться  с детьми;познакомить учащихся с классным руководителем,с новыми учебными предметами,определить мотивации к учё...

Презентация к классному часу "Первый раз в пятый класс"

Каждый раз, когда дети переходят в среднее звено школы, это очень волнительно для всех - учителей, родителей и детей. И от того, как их встретит новый классный руководитель зависит очень многое. И, ко...

Методическая разработка классного часа День знаний в 5 классе «Первый раз в пятый класс. Пусть цифра 5 нам принесёт удачу!»

Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса». Цель данного мероприятия - знакомство с детьми и ад...